.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Предисловие


вернуться в оглавление книги...

М. Семанова. "Чехов в школе". Ленинградское отделение Учпедгиза, 1954 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемая работа является вторым, переработанным и дополненным, изданием книги «Чехов в школе», выпущенной Учпедгизом в 1949 г. Она должна помочь учителю (главным образом, девятых классов) изучить биографию, творческий путь и отдельные произведения А. П. Чехова.
Отбирая материал, автор исходит из программных требований и, вполне полагаясь на самостоятельные творческие поиски, такт, опыт учителя, предлагает его вниманию примерный анализ тех явлений и фактов, которые необходимы при изучении Чехова в школе. Подробнее всего рассматриваются в книге произведения, входящие в список для классного и внеклассного чтения: «Хамелеон», «Унтер Пришибеев», «Степь», «Человек в футляре», «Ионыч», «Вишневый сад».
Жизнь Чехова должна изучаться в школе в неразрывной связи с его творчеством, с определенными конкретно-историческими условиями, с формированием и развитием его мировоззрения. Нужно показать учащимся проникновение в семью, в гимназию, в университет «духа времени»: деспотизма, рабства, формализма. Это поможет им понять такие произведения, как «Унтер Пришибеев», «Человек в футляре». Наряду с этим необходимо особенно подчеркнуть стремление к свободе, талантливость русского народа, все растущее противодействие силам реакции передовых сил общества во времена Чехова, то, что уловил автор «Степи», «Невесты», «Вишневого сада».
Биография Чехова изучается учениками VII и IX классов. Но объем и форма их работы должны быть различны. В младших классах нет необходимости рассказывать о всей жизни Чехова, а можно, сделав общий очерк жизни, остановиться детальнее лишь на тех ее этапах и фактах, которые или ближе подростку (детство и гимназические годы), или будут конкретизированы в анализе художественных произведений (участие Чехова в юмористических журналах, в связи с анализом рассказа «Хамелеон»), или ярко характеризуют высокое гражданское сознание Чехова: поездка на Сахалин, которая дала толчок к появлению таких произведений, как «Человек в футляре», «Крыжовник».
В IX же классе биография и творчество писателя должны быть представлены как можно полнее, причем некоторые периоды (Чехов-гимназист, поездка на Сахалин, Чехов в Мелихове, Чехов в Ялте) могут быть самостоятельно изложены учащимися в форме устных рефератов на уроках литературы. Некоторые факты, например, личные и творческие связи Чехова с другими писателями и явлениями современной ему культурной жизни: Чехов и Толстой, Чехов и народники, Чехов и Островский, Чехов и Горький, Чехов и Московский Художественный театр, — учитель может лишь в общих чертах осветить в классе, а более глубокому анализу подвергнуть на занятиях литературного кружка.
В процессе изучения Чехова нужно обратить внимание учащихся на патриотизм писателя, его органическую связь со своей страной, на демократический, гражданский характер его произведений, на его интерес к народу, любовь к русской природе.
Необходимо особенно отметить материализм, атеизм писателя, отрицательное отношение его к самодержавной действительности, к таким реакционным идеологическим течениям времени, как либеральное народничество, «толстовство». Нужно показать учащимся все растущее мастерство художника-реалиста, являющееся результатом его серьезных и тонких наблюдений над жизнью, большой работы над собой.
Вместе с тем учащиеся должны уловить не только прогрессивный характер идейно-творческой позиции Чехова в условиях последних десятилетий XIX в., но и ограниченность писателя, особенно явственно выступающую в предреволюционную эпоху. Нужно показать школьникам, как недостаточная политическая активность Чехова на всех этапах его жизни сказалась позднее в том, что при всей остроте разоблачения им современной жизни, при понимании необходимости ее переустройства и оптимистическом предчувствии будущего, он не смог угадать конкретные исторические перспективы развития нашей страны, так как не был связан с революционным пролетариатом, который начинал в его время сознательную борьбу за социальное переустройство.
В результате знакомства с творчеством Чехова учащиеся старших классов должны понять его место в историко-литературном процессе, увидеть в Чехове художника-новатора (в пределах метода критического реализма), который продолжил в своем творчестве высокие традиции русского реалистического искусства и обогатил его. Но они должны понять также, что для нового времени, предшествовавшего социалистической революции, для начала XX в., некоторые особенности творческой манеры Чехова были уже недостаточными. Учащиеся должны увидеть, таким образом, закономерность появления художника нового склада — социалистического реалиста — М. Горького, творчество которого они будут изучать вскоре после изучения Чехова.
Чтобы довести все это до сознания учащихся, учитель не может ограничиться только программным материалом. Ему самому, разумеется, нужно знать значительно больше того, что он должен сообщить учащимся. Готовясь к обзорным темам (творчество Чехова 80-х годов, творчество Чехова 90-х годов), выясняя эволюцию писателя, учитель должен расширить круг чтения чеховских произведений, детальнее познакомиться с некоторыми значительными, не вошедшими в программу произведениями. Для этой цели, в помощь учителю, в книге анализируются рассказы, повести и драмы, существенные для изучения процесса развития творческого метода Чехова («Степь», «Скучная история», «Палата № 6», «Моя жизнь», «Дядя Ваня» и др.). Для этой же цели освещается вопрос об отношении Чехова к Гоголю, Островскому, Толстому, об отношении к Чехову М. Горького. Знакомство с творческим путем писателя и работа над его произведениями должны пробудить у учащихся живой интерес к Чехову, как к замечательному художнику слова. Это можно достигнуть лишь вдумчивым чтением текста, тщательным его комментированием. На примере творчества Чехова учитель должен решать теоретико-литературную задачу: показать на конкретном материале мастерство писателя, единство содержания и формы в художественном произведении, органическую связь идеи с композицией, образами, языком. Анализируй произведения Чехова, необходимо ставить вопросы, особенно волнующие сейчас нашу литературную общественность: природа конфликта (на примере пьесы «Вишневый сад»), создание типических ситуаций, типических характеров и др.
Язык художественных произведений Чехова (речь персонажей, речь автора) нужно рассматривать не изолированно, а в соотношении с идейным содержанием, с функцией того или иного образа в произведении.
Чтобы суметь в процессе изучения Чехова в школе выбрать наиболее действенные в образовательном и воспитательном отношении факты и явления и отбросить менее существенные, учитель должен как можно шире и глубже познакомиться с материалами жизни и творчества А. П. Чехова. Для этой цели в книгу введены цитаты из писем Чехова, воспоминаний о нем, из критических отзывов современников, даются ссылки на работы о Чехове советских литературоведов. (1)
Изучение в школе жизни и творчества Чехова поможет учителю выполнить поставленную перед ним советской общественностью задачу: содействовать воспитанию у молодежи любви к Родине, народу, родному языку, к великой русской литературе.
----------------------------------------------------
1. Сочинения и письма А. П. Чехова цитируются по Полному собранию сочинений и писем в 20 томах. Гослитиздат 1944—1951. Том и страница указываются в скобках в тексте; остальные ссылки даются под строкой.
----------------------------------------------------

продолжение книги...