.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Ленинские принципы работы государственного аппарата и задачи его совершенствования


М. Е. Дзюба. "Ленинские принципы работы государственного аппарата и задачи его совершенствования"
Издательство "Знание", Москва, 1955 г.
OCR Biografia.Ru

Претворяя в жизнь заветы великого вождя и учителя В. И. Ленина л верного продолжателя его дела И. В. Сталина, советский народ под руководством Коммунистической партия неустанно укрепляет могущество социалистического государства, добивается из года в год новых успехов в строительстве коммунистического общества. Уже в текущем году выпуск промышленной продукции превысит уровень 1950 года на 80%, а довоенный уровень — более чем в 3 раза. Большие достижения имеет наша тяжелая индустрия. Объем продукции тяжелой промышленности ныне почти в 3,5 раза превысил уровень довоенного 1940 года. Коммунистическая партия считает, как и прежде, своей главной задачей дальнейший мощный подъем тяжелой индустрии, являющейся основой всего народного хозяйства и несокрушимой обороноспособности страны, источником неуклонного роста благосостояния народа.
Опираясь на успехи, достигнутые в развитии тяжелой промышленности, Коммунистическая партия и Советское правительство обеспечивают дальнейший подъем легкой и пищевой промышленности и социалистического сельского хозяйства. На проведение мероприятий по крутому подъему сельского хозяйства в 1954 году за счет государственного бюджета и других источников было направлено 74,4 млрд. рублей, или на 42% больше, чем в 1953 году. Бюджет на 1955 год предусматривает вложение значительных средств в социалистическое сельское хозяйство.
Социалистическое государство в возрастающем размере снабжает деревню современными машинами и орудиями, усиливает механизацию колхозного производства. В 1954 году сельское хозяйство получило 137 тыс. тракторов общего назначения (в переводе на 15-сильные), 45 тыс. пропашных тракторов, 37 тыс. зерновых комбайнов и много других сельскохозяйственных машин. Проведена большая работа по созданию постоянных кадров в МТС. Общее число постоянных рабочих в МТС составляет около 2 млн. человек. MТC и колхозы укреплены кадрами специалистов. Был проведен ряд мер по повышению материальной заинтересованности колхозов и колхозников в увеличении производства сельскохозяйственных продуктов. Мероприятия партии и правительства, направленные на крутой подъем сельского хозяйства, уже дали свои первые результаты: значительно расширились посевные площади за счет освоения целинных и залежных земель, повысились культура земледелия и продуктивность общественного животноводства. Все это позволило в 1954 году, несмотря на засуху в ряде районов страны, увеличить по сравнению с 1953 годом заготовки и закупки хлеба и других сельскохозяйственных продуктов.
Непосредственным и прямым результатом роста промышленного и сельскохозяйственного производства является повышение материального и культурного уровня жизни советских людей. Доходы трудящихся в 1954 году по сравнению с 1953 годом выросли на 11%. Досрочно выполнено задание пятой пятилетки по развитию товарооборота. Советское государство затрачивает огромные средства на строительство благоустроенных жилищ, школ, клубов, лечебных учреждений.
Новая грандиозная программа роста народного хозяйства и укрепления могущества нашей Родины намечена в исторических решениях январского и июльского Пленумов ЦК КПСС. Успешное претворение в жизнь этих решений обеспечит новый мощный подъем промышленности и позволит досрочно выполнить задачу увеличения производства зерна в стране до 10 млрд. пудов, а продуктов животноводства — в два — два с лишним раза.
В осуществлении этих задач, выдвигаемых практикой коммунистического строительства, как и во всей деятельности членов социалистического общества по претворению в жизнь выработанной Коммунистической партией политики, важная роль принадлежит советскому государственному аппарату. Вот почему партия всегда проявляла и проявляет повседневную заботу об улучшении государственного аппарата, о повышении его организаторской роли в хозяйственном и культурном строительстве, о совершенствовании методов руководства и поднятии всей организационной работы на новый, более высокий уровень.

Советский государственный аппарат — важное орудие строительства коммунизма

Марксизм-ленинизм учит, что характер, классовая сущность и роль государственного аппарата в общественной жизни определяются типом государства. Каков тип государства, таков и его аппарат. Все до сих пор известные типы государств — рабовладельческое, феодальное, буржуазное,— хотя отличались по формам и методам управления, однако классовая сущность их оставалась одинаковой. Они защищали интересы господствующих классов, являлись орудием угнетения и подавления трудящихся масс. Этим целям был подчинен и государственный аппарат.
Реакционную, антинародную роль играет государственный аппарат современных империалистических стран. Он всецело зависит от монополистического капитала, служит интересам империалистов, создает и обеспечивает условия для получения капиталистами наивысших прибылей путем ограбления трудящихся своей страны, закабаления и систематического ограбления народов колоний, подрыва самостоятельности независимых государств, войн и милитаризации народного хозяйства.
Советское государство, созданное в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции, принципиально отличается от всех эксплуататорских государств. Оно является государством нового, высшего типа, орудием освобождения народных масс от эксплуатации и порабощения, государством диктатуры пролетариата, высшим принципом которой является союз рабочего класса и крестьянства при руководящей роли рабочего класса. Союз рабочего класса и крестьянства есть та могучая революционно преобразующая сила, которая дала возможность социалистическому государству преодолеть все трудности на пути социалистического строительства, выйти победителем из войн, навязанных советскому народу капиталистическим окружением, и двигать дальше вперед хозяйственное и культурное строительство.
Советское государство построено на принципах интернационализма,— оно опирается на сотрудничество трудящихся масс всех национальностей, на дружбу народов, облегчая тем самым объединение этих масс в едином государственном союзе.
Возникнув в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции, Советское государство выступает как великая творческая сила, как могучее орудие построения коммунизма в СССР. Такой творческой роли не может осуществлять ни одно эксплуататорское государство. Эта принципиально новая роль Советского государства вытекает из коренного отличия социалистической революции от буржуазной.
Основная задача буржуазной революции состоит в том, чтобы захватить власть и привести ее в соответствие с наличной буржуазной экономикой. Захватом власти буржуазная революция обычно завершается. Социалистическая революция только лишь начинается взятием власти пролетариатом; ее задача состоит в том, чтобы выполнить роль рычага для перестройки старой экономики и организации новой, социалистической экономики.
Буржуазное государство осуществляет две основные функции: внутреннюю (главную) — держать эксплуатируемое большинство в узде и внешнюю (не главную), которая направлена на расширение своей территории за счет захвата чужих земель или на защиту своей территории от нападения со стороны других буржуазных государств. Эксплуататорские классы не заинтересованы в росте образованности и культуры трудящихся; поэтому буржуазное государство, формально провозглашая право на образование, делает все для того, чтобы держать трудящихся в темноте и невежестве. Оно допускает образование и культурное развитие рабочих и крестьян лишь в той мере, в какой это требуют рост техники и совершенствование орудий труда, пытается отравить сознание масс ядом буржуазной идеологии.
Советскому государству присуща новая, хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная функция, которой не может быть у буржуазного государства. Эта функция получила полное развитие не сразу. На первой фазе своего существования наше государство осуществляло две основные функции: подавление свергнутых классов внутри страны и оборону страны от нападения извне. Хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная работа органов Советского государства в этот период еще не получила серьезного развития.
На второй фазе развития Советского государства, то есть после ликвидации капиталистических элементов города и деревни, победы социалистической системы хозяйства и принятия новой Конституции, место функции подавления свергнутых классов заняла функция охраны социалистической собственности от воров и расхитителей народного добра. Сохранилась функция военной защиты страны от нападения извне и получила полное развитие функция хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной работы. Вследствие этого произошло дальнейшее укрепление Советского государства.
Советское государство, используя объективные экономические законы в интересах общества, обеспечивает непрерывный планомерный рост всего общественного производства с преимущественным ростом производства средств производства, развивает и совершенствует социалистические производственные отношения, создает условия для непрерывного роста благосостояния трудящихся масс. В целях всестороннего развития способностей и повышения политической активности трудящихся Советское государство неуклонно поднимает их культурный уровень, образованность и политическую сознательность.
Неустанная забота партии и Советского государства о повышении культурного уровня и образованности трудящихся нашла свое яркое выражение в том, что в нашей стране более четверти населения учится в различных учебных заведениях и на курсах, вводится всеобщее обязательное среднее образование. Небывалый расцвет получили наука, литература и искусство.
С повышением культурного уровня, образованности и политической сознательности трудящихся происходит дальнейшее укрепление Советского государства, ибо Советское государство сильно прежде всего сознательностью масс.
Свои функции Советское государство осуществляет через государственный аппарат, который создан революционным творчеством народа в результате слома старой государственной машины. В широком понятии советский государственный аппарат состоит из Советов с их разветвлениями в центре и на местах в виде хозяйственных, культурных, административных, оборонных и других органов и мнргочисленных общественных организаций трудящихся с их многомиллионным активом. В узком понятии он охватывает высшие и местные органы государственной власти — Советы депутатов трудящихся, которые создают органы государственного управления: в центре — Совет Министров СССР и Советы Министров союзных и автономных республик, а также министерства и ведомства; на местах — исполнительные комитеты Советов и их отделы, которые занимаются вопросами работы промышленных предприятий, колхозов, совхозов, МТС, направляют развитие коммунального хозяйства, торговли, общественного питания, проявляют заботу о культурно-бытовом обслуживании населения.
Советский государственный аппарат в отличие от аппарата любого эксплуататорского государства играет особую роль в жизни общества. Он является аппаратом управления народным хозяйством, руководства хозяйственной жизнью общества. Этой роли не может осуществлять никакой аппарат буржуазного государства, ибо капиталистическое хозяйство, имея своей основой частную собственность на средства производства, развивается стихийно, под воздействием рынка, бешеной погони буржуазии за прибылью.
Советский-государственный аппарат своей деятельностью обеспечивает планомерный и все возрастающий подъем производительных сил страны, сплачивает трудящиеся массы на борьбу за осуществление величественных задач строительства коммунизма, обеспечивает обороноспособность и защиту СССР от посягательств внешних врагов, поднимает культурно-технический уровень и коммунистическую сознательность трудящихся, проводит большую работу по воспитанию у всех членов общества коммунистического отношения к труду, к социалистической собственности, к своему долгу перед Родиной.
Особенно велика роль советского государственного аппарата в настоящее время, когда наша страна завершает строительство социализма и осуществляет постепенный переход от социализма к коммунизму, когда решается задача дальнейшего мощного подъема производительных сил социалистического общества, подъема материального и культурного уровня жизни советского народа. Именно в этот период исключительно важное значение приобретает функция хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной работы государственных органов, функция охраны социалистической собственности. И от уровня работы государственного аппарата, естественно, будет во многом зависеть успешное решение задач, поставленных партией и правительством.
Главным условием успешной деятельности государственного аппарата является руководство Коммунистической партии, которая в соответствии с новыми условиями развития и задачами, выдвигаемыми практикой коммунистического строительства, постоянно совершенствует организационные формы и методы работы аппарата, определяет содержание и обеспечивает единство действий всех его звеньев.
В своей деятельности по улучшению работы органов управления партия руководствуется ленинскими принципами работы государственного аппарата, которые нашли всестороннее развитие в таких произведениях В. И. Ленина, как «Очередные задачи Советской власти», «Набросок правил об управлении советскими учреждениями», «О новой постановке работы СНК и СТО», «Как нам реорганизовать рабкрин», «Лучше меньше, да лучше» и др.
В. И. Ленин указывал, что советский государственный аппарат должен иметь совершенную организацию, быть экономичным, строго соблюдать революционную законность и трудовую дисциплину, проявлять повседневную заботу о нуждах народа, быть тесно связанным с ним, организовывать и воспитывать массы, всемерно развивать их творческую инициативу. Он требовал вести решительную борьбу с проявлениями бюрократизма и волокиты. Руководствуясь этими указаниями В. И. Ленина, Коммунистическая партия превратила советский государственный аппарат в мощное орудие коммунистического строительства. С первого дня своего возникновения аппарат молодой Советской республики показал замечательные образцы своей организаторской деятельности. В неимоверно тяжелых условиях борьбы с интервенцией империалистических государств и внутренней контрреволюцией он под руководством Коммунистической партии сплачивал и поднимал трудящиеся массы на защиту первого в мире социалистического отечества.
Не менее трудные задачи встали перед нашим государственным аппаратом после того, как Советская республика разбила врагов на фронтах гражданской войны и приступила к мирному строительству. Необходимо было в кратчайший срок вдохнуть жизнь в остановившиеся заводы и фабрики, застывшие домны, распахать и засеять поросшие бурьяном поля. И этот трудный экзамен советский государственный аппарат выдержал с честью. Когда Коммунистическая партия, вооруженная гениальным ленинским планом индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, приступила под руководством Центрального Комитета во главе с И. В. Сталиным к коренным преобразованиям социалистической экономики, от советского государственного аппарата потребовался еще более высокий уровень организаторской работы среди тружеников города и деревни. Наш государственный аппарат в этот период, овладевая новыми формами и методами управления страной, показал блестящие образцы своей организаторской деятельности по осуществлению задач социалистического строительства.
Вместе с развитием и ростом страны Советов развивался и совершенствовался ее государственный аппарат. Опыт, накопленный в годы гражданской войны, пригодился ему в период напряженной борьбы советского народа против немецко-фашистских захватчиков и японских милитаристов. Опыт предвоенных пятилеток и первых послевоенных лет мирного строительства помогает ныне государственному аппарату СССР с удвоенными усилиями и еще более высокими результатами претворять в жизнь задания, поставленные партией по дальнейшему развитию тяжелой промышленности и крутому подъему всех отраслей народного хозяйства.
В настоящее время Коммунистическая партия, организуя дальнейшее ускоренное развитие всей экономики СССР, предъявляет новые повышенные требования к работе государственного аппарата. Нельзя не видеть, что в организационной структуре, в деятельности нашего государственного аппарата еще имеются серьезные недостатки, которые необходимо ликвидировать. «Мы обязаны,— указывал глава Советского правительства Н. А. Булганин в речи на второй сессии Верховного Совета СССР,— добиваться дальнейшего совершенствования и удешевления государственного аппарата и улучшать его работу, искореняя канцелярско-бюрократические методы руководства, повышая уровень организаторской работы и ответственность за порученное дело во всех звеньях управления» (1).

Упростить и удешевить государственный аппарат

Осуществляя ленинские указания о совершенствовании государственного аппарата, партия постоянно борется за то, чтобы государственный аппарат квалифицированно и оперативно руководил хозяйственным и культурным строительством, показывал образцы умелой организации и мобилизации трудящихся масс на претворение в жизнь выработанной Коммунистической партией политики.
В. И. Ленин постоянно подчеркивал, что одного умения убеждать недостаточно, необходимо научиться организовывать массы, а достичь этого можно лишь путем личного примера и показа. Если мы сами не сумеем овладеть практической стороной дела, говорил Лении, то каждый трудящийся вправе будет
--------------------------------------------
1. Н. А. Булганин. Речь на второй сессии Верховного Совета СССР четвертого созыва, стр. 9—10. Изд-во «Правда». 1955.
--------------------------------------------
сказать нам: «Что ты все показываешь, как ты хочешь строить, ты покажи на деле — как ты умеешь строить. Если не умеешь, то нам не по дороге, проваливай к чорту!» И он будет прав» (1).
Партия требует, чтобы работники государственного аппарата в совершенстве знали свое дело, были тесно связаны с промышленными предприятиями, стройками, МТС, колхозами, совхозами, сосредоточивали свое внимание на конкретном, живом деле организации трудящихся масс, глубоко изучали потребности народного хозяйства и своевременно принимали необходимые меры к развитию руководимых ими отраслей социалистического производства. Для того чтобы деятельность государственного аппарата отвечала этим требованиям, необходимо, прежде всего, правильно построить организационную структуру органов управления. Управленческий аппарат, указывал В. И. Ленин, должен быть минимальным, но сильным, экономичным, деловым и гибким. Между тем в организационной структуре ряда звеньев нашего государственного аппарата ныне имеют место существенные недостатки.
Основным недостатком здесь, является то, что в ряде органов управления не изжита многоступенчатость. В аппарате многих министерств и ведомств дело управления рассредоточено по многочисленным отделам, секторам и другим подразделениям; существуют промежуточные звенья между министерствами и предприятиями и параллельно действующие организации, особенно в области снабжения. Все это ведет к удорожанию государственного аппарата, порождает излишнюю бюрократическую переписку, отвлекает руководящие кадры от непосредственной организации производства, снижает персональную ответственность каждого работника за порученное дело.
Резкой критике в этом отношении подверглась на январском Пленуме ЦК КПСС структура заготовительного аппарата. «Заготовительный аппарат,— указывал Н. С. Хрущев,— продолжает оставаться очень разбухшим. Помимо Министерства заготовок, у нас занимаются заготовками сельскохозяйственных продуктов Министерство промышленности мясных и молочных продуктов, Министерство промышленности продовольственных товаров, Министерство промышленных товаров широкого потребления и Центросоюз.
Основную часть заготовительного аппарата составляют разного рода инспектора, агенты, уполномоченные и их заместители, которые не имеют никакого отношения ни к производству, ни к хранению, ни к продвижению сельскохозяйственных продуктов до потребителя» (2).
---------------------------------------------
1 В. И. Ленин. Соч., т, 33, стр. 50.
2. Н. С. Хрущев. Об увеличении производства продуктов животноводства. Доклад на Пленуме Центрального Комитета КПСС 25 января 1955 года, стр. 62. Изд-во «Правда». 1955.
---------------------------------------------
Свидетельством того, к чему приводит неправильная структура государственного аппарата, являются многие учреждения Орловской области. Так, наряду с аппаратом облторготдела существует еще областной аппарат государственной торговой инспекции. Оба эти аппарата выполняют одну и ту же работу по контролю за деятельностью торгующих предприятий. В Орле, кроме горторготдела, существуют еще три райторготдела, которые дублируют работу городского отдела.
Неправильная структура ряда областных организаций плодит большое количество начальствующего персонала. Например, из 32 работников Орловского облплана 10 человек — начальники различных отделов и секторов. В аппарате облфин-отдела на 83 работника имеется 22 начальника, а в областном управлении сельского хозяйства на каждые 3—4 работника приходится один начальник. Произведенная в Орле и области проверка, кстати сказать, далеко не полная, показала, что только по 22 областным учреждениям, а также по некоторым промышленным предприятиям города можно сократить свыше 500 административных работников.
В результате упрощения структуры ряда областных и городских учреждений и сокращения на этой основе штата административно-управленческих работников расход по заработной плате на эти категории в Орловской области сокращен на 3 млн. рублей в год. Почти на 1 млн. рублей в год уменьшились в связи с этим и различные административно-хозяйственные расходы (командировочные, почтово-телеграфные и т. д.).
Большие недостатки в структуре построения госаппарата имеются в органах управления нашей промышленностью. Руководство предприятиями ряда отраслей промышленности осуществляется при помощи громоздкого многоступенчатого аппарата, что отвлекает значительное количество людей от самого производства и вместе с тем снижает ответственность работников за выполнение ими своих прямых обязанностей.
Наличие излишних звеньев в государственном аппарате, громоздкость штатов отрицательно сказываются на организаторской работе аппарата, ведут к нерациональному расходованию как материальных средств, так и человеческого труда, препятствуют правильному распределению людей между сферой материального производства и непроизводственной сферой. Между тем известно, что правильное соотношение занятости членов общества в сфере материального производства и в непроизводственной сфере существенно влияет на развитие производительных сил общества. Партия постоянно напоминает о том, что чем больше будет занято членов общества в сфере, материального производства, тем эффективнее и быстрее будет происходить развитие производительных сил общества, и, наоборот, отвлечение людей в непроизводственную сферу отрицательно сказывается на темпах развития экономики, росте общественного богатства.
В улучшении структуры госаппарата, в его удешевлении важное значение приобретает борьба со всякого рода излишествами. В. И. Ленин, ведя борьбу за всемерную экономию средств, особенно нетерпимо относился ко всякого рода излишествам в государственном аппарате. «Мы должны свести наш госаппарат,— учил он,— до максимальной экономии. Мы должны изгнать из него все следы излишеств...» (1) Ленин указывал, что для этого необходимо добиваться максимального сокращения штатов, упрощения структуры аппарата, ликвидации излишних звеньев в нем, рационального использования работников.
Коммунистическая партия и Советское правительство постоянно уделяют огромное внимание вопросам улучшения организационной структуры и удешевления государственного аппарата. Только в 1954 году было упразднено 200 главных управлений и самостоятельных отделов, 147 трестов, 93 местных управления, 898 снабженческих организаций, 4,5 тыс. различных контор и других организаций, более 4 тыс. мелких структурных подразделений, входящих в состав главных управлений и самостоятельных отделов министерств и ведомств СССР. Сокращение параллельно действующих и излишних звеньев госаппарата позволило значительно сократить численность штатов. Например, с 1952 по 1954 год штат государственного аппарата сокращен на 20,6%. Это позволило сократить расходы на его содержание. Так, удельный вес расходов на содержание органов управления, находящихся на государственном бюджете, составил в 1954 году 2,5% против 3,4% в 1950 году и 4,4% в 1938 году. В результате для нужд промышленности, сельского хозяйства и культурного строительства высвобождены дополнительные средства.
Упрощение и удешевление государственного аппарата является важнейшей задачей партии, ибо только три этом условии можно приблизить руководящую деятельность органов управления к производству, сэкономить расходование средств и направить значительное количество людей непосредственно в сферу материального производства. В связи с этим перед партийными, советскими, хозяйственными и профсоюзными организациями поставлена задача — окружить вниманием и заботой каждого работника, высвобождаемого из управленческого аппарата, оказать ему необходимую помощь в приобретении производственной квалификации, если он в этом нуждается, а также в устройстве на производство. Из учреждений на производство только в последние годы передвинуты сотни тысяч работников, производительный труд которых умножит материаль-
----------------------------------------------
1. В. И. Ленин. Соч., т. 33, стр. 459.
----------------------------------------------
ные ценности, создаваемые народом. Разумеется, это не кратковременная кампания, а серьезная и большая работа. Партия требует, чтобы она проводилась постоянно.
Для упрощения и удешевления госаппарата и повышения уровня его организаторской работы важное значение имеет правильная организация учета и отчетности. Вопрос о правильной организации учета и отчетности В. И. Ленин считал одним из главнейших вопросов работы органов управления. Он требовал, чтобы учет и отчетность отвечали насущным задачам социалистического строительства, потребностям оперативного руководства хозяйством. Какой огромный вред приносит делу громоздкая отчетность, свидетельствует следующий пример, приведенный на собрании актива новосибирской партийной организации. На некоторых предприятиях цеховые бюро организации труда ежемесячно составляли по 40 всевозможных отчетов. Один из отчетов достигал 268 листов и включал 19691 графу. Вследствие занятости составлением таких документов работники указанных отделов имели возможность заниматься непосредственно организацией производства не более 2—3 часов в день.
Увлечение бумаготворчеством губит живое практическое дело, тормозит осуществление мероприятий партии и правительства.
Справедливой критике на страницах газеты «Правда» подверглись в свое время новгородские областные организации, разославшие колхозам надуманные схемы мероприятий по развитию животноводства, состоящие из 35 таблиц, насчитывающих свыше 2 тыс. показателей.
На совещании работников сельского хозяйства областей и автономных республик Центральной нечерноземной полосы тов. Н. С. Хрущев резко критиковал руководителей Брянской области за канцелярско-бюрократические методы проведения работы по осуществлению нового порядка планирования сельского хозяйства. Брянский обком партии и облисполком тоже составили и направили в колхозы надуманную бюрократическую директиву с приложением на 10 страницах с 2 тыс. различных показателей.
Коммунистическая партия неустанно улучшает постановку учета и отчетности, упрощает их, приспосабливает к требованиям конкретного и оперативного руководства. Проведенные за последнее время партией и правительством мероприятия по упорядочению учета и отчетности позволили сократить общегосударственную статистическую отчетность в 3 раза, периодическую бухгалтерскую отчетность предприятий и хозяйственных организаций — более чем в 2 раза, внутриведомственную статистическую отчетность — в 3 раза.
Особенно большое значение придает партия ликвидации недостатков планирования в различных отраслях народного хозяйства. Недостатки планирования особенно сказались на развитии сельскохозяйственного производства. Сложившаяся практика планирования сельского хозяйства, при которой до колхозов доводились планы посева, строго определявшие, какие культуры и в каких размерах надо сеять, какие виды скота и в каком количестве колхозу нужно содержать, приводила во многих случаях к нерациональному ведению хозяйства. При таком шаблонном планировании не учитывались экономические и почвенно-климатические условия колхозов, а также накопленный ими опыт ведения сельского хозяйства. ЦК КПСС и Совет Министров СССР выработали новый порядок планирования, который предоставляет колхозам большие возможности для проявления хозяйственной инициативы и использования резервов колхозного производства. При этом партия исходит из того, что новые задачи дальнейшего улучшения плановой работы советских органов требуют широкого привлечения масс к выявлению всех резервов для неуклонного роста колхозного производства.
«Новый порядок планирования,— указывает тов. Н. С. Хрущев,— имеет очень важное значение для увеличения производства сельскохозяйственных продуктов. Сила нового порядка планирования состоит в том, что государство и впредь будет осуществлять контроль за производством основных продуктов в тех количествах, которые нужны для снабжения городов и промышленных центров, для нужд торговли и создания резервов. В то же время изменения практики планирования сельского хозяйства предоставляют широкую инициативу колхозникам в более полном использовании всех возможностей колхозов с учетом местных условий» (1)
Наряду с изменением практики планирования сельского хозяйства Коммунистическая партия в целях дальнейшего развития принципа демократического централизма — основного организационного принципа построения государственного аппарата — проводит и ряд других мероприятий по дальнейшему развитию инициативы трудящихся и местных органов управления, играющих важную роль в хозяйственной жизни страны. Так, за последнее время упрощено планирование на предприятиях, расширены права администрации предприятий. Это позволяет улучшить руководство производством, ликвидировать канцелярско-бюрократические методы руководства. В проводимых мероприятиях по развитию инициативы местных органов находит свое выражение одна из характерных черт советского государственного аппарата, отличающих его от буржуазного.
В буржуазных странах деятельность местных органов «самоуправления», являющихся простым придатком бюрократического государственного аппарата, ограничена решением мел-
---------------------------------------------
1. "Правда" от 13 апреля 1955 года.
---------------------------------------------
них коммунальных вопросов, «лужением умывальников», по меткому выражению В. И. Ленина. В нашем социалистическом государстве местные органы управления осуществляют всю полноту хозяйственного и культурного руководства на подведомственной им территории. Исходя из требований общегосударственного плана и директив партии и правительства, они проводят большую организаторскую работу по мобилизации трудящихся на дальнейший крутой подъем промышленного и сельскохозяйственного производства. Сила местных органов государственного управления заключается в их непосредственной связи с народом — с новаторами производства, мастерами высоких урожаев, с опытными животноводами, работниками МТС и совхозов. Поэтому совершенствование местных органов управления является непременным условием улучшения работы всего государственного аппарата.

Укреплять связь с массами, вести борьбу с бюрократизмом и волокитой в работе государственного аппарата

Ведя неустанно борьбу за улучшение структуры, укрепление и удешевление госаппарата, за повышение его организаторской роли, Коммунистическая партия особенно большое внимание уделяет вопросам борьбы с бюрократизмом и волокитой в работе органов управления. Бюрократизм чужд классовой природе Советского государства. Он присущ лишь аппарату буржуазного государства, который отделен от народа и противопоставлен народу как сила, призванная держать в повиновении трудящихся. Социальные корни бюрократизма аппарата буржуазного государства обусловлены наличием эксплуататорских классов, отрывом органов управления от масс. В Советском государстве, где власть принадлежит трудящимся, нет классовой базы для возникновения бюрократизма. Сотрудники советского государственного аппарата являются слугами народа. «...При социализме,— указывал В. И. Ленин,— должностные лица перестают быть «бюрократами», быть «чиновниками», перестают по мере введения, кроме выборности, еще сменяемости в любое время, да еще сведения платы к среднему рабочему уровню, да еще замены парламентарных учреждений «работающими, т, е. издающими законы и проводящими их в жизнь» (1).
Выборность и сменяемость работников государственного аппарата позволяют миллионам трудящихся контролировать работу госаппарата. Совсем иное дело в буржуазных государствах. Там управление осуществляется через оторванных от масс и стоящих над массами привилегированных чиновников. Находясь на службе
------------------------------------------------
1. В. И. Ленин. Соч., т. 25, стр. 458.
------------------------------------------------
буржуазного государства и пользуясь особыми привилегиями, они не могут выражать волю трудящихся. Буржуазный государственный аппарат и его чиновничество призваны укреплять власть помещиков и капиталистов над трудящимися массами. Поэтому бюрократизм буржуазного государственного аппарата не может быть изжит какими-либо мерами. Он может быть ликвидирован лишь путем разрушения всей государственной машины, всего капиталистического строя с его частной собственностью на средства производства.
Понятно, что бюрократические извращения в советском государственном аппарате имеют принципиально иной характер, чем бюрократизм буржуазного государственного аппарата. Бюрократизм в советских условиях есть наследие, пережиток капитализма; существует этот пережиток вопреки классовой природе социалистического государства. В первые годы Советской власти бюрократизм проник в советский государственный аппарат в результате привлечения в него старых чиновников. Советское государство не имело тогда подготовленных кадров из среды рабочих и крестьян. Поэтому оно вынуждено было наряду с выдвижением кадров в органы управления из среды трудящихся масс привлекать старых специалистов, которые вместе со своими знаниями внесли в госаппарат и старые бюрократические порядки, а некоторая часть — даже занималась вредительством. Наличие бюрократизма было обусловлено и тем обстоятельством, что в стране еще не была ликвидирована социально-экономическая основа бюрократизма — мелкая буржуазия, в особенности мелкокрестьянское хозяйство. В. И. Ленин указывал, что одним из экономических корней бюрократизма является «раздробленность, распыленность мелкого производителя, его нищета, некультурность, бездорожье, неграмотность, отсутствие оборота между земледелием и промышленностью, отсутствие связи и взаимодействия между ними» (1). Наконец, введение нэпа вызвало оживление в городе и деревне капиталистических элементов, которые разлагали отдельных неустойчивых работников. Для борьбы с бюрократизмом и волокитой партия принимала все меры, вплоть до чрезвычайных. В. И. Ленин в 1921 году в письме к Д. И. Курскому в связи с заявлением профессора Графтио о бюрократическом отношении к Волховстрою со стороны ряда учреждений, указывал, что, в целях успешной борьбы с волокитой в московских и центральных учреждениях, надо:
«1) поставить это дело на суд;
2) добиться ошельмования виновных и в прессе и строгим наказанием;
3) подтянуть судей через ЦК, чтобы карали волокиту строже;
-------------------------------------------------
1. В. И. Ленин. Соч., т. 32, стр. 330.
-------------------------------------------------
4) устроить совещание московских народных судей, членов трибуналов и т. п. для выработки успешных мер борьбы с волокитой;
5) обязательно этой осенью и зимой 1921—22 гг. поставить на суд в Москве 4—6 дел о московской волоките, подобрав случаи «поярче» и сделав из каждого суда политическое дело;
6) найти хотя бы 2—3 умных «экспертов» по делам о волоките из коммунистов позлее и побойчее, чтобы научиться травить за волокиту;
7) издать хорошее, толковое, не бюрократическое письмо... о борьбе с волокитой» (1).
Коммунистическая партия в целях совершенствования советского государственного аппарата создала по предложению В. И. Ленина специальный орган — Рабоче-крестьянскую инспекцию. Деятельность Рабоче-крестьянской инспекции проходила при широком участии трудящихся масс. Инспекция проводила чистку государственного аппарата от лиц, не внушающих политического доверия, от обюрократившихся работников, от всех тех, кто отрывался от масс. Она была школой обучения рабочих и трудящихся крестьян управлению. Для работы в Рабоче-крестьянской инспекции партия посылала выдающихся политических деятелей. В Наркомате рабоче-крестьянской инспекции работали верный ученик и соратник В. И. Ленина — И. В. Сталин, а также тт. Куйбышев, Орджоникидзе и Андреев. Проведенная органами Рабоче-крестьянской инспекции работа значительно способствовала изжитию бюрократизма и волокиты, оказала огромное воздействие на укрепление государственного аппарата, улучшение его деятельности. С победой социализма в СССР были окончательно ликвидированы все социальные корни бюрократизма. Однако в нашей стране еще не уничтожены до конца пережитки капитализма в сознании людей, еще не все звенья госаппарата строят свою работу на принципах научной организации труда, как этого требовал В. И. Ленин. Это создает некоторые условия для проявления бюрократизма и волокиты в государственном аппарате. Задача состоит в том, чтобы вести решительную борьбу против пережитков капитализма в сознании людей, против предрассудков и вредных традиций старого общества, совершенствовать лучшие качества советских людей, неустанно разоблачать всяческие проявления чуждой марксизму идеологии.
Бюрократизм — самое опасное зло в работе государственного аппарата. Там, где имеет место бюрократизм, основное внимание и силы советских и хозяйственных кадров сосредоточиваются не на конкретном живом деле организации трудящихся масс на борьбу за выполнение решений партии и правительства, а на составлении многочисленных директив, резолю-
-----------------------------------------------
1. В. И. Ленин. Соч., т. 35, стр. 444.
-----------------------------------------------
ций, справок, писем и отчетов. Бюрократические извращения в работе государственного аппарата ослабляют его живую организаторскую работу, порождают путаницу, волокиту и безответственность в решении жизненно важных вопросов хозяйственного и культурного строительства, отвлекают работников органов управления и специалистов от решения главной задачи — совершенствования производства на основе достижений науки и передового опыта новаторов. Где господствует бюрократизм, там извращается политика партии.
Насколько большой вред приносят канцелярско-бюрократические методы работы государственного аппарата, можно видеть из следующих примеров. В конце 1954 года Совет Министров и ЦК КП Киргизии приняли постановление о мерах по дальнейшему развитию хозяйства и культуры в Тянь-Шаньской области. Оно содержало в себе 44 пункта, многие из которых предусматривали дальнейший подъем общественного животноводства, обеспечение хорошей зимовки скота. Разумеется, что после принятия постановления необходимо было развернуть соответствующую организаторскую работу, но произошло иное. Все министерства и ведомства Киргизской ССР представили в Совет Министров республики свои планы мероприятий по оказанию помощи Тянь-Шаньской области, В эту область было направлено большое количество уполномоченных, которые вместо организаторской работы занялись сбором всевозможных сведений для докладных записок и различных справок. Семнадцать республиканских министерств и Тянь-Шаньский облисполком периодически представляли Совету Министров Киргизской ССР отчеты о ходе выполнения постановления. Но в результате выяснилось, что Тянь-Шаньская область оказалась неподготовленной к зимовке скота. Было сорвано также выполнение многих других важных мероприятий, которые предусматривались постановлением.
Бюрократизм не дает возможности организовать оперативное руководство, ведет к заседательской суетне, к снижению чувства ответственности за порученное дело, тормозит внедрение нового, передового, сковывает инициативу трудящихся масс, препятствует быстрому решению жизненно важных вопросов. Вот почему необходимо своевременно вскрывать проявления бюрократизма в работе государственного аппарата, создавать вокруг конкретных виновников широкое общественное мнение, привлекать их к строгой ответственности. В. И. Ленин всегда вел решительную борьбу с попытками подменить живую оперативную работу заседательской суетней, канцелярщиной. Медлительность, неповоротливость, указывал он, способны загубить живое дело. Искоренение бюрократизма и волокиты есть важнейшее условие осуществления оперативного и конкретного руководства.
В своих произведениях, относящихся к работе государственного аппарата, В. И. Ленин с величайшей научной глубиной раскрыл сущность оперативного руководства. Он неоднократно указывал, что оперативное руководство предполагает деловитость в работе, знание специфики того участка, за который отвечает тот или иной работник государственного аппарата перед народом, строгое соблюдение принципа персональной ответственности и единоначалия, безотлагательное, четкое и своевременное решение всех вопросов. В. И. Ленин предупреждал, что коллегиальное обсуждение вопросов и выработка решений не могут подменять персональной, самой точной ответственности каждого за порученное дело, за выполнение ясно очерченных заданий и практических работ. «Обсуждение — сообща,— подчеркивал В. И. Ленин,— а ответственность — единолична» (1).
Нельзя считать нормальным, когда некоторые руководители-перестраховщики из боязни личной ответственности не используют предоставленных им прав, уклоняются от самостоятельного решения подведомственных им вопросов и переносят их на разрешение вышестоящих органов. Это означает снятие с себя ответствевности, что задерживает своевременное, оперативное выполнение заданий.
Обращая внимание партии на обязательное внедрение принципа персональной ответствевности и единоначалия в работу государственного аппарата, В. И. Ленин требовал, чтобы при выработке тех или иных решений был широко использован опыт специалистов и широких слоев трудящихся масс. Единоначалие в советском государственном аппарате опирается на принцип коллективности руководства, который дает возможность учесть мнение специалистов и передовой опыт миллионов трудящихся, обеспечивает всесторонний анализ рассматриваемого вопроса, позволяет вырабатывать безошибочные решения.
Советские органы — коллегиальные органы. В Советах депутатов трудящихся, их исполнительных комитетах, в высших органах государственного управления — Совете Министров СССР, Советах Министров союзных и автономных республик вопросы рассматриваются и решаются коллегиально; в отраслевых органах управления действует принцип единоначалия при коллегиальном обсуждении вопросов. Но коллегиальность обсуждения полезна лишь при условии, если она правильно организована. В противном случае коллегиальность ведет к заседательской суетне, плодит волокиту, безответственность в исполнении, обезличку, мешает работе.
В. И. Ленин нетерпимо относился к заседательской суетне. Об этом убедительно говорит его организаторская деятельность в Совнаркоме. Он выработал специальные правила под-
-------------------------------------
1. В. И. Ленин. Coч., т. 33, стр. 47.
------------------------------------
готовки заседаний Совнаркома, которые были утверждены на заседании СНК 31 декабря 1917 года. «От каждого Комиссара,— писал В. И. Лении,— вносящего какой бы то ни было вопрос в порядок дня Совета Народных Комиссаров, требовать предварительного письменного заявления с указанием:
а) в чем состоит вопрос (кратко) [это указание не может ограничиваться одной ссылкой («о том-то»), а должно состоять в изложении содержания вопроса].
б) Что именно предлагается Совету Народных Комиссаров? (дать деньги; принять такую-то резолюцию и т. п. точные указания, чего хочет вносящий вопрос).
в) Затрагивает ли данный вопрос ведомства других комиссаров? каких именно? есть ли от них письменные заключения» (1).
Ленинские указания о порядке ведения заседаний, о внедрении принципа единоначалия и персональной ответственности имеют актуальнейшее значение для работы государственного аппарата в современных условиях. Без строгого соблюдения ленинских указаний нельзя изжить заседательскую суетню, организовать оперативную и четкую работу госаппарата. Разве, например, могла принести необходимый эффект деятельность аппарата Министерства совхозов, который живую организаторскую работу на местах подменял заседательской суетней? В докладе на январском Пленуме ЦК КПСС тов. Н. С. Хрущев привел примеры, характеризующие порочный стиль работы бывшего руководства Министерства совхозов. В 1954 году состоялось 108 заседаний коллегии министерства, В сентябре, в самый разгар уборки хлеба на востоке страны, коллегия заседала 19 раз, в ноябре — 20 раз и в декабре — 17 раз. С 1 по 6 ноября коллегия заседала ежедневно.
Отдохнув в праздничные дни 7—8 ноября, коллегия возобновила свою заседательскую «деятельность» и с 9 по 17 ноября заседала ежедневно, кроме выходного дня. Разумеется, что такая заседательская суетня не давала возможности работникам министерства глубоко вникать в положение дел на местах, организовать инструктирование местных органов управления, выявлять новое, передовое, прогрессивное и претворять его в жизнь.
Нельзя также считать нормальным, когда в некоторых министерствах и ведомствах под видам коллегиальности решения вопросов утвердилась такая система согласования, что подчас самый маловажный вопрос требует для своего решения многих резолюций и заключений многих начальников. Это плодит волокиту, вырабатывает нетерпимый в советском аппарате тип работника — перестраховщика.
Всесторонне осветив роль и значение четкости и оперативности в работе государственного аппарата, В. И. Ленин в своей повседневной практической работе показал непревзойденные
------------------------------------------
1. Ленинский сборник XXI, стр. 96,
------------------------------------------
образцы умелого обучения и воспитания кадров искусству управления.
В директивных распоряжениях и письмах В. И. Ленина партийным и советским работникам по вопросам государственного руководства мы постоянно встречаем указания, ярко характеризующие ленинский стнль работы, его величайший организаторский талант.
«Для выполнения настоящего задания,— неоднократно требует Ленин,— поставить на боевую ногу всю парторганизацию, весь советский аппарат» (1).
Кадры советского государственного аппарата, выросшие и закалившиеся в годы социалистического строительства и Великой Отечественной войны, прошли в смысле обучения оперативности огромную школу. Однако новые задачи, которые поставила партия в современный период перед государственным аппаратом, требуют дальнейшего повышения уровня организационного руководства, а значит, и оперативности. Сейчас особенно необходимо, чтобы кадры умели четко руководить сложным хозяйственным организмам страны. Малейшая неаккуратность, несвоевременное выполнение поставленных партией, и правительством задач тем или иным звеном государственного аппарата может нанести серьезный ущерб интересам государства, интересам трудящихся нашей страны.
Коммунистическая партия ведет решительную борьбу с фактами излишней централизации, которая сужает инициативу и снижает ответственность местных органов управления за порученное дело, не дает возможности осуществлять оперативное руководство, порождает бюрократическую опеку в работе госаппарата.
Централизм советского государственного аппарата является демократическим. Он коренным образом отличается от централизма бюрократического. В противоположность последнему демократический централизм советского госаппарата дает возможность полностью учесть все местные особенности, максимально развивать инициативу масс, обеспечить с их стороны действенный контроль за выполнением решений и постановлений партии и правительства. В. И. Ленин, научно обосновывая значение демократического централизма, говорил, что при его осуществлении «единство в основном, в коренном, в существенном не нарушается, а обеспечивается многообразием в подробностях, в местных особенностях, в приемах подхода к делу, в способах осуществления контроля...» (2).
---------------------------------------------
1. Ленинский сборник XXIII, стр. 154.
2. В. И. Ленин. Соч., т. 26, стр. 374.
---------------------------------------------

продолжение работы...