А. В. Ефимов. "Очерки истории США. 1492-1870 гг." Учпедгиз, Москва, 1958 г. OCR Biografia.Ru
продолжение книги...
Фольклор в колониальный период и во время войны за независимость
История народной культуры и профессионального искусства и литературы в США — это большая и сложная тема. Для США характерно, что представители весьма музыкальных наций — французы, немцы, итальянцы, - переселяясь за океан, не дали в XVII—XIX вв. сколько-нибудь значительных музыкальных произведений. Малое развитие получили, например, и такие виды искусства, как станковая живопись, скульптура.
Американские свободные колонисты двигались на Запад, приспосабливались к новым условиям, вырубали леса, осваивали земли, прокладывали дороги, каналы, строили города, развивали промышленность. Деятельность населения была направлена в первую очередь на производство материальных благ, на освоение все расширявшейся территории. Поддержки от государства, штатов, от меценатов представители искусства не получали — а на Юге хотя и были кое-где меценаты, но в затхлой, душной, реакционной атмосфере Юга профессиональное искусство не могло расцвести и дать сколько-нибудь значительные результаты. Но был один вид художественного творчества, тесно связанный с политической жизнью, — литература, которая достигла значительного развития, по преимуществу на Севере США. Глубокие классовые противоречия, наличие представительных учреждений, большое развитие публицистики и газетного дела и издание множества журналов способствовали развитию литературы в США. Литература — это весьма важное средство общения между людьми, как внутри нации, так и между народами. Читать произведения художественной литературы — это значит жить многими жизнями, это один из способов приобщаться к жизни всего общества и даже многих народов. Литература описывает не только то, что есть, но, обобщая, зовет к определенным общественным идеалам, является одной из сфер жизни классов, классовой борьбы. В США, несмотря на большие трудности, художественная литература пробила себе дорогу и уже с конца XVIII, а особенно со второй четверти XIX в. получила признание и за океаном, в Европе. С самого начала в Америке одним из существенных препятствий для развития литературы была религия. Борьба прогрессивных сил против реакции началась там еще в колониальный период. Так, одним из наиболее образованных людей английских колоний в Америке был Коттон Мезер (1663— 1728), отлично знавший десять языков (в том числе несколько индейских), автор 400 сочинений, член английского королевского общества (Академии). Одной из главных тем изысканий главы бостонской церкви Мезера было доказательство существования дьявола. Этот самый Мезер был одним из инспираторов «ведовского» процесса в Сэлеме, где применялись приемы инквизиции. Религия играла столь большую роль в Новой Англии, что и борьба против нее шла под религиозными лозунгами. Пример этому — возникновение сект, которых в Америке было великое множество. В частности, против пуританского мракобесия в Новой Англии боролся Роджер Кларк, противник монархии и сторонник мирных отношений с индейцами. Приверженец идеи народного суверенитета, отделения церкви от государства, Кларк был отдан под суд и приговорен к отлучению от церкви и изгнанию из колонии Массачузетс. В 1635 г. он бежал из своей колонии и неподалеку от нее, в пустынной местности, основал поселение Род-Айленд. Последователь Кларка, Вильямс, опубликовал ряд памфлетов, борясь за свободу совести, против изуверства пуритан. Религиозные памфлеты — вот что было господствующим видом литературы в колониях Новой Англии, и в этих условиях художественной литературе трудно было пробить себе дорогу. Однако в колониальный период развивалось народное творчество, которое и легло в основу первых литературных произведений этой эпохи.
В колониях распевались песни, привезенные из Англии, Шотландии и Ирландии. По их образцу сочинялись новые. Преобладали баллады, в основе которых зачастую лежало повествование о действительных событиях. Драматический материал для баллад давала и американская действительность. Вот, например, народная песенка «Маленькая Мохи» — о дружбе колонистов с индейцами. В ней рассказывается:
Выйдя однажды погулять для развлечения, Провести время в приятном отдыхе, Забавляясь на траве, О, кого же я заметил, как не прекрасную индейскую девушку, Она села близ меня, взяла мою руку, Говоря: «Ты чужеземец и в чужой стране. Но если пойдешь за мной, — добро пожаловать, И живи в хижине, которую я зову своим домом!» Однако не всегда фольклор повествует о мирных, добрососедских отношениях колонистов с индейцами. В одной из песенок рассказывается, например, о том, как известный пионер Даниэль Бун в Кэмберлендском ущелье «убивал индейцев из старого кремневого ружья». В народном творчестве получил широкое отражение пафос американской революции XVIII в. Приведем строфу из «Песни свободы» Джона Дикинсона, написанной в 1768 г. и ставшей народной. В ней выражается готовность к жертвам, для того, чтобы освободиться от колониального гнета Англии. Свободными мы рождены и свободными будем жить; Наши кошельки готовы, Держитесь, друзья, держитесь; Не как рабы, а как свободные люди мы дадим свои деньги. Любимая песенка солдат Вашингтона, «Янки Дудль» (отметим, что слово «янки» бытовало в Америке уже во времена войны за независимость), была по существу атеистической. Вот куплет одного из вариантов этой песни, которую солдаты распевали после зимовки у Вэлли Фордж: Янки Дудль был в аду. Говорит: «Прохлада». Кто живал на Вэлли Фордж, Не боится ада (1).
Первый великий представитель формирующейся американской нации, В. Франклин, широко использовал и в своем альманахе «Простак Ричард» и в памфлетах и политических притчах народное творчество, в том числе творчество индейцев. «Вначале, — передает Франклин рассказ индейца, — наши предки питались только мясом животных, и если охота бывала неудачна, они голодали. Два наших молодых охотника убили оленя и развели в лесу костер, чтобы изжарить часть его. Когда, они собирались утолить голод, то увидели, как с облаков спускается и усаживается на том холме, который виден там, среди Синих Гор, прекрасная молодая женщина. Они сказали друг другу: это дух, который учуял, как жарится наша оленина, и хочет ее отведать; угостим-ка ее. Они попотчевали ее языком; ей понравился его вкус, и она сказала: «Ваша доброта будет вознаграждена; приходите на это место через тринадцать лун, и вы найдете кое-что, очень полезное для прокормления вас и детей ваших до последнего поколения». Так они и сделали и, к своему удивлению, нашли растения, каких никогда прежде не видывали, но которые с той давней поры постоянно выращиваются у нас к великой нашей выгоде: там, где ее правая рука коснулась земли, они нашли маис; где коснулась левая рука,
---------------------------------------------------
1. «История американской литературы», 1947, стр. 86.
---------------------------------------------------
они нашли фасоль; а на том месте, где сна сидела, они нашли табак». В своих произведениях великий пеноильванец возмущался тем, как индейцев обманывают в торговле, и описал зверские расправы колонистов с индейцами. К родоначальникам американской национальной литературы относят обычно Т. Джефферсона и Т. Пэйна. Их страстные, яркие памфлеты звали к борьбе против королевской власти и аристократии, против религии, хотя иной раз и с именем бога на устах. Памфлет Пэйна «Здравый смысл» способствовал окончательному разрыву колоний с английской монархией. В своих высокопатриотических памфлетах «Кризис» (1776—1783) Томас Пэйн писал: «Настало время испытания человеческих душ. Солдат, который сражается только летом, и тот патриот, который воюет только при ярких лучах солнца, — отступается от службы своей родине; но тот, кто отстаивает ее теперь, — заслуживает благодарности и любви и мужчин и женщин. Тиранию, подобно аду, нелегко победить. Но нас утешает мысль, что чем труднее борьба, тем больше славы в победе». Рассказывали, что первый выпуск «Кризиса» Пэйн писал во время отступления армии, на привале, сидя на барабане. Этот первый выпуск, по приказу Вашингтона, прочитали перед всеми частями американской армии. После одного из сражений у многих павших солдат на груди оказался приколот выпуск «Кризиса». В памфлете «Права человека» Пэйн писал о том, что раз революции начались (в Америке и во Франции), то естественно ожидать, что за ними последуют другие революции, что они стоят «в порядке дня». Но Пэйн был разочарован теми порядками, которые сложились в Америке после революции. В статье: «Гражданам Соединенных Штатов» писатель утверждал: «В Америке возникает замаскировавшаяся клика; она потеряла из вида основные начала, она стала рассматривать правительство как монополию, а народ — как наследственную собственность. Не удивительно поэтому, что «Права человека» подверглись нападкам со стороны этой клики, а автора книги постоянно оскорбляли». «Поэтом двух революций» — американской и французской — называют Филиппа Френо, по профессии учителя. Когда английские колонии в Северной Америке восстали, Френо писал о «дубоголовом короле» Георге III. В поэме «Британский тюремный корабль» Френо, сам отбывший каторгу на таком корабле (только за то, что он во время войны был захвачен англичанами как пассажир американского корабля), описал страдания военнопленных. Френо горячо возмущало рабство. В то время как федералисты называли народ «скотоподобной массой», Френо в ответ на это гордо заявил, что он — вместе с этой «массой». Поэт мечтал о том, что весь мир последует велениям свободы и что пламя революции перекинется «на ледяные просторы России». Большой интерес представляет творчество Джоэла Барло (1754—1812). Полковой священник в армии Вашингтона, затем адвокат, разбогатев в Париже на продаже американской земли, Барло предался поэтическому творчеству. В стихотворной истории открытия Америки, изложенной на четырехстах страницах, — «Колумбиаде», его герой Колумб грезил о конгрессе всех наций, разрешающем все дела путем арбитража и учреждающем вечный мир и союз стран во всем мире. В другом произведении — «Совет привилегированным сословиям» — Барло подверг критике крупную собственность.