Страстным борцом против рабства был уроженец штата Массачузетс, сын мелкого фермера--квакера поэт Джон Гринлиф Уиттир (1807—1892). Ученье в колледже поэт совмещал с занятием сапожным ремеслом, но закончить образование ему не удалось. Большим другом Уиттира был Вильям Ллойд Гаррисон, принявший его первую поэму к напечатанию в ньюберипортской «Свободной печати». Организатор и руководитель ряда аболиционистских обществ Новой Англии, Уиттир едва не погиб, забросанный камнями после одного своего выступления в Конкорде, главном городе штата Нью Гэмпшир. Герои Уиттира — Туссен-Лувертюр, Джон Браун, Гарибальди, негры-рабы, борющиеся за свободу, трудовой люд Новой Англии («Песни труда», 1850). Во время гражданской войны квакер Уиттир хотя и сочувствовал северянам, но, будучи противником всякой войны, не считал возможным участие в ней. О творчестве аболициониста-публициста, писателя и историка Ричарда Хилдрета больше всего дает представление его роман «Белый раб», изданный в США в первом варианте в 1836 г. (1). «Если вы хотите создать себе представление о том, — писал Хилдрет, — какие страдания человек, не задумываясь, не колеблясь, не чувствуя жалости, может причинить себе подобным, если вы хотите ясно представить себе, какие муки, какая боль и жгучая ненависть могут до предела наполнить человеческое сердце — прочтите эти записки». В отличие от Бичер-Стоу, Хилдрет бичует религию, как одно из средств держать негров в рабстве.
Роман «Белый раб» был первым крупным художественным произведением, обличавшим рабство негров (первая версия «Белого раба» появилась задолго до «Хижины дяди Тома»). Роман этот, являющийся собственно говоря и памфлетом, написан как воспоминания бежавшего из неволи мулата Арчи Мура. В нем ярко и гневно описано угнетение рабов-негров, показано губительное влияние рабства и на рабов и на рабовладельцев, экономическая нецелесообразность рабовладения как хозяйственной системы. Вскрывая глубокую безнравственность, которую вносит рабство в человеческие отношения, автор не щадит освящающих в оправдывающих невольничество служителей церкви и попечителей сект. При чтении романа Хилдрета поражает соединение у рабовладельцев чудовищной алчности и такой же жестокости. С яростью бичует Хилдрет и капиталистов-северян, которых жажда наживы от торговли с Югом заставляет отступать перед плантаторами и в угоду им преследовать аболиционистов, попирая буржуазно-демократические свободы. Уступая «Хижине дяди Тома» по своим художественным достоинствам, книга Хилдрета намного превосходит ее своим боевым, непримиримым духом. Одним из ее центральных образов является героический образ негра-мятежника Томаса, возглавившего группу бежавших рабов. Пойманный Томас, всходя на костер, говорит: «Делайте со мной, что угодно. Лучшие годы я провел в рабстве. Мою жену на моих глазах засекли насмерть. Когда я вырвался на свободу, вы стали травить меня собаками, стреляли в меня из карабинов, назначали цену за мою голову. Но я достаточно долго издевался над вами и платил вам вашею же монетой. Лучше умереть сейчас, когда у меня еще достаточно сил и смелости, чтобы бросить вам в лицо все мое презрение». На заключительных страницах своего романа Хилдрет пишет: «Напрасно, американцы, стараетесь вы сделать природу своей
--------------------------------------------------------------
1. Имеется издание на русском языке, 1951 г.
--------------------------------------------------------------
сообщницей в гнусном заговоре против прав человека... С каждым днем, с каждым часом ослабевает прочность ваших цепей и растет сила угнетенных, их решимость разбить свои оковы. ...Вас — особенно вас — призываю я к ответу, жалкие политики с седеющими головами, люди с иссохшими сердцами, лишенные убеждений и веры, вас, падающих ниц и ползающих в пыли перед золотым тельцом». Хилдрет рабству противопоставляет буржуазную демократию, не видя ее глубоких противоречий; но великая честь ему за мужественное, непримиримое обличение рабства! О значении выступавшей против рабства писательницы Гарриет Бичер-Стоу, представлявшей реалистическое направление в американской литературе, говорилось выше. Общественная значимость ее романа «Хижина дяди Тома» была усилена тем, что он вышел в свет, когда в США складывалась революционная ситуация. Особо значительное место в американской и мировой литературе занимает один из виднейших представителей литературной демократической традиции в США — Уолт Уитмен (1819— 1892). Сын плотника, Уитмен гордился тем, что он человек из народа. И творчество его, лирика и народного трибуна одновременно, было в высшей степени прогрессивным. В книгах стихов «Листья травы» (1855), в «Барабанном бое» (1865) и других Уитмен борется против рабства, против реакции, за демократию, несколько идеализируя ее в своих ранних произведениях, а затем преодолевая прежние буржуазные иллюзии. Уитмен — продолжатель и один из замечательнейших представителей революционно-демократической, в частности аболиционистской литературы США. Для творчества Уитмена характерен жизнеутверждающий оптимизм: ...Жизнь, безмерную в страсти, в биении, в силе, Радостную, созданную чудесным законом для самых свободных деяний, Человека Новых Времен я пою (1). В другом стихотворении Уитмен, тоже прорицая будущее, писал: Поэты, которые будут. Певцы, музыканты, ораторы! Не нынешний день оправдает меня и ответит, зачем я —
Нет, люди породы иной — коренной, атлетической, куда величавее прежних, — Явитесь — вам надо меня оправдать (2).
Поэт воспевает труд, простых людей из народа: Я влюблен в растущих на вольном ветру, В людей, что живут со скотом, дышат океаном или лесом, В судостроителей, в кормчих, в тех, что владеют топорами и молотами и умеют управлять лошадьми, Я мог бы есть и спать с ними по целым неделям, всю жизнь (3).
Уитмен считал, что великий город — не там, «где роскошные высокие здания, магазины с изделиями разных стран мира», а там, «где есть мощное племя ораторов и поэтов, там, где любимы они, где их понимают и чтут...» Где нет ни рабов, ни рабовладельцев, Где гражданин — глава всего, а президент, Мэр, губернатор — его наемные слуги. И поэт мечтал о таком строе, где убеждение сильнее, чем принуждение («Песня о топоре»).
------------------------------------------------------
1. «Одного я пою». Уолт Уитмен, Избранное, под ред. М. О. Мендельсона, М., 1954, стр. 37.
2. Там же, стр. 43.
3. Там же, стр. 57
------------------------------------------------------
Уитмену было присуще высокое, благородное чувство интернационализма трудящихся. Об этом говорит стихотворение «В тоске и раздумье». В тяжелую минуту поэту чудятся страдающие люди в других странах — в Германии, в Италии, в Испании, во Франции:
Или далеко-далеко — в Китае, в России, в Японии — они говорят на других языках, Но мне кажется, что если бы я мог познакомиться с ними, Я бы полюбил их не меньше, чем своих земляков... Горячо сочувствуя революции 1848—1849 гг. в Европе, Уитмен писал о борцах и жертвах этой революции: «В каждой могиле борца есть семя свободы, из этого семени вырастает новый посев» (1). Постоянные политические уступки буржуазии Севера рабовладельцам Юга возбуждали гнев Уитмена, который в нарочито вульгарной форме говорил о «мягкотелых»: Мы все послушны, мягкотелы, Мы словно теста ком, И южные рабовладельцы Нас месят кулаком...
В начале своего литературного пути Уитмен возлагал большие надежды на буржуазную демократию. Но вот что он писал об этой демократии позже (2): «Всюду царит душная атмосфера, превращающая миллионы фермеров и рабочих Соединенных Штатов в покорное орудие небольшой кучки политиканов». Однако поэта не покидала надежда на перемену в будущем. «В настоящее время,— писал он, — личный состав американских правительственных учреждений, исполнительных органов и т. д. состоит из краснобаев-юристов, речистых, но ничтожных и хилых старцев, профессиональных политиков, светских фатов, людей с плохим пищеварением и им подобных, — лишь в редких случаях попадается человек из народа; результаты этого налицо, а в будущем они будут, конечно, еще заметнее. Вина за это, если можно усмотреть здесь вину, ложится — не без основания — на народ, и в свое время, несомненно, все это исправится» (3). Критикуя буржуазную демократию, Уитмен доходил до крайности и отрицал вообще необходимость политических партий, приближался к анархизму. Однако основные черты творчества Уитмена — народность, прогрессивный, боевой характер его поэзии, живут и в наше время и способствуют великому делу сближения народов всех стран мира в борьбе за мир и дружбу народов.
---------------------------------------------------------
1. «Одного я пою». Уолт Уитмен, Избранное, под ред. М. О. Мендельсона, М., 1954, стр. 37.
2. В 1856 г., в статье «Восемнадцатые выборы президента».
3. Там же, стр. 238.