Учебное пособие, написанное академиком Я. К. Гротом, «Русское правописание», изданное в 1894 г.


Книга Г. Роледера «Онанизм», вышедшая из печати в 1927 г. и рассказывающая о лечении пагубной привычки.


Развлекательная и познавательная книга Г. Вагнера и К. Фрейера «Детские игры и развлечения», изданная в 1902 г.


Книга Н. Тяпугина «Народные заблуждения и научная правда об алкоголе», вышедшая из печати в 1926 г.

Ленин в борьбе с богостроительством


А.Царицын. "Ленин в борьбе с богостроительством"
ОГИЗ, Государственное антирелигиозное издательство, Москва, 1939г.
OCR Biografia.Ru

Работы Ленина, разоблачающие богостроительство, богоискательство и другие формы утонченной поповщины, имеют актуальнейшее значение для наших дней. Работа т. Царицына раскрывает огромное значение борьбы Ленина против идеализма и религии в эпоху реакции, когда Ленин отстоял и развил основные положения философии марксизма — диалектического материализма.

Идейный и политический разброд в лагере либеральной мелкой буржуазии в эпоху реакции 1908 - 1912 гг. Богоискательство. Значение борьбы против идеализма и религии в период реакции.

Богостроительство — религиозно-философское течение, захватившее некоторые элементы социал-демократической интеллигенции, возникло и распространилось в эпоху реакции (1908 — 1912 гг.), в атмосфере упадка общественного движения и роста религиозных настроений среди буржуазной интеллигенции. Это был период, наступивший после поражения революции 1905 года, когда царское правительство, представлявшее прежде всего интересы крепостников-помещиков, вступило в блок с буржуазией, сделав еще один шаг по пути превращения самодержавия в буржуазную монархию.
Самодержавие повело ожесточенное наступление на рабочий класс и трудящееся крестьянство. Царизм попытался опереться на кулачество в деревне, отдавая деревню кулакам на разграбление. Наступление реакции шло по всей линии. Царское правительство 3 июня 1907 г, разогнало II Государственную думу и опубликовало новый избирательный закон, лишавший большинство рабочих и крестьян, а также угнетенные нации избирательных прав. Думские социал-демократические депутаты были отправлены на каторгу и в ссылку. По всей стране неистовствовали карательные отряды, шел полицейский paзгром профсоюзных opганизаций. Царское правителыство зверски расправлялось с революционными рабочими и крестьянами. За период с 1907 г. по 1910 г. было вынесено 26 тысяч обвинительных приговоров за участие в революции. Около 6 тысяч человек было казнено. Министр-вешатель Столыпин покрыл виселицами всю страну.
Наступление реакции, упадок общественного движевия породили распад и разложение в среде попутчиков первой революции. Особенно глубоким был распад среди интеллигенции. Часть ее ушла в лагерь открытых врагов революции.
В среде буржуазной интеллигенции и мелкой буржуазии в период реакции наблюдаются настроения уныния, упадка, а в связи с этим усиленная тяга к религии, к мистике.
Царизм в борьбе против революционного движения использует не только палача, но и попа. Попы с фанатическим усердием выполняли полицейские функции. Еще Маркс в своей работе «18 брюмера Луи Бонапарта» называл попов ищейками земной полиции. Ленин называл деревенских попов «урядниками казенного православия», указывая, что правительство имеет в лице духовенства своих собственных чиновников. Ленин называл духовенство "крепостниками в рясах", указывал, что полицейское самодержавие пропитало религию «духом кутузки».
«Все и всякие угнетающие классы, — писал Ленин, — нуждаются для охраны своего господства в двух социальных функциях: в функции палача и в функции попа. Палач должен подавлять протест и возмущение угнетенных, поп должен рисовать им перспективы (это особенно удобно делать без ручательства за «осуществимость» таких перспектив...) смягчения бедствий и жертв при сохранении классового господства, а тем самым примирять их с этим господством, отваживать их от революционных действий, подрывать их революционное настроение, разрушать их революционную решительность» (Ленин. Соч., т. XVIII, стр. 259).
Вся реакция вообще, и в частности либеральная реакция, усиленно иопользовала религию для борьбы с революционнным движением. Использование реакцией религии нашло отражение и в составе III Думы, которую Ленин называл богомольной думой. Если в I Государственной думе было 19 депутатов из духовного звания, во второй — 17, то в III Думе было уже 47 депутатов-попов. Духовенство кровно было заинтересовано в сохранении самодержавия. Синодальная печать метала гром и молнии против революции, давая попам, введенным в состав Думы, строгий наказ защищать монархический строй: «Священники избраны и посланы в Государственную Думу в качестве не только служителей церкви православной, но и правых русских людей, выразителей монархизма, исповедуемого и противопоставляемого революции, т. е. для защиты в Думе царского самодержавия».
Разоблачая либеральную буржуазию, Ленин показывал, что контрреволюционная либеральная буржуазия в своей борьбе против народа старается укрепить и несколько подновить традиционную полицейскую религию. Подновление и укрепление религии является одним из либеральных методов развращения и оглупления трудящихся масс. Для того чтобы держать массы в повиновении, господствующие эксплоататорские классы (помещики и капиталисты) широко применяли не только царскую нагайку, но и — для отравления мозгов — духовную сивуху в виде обновленной, более утонченной, более «культурной» религии.
Ленин отмечал «стремление «культурного» капитала организовать оглупление народа религиозным дурманом посредством более тонких средств церковного обмана, чем те, которые практиковал живущий в старине рядовой российский «батюшка» (Ленин. Соч., XIV, стр. 82).
Защитниками царизма, явными монархистами выступили кадеты. Буржуазный либерализм справлял настоящее оргии отступничества. Группа виднейших кадетских писателей — Бердяев, Булгаков, Струве и др. выпустили весной 1909 г. сборник «Вехи», являвшийся, по выражению Ленина, сплошным потоком «реакционных помоев, вылитых на демократию», «энциклопедией либерального ренегатства». Сборник совершенно открыто пропагандировал религиозное мракобесие, мистику. Булгаков заявил, что «бог стучится в интеллигентское сердце». Кадеты обращались с призывом к интеллигенции «...выполнить, — как иронически писал Ленин, — «великое, святое дело» поддержания духовного рабства народных масс» (Там же).
В своем холопстве и пресмыкательстве перед царизмом кадеты дошли до того, что вынесли благодарность царской власти за подавление революции и заявили, что надо «благословлять эту власть, которая одна своими штыками и тюрьмами еще ограждает нас от ярости народной».
Неудивительно, что архиепископ Антоний Волынский, этот ярый черносотенный мракобес, приветствовал в печати авторов «Вех» за их контрреволюционные взгляды.
Ленин, разоблачая сборник «Вехи», подчеркивал, что «веховство» является ярким выражением контрреволюционной идеологии либеральной буржуазии, выражением ее испуга перед народом. Буржуазия, испугавшись народа, повернула к поддержке всякой реакции, мистики, средневековья, против народа.
Ленин скрывает лицемерие той части либералов, которые порицали авторов «Вех» за то, что они очень неосторожно выболтали свои реакционные взгляды и слишком откровенно раскрыли карты. Струве, Изгоев и др. сказали откровенно то, о чем часть кадетов предпочитала говорить в более замаскированной форме.

* * * * *

С проповедью религии, более утонченной, более (чем традиционное православие) приспособленной для одурачивания масс, выступили прежде всего такие представители контрреволюционной буржуазии, как богоискатели, прямо ставившие перед собой задачу борьбы с социализмом, марксизмом и рабочим движением.
Богоискатели (С. Булгаков, Д. Мережковский, Н. Бердяев, 3. Гиппиус и др.) группировались вокруг Петербургского религиозно-философского общества. Ленин отмечает, что на собраниях этого общества либерально-«реформаторское» движение нашло своих выразителей «среди некоторой части молодого русского духовенства» (Ленин. Соч., т. VII, стр. 84).
Это духовенство искало новых путей подчинения народных масс религии, ибо старые полицейские методы, применявшиеся духовенством, слишком уж дискредитировали религию и попов. Это была реакционная борьба кадетской интеллигенции против революции, против социализма, против народа. Контрреволюционные либералы-богоискатели «искали» какого-то «общего бога», бога «нравственных идеалов», «добра, красоты и совершенства», проповедывали «царство бога на земле».
Богоискатели ссылались на то, что якобы «неустанное богоискание заложено в русской душе», ссылались на «народноe» понятие о боге.
Разоблачая богоискателей и богостроителей, Ленин в письме к А. М. Горькому писал: «Народное» понятие о боженьке и божецком есть «народная» тупость, забитость, темнота, совершенно такая же, как «народное передставление» о царе, о лешем, о таскании жен за волосы» (Ленин. Соч.,т. XVII, стр. 85).
Богоискатели насаждали «обновленную», утонченную поповщину для укрепления классового господства буржуазии и помещиков.
Свои контрреволюционные настроения богоискатели облачали в мистическую форму. Они старались внушить массам презрение к земной жизни, классовую борьбу пролетариата объявляли "мещанством", проповедывали поповские идеи о загробной жизни и о бессмертии души. Особенно усердно стремились богоискатели прикрыть религиозно-мистическим туманом вопрос о революции и государстве. Бердяев выступил против «всякой человеческой революции», за религию, которая должна быть, по его мнению, союзом человека с богом. Для того чтобы оградить самодержавие и церковь от народного гнева, Бердяев объявляет их мистическими и таинственными. Богоискатели распространяли буржуазные теории о божественном происхождении государства. Этим они хотели оправдать все мерзости царского самодержавия, оправдать существование капитализма и эксплоатации.
Так буржуазные мракобесы пытались отвлечь трудящихся от борьбы против самодержавия и капитализма. Богоискатели умышленно запутывали вопрос о государстве, потому что он больше, чем какой-либо другой вопрос, затрагивает интересы господствующих классов.
Контрреволюционная либеральная буржуазия была напугана революцией 1905 — 1907 гт. Она боялась народного движения. Вот почему она в лице богоискателей облекала в мистическую оболочку вопрос о государстве и революции.
Богоискатель Д. Мережковский, распространяя религиозный дурман, заявлял, что только «религиозная общественность спасет Россию». Он предлагал русской интеллигенции соединиться с русской церковью, чтобы вносить «новое религиозное сознание в темную религиозную стихию русского народа». Богоискателя оглупляли народ идеей «чистенького» боженьки, выступали в роли попов без рясы.
Петербургское религиозно-философское общество распространяло богоискательские идеи также и через художественную литературу. Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Вяч. Иванов и др. пропагандировали идею мистичности искусства, проповедывали богоискательство в стихах и прозе.
Как остроумно замечает Маяковский,
«Зверела реакция.
Интеллигентчики
ушли от всего
и все изгадили
Заперлись дома,
достали свечки,
ладан курят —
богоискатели».
(М а я к о в с к и й - Владимир Ильич Ленин. Поэма. Гослитиздат 1938. Стр. 46).
Богоискательство, как мы уже сказали, было одним из показателей контрреволюционности либеральной буржуазии. «Назад от демократии, подальше от движения масс, подальше от революции — такой лейтмотив царящих в «обществе» направлений политической мысли» (Л е н и н. Соч., т. ХV, стр. 246).
Так определял Ленин настроения либеральной буржуазии эпохи реакции.
Богоискательство было одним из показателей развала и разброда в лагере буржуазной интеллигенции, наступивших после революции 1905 — 1907 гг. Богоискательство выражало безграничное холопство интеллигентского мещанства перед самодержавием. Оно являлось выражением контрреволюционных интересов буржуазии. «Краткий курс истории ВКП(б)» в следующих ярких словах показывает сущность наступления контрреволюции на идеологическом фронте:
«Наступление контрреволюции шло и на идеологическом фронте. Появилась целая орава модных писателей, которые «критиковали» и «разносили» марксизм, оплевывали революцию, издевались над ней, воспевали, предательство, воспевали половой разврат под видом «культа личности».
В области философии усилились попытки «критики», ревизии марксизма, а также появились всевозможные религиозные течения, прикрытые якобы «научными» доводами. «Критика» марксизма стала модой. Все эти господа, несмотря на всю их разношерстность, преследовали одну общую цель — отвратить массы от реолюции» («Краткий курс истории ВКП(б)». Госполитиздат 1938. Стр, 98 — 97).
Проповедники богоискательства после установления советской власти в Октябре 1917 года стали злейшими врагами Советского государства и белогвардейцами. Один из богоискателей — С. Булгаков сделался попом.

* * * * *

Полнейший развал и разброд наблюдались в период реакции и в мелкобуржуазных партиях меньшевиков и эсеров. Виднейшие меньшевики являлись проводниками буржуазного влияния на пролетариат. Они стали пропагандировать идею «столыпинской рабочей партии», проповедывать ликвидаторство. Ликвидаторы были прямыми изменниками революции. Оны несли в рабочую среду лозунги контрреволюционных либералов. Иудушка Троцкий (нынешний фашистский агент) уже тогда был, по словам Ленина, «вреднее всякого ликвидатора» (Ленин. Соч., т. ХV, стр. 218), он распроспранял гнусную клевету на большевизм и проводил политику прикрытия ликвидаторства.
В рядах большевиков также были отдельные мелкобуржуазные попутчики. Они тоже, как агенты буржуазии, стремились проводить буржуазное влияние на пролетариат. В среде большевиков появились отзовисты и ультиматисты (Богданов, Алексинский и др.).
Ленин и Сталин разоблачали отзовизм и ультиматизм как «меньшевизм наизнанку». «Отзовисты» вместе с ликвидаторами-меньшевиками занялись проповедью богостроительства и реакционной буржуазной философии.
Богостроители не только в теории, но и на практике являлись врагами большевистской партии. Ленин не случайно нх называл «божественными отзовистами». Он отмечал, что к ликвидаторству также «относится богостроительство и защита богостроительских тенденций, в корне порывающих с основами марксизма» (Ленин. Соч., т. XIV, стр. 109).
Проповедь богостроительства в период реакции сочеталась с отказом от использования легальных возможностей революционной борьбы, сочеталась с отзовизмом и ультиматизмом Богданова и Луначарского, с открытым ликвидаторством меньшевика Юткевича, с ренегатством, переходом на меньшевистские позиции Базарова, Рожкова и др.
Ленин и Сталин высоко держали знамя большевистской партийности, решительно отстаивали эту партийность, воюя со всякими враждебными течениями внутри рабочего движения, изгоняя из партии всех, кто мешал партии в ее борьбе. Ленин учил ненавидеть мелкобуржуазную дряблость, неустойчивость, трусость, бесхарактерность в борьбе, ренегатство, пресмыкательство перед буржуазией и реакцией.
Ленин и Сталин, ведя борьбу с антибольшевистскими течениями и фракциями, отстаивали и развивали теоретические основы марксистской партии. Под руководьством Ленина и Сталина большевистская партия вела непримиримую борьбу против реакции, против контрреволюционного либерализма и ликвидаторства всех видов.
Партия выдвигала на первый план упорную борьбу по воспитанию и организации масс. Необходимо было умело сочетать нелегальную работу с использованием летальных возможностей.
Товарищ Сталин говорит об этом периоде борьбы: «Это был период поворота нашей партии от открытой революционной борьбы с царизмом к обходным путям борьбы, к использованию всех и всяких легальных возможностей — от страховых касс до думской трибуны. Это был период отступления, после того как мы оказались разбитыми в революции 1905 года. Поворот этот требовал от нас усвоения новых методов борьбы, для того, чтобы собравшись с силами, вновь пойти на открытую революционную борьбу против царизма» (Л е н и н и С т а л и н — Сборник произведений к изучению истории ВКП(б), т. III, стр. 267. Партиздат 1936).
Поворот к новым методам борьбы в период реакции оказался «роковым» для таких людей, которые называли себя марксистами, но никогда твердо не стояли на позициях марксизма (Богданов, Луначарский, Алексинский, Рожков).
В этот период особенно интенсивно шел процесс очищения нашей большевистской партии от мелкобуржуазных попутчиков, которые испугались трудностей в период реакции. В период реакции с особой силой перед большевистской партией встала задача решительной и упорной борьбы за марксизм, против реакционной буржуазной философии и религии, как старой, так и подновленной в виде богоискательства, богостроительства и т. д.
На совещании расширенной редакции «Пролетария» в июне 1909 г. отзовисты, выступавшие с проповедью махистской философии и богостроительства, были изгнаны из нашей партии. Был исключен из рядов партии Богданов. Ныне разоблаченные как враги народа Каменев, Зиновьев, Бухарин, Рыков, Томский в тот период выступали неоднократно в защиту ликвидаторства и троцкизма и уже тогда применяли двурушнические методы.
Если до революции 1905 — 1907 гг. с особой силой выдвигались вопросы экономического учения Маркса, в период революции — вопросы политики, то в период реакции с особой силой выдвигалась задача борьбы за марксистскую философию. Ленин ярко и образно сформулировал задачи этой борьбы: «Задача дня — копать, хотя бы при самых тяжелых условиях, руду, добывать железо, отливать сталь марксистского миросозерцания и надстроек, сему миросозерцанию соответствующих» (Л е н и н. Соч., т. ХV, стр. 54).
Богданов был несогласен с философией марксизма и до периода реакции. Ленин еще до революции 1905 — 1907 тг. в беседах с Плехановым высказывал свое несогласие с философией Богданова. В 1906 г. Ленин получил от Богданова 3-й выпуск «Эмпириомонизма». Ленин резко отрицательно отнесся к этой книге Богданова. «Прочитав, озлился и взбесился необычайно: для меня еще яснее стало, что он идет архиневерным путем, не марксистским» (Л е н и н. Соч., т. XXVIII, стр. 528), — писал Ленин А. М. Горькому об этой богдановской работе. Ленин подверг критике богдановскую философию в трех тетрадках, которые, к сожалению, до сих пор не разысканы.
В феврале 1908 г. Ленин в письме к А. М. Горькому подчеркивал неизбежность драки по философским вопросам с некоторыми большевиками, скатившимися к махизму. И это не случайно. В статьях «О некоторых особенностях исторического развития марксизма», «Hаши упразднители», в гениальной работе «Материализм и эмпириокритицизм» и в других работах этого периода Ленин указывает на причины, выдвигавшие вопросы борьбы с религией и идеалистической философией на одно из первых мест.
Период реакции был периодом «переваривания» уроков революции 1905 — 1907 гг. Ленин писал:
«Не случайно, а неизбежно было то, что после неудачи революции во всех классах общества, среди самых широких народных масс пробудился интерес к глубоким основам всего миросозерцания вплоть до вопросов религии и философии, вплоть до принципов нашего, марксистского учения в целом» (Л е н н н. Соч., т. ХV, стр. 68).
Философская «разборка» необходима была и потому, что пролетариат показал в революции 1905 — 1907 гг., что он «вполне созрел во время недавних великих событий для своей самостоятельной исторической роли» (Там же, стр. 89).
Постановка философских вопросов имела громадное международное значение, так как в связи с кризисом буржуазной физики идеологи реакционной буржуазии стали особенно настойчиво пропагандировать реакционные идеалистические философские учения. Марксисты должны были показать, что только диалектический материализм указывает выход из кризиса физики.
Влияние буржуазии в период реакции оказалось также, по выражению Ленина, «в махистском поветрии среди марксистов». Махизм являлся проводником реакции, проводником поповщины. Ленин относил к либеральным методам буржуазии «надувание и развращение рабочих», «усиление стремлений подновить и оживить религию «для народа» (как непосредственно, так и в посредственной форме развития идеалистической, кантианской и махистской философии)...» (Л е н и н. Соч., т. ХVII, стр. 481 — 482).
Идеалистическую философию протаскивали Богданов, Базаров, Луначарский (примыкавшие в 1905 г. к большевикам) и меньшевики Юшкевич и Валентинов. «Краткий курс истории ВКП(б)» отмечает, что они вели лицемерную и завуалированную критику марксизма «под флагом «защиты» основных позиций марксизма».
Они двурушнически называли себя марксистами. Опасность этой критики состояла в том, что она была рассчитанна на обман партии и «смыкалась с общим походом реакции против партии, против революции».
«Перед марксистами стояла неотложная задача — дать должную отповедь этим перерожденцам в области теории марксизма, сорвать с них маску, разоблачить их до конца и отстоять, таким образом, теоретические основы марксистской партии» («Краткий курс истории ВКП(б)». Госполитиздат 1938. Стр. 97).
Ленин выполнил эту задачу в своем гениальном произведении «Материализм и эмпириокритицизм» (Там же, стр. 98).
В этой работе Ленин не только отбил атаки «критиков» марксизма, разоблачил Богданова, Луначарского, Юшкевича и др.
«Книга Ленина является вместе с тем защитой теоретических основ марксизма — диалектического и исторического материализма — и материалистическим обобщением всего важного и существенного из того, что приобретено наукой и, прежде всего, естествознанием за целый исторический период, за период от смерти Эигельса до появления в свет книги Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Эта гениальная работа Ленина явилась теоретической подготовкой большевистской партии — партии нового типа.
Товарищ Сталин, так же как и Ленин, решительно выступил против идеализма. В своих статьях 1906 — 1907 гг. он пропагандирует и развивает революционную теорию и философское учение Маркса. Товарищ Сталин в этих статьях, как и Ленин в своих работах, дает сокрушительный отпор идеализму и поповщине, вместе с Лениным отстаивает и развивает революционный марксизм, преодолевая влияние реакционной буржуазной идеологии на пролетариат.

Разоблачение Лениным реакционной сущности богостроительства и тесной связи его с идеализмом. Значение Ленинской работы "Материализм и эмпириокритицизм" в борьбе с богостроительством. Разоблачение Лениным антипартийной деятельности группы "Вперед". Переписка Ленина с А.М.Горьким.

Идейный и политический разброд в лагере мелкобуржуазной интеллигенции дошел до того, что часть отошедших от марксизма интеллигентов стала нести буржуазные идеи в трудящиеся массы путем проповеди необходимости создания новой религии в виде богостроительства, которое ничем по существу не отличалось от богоискательства. К богостроителям примыкали не только открытые ликвидаторы-меньшевики вроде Юшкевича, но и впередовцы — эти ликвидаторы наизнаику — Богданов, Лядов, Луначарский, Алексинский. Образовался блок ликвидаторов и отзовистов против большевиков. Представители этого блока протаскивали в среду пролетариата в замаскированном виде поповщину, подобно тому, как это делали и буржуазные богоискатели.
Ленин указывал на громадное общественно-политическое значение борьбы против богостроительства. Он писал: «...русской буржуаэии в ее контрреволюционных целях понадобилось оживить религию, поднять спрос на религию, сочинить религию, привить народу или по-новому укрепить в народе религию. Проповедь богостроительства приобрела поэтому общественный, политический характер. Как в период революции целовала и зацеловала буржуазная пресса наиболее ретивых меньшевиков за их кадетолюбие, так в период контр-революции целует и зацеловывает буржуазная пресса богостроителей из среды — шутка сказать! — из среды марксистов и даже из среды «тоже большевиков» (Ленин. Соч., т. ХIV, стр. 153).
Если богоискатели говорили, что бога надо «искать», то богостроители утверждали, что бога надо не искать, а надо строить. Во втором сборнике «Литературный распад» Луначарский предлагал «новую религию», «религию без бога», которую он и пытался навязать рабочим.
Луначарский докатился до того, что объявлял их богостроителями, приписывал, таким образом, рабочим религиозность как какое-то неотъемлемое свойство. На самом деле это было не чем иным, как клеветой на рабочих.
Ленин в свое время разоблачил эту вредную теорию в статье «Об отношении рабочей партии к религии». Ленин отмечал, что религия держится «в отсталых слоях городского пролетариата, в широких слоях полупролетариата, а также в массе крестьянства...» (Л е н и н. Соч., т. XIV, стр. 70 — 71).
Еще раньше, в 1905г., в статье «Социализм и религия» Ленин подчеркивает презрение сознательного рабочего к религии:
«Современный сознательный рабочий, воспитанный крупной фабричной промышленностью, просвещенный городской жизнью, отбрасывает от себя с презрением религиозные предрассудки, предоставляет небо в распоряжение попов и буржуазных ханжей, завоевывая себе лучшую жизнь здесь на земле» (Л е н и н. Соч., т, VIII, стр. 419 — 420).
Богостроители объявляли социализм новой религией. Луначарский трактовал социализм как «самую религиозную из всех религий» и доказывал, что социал-демократ это «самый глубоко религиозный человек». В статье «Атеизм» Луначарский пишет, что «чувственную сущность социализма» можно определить как «религиозный атеизм» («Очерки по философии марксизма». Философский сборник. CПб 1908. Стр. 157).
«Новая религия», по мнению Луначарского и других богостроителей, должна была содействовать распространению идей социализма в массах. На деле она являлась средством для затемнения классового сознания трудящихся.

продолжение книги...






Добавлена книга известного в прошлом географа Ю. Г. Саушкина «Москва», под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н. Н. Баранского, изданная в 1955 г.


Добавлена книга М. Д. Каммари, Г. Е. Глезермана и др. авторов «Роль народных масс и личности в истории», изданная Гос. изд-м политической литературы в 1957 г.


Добавлена книга «На заре книгопечатания» В. С. Люблинского, изданная "Учпедгизом" в 1959 г. и повествующая о первых книгопечатниках.


Добавлена книга «Я. М. Свердлов. Избранные статьи и речи», изданная в 1939 г. и содержащая речи и статьи известного политического и государственного деятеля.


Добавлена книга «Таежные походы. Сборник эпизодов из истории гражданской войны на Дальнем Востоке», под редакцией М. Горького и др., изданная в 1935 г.


Добавлена брошюра М. Моршанской «Иустин Жук», напечатанная издательством "Прибой" в 1927 г. и рассказывающая о деятельности революционера.


Добавлена книга М. А. Новоселова «Иван Васильевич Бабушкин» о жизни Бабушкина, напечатанная издательством "Молодая Гвардия" в 1954 г.