.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Борьба Советского Союза за смягчение напряженности в международных отношениях


И. Кирилин. "Борьба Советского Союза за смягчение напряженности в международных отношениях"
Издательство "Знание", Москва, 1954 г.
OCR Biografia.Ru

Агрессивная политика правящих кругов США — главная причина международной напряженности

Обстановка после второй мировой войны вплоть до 1953 гола характеризовалась ростом напряженности в международных отношениях. Лишь в 1953 году благодаря усилиям Советского Союза, Китайской Народной Республики и всего лагеря мира, демократии и социализма впервые после войны наметились некоторые признаки ослабления международной напряженности.
Международная напряженность возникла и обострилась в результате агрессивной политики американского империализма, ставящего своей целью достижение «руководящей роли в мире», установление господства над народами всех стран при помощи пресловутой политики «с позиции силы» и развязывания новой мировой войны.
Американский империализм давно стал выступать с авантюристическими планами установления своего господства над другими народами. Еще в начале XIX века, провозгласив доктрину Монро о невмешательстве европейских государств в дела американского континента, США фактически заявили о своих претензиях на все Западное полушарие.
Осуществляя эту политику, США стали утверждать свое господство в странах Карибского моря, а затем начали распространять его на всю Южную Америку. В конце XIX века американские империалисты захватили в бассейне Тихого океана ряд опорных баз: Гавайские острова, Филиппины, Самоа и др., положив тем самым начало борьбы за господство на Тихом океане.
Борьба американских империалистов за расширение своего господства над другими странами со всей силой развернулась в годы первой мировой империалистической войны. Воспользовавшись занятостью своих главных соперников на европейском театре военных действий, монополисты США усилили экспансию в различные части света, особенно в страны Центральной и Южной Америки, в колониальные владения Англии, Франции и других государств, расположенные в Азии и Океании.
Монополисты США издавна стремились подчинить себе Восточную Сибирь, захватить неисчерпаемые природные ресурсы России, закабалить русский и другие народы нашей страны, превратить Россию в колонию США. Коварные замыслы американских империалистов были сорваны Великой Октябрьской социалистической революцией, впервые в истории человечества приведшей к рождению государства, где власть принадлежит народу, ставшему хозяином своей судьбы.
Создание первого в мире социалистического государства было встречено американским империализмом лютой ненавистью. Соединенные Штаты Америки явились вдохновителем, организатором и участником кровавой интервенции международных империалистических хищников против Советского социалистического государства.
Империалисты США в течение 16 лет не признавали Советский Союз и не имели с ним нормальных политических и экономических отношений. Под их руководством и при их активном участии разрабатывались различные планы уничтожения СССР. Американские империалисты были творцами и проводниками политики поощрения агрессии фашистских государств. Они рассчитывали, что им удастся направить эту агрессию в сторону СССР.
Правящие круги США рассматривают борьбу против СССР как неразрывную составную часть своей политики завоевания мирового господства. Поэтому в период между двумя мировыми войнами они были заинтересованы не в сохранении мира путем обеспечения коллективной безопасности, а в развязывании войны государств фашистского блока против Советского Союза, ибо СССР, проводя последовательно миролюбивую внешнюю политику, мешал осуществлению коварных планов империалистов США, направленных на закабаление народов всех стран и континентов.
Вторая мировая война усилила надежды американских монополистов на достижение мирового господства. В этой войне правящие круги США преследовали свои узко корыстные империалистические цели, не имевшие ничего общего с целями Советского Союза и народов других стран, героически боровшихся против фашистских угнетателей за независимость, за демократические свободы. Монополисты с Уолл-стрита стремились не к уничтожению фашизма и агрессоров, а к устранению своих конкурентов на мировых рынках, к захвату этих рынков и установлению мирового господства. Они рассчитывали на ослабление Советского Союза в войне, на то, что наша социалистическая Родина потеряет свое значение великой державы и попадет в зависимость от США.
Однако этим бредовым планам не суждено было сбыться. Хотя в ходе войны Германия и Япония были разгромлены и выведены из строя и американским империалистам удалось овладеть рынками Западной Германии, Италии, Японии, захватить часть рынков своих союзников — Англии, Франции, Бельгии, Голландии, внедриться в экономику этих стран и в их колонии, обогатиться на войне, но им не удалось главное — утвердить свое господство над миром. Провалились надежды и на увеличение промышленного производства США в 4—5 раз. За годы войны и послевоенного развития американские империалисты увеличили промышленное производство только в два раза, да и то ценой небывалой по размерам гонки вооружений.
Расчеты правящих кругов США на ослабление Советского Союза и на подчинение его американскому господству с треском провалились. Более того, в результате всемирно-исторической победы, одержанной Советским Союзом во второй мировой войне, коренным образом изменилась вся международная обстановка.
Победа Советского Союза над гитлеровской Германией и милитаристской Японией привела к дальнейшему углублению и обострению общего кризиса капитализма. Одним из важнейших показателей углубления общего кризиса капитализма в послевоенный период является коренное изменение соотношения сил между социалистической системой и системой капиталистической в пользу социализма и в ущерб капитализму.
В послевоенные годы лагерь социализма, возглавляемый Советским Союзом, неизмеримо вырос и окреп. До второй мировой войны Советский Союз являлся единственным в мире социалистическим государством, которое находилось во враждебном капиталистическом окружении. В 1940 году на долю СССР приходилось 18% территории и 8,9% населения земного шара.
Эта обстановка в корне изменилась после войны. От системы империализма отпал ряд государств Азии и Европы. Советский Союз не только вышел из международной изоляции, но и является центром могучего лагеря мира, демократии и социализма, объединяющего более 900 млн. человек населения земного шара. Свыше трети человечества навсегда освободилось от империалистической неволи и вступило на путь социалистического развития.
Отпадение от мировой капиталистической системы самой большой страны Азии — Китая, а также народно-демократических стран Европы и образование во главе с Советским Союзом могучего лагеря социализма привело к важным экономическим изменениям во всем мире. Эти изменения состоят в том, что единый всеохватывающий мировой рынок распался и образовались два параллельных мировых рынка: рынок стран социалистического лагеря и рынок стран капиталистического лагеря. Распад единого мирового рынка еще больше углубил общий кризис капитализма вследствие сокращения сферы приложения сил главных капиталистических стран. Положение мировой капиталистической системы осложняется в настоящее время также и тем, что в результате войны и нового подъема национально-освободительной борьбы народов колоний и зависимых стран фактически происходит распад колониальной системы империализма.
Внутри самих империалистических государств, как никогда ранее, обострились противоречия между трудом и капиталом активизировалось движение широчайших народных масс против империализма, за демократические права и свободы, за национальную независимость и мир.
Гигантское усиление лагеря мира, демократии и социализма и прогрессирующее ослабление агрессивного империалистического лагеря усиливают животную ненависть всей международной реакции, особенно империалистов США, к Советскому Союзу и странам народной демократии, указывающим своим примером порабощенным народам путь к освобождению от ига империализма.
Американские монополисты, нажившиеся на войне, укрепившие свои экономические позиции, претендуют ныне на роль «руководителя мира». Однако на пути достижения своих планов они встречают решительное противодействие со стороны СССР и других демократических стран и народов. Империалисты США стремятся устранить это препятствие при помощи войны против стран демократического лагеря. Они рассчитывают, что посредством войны им удастся сокрушить лагерь социализма, удушить демократические силы во всех странах капиталистического мира и добиться своего мирового господства.
Борьба за мировое господство является основным мотивом внутренней и внешней политики американской империалистической верхушки. Прямым результатом этой политики явилась небывалая по размерам гонка вооружений, котррая приводит к обнищанию десятки миллионов трудящихся и к обогащению горстки монополистов.
Правящие империалистические круги США осуществляют широкую экономическую, политическую и военную экспансию в различных частях света. Под их руководством в 1949 году был создан Северо-атлантический агрессивный блок, в состав которого ныне входят 14 государств: США, Англия, Франция, Бельгия, Люксембург, Голландия, Дания, Норвегия, Исландия, Италия, Португалия, Канада, Турция, Греция. Империалисты США стремятся использовать Северо-атлантический блок для достижения своих планов установления мирового господства.
Наряду с этой агрессивной группировкой империалисты США пытаются сколотить новые военно-политические блоки на Ближнем и Среднем Востоке, в Южной и Юго-Восточной Азии.
Американские поджигатели войны создают на территориях чужих стран военные базы, сооружают стратегические шоссейные и железные дороги, проводят реорганизацию армий своих сателлитов, приспосабливая их к выполнению целей американской агрессивной политики. В настоящее время насчитывается более 500 американских баз, разбросанных в Атлантическом океане, в Западной Европе, Северной Африке, странах Ближнего и Среднего Востока, в Юго-Восточной Азии, на островах Тихого океана. Эти базы сооружаются с таким расчетом, чтобы приблизить американские вооруженные силы к границам СССР, Китайской Народной Республики и других демократических государств.
Целям подготовки новой мировой воины служит политика правящих кругов США, проводимая в отношении Германии.
Американские стратеги возрождают в Западной Германии немецко-фашистский вермахт под командованием гитлеровских генералов. Под видом полицейских, полуполицейских и полуармейских немецких формирований в Западной Германии уже созданы реваншистские вооруженные силы численностью в 368 тыс. человек. Но этим дело не ограничивается. Империалисты США настойчиво добиваются создания регулярных немецко-фашистских военных формирований и включения их в состав вооруженных сил Северо-атлантического блока.
Такую же политику проводят правящие круги США и на Дальнем Востоке. В 1951 году они вместе со своими партнерами по Северо-атлантическому блоку — Англией, Францией и другими государствами подписали в Сан-Франциско незаконный сепаратный «мирный» договор с Японией, означающий на деле сговор американских империалистов с японскими реваншистами против мира и жизненных интересов народов всех стран, в том числе против национальных интересов японского народа. Сан-францисский сепаратный договор не предусматривает каких-либо ограничений для Японии в отношении ее вооруженных сил. Под видом соглашения о взаимном обеспечении обороны американские оккупационные войска остались на территории Японии на неопределенное время. США стремятся превратить Японию в военный плацдарм на Дальнем Востоке для осуществления своих агрессивных планов, направленных против Китайской Народной Республики и других стран Азии, а также против Советского Союза.
Выражением проводимой правящими кругами США политики «с позиции силы» являются дискриминационные мероприятия в области международной торговли, преследующие цель подорвать экономику СССР, Китайской Народной Республики и других стран демократического лагеря. Хотя эти мероприятия не дали США и их сателлитам в Европе положительных результатов, а, наоборот, вызвали ухудшение экономического положения в странах, подчиняющихся американскому диктату, монополисты с Уолл-стрита продолжают мешать развитию нормальной международной торговли, стараются затруднить экономические связи капиталистических государств со странами демократического лагеря.
Американские поджигатели войны возвели на уровень правительственной политики подрывную деятельность в виде организации международных авантюр, шпионажа и диверсий. Эта политика особенно беззастенчиво осуществляется в отношении СССР и стран народной демократии. В октябре 1951 года в США был издан закон о так называемом «взаимном обеспечении безопасности», предусматривающий финансирование специальных шпионских и диверсионных групп, а также отдельных лиц, засылаемых в страны демократического лагеря для вредительской работы.
Правящие круги США везде, где им это удается, насаждают реакционные порядки и режимы. Они открыто вмешиваются во внутреннюю жизнь стран — сателлитов США, совершают государственные перевороты, смещают неугодных им министров, ставят под свой контроль деятельность органов государственной власти различных стран.
Примером грубого вмешательства империалистов США во внутреннюю жизнь других стран являются недавние события в Гватемале, где США насильственно, путем вооруженного вмешательства добились свержения законно избранного правительства и навязали гватемальскому народу режим, угодный американским монополиям.
Все это свидетельствует о том, что «ныне американский империализм выступает уже не только как агрессор, но и как мировой жандарм, старающийся задушить свободу везде, где только возможно, и насадить фашизм» (1).
Именно эта политика американского империализма является основным источником международной напряженности, главной причиной обострения отношений между государствами.
Напряженность в международных отношениях особенно усилилась с момента нападения империалистов США на Корейскую Народно-Демократическую Республику 25 июня 1950 года.
Переход США от подготовки войны к открытым актам агрессии создал реальную опасность возникновения третьей мировой войны. В этих условиях народы всех стран земного шара поднялись на защиту мира, против поджигателей новой войны. В борьбе за сохранение мира, за смягчение международной напряженности лагерь мира и демократии одержал неоспоримые победы. Огромный вклад в дело защиты мира, смягчения напряженности в международных отношениях внес Советский Союз.
--------------------------------
1. Г. Маленков. Отчётный доклад XIX съезду партии о работе Центрального Комитета ВКП(б), стр. 25. Изд. «Правда». 1952.
--------------------------------

Успехи советского народа в борьбе за ослабление международной напряженности, за мир, за предотвращение новой мировой войны

Советское государство с первого дня своего существования последовательно служит великому, благородному делу борьбы за мир и безопасность народов. Миролюбивая внешняя политика Советского Союза вытекает из внутренней природы победившего в СССР социалистического общественного и государственного строя и обусловлена действием основного экономического закона социализма. Советский народ кровно заинтересован в мире, так как он может с необходимой для него быстротой строить коммунистическое общество, развивать производительные силы, повышать материальный и культурный уровень своей жизни только в обстановке прочного и длительного мира.
После второй мировой войны, в условиях крайнего обострения международной напряженности, вызванного агрессивной политикой правящих империалистических кругов США и других государств, Советский Союз в полном соответствии со своей миролюбивой внешней политикой неустанно борется за мир, делает все от него зависящее для того, чтобы разрядить международное напряжение.
Важнейшим вкладом советского народа в ослабление международной напряженности являются его успехи в области внутренней политики СССР, наглядно свидетельствующие об укреплении многонационального Советского государства, успешном развитии его экономики и культуры, усилении его военной мощи, упрочении морально-политического единства советского общества. Сила и могущество Советского Союза являются одним из решающих факторов, сдерживающих агрессивный пыл поджигателей войны.
Советский народ никогда не забывает о необходимости всемерного укрепления своей экономической в военной мощи, видя в этом решающее условие обеспечения мирного развития СССР по пути к коммунизму, сохранения его суверенитета и независимости, упрочения всеобщего мира и безопасности народов. Еще до войны советский народ под руководством Коммунистической партии решил задачу превращения своей Родины из отсталой аграрной страны в передовую индустриально-аграрную державу. Для выполнения этой задачи советскому народу понадобился невероятно короткий срок — всего 13 лет (1928—1940).
Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу страну в 1941 году причинило значительный ущерб народному хозяйству СССР и на несколько лет задержало его развитие. Несмотря на это, советский народ без помощи извне быстро залечил раны войны, восстановил разрушенное фашистскими оккупантами хозяйство и добился новых огромных успехов в строительстве коммунистического общества. В 1950 году — последнем году четвертой пятилетки — выпуск валовой промышленной продукции был выше, чем в предвоенном 1940 году на 73% против 48%, намечавшихся планом.
Пятилетним планом развития народного хозяйства СССР на 1951—1955 годы предусмотрено увеличить объем промышленной продукции в 1955 году по сравнению с 1940 годом в 3 раза. Задания пятой пятилетки успешно выполняются. Уже в 1953 году объем промышленного производства в СССР в 2.5 раза превысил уровень 1940 года.
Как в довоенный период, так и после войны Коммунистическая партия Советского Союза и Советское правительство уделяют большое внимание развитию тяжелой промышленности, являющейся базой социалистического хозяйства, основой процветания нашей мирной экономики, средством обеспечения самостоятельности и независимости СССР. В послевоенные годы достигнуты новые крупные успехи в области развития тяжелой промышленности. В 1953 году в нашей стране было произведено 38 млн. тонн стали — в 2 раза больше, чем в 1940 году, добыто 320 млн. тонн угля — вдвое больше, чем в 1940 году, 52 млн. тонн нефти — на 70% больше, чем в 1940 году; выработано 133 млрд. киловатт-часов электроэнергии — в 2,8 раза больше, чем в 1940 году.
Успехи, достигнутые в области развития тяжелой промышленности, создали необходимые условия для крутого подъема промышленности, производящей предметы народного потребления. ЦК КПСС и Советское правительство в 1953 году наметили широкую программу ускоренного развития легкой и пищевой промышленности. Эта программа предусматривает в течение 2—3 лет значительно повысить обеспеченность населения страны продовольственными и промышленными товарами массового потребления.
Серьезных успехов достигла наша страна в области сельского хозяйства. Полностью восстановлены колхозы, МТС и совхозы, разрушенные в период войны, превзойден довоенный размер посевных площадей и урожайности основных сельскохозяйственных культур. Коммунистическая партия и Советское правительство ставят задачу не останавливаться на достигнутых успехах. Удовлетворение постоянно растущих материальных и культурных потребностей советского народа настоятельно требует крутого подъема всех отраслей сельского хозяйства, особенно зернового хозяйства, без чего нельзя обеспечить изобилие продовольствия и снабдить сырьем легкую и пищевую промышленность. Пленум ЦК КПСС, происходивший в сентябре 1953 года, в своем постановлении «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР» наметил широкую программу мощного подъема социалистического сельского хозяйства. Важное место в истории борьбы советского народа за построение коммунизма занимает постановление Пленума ЦК КПСС «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель», принятое 2 марта 1954 года. В постановлении сказано, что государство должно иметь в своих руках в ближайшие годы по заготовкам и закупкам на 35—40% зерна больше, чем оно имело в 1953 году. В связи с этим партия поставила как важнейшую государственную задачу расширить посевы зерновых культур в 1954—1955 годах за счет освоения целинных и залежных земель не менее чем на 13 млн. гектаров.
Состоявшийся в июне 1954 года Пленум ЦК КПСС в постановлении «Об итогах весеннего сева, уходе за посевами, о подготовке к уборке урожая и обеспечении выполнения плана заготовок сельскохозяйственных продуктов в 1954 году» подвел первые итоги борьбы за выполнение решений сентябрьского и февральско-мартовского Пленумов ЦК КПСС и определил насущные задачи тружеников сельского хозяйства. Эти итоги поистине грандиозны. После сентябрьского Пленума ЦК КПСС материально-техническая база сельского хозяйства СССР значительно выросла и укрепилась. К началу 1954 года в МТС имелось свыше миллиона тракторов (в 15-сильном исчислении), а к началу уборки урожая на полях колхозов и совхозов находилось более 350 тыс. комбайнов, 33 тыс. льнотеребилок, льнокомбайнов, более 24 тыс. хлопкоуборочных и около 10 тыс. картофелеуборочных машин.
Партия направила на работу в сельское хозяйство свыше 100 тыс. агрономов и зоотехников и 23 тыс. инженеров и техников.
В районах освоения целинных и залежных земель весной 1954 года было создано 124 зерновых совхоза, оснащенных новейшими машинами. Более 150 тыс. человек добровольно прибыли на работы по освоению новых земель.
Проведенная Коммунистической партией и Советским правительством работа по дальнейшему укреплению сельского хозяйства позволила колхозам, МТС и совхозам перевыполнить план сева яровых культур на 1954 год. На 10 августа вспахано 14,1 млн. гектаров целинных и залежных земель.
Учитывая реальную возможность дальнейшего увеличения производства зерна за счет дополнительного вовлечения в обработку новых земель, ЦК КПСС и Совет Министров СССР призвали тружеников сельского хозяйства обеспечить в 1955 году посев зерновых и других сельскохозяйственных культур на площади не менее 15 млн. гектаров целинных и залежных земель, а в 1956 году довести посевы этих культур на вновь осваиваемых землях до 28—30 млн. гектаров.
Вместе с ростом экономической мощи Советского Союза усиливается его обороноспособность. В послевоенный период произошли серьезные изменения в оснащении Вооруженных Сил СССР новой техникой. Благодаря заботам партии и правительства, творческим усилиям ученых, инженеров и работников промышленности Советский Союз имеет в своем распоряжении как атомное, так и водородное оружие. Наличие у Советского государства атомного и водородного оружия является крупным вкладом СССР в дело защиты мира; оно наносит сокрушительный удар политическим авантюристам США и других стран, рассчитывавшим использовать монопольное обладание Соединенными Штатами атомным и водородным оружием для шантажа и запугивания СССР, стран народной демократии и для усиления международной напряженности. Имея в своем распоряжении атомное и водородное оружие, Советский Союз вместе с тем энергично борется за запрещение оружия массового уничтожения.
Всемирно-исторические успехи, достигнутые советским народом в деле коммунистического строительства, являются результатом правильного руководства Коммунистической партии, укрепления союза рабочего класса и колхозного крестьянства, упрочения дружбы между народами нашей страны и морально-политического единства советского общества.
Важным вкладом Советского Союза в дело борьбы народов зсех стран за ослабление международной напряженности является дальнейшее укрепление дружественных отношений между СССР и странами народной демократии Европы и Азии, а также улучшение экономических и политических отношений с целым рядом капиталистических государств.
Между СССР и странами народной демократии налажено самое тесное экономическое, политическое и культурное сотрудничество, осуществляющееся на основе полного равенства сторон, взаимного уважения национального суверенитета и государственной независимости и невмешательства во внутренние дела друг друга. Такие отношения могут существовать только между государствами, освободившимися от оков империализма и вступившими на путь социалистического развития. В основе сотрудничества стран социалистического лагеря лежит искреннее желание помочь друг другу в быстрейшем подъеме всех отраслей народного хозяйства, повышении материального благосостояния и культурного уровня жизни трудящихся.
СССР — великая социалистическая держава оказывает народно-демократическим государствам огромную материально-техническую и иную помощь и поддержку. Опираясь на братскую помощь Советского Союза, страны народной демократии Европы и Азии добились больших успехов во всех областях строительства новой жизни. Довоенный уровень производства промышленной продукции в Польше, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Албании в 1953 году был превзойден более чем в 3 раза, тогда как в шести европейских капиталистических странах — Франции, Бельгии, Австрии, Дании, Греции и Люксембурге — он возрос только на 31%.
Важных успехов в развитии национальной экономики добилась Китайская Народная Республика. В течение трех лет китайский народ восстановил хозяйство, разрушенное продолжительной иностранной интервенцией и гражданской войной, подготовил предпосылки для широкого планового экономического строительства, для перехода к этапу социалистической индустриализации страны и созданию основ экономика социализма. Бескорыстную помощь и содействие китайскому народу оказывает наша Родина. Последовательно осуществляя договор о дружбе, союзе и взаимной помощи, подписанный 14 феврали 1950 года, Советский Союз и Китай наладили широкую систему экономических и культурных связей. СССР предоставил Китайской Народной Республике долгосрочный кредит на льготных условиях, безвозмездно передал ей свои права по совместному управлению Китайской Чанчуньской железной дорогой со всем принадлежащим дороге имуществом. Советское правительство оказывает Китаю экономическую и техническую помощь в строительстве и реконструкции 141 крупного промышленного объекта.
СССР стремится к установлению дружественных отношений с капиталистическими странами и готов сотрудничать с ними, если они выражают желание сотрудничать с СССР.
Советская политика мира и сотрудничества с капиталистическими странами вытекает из признания советским народом возможности мирного сосуществования и соревнования двух социальных систем — капиталистической и социалистической. Однако правящие круги империалистических государств, рассчитывая помешать мирному экономическому строительству в странах социалистического лагеря и усилить напряженность в международной обстановке, стали осуществлять под диктовку США политику экономической блокады Советского Союза и стран народной демократии. Товарооборот США со странами, входящими ныне в демократический лагерь, сократился в 1951 году по сравнению с 1937 годом в 10 раз, Англии — в 6 раз, Франции — более чем в 4 раза. Но расчеты империалистов на подрыв экономики СССР и стран народной демократии с помощью блокады не оправдались. Наоборот, от экономической блокады пострадали те государства, которые слепо шли в фарватере авантюристической внешней политики американских поджигателей войны.
Несмотря на дискриминацию, проводимую в отношении СССР и народно-демократических государств в области международной торговли, Советское правительство, исходя из того, что торговля является здоровой и прочной основой мирных отношений между государствами, независимо от их экономических и социальных систем, в 1953 году предприняло новые шаги к нормализации торговых отношений с капиталистическими странами.
Мирная инициатива Советского правительства нашла живой отклик среди широких народных масс всех стран и деловых кругов капиталистических государств, заинтересованных в восстановлении традиционных хозяйственных связей, развитии торговли с СССР и странами народной демократии. Вопреки американскому диктату правительства некоторых стран, входящих в Северо-атлантический агрессивный блок,— Франции Дании, Греции, Исландии, Норвегии — заключили в 1953 году торговые соглашения с Советским Союзом. В том же году были подписаны торговые соглашения СССР также с Индией, Аргентиной, Финляндией, Швецией, Ираном, платежное соглашение с Египтом. Особенностью этих соглашений является то, что они предусматривают полное равенство сторон и взаимную выгоду.
В 1953 году Советский Союз поддерживал торговые отношения с 51 иностранным государством, из них 25 стран вели торговлю с СССР на основе ежегодных и многолетних торговых соглашений. Внешнеторговый оборот Советского Союза в 1953 году вырос по сравнению с 1952 годом на 11% и в ценностном выражении составил 23 млрд. рублей, превысив довоенный уровень почти в 4 раза.
Начало 1954 года ознаменовалось дальнейшим расширением экономических связей Советского Союза с иностранными государствами. Были подписаны протоколы о товарообороте на 1954 год с Норвегией, Бельгийско-Люксембургским экономическим союзом, кредитное соглашение с Афганистаном; подписан протокол о товарообороте между Советским Союзом и Швецией, предусматривающий значительное расширение поставок товаров по сравнению с 1953 годом; советско-финляндское соглашение о предоставлении Финляндии займа на сумму 40 млн. рублей и соглашение о поставках товаров между СССР и Финляндией на 1956—1960 годы.
За последнее время произошли определенные сдвиги в сторону налаживания торговых связей между Советским Союзом и Англией. Английская общественность проявляет растущее недовольство американской политикой организации экономической блокады стран демократического лагеря, поскольку эта политика бьет прежде всего по интересам Англии, а также других стран капитала, экономика которых дезорганизуется американским империализмом. Выражением стремлений к нормализации экономических отношений со странами демократического лагеря явился приезд в Москву в 1954 году группы английских промышленников для ведения переговоров с советскими внешнеторговыми организациями о заключении торговых сделок. Жизнь показала всю несостоятельность политики дискриминации в международных экономических отношениях. Она еще раз подтвердила, что эта политика обернулась против ее организаторов и проводников.
Однако не следует забывать, что подлинная нормализация международной торговли не может быть осуществлена без отказа от политики дискриминации, неизбежно ведущей к международной напряженности.
Благодаря инициативе Советского Союза, направленной на уменьшение международной напряженности, улучшились и политические отношения СССР с рядом капиталистических государств, в первую очередь с его соседями.
Важнейшим условием сохранения мира, ослабления международного напряжения является урегулирование спорных или нерешенных вопросов не путем силы или угрозы ее применения, а путем переговоров. Советский Союз неуклонно стоит за мирное разрешение спорных и нерешенных международных проблем.
Товарищ Г. М. Маленков 15 марта 1953 года на четвертой сессии Верховного Совета СССР заявил, что «в настоящее время нет такого спорного или нерешенного вопроса, который не мог бы быть разрешен мирным путем на основе взаимной договоренности заинтересованных стран. Это касается наших отношений со всеми государствами, в том числе и наших отношений с Соединенными Штатами Америки» (1).
Заявление Г. М. Маленкова нашло широкую поддержку среди всех народов мира. Как предложения Советского Союза о запрещении атомного оружия и заключении Пакта Мира между пятью великими державами явились знаменем борьбы сотен миллионов людей за мир и безопасность, так заявление Советского правительства о необходимости переговоров для разрешения спорных международных вопросов стало общенародным требованием.
Корейский вопрос был пробным камнем, на котором испытывалась возможность урегулирования путем переговоров спорных международных проблем, вызывающих осложнение международной обстановки.
Советский Союз с самого начала вооруженной интервенции США против корейского народа решительно выступил за прекращение войны в Корее и урегулирование корейского вопроса путем переговоров. Советское правительство горячо поддержало конструктивное предложение правительств Китайской Народной Республики и Корейской Народно-Демократической Республики об урегулировании вопроса о военнопленных в Корее, выдвинутое 30 марта 1953 года, и выразило готовность содействовать осуществлению корейско-китайского предложения.
------------------------------
1. «Правда» от 16 марта 1953 года.
------------------------------
Под давлением мировой общественности и вследствие провала своих политических и военно-стратегических планов американские империалисты, затратив на военную авантюру в Корее 80 млрд. долларов, понеся большие потери в людской силе и технике, оказались в конце концов вынужденными пойти на заключение перемирия с корейско-китайской стороной. Народы всех стран с чувством глубокого удовлетворения встретили сообщение о прекращении военных действий в Корее.
Победа героического корейского народа и китайских добровольцев над американскими интервентами и их сообщниками явилась вместе с тем крупной победой всех сил мира и демократии, решительно боровшихся за прекращение кровопролития в Корее, за ослабление международной напряженности.
Реакционные силы империалистических государств, в первую очередь правящие агрессивные круги США, заинтересованные в сохранении международной напряженности, прилагали все усилия к тому, чтобы не допустить прекращения войны в Корее и создать новые очаги войны для развязывания в конечном итоге третьей мировой войны. Эта политика отчетливо проявилась в двух крупных международных авантюрах, подготовленных американскими империалистами и осуществленных в Корее и Германии. Одной из таких авантюр было насильственное задержание кликой Ли Сын Мана с ведома и при содействии американских интервентов 27 тыс. военнопленных солдат Народной армии Корейской Народно-Демократической Республики и китайских добровольцев, находившихся в американских лагерях для военнопленных. Эта авантюра была организована с целью сорвать переговоры о перемирии. Однако правительства Китая и Корейской Народно-Демократической Республики не поддались на провокацию и успешно довели до конца переговоры о заключении перемирия.
Другой авантюрой явилась берлинская провокация 17 июня 1953 года. Организаторы провокации стремились уничтожить Германскую Демократическую Республику, превратить Германию в милитаристское государство и возродить очаг войны в центре Европы. Но и эта авантюра позорно провалилась благодаря решительным мерам, принятым правительством Германской Демократической Республики и советскими оккупационными властями. Ликвидация берлинской авантюры означала важную победу дела мира.
Провал авантюр международной империалистической реакции, решительная борьба народов за урегулирование спорных международных вопросов путем переговоров в конце концов заставили правящие круги США, Англии и Франции начать переговоры с Советским Союзом о созыве совещания министров иностранных дел четырех держав — СССР, США, Англии и Франции. В результате переговоров было достигнуто соглашение о созыве совещания министров иностранных дел четырех держав в Берлине.
Берлинское совещание открылось 25 января и закончилось 18 февраля 1954 года. По предложению советской делегации совещание обсудило следующие вопросы:
1. О мероприятиях по уменьшению напряженности в международных отношениях и о созыве совещания министров иностранных дел Франции, Англии, США, Советского Союза и Китайской Народной Республики.
2. Германский вопрос и задачи обеспечения европейской безопасности.
3. Об австрийском государственном договоре.
Реакционные силы западных стран, не заинтересованные в ослаблении международной напряженности, использовали все средства для того, чтобы доказать бесполезность переговоров с Советским Союзом, неизбежность их провала, если они состоятся. Немало было и таких политических деятелей, которые предлагали подходить к Советскому Союзу только «с позиции силы», угрожали срывом переговоров, если СССР не примет их требований.
Тем не менее буржуазная реакционная печать не могла скрыть заинтересованности США, Англии и Франции в совещании с участием Советского Союза. Объясняется это тем, что правительства западных стран не могли игнорировать требования широкой демократической общественности своих стран о необходимости смягчения международной напряженности. К этому их побуждало и развивающееся национально-освободительное движение народов колоний и зависимых стран, а также потребность восстановления традиционных экономических связей со странами, выпавшими из системы империализма.
На Берлинском совещании было достигнуто соглашение о том, что правительства СССР, Англии, Франции и США продолжат обмен мнениями, чтобы содействовать успешному разрешению проблемы разоружения или, по крайней мере, значительному сокращению вооружений. Было достигнуто также соглашение о созыве совещания представителей пяти великих держав — СССР, Китайской Народной Республики, Англии, Франции и США по мирному урегулированию корейского вопроса и по вопросу о восстановлении мира в Индо-Китае с участием заинтересованных стран.
Достигнутые соглашения по названным вопосам означали несомненный успех совещания.
На Берлинском совещании не была разрешена германская проблема и тесно связанный с нею вопрос о европейской безопасности; не получил также разрешения вопрос об австрийском государственном договоре. Отказ западных держав внести положительный вклад в решение этих вопросов объясняется исключительно тем, что правящие круги США, Англии и Франции не хотели их урегулирования в соответствии с задачами обеспечения мира и международной безопасности.
Созыв в Берлине совещания министров иностранных дел и общие его итоги свидетельствуют о том, что усилия Советского Союза, направленные на смягчение международной напряженности, не прошли даром, а увенчались определенными положительными результатами, которые были сочувственно встречены народами всех стран. Эти результаты состоят в том, что возобновился непосредственный контакт между министрами иностранных дел СССР, Англии, Франции, США, окончился длительный перерыв в совещаниях великих держав, продолжавшийся пятилетие. Берлинское совещание способствовало более правильному пониманию и выяснению позиций держав по ряду международных проблем. Здесь было представлено и обосновано предложение Советского Союза об Общеевропейском договоре о коллективной безопасности в Европе, получившее поддержку со стороны широких кругов европейского общественного мнения.
Совещание в Берлине открыло путь к совещанию великих держав, состоявшемуся в Женеве с 26 апреля по 21 июля 1954 года. Женевское совещание министров иностранных дел СССР, Китайской Народной Республики, Англии, Франции и США закончилось восстановлением мира в Индо-Китае.
Более восьми лет шла колониальная война, развязанная правящими кругами Франции против Демократической Республики Вьетнам, созданной вьетнамским народом в 1945 году в ходе борьбы за освобождение из-под ига японского империализма. Война французских колонизаторов имела своей целью сохранить прежний колониальный режим в Индо-Китае. Однако политика «с позиции силы», примененная правящими кругами Франции в отношении Индо-Китая, натолкнулась на решительное сопротивление народов Индо-Китая, героически борющихся за свою свободу и независимость. Эта политика встретила сопротивление со стороны широких масс французского народа, выступивших против «грязной войны» в Индо-Китае, приносившей несметные прибыли капиталистам, разорявшей простых налогоплательщиков и уносившей жизни молодых французов. Потери французского экспедиционного корпуса в Индо-Китае составили 92 тыс. солдат и офицеров убитыми и пропавшими без вести, 114 тыс. человек ранеными, 28 тыс. человек попали в плен. Индо-китайская авантюра французских колонизаторов стоила французскому народу свыше 3000 млрд. франков.
Вследствие того, что французская политика в Индо-Китае потерпела полное банкротство и зашла в тупик, правительство Франции проявило на Берлинском совещании министров иностранных дел четырех держав особую заинтересованность в восстановлении мира в Индо-Китае.
Однако правящие круги США в целях усиления напряженности в международных отношениях принимали все меры к тому, чтобы раздуть пламя войны в Индо-Китае. Как до совещания в Женеве, так и в период его работы они добивались «интеонационализации» войны в Индо-Китае, т. е. создания единого фронта капиталистических стран для борьбы с освободительным движением народов Индо-Китая. После провала этой затеи американская дипломатия пошла по пути открытого саботажа работы Женевского совещания. Наряду с этим она пыталась создать агрессивную военно-политическую группировку в Юго-Восточной Азии с включением в ее состав Южного Вьетнама, Камбоджи и Лаоса, что означало бы превращение этих территорий в военные плацдармы США для осуществления авантюристических планов американских империалистов в Азии.
Но и этим планам США не суждено было сбыться. Несмотря на саботаж и попытки срыва переговоров в Женеве совещание министров завершилось принятием соглашений о прекращении войны в Индо-Китае.
Подписание Женевских соглашений является важной победой сил мира и неоспоримым успехом национально-освободительного движения народов Индо-Китая. Наряду с прекращением огня в Индо-Китае Женевские соглашения предусматривают решение других важных политических задач, связанных с восстановлением и укреплением мира во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже на основе признания и соблюдения независимости и суверенитета, единства и территориальной целостности этих государств.
Особо важное значение имеет решение Женевского совещания о проведении во Вьетнаме в июле 1956 года свободных выборов. Это решение, принятое в результате настойчивых усилий демократических государств, создает условия для национального объединения Вьетнама в соответствии с национальными стремлениями вьетнамского народа и наносит поражение тем, кто стремился расчленить Вьетнам и превратить его южную часть в один из плацдармов проектируемого агрессивного блока в Юго-Восточной Азии.
Серьезное значение для разрешения индо-китайского вопроса на мирной и демократической основе имеет решение Совещания министров иностранных дел о проведении свободных выборов в течение 1955 года в Лаосе и Камбодже.
Исключительно важное значение имеет решение Женевского совещания о запрещении создавать на территории Вьетнама, Лаоса и Камбоджи военные базы иностранных государств, а также обязательства этих государств не вступать в военные союзы и не быть использованными для возобновления военных действий или в целях осуществления агрессивной политики.
Окончание войны в Индо-Китае открывает народам Вьетнама, Лаоса и Камбоджи возможности экономического и культурного подъема в мирных условиях, а также создает основу для развития дружественных отношений с Францией.
В достижении соглашений по индокитайскому вопросу, приведших к ликвидации опаснейшего очага войны в Азии и дальнейшему ослаблению международной напряженности, огромную роль сыграли Советский Союз, Китайская Народная Республика, Демократическая Республика Вьетнам и широкие круги мировой общественности, энергично боровшиеся за прекращение кровопролития в Индо-Китае. Делегации Советского Союза, Китайской Народной Республики, Демократической Республики Вьетнам на Женевском совещании сделали все возможное для того, чтобы добиться мира в Индо-Китае.
Женевское совещание еще и еще раз подтверждает правоту утверждений Советского правительства о том, что при наличии доброй воли сторон возможно добиться урегулирования путем переговоров важных нерешенных международных вопросов, вызывающих беспокойство и тревогу народов всех стран мира. К числу их прежде всего относятся: проблема сокращения вооружений и вооруженных сил и запрещения атомного и всех других видов оружия массового уничтожения; разрешение германского вопроса на миролюбивой и демократической основе; создание системы коллективной безопасности в Европе; урегулирование корейского вопроса на базе образования единого национального демократического корейского государства и разрешение других проблем Азии.

Советский Союз настаивает на сокращении вооружений, запрещении атомного и всех других видов оружия массового уничтожения

Империалисты США, Англии, Франции и других государств, готовясь к войне против СССР и стран народной демократии, осуществляют небывалую в истории гонку вооружений и ведут разнузданную пропаганду новой войны.
Об огромных затратах империалистов США на гонку вооружений можно судить по следующим данным: если за 5 лет после окончания второй мировой войны США затратили на вооружение 45 млрд. долларов, то в 1950/51 бюджетном году, т. е. в первый год войны в Корее, было израсходовано на военные цели более 50 млрд долларов. В 1952/53 бюджетном году прямые военные расходы, по официальным данным, составили 58,2 млрд. долларов, или 74% всего бюджета. Эти ассигнования в 58 раз превысили расходы на военные цели, затраченные в предвоенном 1937/38 бюджетном году. В 1953/54 бюджетном году доля военных расходов составила 73% бюджета. В послании конгрессу на 1954/55 бюджетный год президент США Эйзенхауэр испрашивал на военные цели около 45 млрд. долларов, или 70% всех предусмотренных бюджетом расходов.
По официальным, явно заниженным, данным, военные расходы всех 14 государств Северо-атлантического блока достигли в 1952/53 бюджетном году 75 млрд. долларов против 18 млрд. долларов в 1950 году.
Вся тяжесть расходов на гонку вооружений ложится на плечи трудящихся масс, причем налоговое бремя из года в год увеличивается и стало совершенно непосильным для трудовых слоев населения. Гонка вооружений, пропаганда войны вызывают законную тревогу и решительный протест широких народных масс капиталистических стран.
Советский Союз, выражая интересы всех миролюбивых народов, борется за сокращение вооружений и запрещение атомного и всех других видов оружия массового уничтожения.
На Берлинском совещании министров иностранных дел четырех держав В. М. Молотов по поручению Советского правительства внес на рассмотрение совещания предложение о созыве в 1954 году Всемирной конференции по всеобщему сокращению вооружений.
Государственный секретарь США Даллес пытался не допустить обсуждения советского предложения. Свое нежелание рассмотреть это предложение он мотивировал тем, что оно якобы преследует пропагандистские цели.
В. М. Молотов, обосновывая необходимость обсуждения вопроса о сокращении вооружений и принятия по нему соответствующих решений, говорил: «Не следует постановку вопроса о сокращении вооружений считать пропагандой. Вопрос о сокращении вооружений ставится не для пропаганды, а для того, чтобы найти путь к его решению. С точки зрения советской делегации, из всех международных вопросов, которые действительно волнуют народы наших стран и не только наших стран, нет более важных, чем вопрос о сокращении вооружений, чем проблема уменьшения бремени вооружений, вопрос, решение которого давало бы возможность реально обеспечить шаг вперед по пути уменьшения напряженности в международных отношениях» (1).
Советский Союз не впервые ставит вопрос о разоружении. Еще в 1922 году, на Генуэзской конференции, Советское правительство предложило провести всеобщее и полное разоружение государств.
В 1927 году, на четвертой сессии созданной Лигой наций подготовительной комиссии к созыву конференции по разоружению, Советское правительство предложило осуществить немедленно всеобщее и полное разоружение.
--------------------------------
1. «Правда» от 30 января 1954 года.

продолжение брошюры...