В капиталистическом хозяйстве, которое мы называем анархическим, производство и потребление связаны через рынок, через куплю-продажу.
Экономические кризисы, которые потрясают капиталистическое хозяйство, обусловлены этой анархией производства, отсутствием единого плана в организации всей хозяйственной жизни. Мы знаем, что внутри национальных государств и отчасти в мировом масштабе по отдельным отраслям производства, капитализм создает органы, регулирующие, как - будто, рыночные отношения, устанавливающие как - бы планомерность в производстве и распределении. Но мы прекрасно знаем, что эта планомерность устанавливается на основе тех же капиталистических рыночных отношений, что она, уничтожая мелкие и разрозненные хозяйственные организмы, одновременно углубляет противоречия крупных хозяйственных объединений, не уничтожает борьбы за прибыль, а расширяет ее до границ всего мирового хозяйства, делая более резкой и превращая экономическую борьбу конкурентов в настоящие бойни из - за колоний, из - за рынков сырья, сбыта и приложения капитала.
Социалистическое хозяйство прежде всего отличается от капиталистического тем, что в нем все производится на основе полного учета потребностей, во всем достигается наибольшая экономия и наибольшее использование технических и экономических возможностей. В социалистическом хозяйстве невозможны кризисы, невозможно анархическое перепроизводство и бесполезное расточение труда.
Это далекий идеал, но путь к нему, в условиях советского государственного капитализма, лежит через плановое хозяйство, через максимальное использование всех средств. Ведь понятие социалистического накопления, расширения всей экономической основы без точного учета не даст той экономии средств, которая нам так необходима сейчас, которая даст нам возможность избежать жестких экономических потрясении капиталистического хозяйства. И руководитель нашего центрального планового органа — Госплана — в своей отчетной статье так подчеркивает сущность и значение плановой работы у нас:
„Мы критикуем капиталистический порядок и то развитие производственных сил, которое совершается в оболочке капитализма, прежде всего, потому, что убеждены в слишком дорогой цене капиталистических организаций и капиталистического „ прогресса". Движение вперед здесь достигается путем затрат бесчисленных человеческих жертв и при непрерывном бесплодном растрачивании материальных рессурсов, вследствие внутренней противоречивости всего процесса в целом. Здесь вещи, материя, стихия стоят над человеком, а мы хотим этот порядок поставить на голову, апеллируя к человеческому разуму, предвидению и воле. Мы не довольствуемся разумением существующего, мы хотим его перестроить и управлять им. То плановое хозяйство, к которому мы стремимся, является поэтому, естественным образом, таким хозяйством, в котором в максимальной мере должны быть выражены учет, предвидение и сознательная воля всего того коллектива, интересы которого мы представляем.
В предыдущей главе мы уже говорили о том, как советское государство должно идти по пути овладения всем народным хозяйством; имея в своих руках наиболее могущественные части народного хозяйства (крупную промышленность, транспорт, финансы и монополию внешней торговли), государство шаг за шагом завоевывает у частного капитала позиции, расширяясь и втягивая новые и новые части в непосредственную связь, образуя единый аппарат с этими основными государственными хозяйственными организациями. Мы видели, что все хозяйство можно разбить на несколько групп:
1. Государственное крупное хозяйство.
2. Смешанные организации, где государство имеет свою часть капитала и может влиять на ход работы внутри.
3. Кооперативные общественные организации.
4. Крестьянское хозяйство.
5. Частно - капиталистическое хозяйство.
Первая группа хозяйственных учреждений находится непосредственно в распоряжении государства и представляет собой основную базу для нашей борьбы. Вторая группа предприятий находится в тесной связи с этой группой, но уже менее зависима от нас. Кооперация работает, как самостоятельный хозяйственный аппарат, тесно связанный с государством, но вместе с тем требующий особого внимания. Наконец, крестьянское и частно - капиталистическое хозяйства связаны с нами через рынок и внешне независимы.
Мы управляем через первую группу и через плановое регулирование всего хозяйства и боремся с последней, т. е. с частно - капиталистическим хозяйством; они стоят друг против друга, как явные противоречия, как плюсы двух исключающих одна другую организаций. Но то, что находится между ними, должно быть нами учтено, как органы, которыми мы должны овладевать, использовать для борьбы с частным капиталом, и прежде всего за крестьянский рынок, за экономическое руководство крестьянством. Мало того, что мы будем управлять государственным хозяйством — мы должны направлять все остальное хозяйство так, чтобы ,оно шло по желательному руслу, чтобы кооперация помогала нам связываться с крестьянским хозяйством, чтобы крестьянское хозяйство не попало в лапы частному капиталу и т. д. Значит — задача состоит не в одном управлении, но и в регулировании хозяйства, в использовании тех форм, которых не будет в социалистическом хозяйстве, но которые в переходную эпоху могут быть использованы обоими борющимися сторонами в свою пользу.
Вот поэтому нам и нужен план, нужен аппарат для управления и направления всей хозяйственной жизни страны. Мы для борьбы с частным капиталом используем те же средства, что и капитал применяет в борьбе крупных хозяйственных организмов с мелкими. Но из этого не следует, что мы предоставим наши крупные хозяйственные предприятия самим себе и предложим им вести борьбу с частным капиталом, как они найдут нужным, или предоставим нашему банку и торговым органам вести борьбу за свой страх и риск. Такая постановка вопроса была бы бессмысленна. В чем тогда была бы разница между нашим хозяйством и любым капиталистическим ? Наша сила и успех обусловливаются тем, что мы, зная пути и способы борьбы крупного капитала с мелким, учитывая все условия этой борьбы, сознательно и умело направляем ход ее, используем с наибольшей полнотой и наименьшими затратами хозяйственный аппарат.
СТО и Госплан
Для этого нужен специальный орган, который должен учитывать все возможности, следить за накоплением в наших руках материальной силы и бросать в атаку те части, которые сильны, крепки и могут вырвать из рук неприятеля новый участок фронта. Этот орган должен следить за деятельностью органов финансовых, промышленных, торговых, знать их рессурсы и связывать их все в одно целое, направляя работу к одной общей цели. Для этого мы имеем высший хозяйственный орган в союзе — Совет Труда и Обороны и при нем Государственную Общеплановую Комиссию (Госплан). Положение о Совете Труда и Обороны устанавливает задание СТО следующим образом: „В целях осуществления хозяйственного и финансового планов СССР, корректирования их в соответствии с экономической и политической обстановкой, а также в целях ближайшего руководства Наркоматами Союза в области хозяйственных мероприятий и в области мероприятий по обороне, при СНК СССР учреждается Совет Труда и Обороны СССР".
В круг ведения СТО входят следующие хозяйственные функции:
1) рассмотрение и проведение в жизнь хозяйственного плана союза;
2) рассмотрение положения различных отраслей всего хозяйства; 3) руководство экономическими совещаниями (Экосо) союзных республик Госпланом, Комвнуторгом и другими комиссиями СТО; утверждение уставов трестов общегосударственного значения, акционерных компаний и т. д. Из этого перечня видно, что Совнарком с учреждением СТО выделяет в одно целое все вопросы хозяйственного строительства; объединяя их в руках СТО, оставляет в своих руках общее руководство всей государственной жизнью. Госплан является как бы комиссией при СТО наряду с другими комиссиями. Но фактически Госплан является наиболее важной частью СТО, имеющей величайшее значение в работах СТО. Первоначально Госплан был создан для разработки плана народного хозяйства на основе утвержденного плана электрофикации республики. Но уже § 4 положения о Госплане говорит: „Госплан разрабатывает по заданиям СТО принципиальные вопросы, связанные с планом народного хозяйства, а также вносит по своей инициативе проекты постановлений и декретов в СНК и СТО с отзывом заинтересованных ведомств". Таким образом, Госплан ведет подготовительную работу по управлению и направлению отдельных сторон хозяйства, учитывает все возможности и помогает СТО в его работе. Если мы сравним все наше государственное хозяйство с наступающей на врага армией, то Совет Труда и Обороны является верховным командованием этой армии, а Госплан — боевым штабом этого командования, изучающим условия борьбы и разрабатывающим стратегический план ее.
Госплан разделяется на следующие части: 1) секция учета и распределения материальных рессурсов и организация труда; 2) секция энергетики (бывшая комиссия по электрофикации, работа которой теперь поставлена шире); 3) сельско-хозяйственная секция; 4) секция промышленности; 5) транспортная секция; 6) секция внешней торговли и концессий и 7) секция по районированию. Как видно уже из перечня секций, вся работа Госплана состоит из двух частей: расширять и перестраивать наше хозяйство, реформировать его коренным образом (районирование, электрофикация), и вторая задача — направлять то, что имеется, помогать регулировать деятельность отдельных частей. Эти обе задачи тесно между собой сплетаются и требуют тщательного учета всех экономических условий для нормального развития всего хозяйства. Тов. Троцкий в докладе на XII съезде РКП следующим образом определяет значение Госплана в нашей экономической политике:
„Госплан — очень важный орган в нашем строительстве, и значение его будет расти. Сам он не командует, не управляет, но учитывает все элементы командования, администрирования, управления, руководства; предвидит, загадывает, согласует, предлагает, напоминает, вносит поправки, — другими словами, создает для хозяйственного командования все необходимые штабные предпосылки, согласует операцию со снабжением, транспортом и пр. Без такой непрерывной, подготовляющей, объединяющей, согласующей, учетно - контролирующей, направляющей работы днем и ночью не может быть активного действительного руководства хозяйством. Вот откуда огромное значение Госплана и, повторяю, чем дальше, тем больше оно будет вырастать, —при одном, однако, условии, если вся наша хозяйственная работа пойдет удовлетворительно. Если же будем иметь неуспех, если крестьянин, если кустарь вместе с ремесленником, вместе с торговцем выдвинут крупного капиталиста, прежде чем мы успеем выравнять хозяйственный фронт,—то конечно, Госплан будет отходить на задний двор. Но это — пораженческая перспектива. Если мы возрастающую производительность страны будем умело, последовательно и твердо отводить на советскую социалистическую мельницу, то тем самым значение планирующего органа в общей системе хозяйства будет возрастать".
Экосо и местные плановые комиссии
Совет Труда и Обороны и Госплан являются общегосударственными органами, руководящими всем хозяйством в целом. Но наряду с ними должны существовать комиссии и другие руководящие хозяйственные организации, действующие в более узком масштабе и руководящие хозяйственными учреждениями отдельных республик и областей, входящих в Союз, Такими органами являются экономические совещания при Совнаркомах и областных исполкомах республик с соответствующими плановыми комиссиями. В положениях об Экосо и Обпланах последние определяются как руководящие экономические организации, регулирующие хозяйственную жизнь в определенной части Союза Республик в интересах согласования деятельности всех хозяйственных учреждений и общего направления их согласно интересам всего хозяйства республики.
Общие задачи плановой работы в СССР складываются из трех основных частей: 1) необходимо всеми мерами способствовать развитию производительных сил страны, увеличивать народное богатство; 2) необходимо увязывать развитие отдельных частей хозяйства в одно целое гармоническое хозяйство, в котором не было бы противоречий и в котором одна часть не развивалась бы за счет других и в ущерб всему народному хозяйству, и 3) необходимо создать общие экономические и технические предпосылки, которые дали бы возможность ускорить процесс развития производительных сил с одновременно растущей увязкой в работе всех частей хозяйства.
Разрешение первой задачи требует как хозяйственной организации внутри государственного хозяйства, так и предоставления возможности крестьянскому и частно - капиталистическому хозяйству развертывать свою деятельность, производить ценности, но при условии действительного государственного контроля и организационного руководства. Имея в своих руках „командные высоты" — через транспорт, кредит, систему налогов и т. д., мы должны руководить несоциалистическими частями народного хозяйства, не подавляя их административным воздействием, но руководя в интересах развития производительных сил страны.
Эта задача лежит прежде всего на хозяйственных органах, руководящих отдельными отраслями хозяйства. Но выполнение ее неотделимо от второй поставленной перед нами задачи — увязки отдельных элементов хозяйства, согласования их деятельности. Немыслимо, чтобы банки просто стремились к расширению своей деятельности без учета потребности в кредите со стороны промышленности, торговли и т. д., невозможно расширять добычу руды и угля без учета потребностий в них фабрик и заводов и т. д. Развитие производительных сил должно быть не стихийным, а организованным, не анархическим, а плановым. Нам нужно разрабатывать планы отдельных органов на определенный срок (год, квартал) и затем увязывать их в одно целое, в общий план или баланс народного хозяйства. Наконец, огромное значение имеет и третья задача нашей плановой работы.