.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Борьба Советского Союза за смягчение напряженности в международных отношениях (продолжение)


перейти в начало брошюры...

И. Кирилин. "Борьба Советского Союза за смягчение напряженности в международных отношениях"
Издательство "Знание", Москва, 1954 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение работы...

На Международной конференции по разоружению в 1932 году Советское правительство вновь настаивало на принятии решения о всеобщем и полном разоружении. Однако предложения Советского Союза отклонялись правительствами западных держав.
После второй мировой войны в условиях обострения международной напряженности, вызванной агрессивной политикой правящих кругов США, Советский Союз с еще большей настойчивостью продолжает вести борьбу за сокращение вооружений и вооруженных сил, используя все пути для достижения этой цели и в первую очередь Организацию Объединенных Наций.
На сессиях Генеральной Ассамблеи и в других органах ООН Советский Союз многократно выступал с предложениями о сокращении вооружений и вооруженных сил всеми государствами и в первую очередь великими державами — СССР, США, Китайской Народной Республикой, Англией и Францией, о заключении Пакта Мира между этими странами и запрещении пропаганды войны. Предложения Советского Союза о сокращении вооружений и вооруженных сил неизменно включают в себя требования запретить атомное и всякое другое оружие массового уничтожения и установить строгий международный контроль над выполнением этого запрещения. Но все эти предложения отклоняются странами агрессивного Северо-атлантического блока.
На Берлинском совещании министров иностранных дел представители западных держав уклонились от принятия соответствующих решений по советскому предложению о созыве в 1954 году Всемирной конференции по всеобщему сокращению вооружений.
Отклонение Соединенными Штатами и их партнерами предложений Советского Союза, гонка вооружений в странах империализма, сопровождающаяся открытой угрозой поджигателей войны применить не только атомное, но и водородное оружие в войне против СССР и других стран демократического лагеря, вынуждают Советское правительство иметь в своем распоряжении как атомное, так и водородное оружие.
Усилиями советских ученых раскрыт секрет производства атомной энергии; наша страна располагает атомным оружием с 1947 года. Г. М. Маленков на пятой сессии Верховного Совета СССР 8 августа 1953 года заявил, что Советский Союз имеет и водородное оружие. Как уже отмечалось выше, обладая атомным и водородным оружием, Советский Союз тем не менее решительно настаивает на запрещении атомного, водородного и всех других видов оружия массового уничтожения.
«Советский Союз,— говорилось в заявлении Советского правительства от 21 декабря 1953 года,— глубоко убежден в том, что человечество должно и может быть избавлено от ужасов атомной войны. Особая ответственность в решении этой задачи ложится на те государства, которые уже обладают мощью атомного оружия. Что касается Советского Союза, то его позиция совершенно ясна. Она состоит в том, чтобы обратить великое открытие человеческого разума не против цивилизации, а на ее всесторонний прогресс, не на массовое истребление людей, а на мирные нужды, на всемерное обеспечение подъема благосостояния населения».
В Советском Союзе атомная энергия уже используется в мирных целях. Об этом говорит, например, сообщение правительства СССР от 1 июля 1954 года о пуске в СССР первой промышленной электростанции на атомной энергии. Советскими учеными и инженерами ведутся работы по созданию атомных электростанций мощностью в 50—100 тыс. киловатт.
Требование Советского Союза запретить атомное оружие поддерживается миролюбивыми народами всех стран мира. Об этом свидетельствует тот факт, что под Стокгольмским воззванием Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира о запрещении атомного оружия и объявлении военным преступником того правительства, которое первым применит это оружие, подписалось более 500 млн. человек.
Крах американской монополии на атомное оружие, позорный провал «атомной дипломатии» и «холодной войны», с одной стороны, возрастающее недовольство широких народных масс, в том числе американского народа, гонкой атомного вооружения — с другой, вынуждают правящие круги США маскироваться под сторонников прекращения гонки атомного вооружения.
Именно такую задачу преследовало выступление Эйзенхауэра на заседании Генеральной Ассамблеи ООН 8 декабря 1953 года. Президент США в своей речи заявил о готовности США безотлагательно встретиться конфиденциально с представителями других стран, чтобы найти «приемлемое решение проблемы гонки атомного вооружения». В качестве «конструктивного» плана разрешения стоящей проблемы Эйзенхауэр предложил, чтобы государства, которых это «главным образом касается», передали международному контрольному органу по атомной энергии какую-то часть атомных материалов, имеющихся в их распоряжении. Этот орган должен разработать порядок выделения атомных материалов для мирной деятельности человечества.
Буржуазная пресса широко реклам провала предложения Эйзенхауэра, называя их «новым подходом» к разрешению проблемы гонки атомного вооружения. В действительности предложения Эйзенхауэра не предусматривают какого-либо сдвига в решении вопроса об атомной энергии, т. е. вопроса о прекращении гонки атомного вооружения и запрещении атомного и других видов оружия массового уничтожения.
В самом деле, предложение Эйзенхауэра исходит из того, что только какая-то небольшая часть атомных материалов, передаваемых международному органу по атомной энергии, будет использоваться для мирных целей. Главная же масса атомных материалов попрежнему будет направляться на производство новых атомных и водородных бомб, что неизбежно повлечет за собой дальнейшую гонку атомного вооружения, и опасность атомной войны нисколько не ослабнет.
Чтобы избавить человечество от опасности атомной войны, подготовляемой агрессивными кругами США, и обратить великие открытия науки на всестороннее развитие человеческой цивилизации, на всемерное обеспечение благосостояния народов, необходимо запретить производство атомного оружия и установить строгий международный контроль над этим запрещением. Именно поэтому Советское правительство в своем заявлении от 21 декабря 1953 года по поводу выступления Эйзенхауэра вновь подтвердило, что оно, как и раньше, считает, что «важнейшей и притом неотложной проблемой является безусловное запрещение атомного и водородного оружия, как и других видов оружия массового уничтожения, с одновременным установлением строгого международного контроля за этим запрещением» (1).
Выразив готовность принять участие в переговорах, предложенных Эйзенхауэром, Советское правительство предложило заключить соглашение между государствами, в силу которого участники соглашения приняли бы на себя торжественное и безоговорочное обязательство не применять атомного, водородного и другого оружия массового уничтожения.
Неустанная борьба Советского Союза за сокращение вооружений и вооруженных сил, за безусловное запрещение атомного и водородного оружия нашла широчайшую поддержку народов всех стран мира. Это обстоятельство заставило правительства США, Англии и Франции вопреки их желанию обсудить на Берлинском совещании министров иностранных дел вопрос о сокращении вооружений. В результате переговоров министры пришли к соглашению, что четыре правительства в дальнейшем будут иметь обмен мнений с тем, чтобы способствовать успешному разрешению проблемы разоружения или значительного сокращения вооружений.
Однако переговоры, которые имели место между США и Советским Союзом по этим вопросам, а также обсуждение названных проблем в подкомитете комиссии ООН по разоружению не дали положительных результатов вследствие нежелания США и их партнеров по агрессивному блоку прекратить гонку
----------------------------------
1. «Правда» от 22 декабря 1953 года.
----------------------------------
вооружений, запретить атомное, водородное и все другие виды оружия массового уничтожения.
В подкомитете комиссии ООН по разоружению в составе представителей СССР, США, Англии, Франции и Канады, заседавшем с 13 мая по 22 июня 1954 года в Лондоне, Советский Союз внес на рассмотрение предложение о том, чтобы «соответствующие государства приняли на себя торжественное и безоговорочное обязательство не применять атомного, водородного и другого оружия массового уничтожения». Советский Союз считает, что принятие этого предложения должно явиться важным шагом на пути к полному изъятию из вооружений государств атомного, водородного и всех других видов оружия массового уничтожения, крупным вкладом в дело сохранения мира во всем мире.
11 июня Советский Союз внес в подкомитет новое, весьма важное предложение — «Основные положения проекта международной конвенции о запрещении атомного, водородного и другого оружия массового уничтожения, существенном сокращении вооружений и вооруженных сил и установлении международного контроля за соблюдением этой конвенции».
Это предложение наряду с торжественным и безоговорочным обязательством государств не применять оружия массового уничтожения предусматривает: безусловное запрещение применения, производства и хранения оружия массового уничтожения; сокращение на одну треть в течение года всеми участниками конвенции и в первую очередь великими державами своих вооружений и вооруженных сил и сокращение на одну треть военных расходов; ликвидацию военных баз на чужих территориях; прекращение пропаганды войны и ненависти между народами; установление эффективного международного контроля за выполнением условий данной конвенции. Нет сомнений в том, что миролюбивые народы добьются принятия советских предложений.

Борьба СССР за разрешение германского вопроса на демократической основе и за обеспечение коллективной безопасности в Европе

Германская проблема приковывает к себе внимание всей мировой общественности. И это не случайно. В решении германского вопроса ясно обозначились два пути. Это, во-первых, путь, отстаиваемый Советским Союзом, странами народной демократии и всем передовым, прогрессивным человечеством, который ведет к созданию единого, миролюбивого, демократического германского государства. Во-вторых, путь, отстаиваемый правящими кругами США, Англии и Франции, который ведет к возрождению фашизма и восстановлению агрессивного, реваншистского германского государства. От того, по какому из этих двух путей пойдет Германия, зависят судьбы мира не только в Европе, но и во всем мире.
Основы урегулирования германской проблемы были заложены в решениях Ялтинской и Потсдамской конференций держав — участниц антигитлеровской коалиции. Советский Союз, верный своей миролюбивой внешней политике, неустанно борется за последовательное выполнение соглашений, принятых в Ялте и Потсдаме, за создание единого, демократического, миролюбивого германского государства, за недопущение возрождения германского фашизма и милитаризма, за быстрейшее заключение мирного договора с Германией и вывод с ее территории всех оккупационных войск.
10 марта 1952 года Советское правительство в своей ноте правительствам западных государств, повторив неоднократно вносимые им ранее предложения о безотлагательной необходимости заключения мирного договора с Германией и образования общегерманского правительства, внесло на их рассмотрение проект мирного договора с Германией.
Советский проект мирного договора предусматривал восстановление единства Германии и развитие ее в качестве независимого, демократического, миролюбивого государства; вывод оккупационных войск из Германии не позднее чем через год со дня вступления в силу мирного договора; ликвидацию всех иностранных баз на территории Германии; обеспечение немецкому народу демократических прав и свобод; недопущение каких-либо ограничений в развитии мирной экономики Германии, ее торговли с другими странами и в доступе на мировые рынки; предоставление Германии права иметь свои вооруженные силы в размерах, необходимых для обороны страны.
Советское предложение о безотлагательном заключении мирного договора с Германией, о создании общегерманского правительства и проект мирного договора исходили из задач обеспечения мира и безопасности в Европе; они соответствовали также национальным интересам немецкого народа. Именно поэтому широкие народные массы Германии и других стран единодушно поддержали предложения Советского Союза.
Совершенно по-иному отнеслись к предложению Советского Союза правящие империалистические круги США, Англии и Франции. Проводя политику вовлечения Западной Германии в свою замкнутую военную группировку, направленную против стран демократического лагеря, они отказались принять советские предложения. Более того, чтобы увековечить раскол Германии и расчистить путь к возрождению германского милитаризма, правящие империалистические круги США, Англии и Франции 26 мая 1952 года заключили с западногерманскими реваншистами так называемый боннский договор, представляющий собой открытый военный союз США, Англии и Франции с Западной Германией. Согласно боннскому договору войска США, Англии и Франции в течение 50 лет будут находиться на территории Западной Германии. Это означает, что последняя превращается в полуоккупированное государство. Вместе с тем боннское правительство обязалось осуществлять внешнюю политику в соответствии с целями Северо-атлантического агрессивного блока.
27 мая 1952 года пять европейских стран — Франция, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург — подписали в Париже с кликой Аденауэра договор о создании так называемого «европейского оборонительного сообщества» сроком на 50 лет. Под флагом «сообщества» предполагалась организация «европейской армии», состоящей из вооруженных сил перечисленных государств, а также Западной Германии. Для начала сухопутные силы этой армии должны были состоять из 43 дивизий, причем 14 дивизий обязана была выставить Франция, 12 — Западная Германия, 12 — Италия и 5 — Бельгия, Голландия и Люксембург.
Таким образом, парижский договор легализовывал восстановление немецко-фашистской армии и включение ее через «европейское оборонительное сообщество» в Северо-атлантический блок. Американские организаторы этой агрессивной группировки уверяли общественное мнение европейских стран, что 12 немецких дивизий якобы не могут угрожать кому-либо из участников «сообщества» и другим государствам Европы. Однако это — грубый обман. Уже сейчас, несмотря на то, что парижский договор отвергнут парламентом Франции и не ратифицирован парламентом Италии, разрабатываются планы создания 25 и даже 60 немецких дивизий.
Американские, английские и французские покровители реваншистов Западной Германии заявляют, что Западная Германия будет «честно» выполнять взятые на себя обязательства. Но эти заверения никого не обманут. В памяти народов свежи воспоминания о том времени, когда германские империалисты на глазах у всего мира разорвали в клочки международные соглашения, мешавшие им подготовить и развязать вторую мировую войну.
Не подлежит сомнению, что и с нынешними обязательствами германские милитаристы поступят точно так же, как они поступили в прошлом со своими международными обязательствами.
Советское правительство неоднократно обращало внимание правительств США, Англии и Франции на то, что проводимая ими политика в германском вопросе преследует цели возрождения германского милитаризма, восстановления очага агрессии в центре Европы. Советское правительство в своих нотах западным странам от 15 августа, 28 сентября, 3 и 26 ноября 1953 года указывало реальный путь решения германского вопроса в соответствии с задачами обеспечения мира и в интересах самого немецкого народа.
Эту же линию Советское правительство отстаивало на Берлинском совещании министров иностранных дел. Советская делегация внесла на рассмотрение совещания следующие конкретные предложения:
1) О подготовке мирного договора с Германией и созыве мирной конференции по германскому мирному договору.
Советское предложение предусматривало: подготовку в трехмесячный срок проекта мирного договора с участием представителей Германии; созыв в шестимесячный срок мирной конференции для рассмотрения мирного договора. Советское правительство представило на рассмотрение участников Берлинского совещания проект Основ мирного договора с Германией, воспроизводящий с некоторыми дополнениями проект, внесенный 10 марта 1952 года.
2) Об образовании временного общегерманского правительства и проведении свободных общегерманских выборов.
Это предложение предусматривало создание временного общегерманского правительства из представителей Восточной и Западной Германии с широким участием демократических организаций.
Основной задачей временного правительства являлось бы — в короткий срок подготовить и провести выборы в условиях подлинной свободы, в условиях, исключающих давление на выборы со стороны оккупационных властей. В результате немецкий народ смог бы без вмешательства извне решить вопрос об общественном и государственном устройстве демократической Германии, избрать общегерманский парламент и создать полноправное германское правительство.
Для того чтобы общегерманские выборы были действительно свободными и проходили без какого-либо вмешательства и давления иностранных держав, Советское правительство предложило вывести из Германии все оккупационные войска, за исключением ограниченных контингентов, которые останутся для выполнения охранных функций.
3) О мерах по облегчению финансово-экономических обязательств Германии, связанных с последствиями войны.
Данное предложение предусматривало полное освобождение Германии от уплаты репараций и выплаты США, Франции, Англии и СССР государственных послевоенных долгов, за исключением задолженности по торговым обязательствам; сокращение годовых расходов, связанных с пребыванием войск четырех держав на территории Германии, до 5% к доходам государственного бюджета Западной и Восточной Германии; освобождение Германии полностью от уплаты задолженности по внешним оккупационным расходам четырех держав, образовавшейся после 1945 года.
Со своей стороны Советское правительство в результате переговоров, происходивших в августе 1953 года с Правительственной делегацией Германской Демократической Республики, прекратило с 1 января 1954 года взимание репараций с ГДР; освободило ГДР от всех государственных долгов Советскому Союзу, кроме долгов, вытекающих из торговых обязательств; сократило расходы ГДР, связанные с пребыванием советских войск на ее территории, и осуществило ряд других мер по облегчению финансово-экономических обязательств ГДР, связанных с последствиями войны.
Народы мира горячо одобряют предложения правительства Советского Союза, ибо в них содержится реальная программа создания единого, миролюбивого, демократического, независимого германского государства, что явилось бы важнейшим условием сохранения мира в Европе. Но правительства западных стран отвергли советские предложения по германскому вопросу и тем самым показали полное нежелание добиться урегулирования германской проблемы на мирной и демократической основе.
Причины такого отношения к советским предложениям вскрыл В. М. Молотов в заявлении об итогах берлинских переговоров.
«Можно понять так,— указывал В. М. Молотов,— что министров США, Англии и Франции на Берлинском совещании не интересовало действительное решение германской проблемы, или хотя бы решение какого-то практического вопроса, имеющего важное значение для германского народа. Их внимание было поглощено одним стремлением — расчистить путь для создания «европейской армии» согласно парижскому договору, раскрывающему ворота для возрождения милитаризма в Западной Германии» (1).
Представители США, Англии и Франции много распространялись и распространяются на тему о том, что они являются поборниками идеи «свободных выборов». Английский министр иностранных дел Идеи на Берлинском совещании внес даже соответствующий план проведения в Германии так называемых «свободных» выборов. На деле же этот план не имеет ничего общего с подлинно свободными выборами, на проведении которых настаивает Советский Союз. «План Идена», поддержанный США и Францией, предусматривает проведение выборов руками оккупационных властей и в обстановке оккупации Германии иностранными войсками. Легко понять, что такие «свободные» выборы нужны не немецкому народу, а германским милитаристам и их западным покровителям, мечтающим о распространении власти клики Аденауэра на всю Германию.
С германской проблемой тесно связан вопрос об австрийском государственном договоре. Австрия, захваченная в 1938 году гитлеровской Германией, согласно решению трех
---------------------------------
1. «Правда» от 5 марта 1954 года.
---------------------------------
держав — СССР, США и Англии, принятому в октябре 1943 года, должна быть восстановлена в качестве самостоятельного государства.
После войны Советский Союз настойчиво добивался быстрейшего заключения государственного договора с Австрией. В 1949 году текст этого договора был в основном согласован четырьмя державами — США, СССР, Англией и Францией, за исключением некоторых статей. Но западные страны, стремясь превратить Австрию в плацдарм подготовляемой ими войны против СССР и стран народной демократии, всячески затягивали заключение государственного договора с Австрией. В марте 1952 года США, Англия и Франция с согласия Австрии выдвинули так называемый проект «сокращенного договора», который был сепаратно подготовлен ими и который оказался совершенно неприемлем, так как в нем игнорировался вопрос о демократических правах австрийского народа и грубо нарушались права СССР в отношении бывших германских активов, находящихся в Австрии. Этот сепаратный шаг западных держав на два года оттянул решение вопроса об австрийском государственном договоре. Только перед Берлинским совещанием они отказались от своего сепаратного проекта «сокращенного договора».
На совещании в Берлине правительства США, Англии и Франции заявили о своей готовности снять возражения по тем статьям проекта договора, по которым они возражали в течение предыдущих пяти лет. Этот факт показывает, насколько неосновательными были прежние возражения западных держав, мешавшие заключению австрийского договора.
Советское правительство на Берлинском совещании заявило о своей готовности немедленно подписать государственный договор с Австрией, если будут приняты два предложения, необходимость которых вызывается фактом подписания парижского договора о создании «европейского оборонительного сообщества» и «европейской армии» и опасностью нового аншлюсса Австрии, подготовляемого боннскими реваншистами.
Советское правительство предложило, чтобы в договоре предусматривалось обязательство Австрии не участвовать в каких-либо военных группировках, направленных против других государств, участвовавших в войне с гитлеровской Германией и в освобождении Австрии, и не предоставлять территорию Австрии для создания иностранных военных баз.
Далее, Советское правительство настаивает на внесении в текст австрийского договора оговорки о том, что в связи с задержкой заключения мирного договора с Германией находящиеся в настоящее время в Австрии войска четырех держав останутся там и что вопрос о сроке вывода воинских частей четырех государств будет вновь рассмотрен не позднее 1955 года.
Эти предложения Советского Союза открывают полную возможность для восстановления Австрии как суверенного независимого и демократического государства. Они направлены на недопущение использования Австрии в качестве орудия агрессивной политики США и их союзников по Северо-атлантическому блоку и на предотвращение опасности нового аншлюсса Австрии со стороны Западной Германии. Но правительства США, Англии, Франции отклонили советские предложения и тем самым сорвали подписание австрийского договора.
Берлинское совещание показало, что решение германского вопроса теперь упирается в одну основную проблему — восстанавливать или не восстанавливать германский милитаризм. Советский Союз, вынесший главную тяжесть борьбы против гитлеровской агрессии, не может проходить мимо опасности возрождения германского милитаризма и угрозы повторения агрессии с его стороны. Этим объясняется решительная борьба Советского Союза против попыток восстановления германского милитаризма боннскими реваншистами вкупе с правящими кругами западных держав.
Председатель Совета Министров СССР Г. М. Маленков в речи на заседании Верховного Совета СССР 8 августа 1953 года выразил чувства всех советских людей, заявив:
«От нас хотят, чтобы мы согласились на возрождение агрессивной милитаристской Германии, и позволяют себе при этом говорить об обеспечении мира в Европе. Но не для того наш народ пролил кровь миллионов своих сынов и дочерей в войне с милитаристской Германией, чтобы вновь возрождать этот опаснейший очаг войны в Европе» (1).
Советский Союз при поддержке всех прогрессивных сил мира с еще большей настойчивостью будет бороться за разрешение германской проблемы на мирной и демократической основе в интересах упрочения мира и безопасности народов.
Германская проблема неразрывно связана с вопросом обеспечения безопасности в Европе. Известно, что Германия в течение жизни одного поколения развязала две мировые войны. Германские полчища сеяли смерть и разрушение в странах, подвергшихся их нападению. Отсюда понятны стремления народов не допустить возрождения германского милитаризма и на основе справедливого урегулирования германского вопроса в соответствии с принципами сохранения мира и национальной свободы Германии решить проблему обеспечения европейской безопасности.
Правящие империалистические круги Соединенных Штатов и Англии утверждают, что необходимость создания «европейского оборонительного сообщества» вызывается отсутствием другой системы безопасности, которая заменила бы «европейское сообщество».
-----------------------------------
1. Г. М. Маленков. Речь за пятой сессии Верховного Совета СССР, стр. 39. Госполитиздат. 1953.
-----------------------------------
Но это утверждение несостоятельно. Такая альтернатива есть. Она предложена Советским Союзом, который на Берлинском совещании министров иностранных дел противопоставил планам создания замкнутых военных группировок, раскалывающих Европу, план обеспечения мира и безопасности для всех народов Европы. Этот план нашел свое выражение в советском проекте Общеевропейского договора о коллективной безопасности в Европе и в дополнительных предложениях, содержащихся в ноте Советского правительства от 31 марта 1954 года.
СССР предлагает положить конец опасной политике разделения Европы на замкнутые военные группировки и образовать единый лагерь государств, стремящихся к сохранению мира. Советский проект Общеевропейского договора о коллективной безопасности в Европе предусматривает воздержание его участников от всякого нападения друг на друга; воздержание в международных отношениях от угрозы силой или ее применения, разрешение спорных вопросов мирным путем; консультацию между государствами — участниками договора в случае возникновения угрозы вооруженного нападения в целях принятия эффективных мер для устранения возникшей угрозы и для поддержания безопасности в Европе; оказание помощи всеми средствами, включая применение вооруженной силы, государству или государствам в случае нападения на них со стороны какого-либо государства или группы государств.
Советское правительство, руководствуясь интересами смягчения международной напряженности и укрепления мира, в ноте западным странам от 31 марта выразило готовность положительно решить вопрос об участии США в Общеевропейском договоре о коллективной безопасности в Европе. Советское правительство заявило также о своей готовности рассмотреть вопрос об участии СССР, при соответствующих условиях, в Северо-атлантическом договоре. Принятие этих предложений имело бы огромное значение для разрядки напряжения в международных отношениях, ибо Организация Северо-атлантического договора при участии в ней СССР перестала бы быть замкнутой военной группировкой государств; она утратила бы свой агрессивный характер, а это, как говорилось в советской ноте, «наряду с созданием эффективной системы коллективной безопасности в Европе, имело бы важнейшее значение для укрепления всеобщего мира».
Правительства США, Англии и Франции дали отрицательный ответ на советские предложения, показав тем самым свою незаинтересованность в ослаблении международной напряженности, в обеспечении мира и безопасности в Европе и во всем мире. Хотя предложения Советского Союза были отклонены правительствами западных стран, тем не менее эти предложения получили поддержку широких общественных кругов, все более настойчиво выступающих за объединение усилий европейских государств в интересах обеспечения безопасности в Европе. В поддержку советских предложений высказались народно-демократические государства. Опираясь на поддержку мировой общественности и учитывая опыт Женевского совещания, показавшего возможность достижения соглашений по спорным или нерешенным международным вопросам путем переговоров заинтересованных стран, Советское правительство в своей ноте правительствам Франции, Англии и США от 24 июля 1954 года вновь предложило рассмотреть вопрос о создании коллективной безопасности в Европе на совещании всех европейских государств, которые пожелают принять в нем участие, а также Соединенных Штатов Америки. Советское правительство высказалось за то, чтобы Китайская Народная Республика направила на это совещание своего наблюдателя.
Одновременно с этим Советское правительство внесло в свой проект общеевропейского договора о коллективной безопасности в Европе дополнение, предусматривающее обязательство участников договора развивать между собой экономические связи.
4 августа 1954 года послы Советского Союза в США, Англии и Франции вручили правительствам этих стран заявление Советского правительства, в котором содержится предложение, чтобы правительства СССР, Англии, Франции и США в предварительном порядке совместно обсудили вопрос о созыве совещания всех европейских государств и о мерах содействия его успеху. В этих целях Советское правительство предложило провести совещание министров иностранных дел указанных держав, имея также в виду продолжить рассмотрение на этом совещании министров германского вопроса.
Новая мирная инициатива Советского правительства нашла широкий отклик в различных кругах мирового общественного мнения. Народные массы решительно высказываются за созыв совещания по вопросу создания коллективной безопасности в Европе. Интересы мира требуют разрешения этой назревшей проблемы.

Борьба СССР за мирное урегулирование нерешенных проблем Азии и Дальнего Востока

Сохранение и упрочение мира и безопасности народов, смягчение международной напряженности не могут быть достигнуты без разрешения вопросов, связанных с восстановлением прав Китайской Народной Республики в ООН, с допуском ее к решению всех важнейших проблем международных отношений, а также мирного урегулирования корейского вопроса.
Образование Китайской Народной Республики явилось событием всемирно-исторического значения. Благодаря победе китайского народа над иностранными империалистами и внутренней гоминдановской реакцией возникло единое, независимое, великое народно-демократическое китайское государство, играющее огромную роль в международной жизни.
Китайская Народная Республика стала могучим оплотом свободы и независимости угнетенных народов Востока. Она мешает империалистам беспрепятственно порабощать народы Азии, безнаказанно проводить политику разжигания войны в этой части света. Сила и значение Китайской Народной Республики на международной арене определяются прежде всего тем, что она является неразрывной частью могучего лагеря мира, демократии и социализма. Нерушимые узы дружбы и братского сотрудничества объединяют новый Китай с Советским Союзом и странами народной демократии в Европе и Азии. С первого дня своего существования Китайская Народная Республика заявила о мирных целях своей внешней политики. В КНР нет сил, которые стремились бы к войне, к проведению агрессивной внешней политики. Китайский народ заинтересован в мире, ибо только в обстановке мира он может успешно идти по пути строительства социализма.
Проводя последовательную миролюбивую внешнюю политику, Китайская Народная Республика сыграла особенно важную роль в борьбе за прекращение военных действий в Корее. По инициативе правительств Китая и Корейской Народно-Демократической Республики, активно поддержанной Советским Союзом, в апреле 1953 года возобновились переговоры между воюющими сторонами, которые завершились 27 июля подписанием соглашения о перемирии.
Китайская Народная Республика внесла большой вклад в достижение мира и в Индо-Китае.
Заключение перемирия в Корее и Индо-Китае явилось крупным ударом по агрессивным планам империалистов США. Оно вместе с тем показало, что без непосредственного участия Китайской Народной Республики нельзя успешно урегулировать важнейшие спорные вопросы международной жизни, особенно касающиеся Азии и бассейна Тихого океана.
Правительство Китайской Народной Республики, выражая волю китайского народа к миру, не раз заявляло о своем присоединении к требованиям Советского Союза и всего прогрессивного человечества о запрещении атомного, водородного и других видов оружия массового уничтожения, о сокращении вооружений и вооруженных сил великих держав, о заключении между ними Пакта Мира. Вместе с Советским Союзом и другими странами демократического лагеря Китайская Народная Республика борется за смягчение международной напряженности.
Правящие круги США и других стран империалистического, антидемократического лагеря лютой злобой встретили рождение Китайской Народной Республики.
Американо-английский империалистический блок в ООН отклонил внесенное советской делегацией на IV сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1949 году предложение об изгнании из Организации Объединенных Наций представителя обанкротившейся клики Чан Кай-ши и о восстановлении законных прав Китайской Народной Республики в ООН.
Более четырех лет американские империалисты, используя все средства давления на своих сателлитов по агрессивному Северо-атлантическому блоку и на другие страны капиталистического мира, не допускают представителей Китайской Народной Республики в Организацию Объединенных Наций, грубо попирая права великого китайского народа.
Но этим дело не ограничивается. Начав 25 июня 1950 года агрессию против Корейской Народно-Демократической Республики, американские империалисты одновременно оккупировали часть территории Китайской Народной Республики — остров Тайвань, который они превратили в опорный пункт для более широкой агрессии против Китая. 1 февраля 1951 года Генеральная Ассамблея ООН под давлением американской делегации приняла позорнейшее решение об объявлении Китайской Народной Республики «агрессором», а несколько позже американо-английский блок в ООН протащил решение об установлении экономической блокады Китайской Народной Республики.
Все эти агрессивные действия американских империалистов и их союзников имели своей целью обострить международную обстановку, превратить корейскую авантюру в войну против Китайской Народной Республики и других стран Азии.
Советское правительство настойчиво требует прекращения агрессивной политики США в отношении Китая, прекращения дискриминации Китайской Народной Республики в международных отношениях. Не было ни одной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, ни одной международной конференции или совещания, на которых Советское правительство не ставило бы вопроса о допуске представителей Центрального народного правительства Китайской Народной Республики, как единственного законного правительства китайского народа.
Правительство Советского Союза считает, что ни один вопрос международных отношений, связанный с укреплением мира и безопасности народов, с ослаблением международной напряженности, не может быть разрешен без участия Китайской Народной Республики, без улучшения взаимоотношений между пятью великими державами.
Исходя из этого, Советское правительство в ходе дипломатической переписки, предшествовавшей Берлинскому совещанию министров иностранных дел, и на самом совещании настаивало на созыве совещания пяти великих держав — СССР, Китайской Народной Республики, США, Англии и Франции, несущих в соответствии с уставом ООН особую ответственность за сохранение мира, для урегулирования путем переговоров корейского и индо-китайского вопросов, выработки мероприятий по уменьшению международной напряженности.
Созыв совещания представителей пяти великих держав в Женеве явился неоспоримой победой Советского Союза и всего демократического лагеря и поражением тех, кто на протяжении многих лет проводил и продолжает проводить нелепую и провокационную политику игнорирования Китайской Народной Республики как суверенного государства, которое должно быть представлено во всех международных организациях.
На Женевском совещании мини-стров иностранных дел Китайская Народная Республика заняла свое законное место в кругу великих держав. Участие Китайской Народной Республики в Женевском совещании и ее активная борьба за мирное разрешение корейского и индо-китайского вопросов явились новым свидетельством возросшего международного влияния и авторитета народного Китая как великой державы. Интересы поддержания мира настоятельно требуют допуска представителей КНР в Организацию Объединенных Наций. Китайская Народная Республика должна занять свое место в ООН, и она его займет, несмотря ни на какие провокации врагов китайского народа.
Женевское совещание министров не смогло придти к соглашению по корейскому вопросу, вследствие нежелания правящих кругов США и других стран Северо-атлантического блока добиться его урегулирования. Известно, что после заключения перемирия в Корее правительство США заключило со своей марионеткой Ли Сын Маном так называемый договор «о взаимной безопасности», предусматривающий оказание Соединенными Штатами военной помощи клике Ли Сын Мана и оставление американских войск на территории Южной Кореи. В день заключения перемирия 16 государств, принимавших участие в войне в Корее, подписали декларацию, содержащую угрозу возобновить войну не только против Корейской Народно-Демократической Республики, но и против Китайской Народной Республики. Американо-английский блок в ООН отказался принять советское предложение о созыве политической конференции с участием не только воевавших стран, но и нейтральных стран Азии, таких, как Индия, Бирма, Индонезия и Пакистан, заинтересованных в урегулировании корейской проблемы путем переговоров, в обеспечении мира и безопасности в Азии и на Дальнем Востоке. Правящие империалистические круги США сорвали двусторонние переговоры в Паньмынчжоне о созыве политической конференции, нарушили условия перемирия о разъяснительной работе среди военнопленных, насильственно задерживают в Южной Корее в обшей сложности более 48 тыс. военнопленных корейско-китайской стороны, включив их в армии своих марионеток Ли - Сын Мана и Чан Кай-ши.
Женевское совещание министров иностранных дел было призвано содействовать окончательному урегулированию корейского вопроса. В этих целях министр иностранных дел Корейской Народно-Демократической Республики Нам Ир 27 апреля представил участникам совещания конкретный план восстановления единства Кореи и мирного урегулирования всего корейского вопроса. Смысл предложений Корейской Народно-Демократической Республики сводится к следующему:
1. Провести на территории всей Кореи свободные выборы в Национальное собрание, которое затем сформирует единое правительство Кореи. Для подготовки и проведения выборов и для осуществления неотложных мероприятий по восстановлению и развитию экономических и культурных связей между северной и южной частями страны создать общекорейскую комиссию из представителей Северной и Южной Кореи.
2. До проведения свободных выборов вывести с территории Кореи в шестимесячный срок все иностранные войска, поскольку их присутствие препятствует свободному волеизъявлению корейского народа на выборах.
3. Государства, наиболее заинтересованные в обеспечении мира на Дальнем Востоке, должны взять на себя обязательства обеспечить дальнейшее мирное развитие Кореи и создать таким образом условия, способствующие скорейшему осуществлению задачи мирного объединения Кореи в единое, независимое, демократическое государство.
Советский Союз и Китайская Народная Республика поддержали предложения делегации Корейской Народно-Демократической Республики, открывающие ясные и широкие возможности для окончательного урегулирования корейского вопроса, и заявили о своей готовности взять на себя вместе с другими государствами соответствующие обязательства.
Однако представители стран, участвовавших под флагом ООН в американской интервенции в Корее, отклонили справедливые предложения Корейской Народно-Демократической Республики. Делегация США и их союзники по агрессии отклонили также внесенное 22 мая предложение министра иностранных дел Китайской Народной Республики Чжоу Энь-лая создать комиссию нейтральных стран по наблюдению за проведением свободных общекорейских выборов. Вместо этого правящие круги США и их партнеры требовали на Женевском совещании передать контроль над выборами пресловутой «комиссии ООН по Корее», т. е. провести выборы под «покровительством ООН». Но это абсурдное требование было явно неприемлемым, ибо ООН под давлением США скатилась на положение воюющей стороны в Корее и, таким образом, лишила себя возможности выступать в качестве беспристрастного международного органа. Правящие круги США выступили также против вывода своих войск из Кореи.
Делегация Советского Союза 5 июня внесла предложения, направленные к тому, чтобы сблизить точки зрения участников Женевского совещания и облегчить достижение соглашения. Министр иностранных дел СССР В. М. Молотов предложил принять решение, в котором было бы сказано, что участники совещания договорились о проведении свободных выборов в национальное собрание на территории всей Кореи в шестимесячный срок; о создании общекорейского органа из представителей Северной и Южной Кореи с целью подготовки и проведения выборов и оказания содействия сближению между Корейской Народно-Демократической Республикой и Корейской республикой; о выводе всех иностранных войск с территории Кореи; о создании соответствующей международной комиссии для наблюдения за проведением свободных общекорейских выборов; о том, что наиболее заинтересованные в поддержании мира на Дальнем Востоке государства должны взять на себя обязательство обеспечить мирное развитие Кореи, что содействовало бы осуществлению задачи национального объединения Кореи.
Советские предложения, отвечающие интересам зашиты мира и свободного развития народов, интересам коллективной безопасности, встретили полное одобрение Корейской Народно-Демократической Республики и Китайской Народной Республики.
В своем подходе к решению корейского вопроса Советский Союз твердо стоит на той позиции, что любой спорный вопрос международных отношений, как бы он ни был труден, должен быть разрешен мирными средствами, путем переговоров.
Но правящие круги США отказались конкретно рассмотреть советские предложения и сорвали урегулирование корейского вопроса на Женевском совещании. Они пытались использовать это совещание для того, чтобы распространить свой контроль на всю Корею, т. е. добиться цели, какой им не удалось достигнуть с помощью оружия. Такая попытка была безнадежной и только лишний раз засвидетельствовала, что американские вдохновители политики «с позиции силы» не хотят урегулирования корейской проблемы на мирной и демократической основе. Они принимают все меры к тому, чтобы не допустить национального объединения корейского народа в едином, демократическом, независимом государстве.
На заключительном заседании по обсуждению корейского вопроса советская делегация внесла проект совместной декларации участников Женевского совещания, в которой говорится:
«Государства — участники Женевского совещания согласились о том, что впредь до окончательного урегулирования корейского вопроса на основе создания единого, независимого и демократического корейского государства не должны быть предприняты какие бы то ни было действия, которые могли бы поставить под угрозу поддержание мира в Корее».
Принятие такой декларации имело бы важное значение для смягчения международной напряженности, для укрепления всеобщего мира. Однако под нажимом США западные державы фактически бойкотировали советские предложения.
Так в результате грубой обструкционистской тактики США корейский вопрос остался нерешенным на Женевском совещании. Но, вопреки проискам врагов мира, совместные усилия миролюбивых сил приведут к справедливому решению корейского вопроса, к переходу от перемирия к миру в Корее, к восстановлению национального единства Кореи. Этого настоятельно требуют интересы сохранения и упрочения мира во всем мире.
Благородная борьба СССР за мир и безопасность народов, за смягчение международной напряженности энергично поддерживается народами всех стран, впервые в истории человечества создавшими организованный фронт сторонников мира.
Движение народов в защиту мира стало могучей силой, активно воздействующей на развитие международных отношений после второй мировой войны. Самоотверженная борьба народов за предотвращение опасности новой войны принесла определенные результаты: достигнуто некоторое смягчение международной напряженности. Однако угроза войны все еще существует. Американские империалисты и их сообщники в других странах готовят новые военные авантюры, сколачивают новый военный блок в районе Юго-Восточной Азии, открыто прибегают к атомному шантажу для того, чтобы обострить международные отношения.
В этих условиях исключительно важное значение приобретают решения Чрезвычайной сессии Всемирного Совета Мира, состоявшейся в конце мая 1954 года в Берлине. Всемирный Совет Мира от имени народов потребовал «в качестве самой неотложной меры — заключения международного соглашения, содержащего обязательство не производить более испытаний атомных и водородных бомб и не применять этих видов оружия. Такое соглашение подготовило бы и облегчило бы принятие действенных мер, обеспечивающих их полное запрещение. Оно содействовало бы в ближайшем будущем ослаблению напряженности международного положения, привело бы ко всеобщему сокращению вооружений, открыло бы путь к сотрудничеству для использования атомной энергии в мирных целях».
В резолюции Всемирного Совета Мира по вопросу о безопасности наций выражена тревога народов в связи с усилением американского давления на западноевропейские страны для ускорения организации «европейского оборонительного сообщества», создающего в центре Европы очаг агрессии, и американской политикой сколачивания блоков в Азии, направленной на удушение свободы народов и втягивание в войну новых стран. В резолюции указывается на необходимость отклонения боннского и парижского договоров и возобновления переговоров о мирном разрешении германской проблемы.
Важное значение приобретают решения Международной конференции по ослаблению международной напряженности, состоявшейся в Стокгольме в середине июня 1954 года. На конференции, созванной по инициативе группы общественных деятелей Франции, участвовали представители 30 стран, проникнутые одним желанием — недопустить возникновения новой мировой войны и сделать все возможное для смягчения международной напряженности. Конференция приняла общую резолюцию, обращение к Женевскому совещанию, обращение к ООН и целый ряд других документов, указывающих пути ликвидации международной напряженности. В общей резолюции конференции говорится, что «все государства должны отказаться от использования насилия для решения спорных вопросов. Все конфликты должны быть урегулированы путем переговоров, а переговоры должны настойчиво продолжаться, даже если трудности вначале являются большими».
Эти решения являются программой дальнейшей борьбы великой армии борцов за мир и безопасность народов, в первых рядах которой идут народы великого Советского Союза. Все советские люди единодушно одобряют решения Чрезвычайной сессии Всемирного Совета Мира и Международной конференции по ослаблению международной напряженности и будут настойчиво бороться за их осуществление. Прогрессивное человечество видит и знает, какую важную роль в ослаблении международной напряженности сыграли усилия Советского Союза, Китайской Народной Республики, стран народной демократии. Мирная внешняя полигика нашей страны пользуется поддержкой и доверием всех миролюбивых народов.
Советский Союз и впредь будет последовательно бороться за дальнейшее ослабление международной напряженности, за мир и коллективную безопасность народов.