В.А.Ковалев и др. "Очерк истории русской советской литературы" Часть вторая Издательство Академии Наук СССР, Москва, 1955 г. OCR Biografia.Ru
продолжение работы...
11
Наряду с расцветом массовой песни, с творческим ростом советской лирики в поэзии 30-х годов продолжается развитие больших лиро-эпических жанров. Самым значительным произведением поэтического эпоса явилась в эти годы поэма А. Твардовского «Страна Муравия» (1936).
Великий процесс социалистического преобразования деревни, годы коллективизации сельского хозяйства оказали большое влияние на формирование А. Твардовского, как поэта. «...Это время явилось для меня тем же, чем для более старшего поколения — Октябрьская революция и гражданская война,— писал он в автобиографии.— ...Именно этим годам я обязан своим поэтическим рождением» (1). К теме коллективизации обращается Твардовский в своих первых поэмах «Путь к социализму» (1931) и «Вступление» (1933) и во многих стихотворениях 1934—1935 гг. Некоторые поэтические мотивы и образы этих произведений творчески использовал поэт в своей новой поэме. «Страна Муравия» — поэтическое повествование о становлении нового, социалистического сознания крестьянина-середняка, поэма о крушении индивидуалистического, собственнического начала в душе трудового человека. В центре поэмы — рядовой крестьянин Никита Моргунок, который только в годы Советской власти выбился из нищеты, обзавелся конем и увидел возможность поднять свое хозяйство, «выйти в люди». В нем глубока и сильна любовь к труду, к родной земле, но в то же время он еще в тисках собственнических предрассудков — он стремится стать самостоятельным «хозяином», его еще пугает колхозная жизнь, он боится потерять нажитое тяжелым трудом немудреное свое благополучие. Предел стремлений Моргунка — это узенький собственнический мирок, хуторок на пригорке.
-----------------------------------------
1. А. Твардовский. Стихотворения и поэмы в двух томах, в. 1 М., 1951, стр. 8—9.
-----------------------------------------
Земля в длину и в ширину Кругом своя. Посеешь бубочку одну, И та — твоя.
И никого не спрашивай, Себя лишь уважай. Косить пошел — покашивай, Поехал — поезжай.
Все развитие условного сюжета поэмы (путешествие Моргунка в поисках сказочной страны Муравии) связано с образом ее центрального героя. Каждая новая глава помогает полнее раскрыть черты характера Моргунка, понять сложный процесс преодоления собственнических иллюзий. Но вместе с тем значение поэмы далеко выходит за пределы так называемой «крестьянской тематики». «Страна Муравия» — поэма о жизни народа в один из важных этапов его развития.
Нет, никогда, как в этот год, В тревоге и борьбе, Не ждал, не думал так народ О жизни, о себе...
В образе Никиты Моргунка автор ярко выразил существенные черты крестьянина-середняка. С большой глубиной показывает Твардовский трудовую основу характера Моргунка. Любовь и уважение к труду сближают Моргунка с колхозниками и отталкивают его и от кулака Ильи Бугрова, с которым раньше мечтал он стать равным, и от попа-отходника, обобравшего Моргунка, и от крестьян деревни Острова, где он увидел не честных тружеников, а ленивых, опустившихся, сжившихся с нищетой людей. Подчеркнуто резко показаны в поэме колебания крестьянина-середняка. Используя мотив сказочного путешествия, поэт заставляет своего героя бросить семью, хозяйство, оторваться от любимого труда и отправиться в неведомый путь в поисках призрачного счастья. Опираясь на традиции фольклора и русской классики, Твардовский широко применяет принцип художественного сгущения, гиперболизации основных черт характера. Сказочные мотивы в сюжете поэмы не нарушают жизненной правдивости образа Моргунка, а, наоборот, помогают полнее раскрыть двойственную природу крестьянина— труженика и собственника. Тем же приемом преувеличения, в духе сказочной символики, пользуется автор в обрисовке обнищавшей, разоренной деревни Острова («Еще такого не найдешь села во всей стране»). Познакомившись с жизнью, основанной на том самом принципе
единоличного «счастья», о котором Моргунок так долго мечтал, он приходит к выводу, что так жить нельзя:
И ваша жизнь — не жизнь, друзья, Одна тоска и боль. Гляжу на вас: так жить нельзя. Решаться надо, что ль...
Широкого обобщения достигает Твардовский в сбрисовке колхозной деревни. Поэт отбрасывает временные, преходящие черты, выделяя главное, основное: дружную работу колхозников, прочность колхозного быта, где
...Все — не в шутку, все — всерьез. Для жизни — в самый прок.
Достойное место в поэме занимает образ Андрея Фролова, председателя колхоза, потомственного бедняка, героя гражданской войны. Это один из первых в поэзии образов колхозника-большевика, сильного, умного и умелого вожака крестьянских масс, убежденного в том, что колхозный строй — навечно. Рисуя образы врагов социалистической перестройки деревни (кулак Илья Бугров, кулаки Грачевы, поп-отходник), Твардовский обнажает их политическую и социальную сущность, их враждебность тому миру честного, радостного труда, к которому стремится каждый труженик деревни. В поэме Твардовского проявилось уменье поэта средствами живого, образного, поэтически точного языка создать резко очерченные собирательные образы людей. Несмотря на сказочную обстановку, условность места действия, поэт жизненно правдиво передает неповторимый дух времени, характерные черты деревенского быта тех лет, пейзажный колорит.
Поэма Твардовского развивает лучшие традиции русской классики, в первую очередь творчества Некрасова. Эти традиции проявляются в сходстве сюжетных ситуаций «Кому на Руси жить хорошо» и «Страны Муравии». Схожи и принципы использования народно-поэтического творчества, художественная переработка фольклорных текстов. Твардовский использует плясовую песню, частушку, народную фразеологию, пословицы и т. п., сообщающие народный колорит языку поэмы. Сближает поэмы и сочетание сказочного и реального в развитии сюжета. И самый стих «Страны Муравии», богатый живыми разговорными интонациями, близок к певучей и гибкой народной речи. «Страна Муравия» показывает не только перевоспитание крестьянина-собственника, но и социалистическое преобразование страны. Метод социалистического реализма позволил автору нарисовать жизненно верную картину развития советской действительности. К жанру поэмы обращались в эти годы поэты различных поколений. В поэме «Победитель» (1937), посвященной памяти Н. Островского, К. Симонов стремится воссоздать образ замечательного писателя-коммуниста, в жизни которого так ярко проявились характерные черты советского человека: преданность партии и народу, мужество и несгибаемая воля к победе, честность и глубокая человечность. Раскрывая перед читателем трагическую судьбу своего героя, поэт подчеркивает его бодрость, жизненную активность, показывает, как в этой исключительной индивидуальной судьбе отразились типические черты поколения, закаленного в oгне революции:
Он много писал о друзьях, о погодках, Но даже займись он собою одним, Все поколенье военной походкой Пришло бы и встало в затылок за ним.
Героизм Островского, человека-победителя, его выкованное боях —
Уменье жадно за жизнь держаться И отдавать, когда нужно, ее,—
поэт стремится передать всему молодому поколению, пришедшему на смену старым бойцам. В концовке этой по-молодому горячей поэмы звучит предупреждение о растущей военной опасности, о новых сражениях за Советскую родину, к которым должны быть готовы советские люди:
Слышишь, как порохом пахнуть стали Передовые статьи и стихи? Перья штампуют из той же стали, Которая завтра пойдет на штыки.
Героическая тема привлекает поэта и в истории русского народа («Ледовое побоище», 1937 и «Суворов», 1938—1939). В прошлом народа, в образах великих русских полководцев — Александра Невского и Суворова — поэт находит мотивы, глубоко созвучные современности и близкие героической теме ого творчества. В поэме «Суворов» создан правдивый образ прославленного полководца, с его суровой прямотой и глубокой верой в силы родного народа. Идея поэмы — преемственность воинских традиций русского народа — воплощена в картине последнего суворовского похода, когда русские солдаты, преодолев неприступную вершину Сен-Готарда, показали всему миру беспримерное мужество, твердость, выносливость и упорство. Историко-революционные мотивы и темы, перекликаясь с прозой и драматургией предвоенных лет, звучат в поэзии А. Суркова, А. Прокофьева, С. Щипачева. К историко-революционной теме обратился также И. Сельвинский, продолжавший работу над большой драматургической формой в стихах. Его трагедия «Рыцарь Иоанн» говорила о движении поэта к реализму, хотя созданный им образ Ивана Болотникова не во всем отвечал исторической правде. В поэзии 30-х годов получили отражение процессы быстрого культурного роста и дружеского сближения народов Советской страны. В. Инбер в своей лирической поэме «Путевой дневник» (1938) стремится передать своеобразие и красоту грузинской культуры. Вместе с тем в поэме раскрываются черты советского человека, верного своей социалистической Родине и относящегося с глубоким уважением к национальной культуре других народов. Владимиру Маяковскому посвящена поэма Н. Асеева «Маяковский начинается» (1940). Один из соратников и учеников Маяковского, активно пропагандировавший его творческие принципы, Н. Асеев, поставил перед собой задачу воссоздать черты живого облика Маяковского, поэта великих чувств и стремлений, передать богатую широту его натуры, его огневой темперамент, полемический задор, революционный запал, горячую любовь к Родине, к социализму и непримиримую, яростную ненависть к врагу. Глубоким лиризмом проникнут в поэме образ Маяковского, освещенный главным образом через воспоминания о нем автора. Идея жизни поэта в веках («...Чтобы Маяковского облик веселый сквозь гущу веков продирался всегда») объединяет поэму. Особенно удался Асееву образ молодого Маяковского, смело и уверенно вошедшего в жизнь, в поэзию, в круг современников, с неповторимыми чертами своего внешнего облика и внутреннего мира, с тем присущим ему размахом, в котором угадывался будущий революционный поэт:
Какой-то гордящийся новой породой, отмеченный раньше не бывшей красой, весь широкоглазый и широкоротый,
как горы, умытые насвеж росой...
Значение и художественную ценность этой мастерски написанной, зажигающей поэмы в известной мере снижала некоторая односторонность трактовки Н. Асеевым раннего периода жизни и творчества великого поэта нашего времени. Так, например, футуристы изображены им как соратники Маяковского в борьбе за боевое революционное искусство. С другой стороны, Маяковский противопоставлен всем другим советским писателям. Слабее раскрыт в поэме образ Маяковского в зрелые годы. Впоследствии, учитывая критические замечания советской общественности, Асеев частично переработал поэму и опустил главы, посвященные изображению футуризма. Успехи, достигнутые поэзией в 30-е годы, прежде всего были обусловлены сближением поэзии с практикой социалистического строительства, с широко развернувшейся в этот период борьбой против пережитков формалистических «теорий», за развитие социалистического реализма и освоение классического наследия. Вместе с тем в поэзии 30-х годов не были преодолены некоторые существенные недостатки. Все еще не достигнут был во многих поэтических произведениях высокий идейно-художественный уровень, без достаточной полноты раскрывался духовный мир советского человека и советская действительность с ее широким творческим размахом не всегда получала полноценное воплощение. Нередко можно было встретить небрежное отношение к поэтическому слову, к работе над художественным образом. Это проявлялось не только в творчестве молодых поэтов, но подчас и у поэтов более опытных, начавших свою литературную деятельность еще в 20-е годы. Так, недостаточно требовательно иногда относился к работе над поэтическим языком А. Прокофьев, стихи которого резко критиковал М. Горький еще на I съезде советских писателей. Без должного внимания относились в то время к вопросам художественной формы и Д. Бедный, А. Безыменский, А. Жаров и некоторые другие поэты. Отставание поэзии сказывалось и в слабом развитии сатирических жанров. За исключением стихов Н. Тихонова, традиции Маяковского — гневного обличителя капитализма — не получили широкого развития в советской поэзии этого времени. Произведения Д. Бедного, А. Безыменского, В. Лебедева-Кумача и некоторых других поэтов, посвященные критике недостатков, не поднимались до настоящего сатирического обобщения. Выступления «Правды» и статьи М. Горького против формализма, эстетства, за овладение богатейшим наследием классической литературы сыграли большую роль в борьбе за повышение идейно-художественного уровня советской поэзии.