А. В. Ефимов. "Очерки истории США. 1492-1870 гг." Учпедгиз, Москва, 1958 г. OCR Biografia.Ru
продолжение книги...
Конституция 1787 г.
В обстановке реакции, после подавления восстания Шейса в Филадельфии, открылась под председательством Вашингтона сессия «Конституционного конвента». Работа его (май—сентябрь 1787 г.) проходила в глубокой тайне. Этот конвент выработал, не имея на то законных полномочий, новую конституцию, которая с некоторыми изменениями остается формально в силе вплоть до последнего времени. Хотя текст конституции изменился незначительно, но, говоря о конституции, необходимо учитывать изменения в соотношении классовых сил на протяжении истории США. Одним из основных вопросов, по которому шла борьба при выработке конституции 1787 г., был вопрос о степени централизации государственной власти и, главное, о классовом характере этой централизации. Представитель Нью-Йорка Гамильтон и многие другие не скрывали своего намерения восстановить монархию. Один из авторов американской конституции, Джон Джей, заявлял, что простонародье слишком невежественно, чтобы обладать политическими привилегиями, что место мастерового и рабочего — у станка, а место фермера — за плугом и что государственные дела должны вершиться «богатыми и благородными». В виде большой уступки Гамильтон и его единомышленники соглашались не на монархию, а на республику с избираемым пожизненно президентом, облеченным огромными полномочиями. Медисон из Виргинии считал, что президент должен избираться на срок, но требовал, чтобы сенат состоял из пожизненных членов. Представители Нью-Джерси продолжали отстаивать децентрализацию политической власти. Если представители торговой буржуазии и крупнейшие землевладельцы Севера требовали централизованной власти, то плантаторы Юга, стремясь сохранить рабство, отстаивали самостоятельность штатов и боролись против значительной централизации власти. В то же время обе тенденции — усилить центральную власть, чтобы обеспечить господство купцов и крупных землевладельцев Севера, или же децентрализовать власть, но так, чтобы в наибольшей мере обеспечить всесилие плантаторов, не устраивали народные массы — фермеров, ремесленников, рабочих. Так, например, фермеры и ремесленники требовали конституционных гарантий, но буржуазия, крупные землевладельцы и плантаторы упорно этому сопротивлялись. Вот почему демократические «низы» оказывали такое сопротивление планам имущих классов, которые пошли на взаимные уступки, на компромисс, чтобы совместно преодолеть сопротивление народных масс. В результате был с некоторыми изменениями принят план, представленный Медисоном, который стоял за республику с двумя палатами и с большими полномочиями президента. Согласно новой конституции — конституции 1787 г. — создавался вместо конфедерации союз штатов. Новая конституция вела к усилению центральной власти. В местных вопросах штатам, однако, была оставлена довольно широкая самостоятельность. Во главе исполнительной власти поставлен был президент, избираемый на четыре года. Президенту поручено командовать армией и флотом, назначать с совета и согласия сената чиновников и заключать международные договоры, подлежащие ратификации сената большинством в 2/3 голосов. Главой кабинета министров становился президент. Кабинет министров в США отличается от английского. Во-первых, премьером является сам президент (его заместитель по кабинету — государственный секретарь США, т. е. министр иностранных, а первоначально и внутренних дел), во-вторых, кабинет ответствен не перед конгрессом, а перед президентом. Вотум недоверия правительству или отдельному министру, вынесенный конгрессом, не является основанием для выхода соответствующего секретаря (министра) или кабинета в целом в отставку. Президент же может дать отставку любому министру.
В отличие от положения, установленного «Статьями конфедерации», когда президент конгресса мог действовать только через власти штатов, президенту США было теперь предоставлено право распоряжаться непосредственно, помимо властей любого штата. По конституции 1787 г. конгресс был разделен на две палаты: палату представителей и сенат. В палату представителей избирали депутатов от штатов пропорционально количеству населения. В верхнюю палату — сенат — каждый штат получал право посылать двух депутатов независимо от числа его жителей. Когда однажды, сидя за столом с Вашингтоном, Джефферсон усомнился в том, нужен ли сенат, Вашингтон спросил, зачем он наливает кофе на блюдечко. «Всякий знает, для чего, — ответил Джефферсон, — чтобы слишком горячий кофе успел остыть». — «Ну вот, потому-то при издании законов и нужна вторая палата», — ответил Вашингтон. Разумеется, введение второй, верхней палаты имело классовый характер и было направлено против народных масс. Право издавать законы об условиях и порядке выборов (установление ценза и пр.) в местные и центральные, или, как их называют в США, федеральные, органы конституция 1787 г. сохранила за отдельными штатами. Для пользования избирательными правами почти во всех штатах необходимо было иметь собственность — землю или капитал. Женщины избирательных прав не получили. Один из штатов — Нью-Джерси — предоставил было политические права женщинам, но затем взял их назад. От избирателей требовали проживания в течение определенного срока в избирательном округе (ценз оседлости), что лишало избирательных прав многих лиц из пришлого населения, в особенности бедняков, вынужденных постоянно скитаться по стране в поисках работы. В текст конституции, выработанной в 1787 г., не вошла Декларация независимости. В конституции 1787 г. ничего не говорилось о самых элементарных буржуазных «свободах»: о свободе слова, печати, совести и других гражданских свободах, хотя фермеры и ремесленники требовали включения их в конституцию. На внесении в конституцию соответствующих поправок, которые именуются обычно «биллем о правах», настаивали демократические массы, особенно в Массачузетсе, Виргинии и Нью-Йорке, но только 25 сентября 1789 г., под влиянием начавшейся во Франции революции, эти 10 прогрессивных поправок были приняты конгрессом. В декабре 1791 г. их ратифицировали девять штатов (т. е. требуемые для принятия конституционных законов две трети штатов), и с этого момента эти важные дополнения к конституции вошли в силу. Большие полномочия постепенно приобрел верховный суд, члены которого назначались пожизненно и были несменяемы. Этот суд с течением времени получил возможность отменить любой закон США, объявив его противоречащим конституции, и не раз впоследствии использовался американскими капиталистами для подавления стачек, объявлявшихся «незаконными». По буржуазной конституции 1787 г. негры остались рабами. При этом конституция предоставила южным рабовладельческим штатам дополнительное количество голосов, прибавив при исчислении норм представительства к числу свободных жителей 3/5 числа рабов в этих штатах. Разумеется, рабы права голоса не получили. Увеличение же числа голосов в южных штатах по сути дела означало усиление влияния плантаторов-рабовладельцев на государственные дела. Рабовладельцы добились включения в конституцию позорного пункта о сохранении права ввоза рабов-негров в течение 20 лет. Индейцы также не получили прав гражданства Соединенных Штатов. За ними не признавалось даже право собственности на их исконные земли. Они беспощадно истреблялись, либо выселялись в бесплодные засушливые горные районы, где были обречены на вымирание. В течение одного столетия, с конца XVIII до конца XIX в., индейское население Соединенных Штатов уменьшилось примерно в четыре раза, до 240 тысяч. Об отрицательных сторонах буржуазной демократии американский поэт Филипп Френо писал в 1793 г.: Как можем мы назвать справедливым правительство... Когда миллионы, лишенные всего, В отчаянии льют слезы И паразиты пьют их кровь... Говоря о судьбе ветеранов войны — бедняков при господстве буржуазных порядков, Ф. Френо в стихотворении «Американский солдат» изображает бойца, покрытого шрамами, с деревяшкой вместо ноги, печально размышляющего о своей участи. «Он слишком беден, чтобы обратиться в суд, и слишком горд, чтобы просить милостыню». Американская республика на долю солдата оставила «славу и голод». Конституция США закрепила те завоевания революции, которые были выгодны буржуазии. Она закрепила республиканский строй, что было важно и для народных масс, но в то же время усилила центральную власть, принадлежавшую буржуазии и рабовладельцам, и способствовала развитию капиталистических отношений в США, эксплуатации труда рабов. Вместе с тем конституция признала в общей форме принцип народного представительства, хотя бы и с ограниченным избирательным правом, а это логически ведет к высоко прогрессивной идее народного суверенитета. Противоречия в конституции порождались противоречиями капиталистического строя.