.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Ленинские принципы работы государственного аппарата и задачи его совершенствования (продолжение)


перейти в начало работы...

М. Е. Дзюба. "Ленинские принципы работы государственного аппарата и задачи его совершенствования"
Издательство "Знание", Москва, 1955 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

Руководствуясь указаниями В. И. Ленина, партия неустанно вела борьбу за правильное проведение в жизнь принципа демократического централизма, изживала излишнюю централизацию, повышала ответственность местных органов управления, развивала инициативу масс.
В решении XVI конференции ВКП(б) указывалось, что «систематическая переделка аппарата должна итти по линии децентрализации оперативных функций при одновременной централизации планирования и руководства в основных вопросах...» (1). Централизм в условиях социалистического строя позволяет государству активно воздействовать на производство и распределение. Однако его нельзя смешивать с установлением единообразия приемов и методов подхода к делу, с механическим решением государственных задач без учета местных различий, с шаблонизацией, сковывающей инициативу местных органов.
Централизм, указывал В. И. Ленин, понятый в действительно демократическом смысле, предполагает возможность полного и беспрепятственного развития не только местных особенностей, но и местного почина, местной инициативы, разнообразия путей, приемов и средств движения к общей цели. На нынешнем этапе коммунистического строительства, когда необходимо еще больше развивать творческую инициативу и энергию масс, крайне важно, чтобы наши кадры последовательно осуществляли это ленинское требование. Сила демократического централизма именно в том и состоит, что он опирается на творческую инициативу трудящихся масс.
Излишняя централизация, как правило, ведет к разбуханию бумажной переписки. Например, Рязанский завод сельскохозяйственного машиностроения получил за 1953 год из Министерства машиностроения 2580 различных директив и за два с половиной месяца 1954 года — 640 директив. Дирекция этого завода в течение 1953 года отправила 10 250 разного рода бумаг и за два с половиной месяца 1954 года — 3 тыс. бумаг. Куйбышевский облисполком за 1953 год направил на места около 12 тыс. указаний, директив и телеграмм. Разумеется, такая работа госаппарата, которая превращается в канцелярщину, наносит серьезный ущерб организаторской деятельности. Работники, занимаясь сочинением, переписыванием и рассылкой многочисленных бумаг, плохо изучают состояние дел на местах, слабо работают с кадрами и не обеспечивают надлежащей проверки исполнения решений партии и правительства, мало оказывают конкретной помощи низовым организациям.
Особенно отрицательно сказываются последствия излишней централизации на работе местных органов, которые вместо живой организаторской работы по осуществлению политики партии вынуждены тратить много времени на составление различ-
--------------------------------
1. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, ч. II, стр. 477. Госполитиздат. 1953.
--------------------------------
ных справок, сидеть в канцелярии. Новые задачи, вставшие перед страной, требуют, чтобы на первый план выступала живая организаторская работа. Самые лучшие планы повисают в воздухе, если слаба организаторская работа. Работники советского государственного аппарата должны быть боевыми руководителями, оперативными организаторами, изучать положение дел не по бумаге, а путем выездов на места, опираться в своей практической деятельности на массы, на их творческую инициативу и самодеятельность. Только при этом условии можно повысить уровень организаторской Деятельности госаппарата, ликвидировать бюрократические извращения в его работе. Всякая борьба с бюрократизмом не может дать серьезных результатов, способствовать совершенствованию аппарата, если она не опирается на активность и самодеятельность трудящихся. «Если мы хотим бороться с бюрократизмом, то мы должны привлечь к этому низы» (1),— подчеркивал В. И. Ленин. Привлечение трудящихся масс к управлению, укрепление связей государственного аппарата с массами В. И. Ленин считал важнейшим вопросом советского строительства.
Руководствуясь указаниями В. И. Ленина, Коммунистическая партия за долгие годы выработала многочисленные формы вовлечения миллионов трудящихся в государственное управление. Конкретно среди этих форм назовем участие в работе постоянных комиссий Советов, выдвижение на руководящую работу в госаппарат, участие масс в различного рода совещаниях и в производственной самодеятельности, участие их в деятельности массовых организаций — профсоюзах, кооперации и т. д., содействующих государственным органам. Ярчайшим примером участия трудящихся масс в государственном управлении явились прошедшие выборы в Верховные Советы республик и местные Советы депутатов трудящихся. Так, в местные Советы РСФСР избрано 833376 человек. Все избранные депутаты являются кандидатами блока коммунистов и беспартийных. В числе депутатов — 303 тыс. женщин, или 36,4 %, 407553 члена и кандидата в члены КПСС, или 48,9 %, 425823 беспартийных, или 51,1 %. Итоги выборов свидетельствуют о беспредельной любви и преданности советских людей к Коммунистической партии, об их горячем одобрении политики партии и Советского правительства. Выборы еще более укрепили связь советского аппарата с массами, содействовали усилению контроля масс за его работой.
Совершенствуя работу государственного аппарата, партия требует, чтобы его работники умели работать с людьми, доходили до каждого трудящегося, неустанно проявляли заботу об удовлетворении их материальных и духовных запросов, о повышении культурного уровня и производственной квалификации,
---------------------------------
1. В. И. Ленин. Соч., т. 31, стр. 398.
---------------------------------
о наиболее эффективном применении способностей каждого советского человека.
Повседневная забота о нуждах трудящихся является высшим законом деятельности государственного аппарата. В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что государственный аппарат должен быть отзывчивым на запросы трудящихся. В написанных им набросках правил об управлении советскими учреждениями указывалось, что в каждом учреждении должны быть вывешены не только внутри здания, но и снаружи правила о днях и часах приема посетителей, были организованы справочные бюро, которые бы выдавали просимые справки, как устные, так и письменные. Он требовал, чтобы допуск для приема граждан в советские учреждения был свободный, без всяких пропусков.
Особенно большое внимание В. И. Ленин уделял письмам и жалобам трудящихся. Например, в конце 1918 года В. И. Ленин, получив из Тверской губернии жалобу от учительницы В. С. Ивановой, поручил губисполкому срочно расследовать эту жалобу. «Если окажется верным,— писал Ленин,— надо публично выгнать этих черносотенцев и опубликовать листком по волости и по уезду, ибо обязательно приучить население к тому, что дельные жалобы имеют серьезное значение и приводят к серьезным результатам» (1). Учитывая огромное значение жалоб трудящихся для улучшения работы государственного аппарата, партия сурово карает тех сотрудников госаппарата, которые не реагируют своевременно на письма и заявления трудящихся.
Письма трудящихся — наглядное доказательство роста сознательности масс, их стремления к активному участию в управлении государством. Письма трудящихся — яркий показатель государственного подхода к решению задач социалистического строительства. Повышать и впредь эту активность трудящихся — важнейшая обязанность всех работников советского аппарата.
Там, где такому важному участку не уделяется должного внимания, недостатки накапливаются, прорехи увеличиваются. Например, в Краснозоренский райисполком Орловской области поступало много писем о неудовлетворительной работе магазинов, столовых. Но мер по этим письмам райисполком долго не принимал, что вызвало ухудшение положения дел в торговой сети. Или другой пример: в Калининский горсовет поступали заявления трудящихся с предложением увеличить количество комбинатов бытового обслуживания, но горсовет не принимал должных мер, вследствие этого в 1954 году новые комбинаты так и не были введены в действие. Такое отношение к заявлениям трудящихся не может быть терпимым.
Нечуткое, невнимательное отношение к жалобам и заявле-
------------------------------
1. Ленинский сборник XXI. стр. 227.
------------------------------
ниям трудящихся ведет к отрыву государственного аппарата от масс, порождает безразличное, бездушное, чиновничье отношение к людям. Искоренение этих нетерпимых фактов в работе советского государственного аппарата является важнейшей задачей партийных, советских и профсоюзных организаций.
Уделяя огромное внимание вопросам правильного рассмотрения писем, жалоб и заявлений трудящихся, партия требует, чтобы работники государственного аппарата не ограничивались устранением отдельных недостатков по поступившим жалобам, а устраняли недостатки в работе самого аппарата.
XIX съезд Коммунистической партии Советского Союза призвал трудящихся нашей страны к широкому развертыванию критики, особенно критики снизу. Вскрытие недостатков в работе государственного аппарата будет способствовать улучшению его деятельности, развитию творческой инициативы масс, что имеет огромное значение для мобилизации резервов, преодоления трудностей на пути строительства коммунистического общества.
Коммунистическая партия всегда проявляла и проявляет постоянную заботу о том, чтобы деятельность государственного аппарата способствовала развитию творческой активности масс. Ставя эту задачу перед государственным аппаратом, партия исходит из коренного марксистского положения о решающей роли народных масс в истории.
На всех ступенях общественного развития народ выступал творцом материальных благ, создателем культурных ценностей, борцом за победу новых, прогрессивных общественных отношений над устаревшим социальным строем. Особенно возросла роль народных масс в нашей стране тогда, когда они свергли власть эксплуататоров и разрушили старую государственную машину.
Социалистический строй, порожденный Великой Октябрьской социалистической революцией, открыл неограниченный простор для расцвета народных талантов, для проявления творческой активности трудящихся, которая нашла свое конкретное воплощение в укреплении могущества СССР, успехах, достигнутых советским народом под руководством Коммунистической партии в строительстве социалистического общества.
Наиболее яркое проявление творческая активность масс получила ныне в развернувшемся социалистическом соревновании рабочего класса за массовый подъем производительности труда в промышленности, за снижение себестоимости продукции, за рациональное использование имеющейся в промышленности техники и увеличения на этой основе выпуска продукции.
Следуя примеру рабочего класса, с неослабевающей энергией борются за крутой подъем сельского хозяйства труженики социалистических полей. Обязательства, которые берут колхозники, рабочие МТС и совхозов, свидетельствуют о том, что задача, поставленная январским Пленумом ЦК КПСС в деле увеличения производства зерна и других сельскохозяйственных продуктов, будет выполнена досрочно.
Творческая активность рабочих, колхозников находит свое выражение также в развернувшемся подлинно народном движении за освоение целинных и залежных земель. По зову партии на освоение новых плодородных земель по комсомольским путевкам выехало свыше 100 тыс. юношей и девушек, а заявления подали свыше 500 тыс. человек.
В дальнейшем развитии промышленности, транспорта, сельского хозяйства почетное место принадлежит советской интеллигенции, которая призвана сыграть важную роль в создании новой техники, совершенствовании производства. Наши научные учреждения и специалисты различных отраслей науки и техники только в 1954 году внедрили в производство более 900 тыс. изобретений, технических усовершенствований, рационализаторских предложений. Борьба за дальнейший технический прогресс является одной из неотложных и важнейших задач советской интеллигенции.
Творческая активность масс — могучая сила, основное условие успешного строительства коммунизма. В неуклонном развитии активности, творческой инициативы и самодеятельности миллионов советских людей партия видит залог успеха всей работы по совершенствованию советского государственного аппарата.

Строго соблюдать социалистическую законность, неустанно укреплять государственную дисциплину

В улучшении деятельности государственного аппарата важное значение имеет укрепление социалистической законности. Точное и своевременное исполнение советских законов, решительная борьба с людьми, нарушающими советские законы,— важнейшая задача советского государственного аппарата. В. И. Ленин неоднократно указывал, что малейшее беззаконие, малейшее нарушение советского порядка уже есть дыра, которую немедленно используют враги трудящихся. В противоположность буржуазной «законности», охраняющей господство эксплуататоров, социалистическая законность охраняет и защищает политические и экономические основы советского социалистического строя, политические, личные и имущественные права трудящихся. С помощью социалистической законности Советское государство подавляет сопротивление классовых врагов, обеспечивает соблюдение правил социалистического общежития, укрепляет государственную дисциплину.
Социалистическая законность, содействуя коммунистическому воспитанию трудящихся, прививает работникам государственный подход к делу, помогает им проводить в жизнь партийные и советские директивы. Социалистическая законность воспитывает у всех трудящихся такие качества, как честность и правдивость перед партией, государством и народом, высокую требовательность к себе и подчиненным, бдительность и политическую прозорливость, непримиримость ко всему чуждому и враждебному, образцовое соблюдение установленных норм и порядка работы в советских учреждениях.
Нарушение социалистической законности ведет к ослаблению Советского государства. Поэтому не случайно враги Советского государства в качестве одного из методов своей подрывной деятельности избирали нарушение социалистической законности. Известно, что именно эти методы вражеской деятельности насаждали враги народа Берия и его сообщники. Партия и правительство сделали глубокие выводы из дела Берия, провели ряд мер по укреплению социалистической законности. С этой целью, в частности, приняты меры по улучшению работы органов прокуратуры, главной задачей которых является осуществление надзора за строгим и точным исполнением законов всеми министерствами, подведомственными им учреждениями, должностными лицами и отдельными гражданами СССР.
Коммунистическая партия и Советское правительство требуют, чтобы органы прокуратуры в своей практической деятельности были принципиальны в борьбе за укрепление социалистической законности, полностью использовали предоставленные им Советской Конституцией права, своевременно вскрывали и решительно пресекали антигосударственные действия отдельных должностных лиц, стояли на страже охраны социалистической собственности, составляющей экономическую основу советского строя. Органы прокуратуры должны следить за установлением действительно единообразного понимания законности во всей стране. В. И. Ленин указывал, что законность не может быть «калужской» или «казанской», она должна быть единой для всего государственного аппарата. Поэтому всякие попытки нарушения социалистической законности под видом соблюдения местных особенностей должны решительно пресекаться.
Укрепляя социалистическую законность, партия ведет непримиримую борьбу с нарушениями законодательных и иных правовых актов во всех звеньях государственного аппарата. Особое внимание партия обращает на недопустимость случаев нарушения установленного порядка в деле разбора жалоб и заявлений трудящихся, что тормозит развитие творческой инициативы трудящихся и наносит серьезный ущерб государству. Разве можно мириться, например, с таким положением, когда в Министерстве сельского хозяйства около половины всех жалоб до недавнего времени разрешалось в срок свыше одного месяца, в Курганском областном управлении сельского хозяйства 60%, а в Кокчетавском областном управлении сельского хозяйства 74% жалоб и заявлений были рассмотрены с нарушением месячного срока?
Нарушения законности все еще допускаются в некоторых постановлениях, издаваемых местными органами власти. Например, исполком Середино-Будского райсовета депутатов трудящихся Сумской области 26 ноября 1954 года издал обязательное постановление «Об ответственности за нарушение законов о всеобщем обязательном обучении», которым установил, что за каждый пропущенный учащимися день занятий без уважительных причин родители подвергаются штрафу до 100 рублей или принудительным работам сроком до одного месяца.
Строгое соблюдение социалистической законности и решительное искоренение нарушений ее являются важнейшим условием улучшения работы всех звеньев государственного аппарата.
Укрепляя социалистическую законность и улучшая работу государственного аппарата, партия ведет решительную борьбу также с фактами нарушения государственной дисциплины, ибо без образцовой дисциплины нельзя организовать правильную и четкую работу госаппарата.
В. И. Ленин требовал, чтобы каждый работник государственного аппарата, независимо от занимаемого поста, строго соблюдал государственную дисциплину. Он пресекал малейшие проявления недисциплинированности и неорганизованности. В апреле 1918 года, объявив выговор одному из руководящих работников за его личную недисциплинированность, В. И. Ленин разъяснил, что добросовестное обучение дисциплине рабочих и крестьян руководители обязаны начать с самих себя.
Важнейшим показателем соблюдения государственной дисциплины является точное, своевременное и образцовое выполнение заданий партии и правительства. Советский государственный аппарат показал на всех этапах социалистического строительства высокие образцы дисциплинированности, однако в работе многих органов управления все еще имеют место нарушения государственной дисциплины. Многие предприятия и даже отрасли промышленности еще не всегда аккуратно, из месяца в месяц, выполняют производственные планы, в особенности по ассортименту и видам продукции. В своем докладе на июльском Пленуме ЦК КПСС товарищ Булганин указывал, что за годы пятой пятилетки свыше одной трети предприятий не выполнили установленных для них государственных планов. Еще имеют место факты, когда предприятиями выпускается продукция низкого качества, не выполняются задания по снижению себестоимости продукции, допускается перерасход фонда заработной платы.
Так, на предприятиях Министерства бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР в 1954 году перерасход фонда заработной платы составил 37 млн. рублей.
Невыполнение государственных заданий по выпуску продукции, снижению себестоимости, повышению качества наносит огромный ущерб народному хозяйству. 552 предприятия Министерства промышленности продовольственных товаров СССР за 9 месяцев 1954 года допустили перерасход по себестоимости продукции на 116 млн. рублей. На предприятиях Министерства автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР за одиннадцать месяцев 1954 года непроизводительные расходы составили 137 млн. рублей, потери от брака — 269 млн. рублей.
Коммунистическая партия и Советское правительство исключительно большое значение придают вопросам правильного распределения материальных фондов, требуя от руководителей министерств и ведомств строжайшего соблюдения установленных норм расхода фондов. Между тем на ряде предприятий этим вопросам не уделяется должного внимания, допускаются скопления больших сверхнормативных запасов оборудования, сырья, материалов, в которых остро нуждаются другие предприятия. Так, на 1 октября 1954 года стоимость сверхнормативных запасов на предприятиях Министерства нефтяной промышленности СССР составила 233 млн. рублей. На Туапсинском заводе много лет лежали на складе 25 силовых трансформаторов; на Грозненском заводе длительное время не использовались более 100 электромоторов.
Все эти факты показывают, какие огромные материальные резервы не используются из-за плохой работы отдельных звеньев государственного аппарата. Только на основе укрепления государственной дисциплины и повышения организованности представляется возможным обеспечить правильную и четкую работу государственного аппарата.
Разумеется, укрепление социалистической законности и государственной дисциплины неразрывно связано с установлением образцового порядка в работе государственного аппарата, точного разграничения служебных обязанностей между каждым работником.
В. И. Ленин указывал, что советский государственный аппарат, являясь по своей классовой природе аппаратом диктатуры пролетариата и призванный сыграть главнейшую роль в создании нового общественного уклада, должен иметь образцовый порядок и высокую культуру в своей работе. «Именно о культуре,— говорил он,— ставлю я здесь вопрос, потому что в этих делах достигнутым надо считать только то, что вошло в культуру, в быт, в привычки» (1). В. И. Ленин подчеркивал, что работа советского государственного аппарата должна быть построена на принципах научной организации труда, позволяющих при меньшей затрате средств и устранении излишеств в
----------------------------
1. В. И. Ленин. Соч., т. 33, стр. 446
----------------------------
штатах обеспечить конкретное и оперативное руководство. Партия неустанно совершенствует работу государственного аппарата, повышает уровень культуры его деятельности. Свидетельством этого является введение нового режима дня в государственных учреждениях, внедрение принципа персональной ответственности, сокращение и уточнение учета и отчетности. Все это позволяет повысить уровень культуры работы государственного аппарата.
Постоянное укрепление социалистической законности и государственной дисциплины — важнейшая задача всех звеньев государственного аппарата.

Улучшать контроль и проверку исполнения

Непременным условием повышения уровня организаторской работы госаппарата является повседневный контроль за тем, как работают кадры на деле, каких результатов добиваются. В. И. Ленин неоднократно указывал, что основным в организационной работе является подбор кадров и проверка исполнения. Впервые эту мысль он сформулировал в сжатой и чеканной форме 21 февраля 1922 года в записке к т. Цюрупе по поводу проекта директивы Малому СНК. Ленин писал: «Тов. Цюрупа! -...Главное, по-моему, перенести центр тяжести с писания декретов и приказов ...на выбор людей и проверку исполнения. В этом гвоздь» (1)
Систематическая и оперативная проверка исполнения является важнейшим условием правильной постановки работы государственного аппарата. Без проверки исполнения нельзя обеспечить слаженную и оперативную работу государственного аппарата, своевременно поддерживать и распространять передовой опыт, а также вскрывать недостатки организационной работы, осуществлять проверку правильности самих решений и директив. Проверку фактического исполнения дела и подбор людей Ленин ставил в центр всей организационной работы. «Нам нужна проверка пригодности людей, проверка фактического исполнения... Проверять людей и проверять фактическое исполнение дела — в этом, еще раз в этом, только в этом теперь гвоздь всей работы, всей политики» (2).
Руководствуясь указаниями В. И. Ленина, ведя борьбу за поднятие организационной работы до уровня политического руководства, Коммунистическая партия постоянно держит вопросы проверки исполнения в центре своего внимания. Партия в своих решениях неустанно подчеркивает, что контроль и проверка исполнения являются важнейшим принципом руководства социалистическим хозяйством, главным в руководящей
------------------------------
1. Ленинский сборник VIII, стр. 65.
2. В. И. Ленин. Соч., т. 33, стр. 199, 200.
------------------------------
деятельности партийных, советских и хозяйственных организаций.
Особенно остро поставил вопрос об осуществлении контроля и проверки исполнения XIX съезд КПСС. В решениях съезда резко осуждена порочная практика некоторых центральных и местных партийных, советских и хозяйственных организаций, плохо организовавших проверку фактического исполнения директив центра и своих собственных решений, что привело к проявлению злостного бюрократизма. Съезд в своих решениях подчеркнул, что всемерное усиление контроля и проверки исполнения во всей системе руководства, в работе всех учреждений сверху донизу является важнейшей задачей партии.
Партия требует, чтобы проверку исполнения осуществляли не второстепенные лица, а руководители учреждений. В своем письме на имя т. Цюрупы «О программе работы по новому» В. И. Ленин писал, что для улучшения работы заместители председателя СНК должны «...уделять в первую голову один или... два часа в сутки на личную проверку работы: вызывать к себе (или ездить) не сановников, а членов коллегий и пониже, деловых работников наркомата X, Y, Z,— и проверять работу, докапываться до сути, школить, учить, пороть всурьез» (1).
Проверять надо по результатам работы, а не по количеству принятых решений. Естественно, что проверка должна сопровождаться немедленным исправлением недостатков; она должна учить работников, повышать их ответственность, помогать налаживать дело.
Подчеркивая огромную роль проверки исполнения для повышения организаторской работы госаппарата, В. И. Ленин вместе с тем требовал, чтобы для каждого работника были четко определены задания и установлены конкретные сроки их исполнения. «...Первоочередная задача момента,— подчеркивал он,— не декреты, не реорганизации, а ...установление индивидуальной ответственности за делаемое; проверка фактической работы» (2).
Отсутствие проверки исполнения, как правило, порождает у некоторых руководителей безответственность, недисциплинированность, распущенность, приводит к срыву или формальному выполнению директив партии и правительства. Так, на сессии Орловского областного Совета депутатов трудящихся, проходившей в марте 1955 года, было установлено, что в течение ряда лет исполком облсовета принимал решения о создании учебно-материальной базы школ, однако организаторская работа и проверка исполнения были организованы плохо, указанные решения из года в год не выполнялись. В результате огромные денежные средства искусственно замораживались, а дело
--------------------------------
1. В. И. Ленин. Соч., т. 35, стр. 462.
2. Там же, стр. 464.
--------------------------------
дальше разговоров не подвигалось. Только в 1954 году из отпущенных государством средств не было использовано свыше 4 млн. рублей.
Насколько большое внимание уделял В. И. Ленин проверке исполнения, свидетельствует тот факт, что он лично проверял исполнение своих указаний и строго предупреждал и наказывал виновных за неаккуратность и небрежность. Например, в сентябре 1921 года В. И. Ленин, обнаружив, что переданный им секретный документ для Моссовета пошел «обычным» путем и опоздал на долгие часы, немедленно сделал резкие замечания сотрудникам аппарата. «Такая работа канцелярии недопустима,— писал В. И. Ленин,— и если еще хоть раз обнаружится подобная типичнейшая волокита и порча работы, я прибегну к строгим взысканиям и смене персонала» (1).
Правильно поставленная проверка исполнения фактической работы имеет решающее значение для борьбы с бюрократизмом и волокитой. На огромное значение контроля и проверки исполнения в борьбе с канцелярско-бюрократическими методами руководства неоднократно указывал И. В. Сталин. «Хорошо поставленная проверка исполнения,— говорил он,— это тот прожектор, который помогает освещать состояние работы аппарата в любое время и выводить на свет божий бюрократов и канцеляристов» (2).
Но для того чтобы проверка исполнения была действенным оружием в борьбе с канцелярско-бюрократическими методами руководства и управления, партия проводит ее повседневно и систематически, не допуская разрыва между дачей руководящих указаний и проверкой исполнения. Эпизодическая проверка, как правило, не дает должных практических результатов. В статьях, относящихся к работе государственного аппарата, В. И. Ленин указывал на необходимость по каждому постановлению правительства от времени до времени один раз в неделю, один раз в месяц или в два месяца, смотря по характеру и важности дела, а затем внезапно производить проверку реального выполнения.
В ходе социалистического строительства партия выработала различные формы и методы осуществления проверки исполнения: вызовы партийных, советских, хозяйственных и других работников с отчетами о проделанной работе; проверка по письменным отчетам; но главной формой проверки фактической работы партия считает выезды на места. Проверка на месте позволяет не только организовать общение с массами, но и опереться на них, использовать накопленный ими опыт, оказать своевременно помощь, устранить имеющиеся недостатки.
-------------------------------
1. Ленинский сборник XXIII, стр. 227.
2. И. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 518. Госполитиздат. 1952. Изд. 11-е.
-------------------------------
Партия указывает, что своевременная и систематическая проверка положения дел на месте является наиболее эффективным средством предупреждения ошибок и недопущения недостатков. Без такой проверки неизбежны в работе серьезные провалы, перерастающие нередко в преступления.
Вот некоторые факты. На протяжении длительного времени почти единственной формой проверки работы Малоархангельского райпотребсоюза Орловской области со стороны руководящих работников облпотребсоюза были телефонные звонки и бумажная переписка. На места работники облпотребсоюза не выезжали. Этим воспользовался бывший председатель рай-потребсоюза Понарин. Многие денежные операции он производил, минуя отделение Государственного банка. На путь грубейших нарушений финансовой отчетности встали и некоторые завмаги. Результатом длительной бесконтрольности подотчетных лиц явились крупные растраты. У заведующей Каменским сельпо Федосовой оказалась растрата на сумму 17 тыс. рублей, а всего в Малоархангельском райпотребсоюзе за прошлый год было совершено растрат и хищений на сумму 71 тыс. рублей. Этого бы не произошло, если бы работники облпотребсоюза постоянно осуществляли контроль и проверку на местах.
Непременным условием правильной постановки контроля и проверки исполнения В. И. Ленин считал объективность, высокую требовательность, принципиальность и острую критику недостатков в работе. Руководители учреждений в любом большом или малом деле должны проявлять себя принципиальными, правдивыми, честными работниками, уважать советские законы и неуклонно проводить их в жизнь.
В. И. Ленин постоянно показывал личный пример практического осуществления контроля и проверки исполнения. Он настолько всесторонне занимался вопросами проверки исполнения, что интересовался техникой делопроизводства Совета Народных Комиссаров, лично разработал систему картотеки, которая позволила установить точное наблюдение за проверкой исполнения решений СНК, и поручил Управлению делами добиться аккуратнейшего исполнения его предписаний. Осуществляя лично контроль за исполнением решений СНК, В. И. Ленин вместе с тем требовал перестроить работу всех руководящих советских учреждений таким образом, чтобы «...на первое место встал фактический контроль за действительным осуществлением постановлений центральной власти и местных учреждений...» (1)
Указанный порядок работы учреждений, по мнению В. И. Ленина, наряду с повышением оперативности в организаторской работе государственного аппарата, должен привести изгнанию канцелярско-бюрократических методов руководства.
-------------------------------
1. В. И. Ленин. Соч., т. 28. стр. 327.
-------------------------------
Важнейшим условием действенности контроля и проверки исполнения является сочетание проверки сверху с проверкой снизу.
Неуклонно следуя ленинским указаниям, партийные и советские органы накопили богатейший опыт осуществления контроля снизу. Одной из действенных форм контроля и проверки исполнения снизу стала коллективная проверка руководителей массами. Такой метод проверки осуществляется, во-первых, на собраниях трудящихся, где деятельность руководителей подвергается всесторонней объективной критике, во-вторых, на партийных конференциях, пленумах и собраниях активов, где коммунисты, критикуя руководителей, одновременно овладевают методом самокритики своей собственной работы. Важной формой критики снизу являются также выступление трудящихся в печати и их письма.
Партия требует всемерного развертывания критики снизу, как самой действенной формы проверки исполнения. «...Проверка сверху,— подчеркивал И. В. Сталин,— далеко еще не исчерпывает всего дела проверки. Существует еще другого рода проверка, проверка снизу, когда массы, когда руководимые проверяют руководителей, отмечают их ошибки и указывают пути их исправления. Этого рода проверка является одним из самых действительных способов проверки людей» (1).
Коммунистическая партия, создавая все условия для развития критики и самокритики, ведет непримиримую борьбу с зажимщиками критики. Устав КПСС, принятый на XIX съезде партии, гласит, что член партии обязан: развивать самокритику и критику снизу, выявлять недостатки в работе и добиваться их устранения, бороться против парадности, благополучия и упоения успехами в работе. Зажим критики является тягчайшим злом. Тот, кто глушит критику, подменяет ее парадностью и восхвалением, не может находиться в рядах партии. Это требование Устава партии способствует укреплению связи партии с массами, развитию активности трудящихся масс.
Организуя контроль снизу путем развертывания критики и самокритики, Коммунистическая партия вырабатывает у советских людей честное отношение к труду, точность и дисциплинированность, воспитывает коммунистическую мораль.
Характерной особенностью большевистской критики и самокритики является ее высокая принципиальность, конкретность и целеустремленность. Она основывается - на прочном фундаменте тщательно проверенных фактов и исходит из политики коммунистической партии.
Коммунистическая партия создала все необходимые условия для глубокого развертывания критики и самокритики, она обеспечивает широкое обсуждение трудящимися важней-
---------------------------------
1. И. Сталин. О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников, стр. 36. Партнздат ЦК ВКП(б). 1937.
---------------------------------
ших хозяйственно-политических вопросов, которые решает государство. Партия открыла и поставила на службу делу строительства коммунизма такую важную массовую форму деловой критики и самокритики, как социалистическое соревнование.
В критике и самокритике находит свое проявление инициатива и самодеятельность миллионов трудящихся; критика и самокритика будят творческие силы и энергию нашего народа, укрепляют в массах чувство хозяина страны. Не отмечая и не выявляя открыто недостатков, партия не смогла бы обеспечить мощное развитие страны по пути к коммунизму. Критика повышает бдительность рабочего класса, поднимает политическую сознательность и культурность трудящихся масс, облегчает их обучение делу управления страной, воспитывает кадры в духе непримиримости к недостаткам, укрепляет связь руководителей с массами, помогает преодолевать зазнайство, чванливость и высокомерие, воспитывает творческий подход к решению вопросов, вставших перед обществом.
Важнейшим требованием и условием для развертывания критики и самокритики является осуществление демократических принципов работы общественных организаций. Образцом демократии для всех организаций является внутрипартийная демократия. Она обеспечивает всесторонний и глубокий контроль за работой руководителей, укрепляет связь руководимых и руководителей, ведет к дальнейшему улучшению всей партийной работы. Сила советской демократии в том и состоит, что она зиждется на тех же самых принципах, какие лежат в основе внутрипартийной демократии.
Претворением в жизнь ленинских принципов работы государственного аппарата является создание специальных органов государственного контроля, подотчетных только правительству. Таким органом является Министерство государственного контроля. На аппарат Министерства госконтроля возлагаются ответственные задачи проверки исполнения директив и указаний партии и правительства во всех государственных организациях и учреждениях.
Особое значение приобретает деятельность Министерства государственного контроля, осуществление разнообразных форм и методов контроля и проверки, в нынешних условиях, когда Коммунистическая партия и Советское правительство решают новые грандиозные задачи коммунистического строительства.

Партийное руководство — решающее условие успешной работы советского государственного аппарата

В. И. Ленин в своих трудах, относящихся к работе государственного аппарата, указывал, что главным и решающим условием успешной работы государственного аппарата является партийное руководство, полное подчинение аппарата политике партии и Советского правительства.
Коммунистическая партия, вооруженная марксистско-ленинской теорией, руководствуясь знанием объективных законов общественного развития, вырабатывает правильную политику и организует ее осуществление. Политика Коммунистической партии строится на нерушимом союзе рабочего класса и крестьянства, на братской дружбе между народами нашей страны, на прочном объединении всех советских национальных республик в системе великого многонационального государства — Союза Советских Социалистических Республик. Правильность политики партии нашла свое конкретное подтверждение в построении социализма в СССР, победе над фашизмом в период второй мировой войны, послевоенном мощном подъеме народного хозяйства и культуры, в систематическом повышении материального благосостояния трудящихся, росте могущества и международного авторитета Советского государства, идущего в авангарде лагеря мира и демократии.
Свою политику Коммунистическая партия осуществляет через государственный аппарат. Поэтому партия подчиняет его деятельность политике, насущным задачам социалистического строительства. В. И. Ленин указывал, что «нужно все силы употребить на то, чтобы безусловно добиться своего, добиться полного подчинения аппарата политике» (1). Это указание В. И. Ленина является основополагающим в работе партии по совершенствованию государственного аппарата.
Коммунистическая партия неустанно укрепляет свою руководящую роль в государственном аппарате. Еще в первые годы Советской власти партия под руководством В. И. Ленина дала сокрушительный отпор вульгаризаторам марксизма, проповедовавшим вредные для дела социализма теории ослабления, отмирания Советского государства в обстановке капиталистического окружения и пытавшимся тем самым ослабить государственный аппарат.
Укрепление Советского государства и систематическое улучшение его аппарата являются важнейшим условием развития советского общества.
Свято выполняя ленинские указания о необходимости всемерного усиления партийного руководства государственным аппаратом, Коммунистическая партия решительно борется с вражескими попытками ослабить или подменить ее руководящую роль. Июльский Пленум ЦК КПСС 1953 года потребовал дальнейшего укрепления партийного руководства всеми звеньями государственного аппарата. Осуществляя руководство государственным аппаратом, Коммунистическая партия проводит подбор, расстановку и идейно-политическое воспитание кадров. Подбор кадров и их воспитание являются главным в руководящей деятельности
-------------------------------
1. В. И. Ленин. Соч., т. 32, стр. 205.
-------------------------------
партии, ибо без правильного подбора и воспитания кадров невозможно успешное проведение в жизнь политики партии. Еще на XI съезде РКП (б) В. И. Ленин говорил: «Мы пришли к тому, что гвоздь положения — в людях, и подборе людей» (1)
В. И. Ленин требовал, чтобы кадры подбирались «...а) с точки зрения добросовестности, б) с политической стороны, в) знания дела, г) административных способностей» (2).
Руководствуясь ленинскими принципами подбора и расстановки кадров, Коммунистическая партия неустанно улучшает дело подготовки кадров, предъявляет к ним, в связи с возрастающими хозяйственно-политическими задачами, новые повышенные требования. Особенно большие требования к кадрам предъявляет партия в современных условиях. Теперь у руководства промышленностью, сельским хозяйством, в государственном аппарате должны стоять люди культурные, знатоки своего дела, способные не только своевременно внедрять все новое, передовое, прогрессивное, но и творчески развивать его.
Сейчас имеются все необходимые условия для подбора в государственный аппарат людей, знающих и любящих свое дело, способных своевременно внедрять в производство достижения науки и передовой опыт новаторов, умеющих организовать массы на решение задач, которые ставит партия, ибо база для подбора кадров значительно расширилась. В нашей стране благодаря проведению культурной революции создана многочисленная армия интеллигенции, которая связана тесными узами с народом, ибо она рекрутируется из его недр. Наконец, советский социалистический строй создал неограниченные возможности для роста новаторов производства из среды рабочих и крестьян, занятых непосредственно в сфере материального производства и обладающих необходимыми знаниями для работы в органах управления.
Партийные организации должны правильно использовать эти возможности и постоянно улучшать дело подбора кадров, повышать их ответственность за порученное дело, всемерно воспитывать у них чувство нового, передового, прогрессивного. Н. С. Хрущев в докладе на январском Пленуме ЦК КПСС указал на необходимость поддержки тех работников, которые со знанием и любовью относятся к порученному им делу, помогают укреплению могущества страны, и подчеркивал, что «следует повышать требовательность к руководящим работникам, воспитывать у них чувство ответственности перед партией и народом, а таких руководителей, которые утрачивают чувство нового, поправлять, критиковать, а если это не помогает, передвигать на меньшую работу».
Для того чтобы кадры смогли справиться с новыми задачами, выступать надежными проводниками политики партии,
--------------------------------
1. В. И. Ленин. Соч., т. 33, стр. 271—272.
2. Ленинский сборник XXIII, стр. 164.
--------------------------------
необходимо неустанно повышать их идейно-политический уровень. Практика показывает, что, только там, где поставлено надлежащим образом изучение марксистско-ленинской теории, возможно воспитание кадров в духе высокой идейности и большевистской принципиальности, преданности Коммунистической партии, строжайшего соблюдения государственной дисциплины, четкого выполнения решений партии и правительства. Изучение марксистско-ленинской теории работниками госаппарата поможет им глубже понять политику партии, вырабатывать и совершенствовать в себе качества деятеля ленинско-сталинского типа.
Идеологическая работа партийных органов играет важнейшую роль в воспитании работников государственного аппарата и всех трудящихся страны в духе высокого сознания общественного долга. Всякая недооценка политического образования кадров нередко приводит к узколобому делячеству, к ошибкам в работе, к беспринципности в политике и в практической деятельности. Только кадры, овладевающие марксистско-ленинской теорией, смогут стать подлинными организаторами коллектива и завоевать доверие масс.
Улучшая подбор кадров и их идейно-политическое воспитание, партийные организации призваны усилить контроль и проверку исполнения партийных директив. Только при этом условии можно обеспечить повышение уровня организаторской деятельности государственного аппарата, добиться своевременного исполнения директив партии и правительства, искоренить нарушения государственной дисциплины. Надо всемерно поднимать авангардную роль коммунистов, работающих в государственном аппарате. Коммунист должен быть образцовым работником аппарата, постоянно и всерьез учиться делу управления. Воспитание работников в духе неуклонного соблюдения дисциплины является важнейшей обязанностью партийных организаций.
Принятый XIX съездом партии Устав КПСС обязывает каждого члена партии строго соблюдать партийную и государственную дисциплину. Нарушение партийной и государственной дисциплины, указывается в Уставе партии, является большим злом, наносящим ущерб партии, и потому несовместимо с пребыванием в ее рядах.
Устав КПСС обеспечивает первичным организациям производственных и торговых предприятий, совхозов, колхозов и МТС право контроля деятельности администрации. Партийные организации министерств и ведомств, а также советских учреждений, как известно, не пользуются правами контроля администрации, но они несут ответственность за состояние дел в них. Они обязаны сигнализировать обо всех недостатках работы учреждений и его отдельных работников в вышестоящие партийные органы, стоять на страже интересов государства, интересов народа. Каждый работник государственного аппарата, какой бы он пост ни занимал, подконтролен партии. Отсутствие контроля создает благоприятную почву для всякого рода карьеристов, двурушников, врагов народа, которые втираются в доверие и вредят социалистическому государству. На собраниях партийных организаций необходимо чаще ставить вопросы об улучшении государственного аппарата, о его упрощении и удешевлении, повседневно направлять деятельность работающих в нем коммунистов.
Борьба с бюрократизмом и волокитой, с извращениями в работе государственного аппарата, всемерное развитие критики и самокритики, особенно критики снизу, повышение ответственности коммунистов за порученное дело, укрепление дисциплины должно составить главное содержание работы партийных организаций по улучшению работы государственного аппарата. Июльский Пленум ЦК КПСС вновь сосредоточил внимание партийных комитетов на вопросах повышения уровня партийного руководства государственным аппаратом. В своем докладе «О задачах по дальнейшему подъему промышленности, техническому прогрессу и улучшению организации производства» товарищ Булганин указывал на необходимость решительного изменения содержания и методов руководства промышленностью. Руководить промышленностью в настоящее время, говорил он, это значит вести непримиримую борьбу с рутиной н косностью в первую очередь в технике, открывать широкую дорогу всему новому и передовому, отказаться от декларативности в своих решениях, вникать в дела предприятий по существу, глубоко разбираться в технике и экономике производства, хорошо знать кадры, умело подбирать и правильно расставлять их, повседневно вести массово-политическую работу среди трудящихся.
Пленум потребовал, чтобы партийные комитеты неустанно повышали ответственность хозяйственных руководителей за порученное дело, систематически контролировали и направляли их работу, а не занимались подменой и мелочной опекой, чтобы в центре их внимания были повседневная организаторская и политическая работа на предприятиях, всемерное развитие творческой инициативы работников предприятий.
Пленум обратил особое внимание партийных организаций на то, чтобы они в своей практической деятельности повсеместно подняли социалистическое соревнование на новую ступень, имея в виду главное — настойчивое внедрение и распространение достижений передовиков и новаторов производства, на этой основе добивались бы новых успехов, чтобы они глубоко вникали в технику и экономику производства, умело существляли контроль за деятельностью администрации, мобилизовали коммунистов, комсомольцев, всех рабочих, инженерно-технических работников и служащих на борьбу за выполнение каждым предприятием государственного плана, за мощный подъем и прогресс промышленности.
Осуществляя руководство советским государственным аппаратом, Коммунистическая партия никогда не рассматривала и не рассматривает госаппарат как неизменный, раз навсегда данный, а постоянно его совершенствует. Улучшая формы и методы деятельности государственного аппарата, Коммунистическая партия руководствуется всесторонне разработанными ленинскими принципами работы государственного аппарата, являющимися ценнейшим вкладом в марксистскую теорию о государстве и определяющими практические пути создания таких форм и методов руководства страной, которые обеспечивают наиболее успешное решение задач строительства коммунистического общества. Ярким, свидетельством этого является известное постановление ЦК партии «О серьезных недостатках в работе партийного и государственного аппарата».
В названном постановлении намечены конкретные мероприятия по претворению в жизнь разработанных гениальным Лениным основополагающих указаний о принципах построения и методах работы государственного аппарата. Партией уже проведена большая работа по упрощению структуры, сокращению штатов и ликвидации канцелярско-бюрократических методов в работе государственного аппарата, что имеет огромное значение для повышения уровня его организаторской работы. В целях приближения государственного аппарата к производству в ряде республик созданы союзно-республиканские министерства нефтяной промышленности, металлургии и угольной промышленности, связи, высшего образования.
Для укрепления единоначалия и обеспечения, оперативного решения вопросов расширены права министров, начальников главных управлений министерств и директоров предприятий. Проводя эту работу, партия добивается того, чтобы все звенья госаппарата стали действительными организаторами борьбы за высокие показатели работы предприятий, за технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства, за неуклонное повышение производительности труда, что имеет решающее значение для победы коммунизма.
Разработанные гениальным Лениным принципы работы государственного аппарата и опыт Коммунистической партии по совершенствованию его деятельности имеют неоценимое значение для стран народной демократии, создавших новый тип государственного аппарата, который под руководством коммунистических и рабочих партий успешно решает свои задачи, организует миллионные массы рабочего класса и крестьянства на борьбу за успешное строительство социализма.