.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Китай в первобытнообщинную эпоху


вернуться в оглавление учебника...

Р.Ф.Итс, Г.Я.Смолин. "Очерки истории Китая с древнейших времен до середины XVII века"
Учпедгиз, Л., 1961 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

Глава I
КИТАЙ В ПЕРВОБЫТНООБЩИННУЮ ЭПОХУ


Китайцы называют свою страну «Чжунго» — «Срединное государство». Это древнее название. Возникло оно еще в ту пору, когда жители Китая считали свою родину расположенной в центре вселенной. Древним названием является и «Чжунхуа» («хуа» — самоназвание одного из ранних китайских племен).
Сами себя китайцы называют «ханьжэнь» — «люди Хань». Исторически это самоназвание связано с именем древней династии Хань. Европейские названия Китая — немецкое Хина, французское Шин, английское Чайна — произошли от слова «Чин» — индийского названия династии Цинь, предшественницы Хань.
В русский язык слово «Китай» пришло от самоназвания народа кидань, некогда обитавшего в северо-западных районах Китая.
Первые европейцы, побывавшие в средние века в Китае, встретились с высококультурной страной, поразившей их воображение. Огромное государство, раскинувшееся на площади почти в 10 000 000 км2, на протяжении тысячелетий играло ведущую роль в Восточной Азии. Китайская цивилизация, созданная в глубокой древности трудом неутомимых и талантливых земледельцев в плодородных долинах Хуанхэ и Янцзы, наряду с другими древними цивилизациями, сделала возможным прогресс человечества.
Долгое время древний период истории Китая оставался областью легенд и загадок. Труд сотен исследователей позволил приоткрыть завесу над прошлым, чтобы стал яснее сегодняшний день Китайской Народной Республики.
По климатическим и природным условиям Китай можно подразделить на три большие зоны — горно-пустынные районы северо-запада и Тибетского плоскогорья с резко континентальным климатом, бассейны Хуанхэ и Янцзы с умеренным и теплым климатом, с плодородными почвами и районы субтропиков в Южном и Юго-Западном Китае. Район нижнего течения Хуанхэ, лёссовое плато, бассейн среднего и нижнего течения Янцзы с развитой системой рек и озер, с плодородными низменностями рано заселялись человеком. В водоемах было много рыбы, в густых лесах — дичи. В древние времена леса почти сплошь покрывали Китай, исключая пустыню Гоби и пустынные районы северо-запада.
Более полумиллиона лет назад в бассейне реки Хуанхэ обитали исполинские слоны, носороги, гигантские олени. В районах Южного Китая обнаружены костные остатки гигантопитека — одной из древнейших человекообразных обезьян.
В послеледниковый период климат и природа Китая значительно изменились, однако еще около ста тысяч лет назад на месте современной пустыни Ордос были девственные леса. За три-две тысячи лет до нашей эры в густых зарослях лесов по долинам рек Хуанхэ и Янцзы водились слоны, обезьяны, тигры, леопарды, медведи.
Постепенное освоение человеком территории Китая, вырубка и сожжение лесов для создания пашни привели к обезлесению бассейнов Хуанхэ и Янцзы. Это усилило разрушительную деятельность бурных речных потоков. Многие реки, и в первую очередь Хуанхэ, стали горем китайских земледельцев. Во время паводка вода затопляла огромные пространства, уничтожая и посевы.
Современный Китай — страна горных массивов. Большинство населения сосредоточено в долинах великих рек — Янцзы и Хуанхэ. В южных и юго-западных районах еще сохраняются представители богатой флоры и фауны древних времен.
История китайской цивилизации тесно связана с районами плодородных долин Хуанхэ. Древнейшими людьми, населявшими Китай более полумиллиона лет тому назад, были синантропы.
В 54 км к юго-западу от Пекина расположено селение Чжоукоу-дянь. Здесь у подножия гор Сишань с начала 20-х гг. нашего столетия производились геологические работы, во время которых молодой палеонтолог Пэй Вэнь-чжун (1929) нашел в одной из пещер остатки скелета (черепную крышку, нижнюю челюсть, зубы) и орудия труда древнейшего человека. Наука получила материал для характеристики древнейших людей, названных синантропами (китайский человек). В последние годы в Чжоукоудяне сделаны новые открытия, подтвердившие материалистическую теорию происхождения человека.
Синантропы, жившие в пещерах, умели пользоваться огнем. При раскопках обнаружен мощный слой золы и кости животных, часто со следами огня. Здесь на протяжении веков сохраняли огонь, вероятно, полученный от природы (лесной пожар), и изготовляли орудия труда — грубо обитые рубила — из местных вулканических пород камня и кварцита. Синантропы питались растительной и мясной пищей и охотились на крупных зверей — слона, гигантского оленя, трехпалую лошадь, медведя, волка. Коллективная борьба за существование объединяла людей в первобытное стадо. К эпохе первобытного стада относятся и коллективы древнейших людей более высокой стадии развития — неандертальцев. Находки в Ордосе свидетельствуют о существовании здесь более ста тысяч лет назад предков человека неандертальского типа. Здесь обнаружено множество мустьерских орудий.
По сравнению с грубо обитыми рубилами синантропа ордосский человек обладал более совершенными орудиями. Изготовленные из кварца, они имели ретушь и отличались разнообразием форм. Найдены костяные проколки для сшивания шкур. Люди верхнего В эпоху верхнего палеолита происходит окончательное становление современного типа человека. Более пятидесяти тысяч лет назад человек осваивал различные районы Китая. Костные остатки людей верхнего палеолита найдены и в Верхней пещере Чжоукоудяня и в районе Цзыян (провинция Сычуань); в ту эпоху человек населял уже как долину Хуанхэ, так и Янцзы.
Черепа ископаемых людей, найденные в Верхней пещере и Цзыяне, подтверждает положение советских антропологов о том, что в эпоху верхнего палеолита начинается дифференциация рас. Китайские ученые разделяют эту концепцию. Пэй Вэнь-чжун в работе «Каменный век Китая» (издана в Пекине в 1954 г. на китайском языке) писал: «В эпоху, когда обитали люди Верхней пещеры, человечество еще не дифференцировалось по расам. Тогда имелись лишь предпосылки для будущей дифференциации, которые заключались в некоторых физических различиях особей этих людей. С течением времени эти различия особей благодаря развитию в неодинаковых окружающих условиях превратились в признаки различных рас».
Установлено, что черепа из Верхней пещеры и из Цзыяна имеют основные антропологические признаки, характерные для малых рас, входящих в большую монголоидную расу. Верхнепалеолитическое население Китая явилось исходным для формирования монголоидной расы, к которой относятся китайцы.
Население Китая в эпоху верхнего палеолита занималось охотой, сбором кореньев и ловлей рыбы. Орудиями труда были каменные топоры, скребки, тесла, искусно сделанные каменные шилья. Широко были распространены костяные шилья, проколки и орудия из рогов оленя и горного козла. Люди носили головные и шейные украшения из просверленных зубов кабана и полевой мыши. Зубы были нанизаны на жилы. Такие же украшения делались из каменных бус и птичьих перьев.
Люди верхнего палеолита жили в пещерах и ямах. Ямы прикрывали сверху ветвями, оставляя отверстие для лаза и выхода дыма от костра. На каменных стенах и оленьих рогах вырезали изображения животных и замысловатые орнаменты.
Умение изготовлять одежду и добывать огонь, а не только сберегать его, позволило верхнепалеолитическому населению совершать большие передвижения.
Движение ранних монголоидов из северных районов Китая (преимущественно из долины Хуанхэ) на юг за реку Янцзы привело к столкновению их с австралоидами, шедшими с юга. В результате тысячелетних перемещений и столкновений представителей различных больших рас к эпохе неолита образовались малые расы. Эти малые расы и впоследствии их ответвления — антропологические типы — и были предками современного населения Китая.
Развитие производительных сил привело в эпоху верхнего палеолита к смене первобытного коллектива (первобытного стада) первобытной общиной. К эпохе неолита (V—IV тысячелетия до н. э.) уже сложились многочисленные племена.
Материал археологических раскопок дает представление о ранненеолитическом населении современных провинций Шаньси и Северо-Восточного Китая. В V — IV тысячелетиях до н. э. неолитические племена имели долговременные поселения из отдельных жилищ, вырытых в толще лесса. Жители таких поселений уже знали примитивное земледелие и выращивали просо. Однако преимущественно они занимались охотой и рыболовством, о чем свидетельствуют костяные орудия с вкладышами из мелких каменных пластинок, а также наконечники стрел, копий и шлифованные каменные топоры. Одежду изготовляли из шкур и меха животных, из шерсти. В этот период начинает развиваться гончарное производство. Глиняная посуда изготовлялась от руки и представляет собой грубые, плохо обожженные сосуды и плошки. В погребениях людей ранненеолитического периода найдены кости свиньи и собаки.
Первобытная община ранненеолитической эпохи переходила к оседлому образу жизни, к земледелию на плодородных лессовых пашнях. Прогресс производительных сил привел к расцвету богатой культуры Яншао (III тысячелетие до н. э.) в современных провинциях Хэнань, Аньхуэй, Шаньси, Шэньси, Ганьсу, Шаньдун. Культуру Яншао сменила культура Луншань (2200—1700 гг. до н. э.) Богатые материалы раскопок Иньского городища вблизи городов Аньян и Хойсян провинции Хэнань, а также стоянок Сяотунь, Далайдянь, Хоуган, Гаоцзинтайцзы и ряда других показали несомненную близость археологических культур Яншао, Луншань и Сяотунь (иньское время).
Распространенные на одной территории культуры Яншао и Луншань различны.
Культура Яншао (или культура расписной керамики) представляет собой высокую ступень в развитии неолитического Китая. Разнообразные шлифованные каменные орудия, каменные пряслица, грузила для сетей, керамические треножники, раковины каури характерны и для эпохи Луншань. Создатели культур Яншао и Луншань изготовляли треножники близких типов, горшки с двойным дном, плошки и иную утварь для ритуальных целей и обихода. Формы сосудов повторяются в бронзовой утвари иньского времени. Нет отличий и в орудиях труда обеих культур. А воспроизведение форм каменных топоров и ножей в бронзовых топорах и ножах периодов Инь и Чжоу подчеркивает их преемственность.
При столь разительном сходстве форм сосудов и орудий труда историков ставят в тупик различия этих двух культур. Сосуды Яншао расписывались орнаментом из черного зубчатого узора на красно-коричневом фоне. Керамика культуры Луншань, напротив, почти лишена росписи. Луншаньские сосуды — черные полированные с хрупкими стенками. Помимо таких сосудов в луншаньских стоянках встречается простая серая посуда, а также желто-коричневая посуда, наиболее изящные экземпляры ее — треножники с носиком — покрывались белой краской.
Становится очевидным, что создатели луншаньской керамики утратили традиции яркой полихромной росписи Яншао с ее символическим орнаментальным миром. Однако почему это произошло, пока остается неясным. Китайские ученые считают, что своеобразие вызвано принадлежностью создателей этих культур к родственным, но все же различным племенным группам.
Видный китайский ученый Лян Сы-юн, открывший культуру Луншань, во время археологических раскопок обнаружил трехслойные памятники; в них четко прослеживается последовательная смена культур: Яншао — Луншань — Сяотунь. Период Сяотунь связан с династией Инь.
Преемственность традиций показывает, что создатели этих культур являлись предками китайцев.
Все эти материалы опровергли доводы против автохтонности китайцев и позволили говорить о первоначальном расселении их предков в долине реки Хуанхэ и ее притока Хань уже с V тысячелетия до н. э.
Название этого притока стало именем одного из родов, основавшего в III в. до н. э. знаменитую династию Хань.
Неолитические племена, создавшие культуры Яншао и Луншань, были непосредственными предками создателей иньской культуры. Одновременно с неолитическими племенами — создателями культур Яншао и Луншань — в более поздние периоды в различных районах Китая существовали племена, оставившие свои неолитические культуры. На территории Китая можно выделить шесть важнейших неолитических комплексов, связанных с различными этническими группами.
Археологический комплекс Центральной равнины и побережья Восточно-Китайского моря, представленный культурами Яншао и Луншань, связан с предками китайских племен. Существовал комплекс Таохэ в районе реки Таохэ, провинция Ганьсу, и соседних областях провинции Цинхай. Он представлен археологическими культурами Мацзяяо и Мачан (по названию стоянок). Памятники Мачан более поздние, некоторые из них датируются последними веками до н. э. Создателями Мацзяяо и Мачан были предки тибетских племен цян. Неолитический комплекс в современных провинциях Гирин и Фынтянь отличается от неолита Центральной равнины. Он связывается с древними племенами дунху — предками маньчжур.
Раскопки на юге Китая (за рекой Янцзы) дали три различных неолитических комплекса. Сычуаньский связан с древними тибето-бирманскими племенами, и в пеовую очередь с предками современного народа ицзу, или носу. Культура второго, Нанкин-Дунтинского, комплекса создана предками современных народов мяо, чжуан и вьетнамцев — саньмяо. Третий, Приморский комплекс, в провинциях Фуцзянь, Чжэцзян, Гуандун можно связать с древними предками индонезийских племен — миньюэ.
Таким образом, северокитайские племена, сосредоточенные в долине Хуанхэ, были предками китайцев, а другие неолитические племена северо-восточных, северо-западных и южных районов страны являются предками многих современных малых народов КНР.
Многочисленные северокитайские племена, расселившиеся в более благоприятных природных условиях, успешно развивали земледелие и скотоводство. Они первыми впоследствии совершили переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу. Время существования северокитайских неолитических племен совпадает с периодом легендарной династии Ся.
До этой династии и во время ее правления в Китае якобы был «золотой век». Как сообщают древние легенды и мифы, страной правили сначала три царя — Суйжэнь, Фуси и Шэньнун — и затем пять императоров, наиболее известными из которых были Хуанди, Яо, Шунь и Юй.
Китайские мифы и легенды, вошедшие в ранние исторические памятники, приписывают этим героям изобретение необходимых вещей. Суйжэнь, говорится в предании, научил людей добывать огонь трением, изготовлять рыболовные крючки. Фуси создал сети и силки для ловли птиц, животных и рыб, он научил людей приручать животных и дал древним китайцам знаменитые восемь триграмм (графическая фигура из трех черт). На протяжении тысячелетий сочетания этих триграмм считались вершиной философской мысли, понять которые может только «совершенно мудрый» человек.
В основе каждой триграммы лежит или прямая горизонтальная -, или прерванная черта - -, либо сочетания их. Первая называется Ян и является символом силы, света и мужского начала всего мира, а вторая — Инь — символом слабости, мрака и женского начала мироздания. Графические фигуры из таких черт имели много вариантов. Каждая фигура имела свое название и означала определенные понятия. Например, фигура из трех параллельных черт Ян называлась «цянь» и означала небо, родителя, нефрит, металл. Триграмма, состоящая в том же порядке из трех символов Инь, называлась «кунь» и означала землю, родительницу, холст, котел.
В комбинациях триграмм некоторые исследователи видят зачатки письменности, другие же считают их гадательными символами древних китайцев. Время возникновения начертаний триграмм ученые относят к эпохе Инь и считают мифом связь их с легендарным Фуси.
Правитель Шэньнун, по воззрениям древних китайцев, научил людей выделывать из дерева сошники и сохи, обучил их земледелию.
О времени правления императора Хуанди в традиционной китайской истории хранится много конкретных, хотя и легендарных сообщений. Долгое время считалось необходимым начинать изложение китайской истории с Хуанди.
Самой распространенной легендой о деятельности Хуанди является его борьба с вождем южных племен Чи Ю. Люди этих племен, гласит легенда, походили на животных, питались галькой, лбы у них были железные, головы медные, а волосы как острые мечи. Племена Чи Ю напали на мирных земледельцев в долине Хуанхэ, и тогда Хуанди призвал свой народ. Вождь южных племен просил богов послать на землю ураган с дождем, но Хуанди попросил послать засуху. Утих ураган, Хуанди разбил племя Чи Ю и убил их вождя. Хуанди, добившись победы, справедливо правил на китайской земле, а после него правили Яо, Шунь и Юй, тоже справедливые правители — его потомки. Потомками Хуанди древние летописи считают правителей династий Инь и Чжоу.
Китайские ученые считают, что Хуанди — это название одного из древних северокитайских племен.
Древние китайские летописцы, создававшие свои труды в эпоху междоусобиц, в правлении Яо, Шуня и Юя всегда высоко ценили справедливость. Этим правителям приписывается и установление обычая «отречения от власти» в пользу более достойного, выдвинутого народом. Яо, Шунь и Юй испрашивали совета глав семей и родов, вели борьбу с другими племенами и давали древним кам китайцев возможность жить в мире и спокойствии. Правитель Юй, который считается основателем легендарной династии Ся, во время наводнения, как рассказывает предание, усмирил воды, урегулировал течение реки. Однако он первый стал и нарушителем справедливости — отменил принцип «отречения от власти».
Эпоха от Хуанди до Юя представлялась летописцам такой, как ее описал один из древних философов, Чжуан-цзы: «Все люди имели одинаковую и неизменную природу. Они ткали и делали для себя одежду, они возделывали поля и добывали себе пищу. Это было общим для всех. Они были едины и не образовывали обособленных друг от друга групп. Они были таким образом организованы и предоставлены своим собственным наклонностям. Именно поэтому в век совершенства люди расхаживали медленно и важно, со взором, устремленным вперед. В то время в горах не было ни тропинок, ни проходов, на озерах не было ни лодок, ни плотин. Все живое жило большими группами, места их поселений были расположены рядом друг с другом; птицы и звери размножались в стаи и стада, травы и деревья росли пышно и высоко. Птицы и звери чувствовали себя непринужденно, можно было добраться до гнезда сороки и заглянуть в него. Действительно, в век совершенства разве могли люди в своем обществе различать высших и низших?»
Наивное, но насколько верное в общем описание отдаленной эпохи первобытной общины! Подобные сведения в хрониках и памятниках вместе с богатыми археологическими данными позволяют нам более или менее полно характеризовать первобытнообщинный строй предков китайцев.
Родовая община северокитайских племен была основана на кровнородственных отношениях c наследованием по материнской линии. Все члены рода селились вместе, их поселения представляли собой деревни с несколькими большими полуземлянками. Обычно поселения устраивались на высоких берегах Хуанхэ или ее притоков. Основной земледельческой культурой было в южных районах просо, выращивали рис. Разведение риса требовало орошения полей и предохранения их от воды. Это было особенно необходимо из-за часто меняющегося русла Хуанхэ, которая в половодье легко размывала лессовые берега. Рис сеяли на низких и заболоченных участках.
Борьба с водной стихией и создание оросительных систем красной нитью проходят через все полулегендарные сведения об этом периоде в китайских исторических памятниках. Мифическому императору Юю приписывается создание первых оросительных систем и дамб, строительству которых он обучал людей. Юй, согласно той же легенде, научил людей выбирать для поселений высокие места, недоступные для воды.
Судя по археологическому материалу, предки китайцев разводили домашних животных — свиней, коров и буйволов, овец, лошадей. Скот использовался при переездах и при земледельческих работах. Основным занятием было земледелие. Предки китайцев достигли большого совершенства в ткачестве и выделке керамических сосудов.
Ближайшими соседями предков китайцев были скотоводческие племена на северо-востоке и северо-западе. Вероятно, между племенами происходил обмен. Так, в стоянках на Центральной равнине археологи находят изделия из молочно-белого нефрита западного происхождения и раковины каури из южных морей, а на стоянках в районе Таохэ, в Сычуане, Хунани и других южных провинциях находят керамику, типичную для Яншао и Луншань.
Первоначально роль денег при обмене между земледельцами и скотоводами северо-запада и охотниками юга Китая играли нефрит, керамические изделия и раковины каури. В эпоху же разложения первобытнообщинного строя у северокитайских племен и в период Инь раковины каури повсеместно выполняют функцию денег.
Высшая власть в роде осуществлялась старейшиной, который избирался всей общиной. Правителю Юю в одном из древних памятников — «Шицзи» — приписываются слова: «Мир предназначен для всех. Старейшина может быть старейшиной, если он избран всей общиной». Старейшина руководил отправлением религиозных обрядов в роде, впоследствии эти функции перешли к шаману-прорицателю или шаманке. Несколько родов объединялось в племя с вождем, избираемым из среды старейшин. На совете старейшин рода и в племенном совете женщины пользовались правом решающего голоса и их мнение имело важное значение.
Погребения периодов Яншао и Луншань свидетельствуют о начале имущественного неравенства. Обычно предки китайцев хоронили своих сородичей на родовом кладбище, расположенном на сухом возвышенном месте вдали от поселения. Для обеспечения души в другом мире вместе с покойником зарывались урны с пищей и водой, а также украшения из камня, нефритовые полукольца (хуан), бусы из раковин каури, топоры, ножи, лук и стрелы, принадлежавшие умершему. Это обычное погребение, но встречаются и мужские погребения с более богатым инвентарем. Зачастую такое погребение устраивалось вне пределов родового кладбища, где-нибудь на возвышенности. С покойником погребали от двенадцати до четырнадцати керамических урн лучшего качества с пищей и водой, несколько боевых топоров и точильные камни, множество украшений и много иных предметов.
Богатые погребения чаще всего встречаются в конце периода Луншань. К этому времени северокитайские племена вступают в эпоху ранней бронзы. Появление бронзовых топоров, наконечников копий и стрел — свидетельство прогресса производительных сил. Пленные, захваченные в войнах с соседями, стали использоваться в скотоводстве и ремесле.
Военачальник становится главным лицом в общине. Система «двух военачальников в одном роде и одном племени» и обычай «отречения от власти» характеризовали особую форму перехода от общины, основанной на материнском родстве, к общине по отцовской линии. Начинали разрушаться кровнородственные связи, уступая место соседским территориальным связям.
Что же такое институт «двух военачальников»? Первобытная община основывалась на кровнородственных связях, а главным в этих связях были отношения, обусловленные материнским правом. Первобытная родовая община была материнской, брак был матрилокальным — муж уходил в род жены, счет родства был матрилинейный. Наследование разрешалось только родственникам со стороны матери. В древних исторических памятниках сказано: «Юноша уходит в род жены, сын получает имя матери, девушка, родившись, получает имя рода». Имя девушки не меняется, говорится в памятнике, на протяжении тысячелетий, а имя юноши меняется после брака.
В военных походах выдвигаются мужчины, пришедшие из другого рода. Так возникает институт «двух военачальников», один принадлежит к своему роду, другой — пришелец. Успешные военные походы дают преимущество военачальникам в дележе добычи. У каждого из двух военачальников появляется желание закрепить нажитые богатства в своей собственности, не отдавать их в род жены. Эти стремления усиливаются в результате превращения пленных в рабов.
Принцип «отречения от власти» связан с системой «двух военачальников». Он относится к периодам Яо, Шуня и Юя. Провозглашение его было следствием борьбы отцовской и материнской общин. Победа общины, основанной на отцовском родстве, к периоду Юя делает ненужным сохранение этого принципа, ибо наследование уже совершается в пределах отцовского рода в отличие от прежнего (до периода Яо) превосходства материнского рода.

к следующему параграфу учебника...