Крупная промышленность была объединена главками ВСНХ вместе с мелкой и средней по отраслям производства. Теперь она выделяется, как основное ядро, для укрепления хозяйственной власти государства на рынке.
Общие положения, определящие задачи в деле восстановления крупной промышленности, изложены в постановлении Совета Труда и Обороны — „Основные положения о мерах к восстановлению крупной промышленности и поднятию и развитию производства" и в „Наказе Совнаркома о проведении в жизнь начал новой экономической политики".
Постановление СТО имеет такое большое значение, что его необходимо привести полностью:
Основные положения о мерах к восстановлению крупной промышленности и поднятию и развитию производства
Совет Труда и Обороны постановляет:
1. Наиболее крупные технически оборудованные, целесообразно организованные и соответственно расположенные предприятия в данной отрасли промышленности могут быть соединены, в порядке ст. VIII настоящего положения, в особое объединение, организуемое на началах хозяйственного расчета. На тех же началах могут быть выделены и отдельные предприятия.
2. Правления такого рода объединений (и предприятий) организуются в составе ВСНХ или соответственного Главного Управления при ГСНХ, в зависимости от размера и характера объединения (предприятия). Форма взаимоотношений между правлением объединений (предприятий) и Главного Управления при ГСНХ по принадлежности, порядок контроля и степень самостоятельности определяются особой инструкцией Президиума ВСНХ. Правление объединения (предприятия) назначается для центра Президиумом ВСНХ по представлению Главного Управления и соответствующего ЦК Профсоюза и Пред. ГСНХ с Губпрофсоветами для мест.
3. Правлению объединения (предприятия) передаются в заведывание соответственные предприятия со всем их оборудованием, материалами, запасами топлива и сырья, полуфабрикатами, с необходимыми подсобными предприятиями (совхозами, с. - х. угодьями, разработками и т. д.), причем всему передаваемому имуществу составляется опись по оценке, производимой согласно специальной инструкции, утвержденной СТО.
Вся продукция объединения, за покрытием расходов по производству, поступает в общий государственный фонд.
Примечание. В основу оценки кладется стоимость зданий, оборудований и проч. инвентаря в золотой валюте, исходя из инвентарных описей с поправкой на износ; материалы и сырье расцениваются применительно к средним ценам западно - европейского рынка (в частности лондонского).
4. Правление объединения (предприятия) представляет в высший руководящий орган по принадлежности проект производственного плана с соответствующей денежной и материальной сметой в общегосударственном порядке.
В целях обеспечения работы объединения (предприятия) денежными знаками, продовольствием, сырьем, топливом и т. д., государство отпускает в пределах плана использования в распоряжение правления объединения (предприятия) определенные фонды, эквивалируя их частью продуктами. Для пополнения недостающих рессурсов правлению объединения (предприятия) предоставляется право самостоятельной заготовки за счет своей продукции продовольствия, сырья, топлива, материалов и т. д., согласно норм, утвержденных СТО, а также отпущенных средств.
Возможные при этом товарообменные операции правления должны производить по установленным эквивалентам, проводить или регистрировать их через Отделы Снабжения Совнархозов, каковые, в свою очередь, должны производить через Губсоюзы и Центросоюзы.
Примечание. Для, наибольшего достижения хозяйственных мероприятий, предприятиям и группам предприятий не только однородной отрасли промышленности, но и различных производств, предоставляется право объединения по вопросам заготовок топлива, продовольствия, материалов, обработки совхозов и т. п.
5. Для улучшения производства, покупки машин, вспомогательных материалов, в экстренных случаях и для закупки продовольствия и одежды правлению объединения (предприятия) предоставляется право закупок за границей с обращением на это части своей продукции или за наличный расчет на основании особых соглашений ВСНХ и НКВТ и с утверждения СТО.
6. Порядок приема и увольнения, а также норма выработки и условий оплаты труда разрабатываются правлением объединения (предприятия) по соглашению с соответствующими профсоюзами и Отделом Труда по принадлежности. Оплата труда должна быть не ниже ставок, установленных производственным союзом для соответствующей категории трудящихся.
Президиуму ВСНХ, по представлению соответствующих Главных Управлений и ЦК Профсоюзов и Президиума ВЦСПС по соглашению с Губпрофсоветами по принадлежности, предоставляется назначить из доходов предприятий, на которые распространено действие настоящих положений — по заключению отчетного года — особые премии, как руководителям, так и рабочим и служащим объединений (предприятий).
7. Правление объединения (предприятия) находится под контролем соответствующего высшего органа и несет полную ответственность за выполнение производственного плана, качество выпускаемых изделий, сохранность имущества, состояние хозяйства и отвечает за свои действия не только в административном порядке, но также и по суду.
Примечание. Порядок отчуждения или сдачи в аренду принадлежащих объединению (предприятию) земель, угодий, зданий, оборудований и т. п., устанавливается ВСНХ.
8. На основании настоящего постановления Президиуму ВСНХ предоставляется право по соглашению с Президиумом ВЦСПС утверждать положение о выделении как целых групп промышленных предприятий, так и отдельных предприятий для управления ими на вышеизложенных началах.
В наказе СНК о крупной промышленности сказано:
§ 4 а) Государство в лице ВСНХ и его местные органы сосредоточивают в своем непосредственном управлении отдельные отрасли производства и определенное число крупных или почему либо, с государственной точки зрения. важных, а также подсобных к нему предприятий, взаимно дополняющих друг друга; б) эти предприятия ведутся на началах точного хозяйственного расчета; в) пуск и ведение ВСНХ и его местными органами предприятий допустимо лишь в тех пределах, в которых, согласно общегосударственного плана, означенные предприятия будут обеспечены материальными, продовольственными и денежными рессурсами, как из общегосударственных органов, так и других источников (самозаготовка, вольный рынок и т. д.)
Таким образом, и Совнарком, и СТО постановляют выделить крупную промышленность, имеющую государственное значение, технически оборудованную и выгодную (с точки зрения производительности), переводя ее на хозяйственный расчет. Предприятия этой промышленности могут быть объединены в группы или работать порознь и подчиняются только тому высшему органу, подчинение которому целесообразно по условиям производства (тогда как прежде крупные предприятия были подчинены исключительно центру). Правлениям этих предприятий предоставляются широкие права. Они могут самостоятельно производить заготовки сырья, топлива и т. д..уведомляя об этом соответствующие органы, т. е., таким образом, предоставляется широкая инициатива и самодеятельность, не связывающая по рукам предприятия, и, с другой стороны, уничтожающая возможность со стороны предприятия сваливать вину за плохую работу на высшие органы, якобы тормозящие работу.
Важно еще подчеркнуть, что вся выработка государственных крупных промышленных предприятий поступает (за покрытием расходов) в общегосударственный фонд, то есть является тем товарным богатством, которое должно укреплять на хозяйственном фронте Советскую власть; выпускаемые товары по своей цене должны быть дешевле частно - капиталистических, должны вытеснять последние и постепенно заменять их. Государственная крупная промышленность должна беспрерывно в борьбе за рынок стремиться как к удешевлению производства, так и к расширению его. И то и другое возможно только при условии поднятия производительности труда, а для этого нужно прежде всего улучшить материальное обеспечение рабочих, обновить машины, произвести ремонт предприятий, ввести ряд усовершенствований в производстве, удешевить производство путем объединения фабрик в группы, замены дорогого топлива дешевым и т. д.
По вопросу об улучшении положения рабочих, о мерах, которые принимает Советская власть по данному вопросу — говорить здесь мы не будем, а посвятим ему специальную главу. Здесь же остановимся на вопросе о средствах развития самой крупной промышленности с точки зрения улучшения и удешевления самого производства.
Значение крупной промышленности
Мы уже говорили о том, что крупные фабрики более выгодны, чем мелкие. Происходит это потому, что на крупной фабрике можно поставить лучшие машины, дорого стоящие, но зато работающие в несколько раз быстрее дешевых и гораздо больше времени не нуждающиеся в замене новыми. Такие машины дают возможность выпускать на рынок огромное число товаров, на них нужно гораздо меньше рабочих, чем на дешевых устаревших машинах. На текстильной фабрике с дорогими машинами, работающими очень быстро и рвущими гораздо меньше нитку, чем обыкновенные старого образца станки, один рабочий может следить одновременно за несколькими станками, тогда как на старой ткацкой небольшой фабрике на каждый станок нужны были рабочие. Дальше — и маленькая фабрика, и большая нуждаются в топливе, освещении, конторских служащих. Все расходы эти в большой фабрике распределяются на большее количество товаров, чем в маленькой, а потому товар стоит дешевле, продать его можно выгоднее.
Постепенно во всех капиталистических странах крупное производство вытесняет мелкое, убивает его в конкуренции на рынке. Поэтому советское правительство оставляет в своих руках крупную промышленность и делает ее орудием в борьбе с частным капиталом. Эта промышленность должна все время развиваться, обзаводиться новыми фабриками, организованными по последнему слову техники, оборудоваться новыми машинами, квалифицированными рабочими.
Поэтому совершенно правильно на значение промышленности вообще и крупной в частности указывается в резолюции XII съезда РКП:
„Только по мере действительных успехов фабрично - заводской промышленности и восстановления тяжелой индустрии — этой единственной прочной базы диктатуры пролетариата, — а также приближения реального завершения работ по электрофикации, возможно и неизбежно изменение удельного веса сельского хозяйства по всей экономике страны и перемещение центра тяжести от крестьянского хозяйства к промышленности. Партия систематически и настойчиво, не останавливаясь перед жертвами и не щадя никаких условий, должна работать над ускорением этого процесса путем возможно быстрого восстановления промышленности и тяжелой индустрии...
„... Не только игнорирование, но и недостаточно внимательное отношение к этому обстоятельству было бы чревато неисчислимыми опасностями, как в области экономической, так и в области чисто политической, ибо неизбежно подрывало бы или ослабляло бы тот союз пролетариата и крестьянства, то доверие крестьянства к пролетариату, которые для данного исторического переходного периода являются одной из самых основных опор диктатуры пролетариата, и охрана и укрепление которых являются основным условием устойчивости Советской власти, а, следовательно, и основной задачей партии".
То же самое говорил и т. Ленин, кода в 1918 году поставил вопрос о хозяйственном строительстве:
„Социализм немыслим без крупно - капиталистической техники, построенной по последнему слову новейшей науки, без планомерной государственной организации, подчиняющей десятки миллионов людей строжайшему соблюдению единой нормы в деле производства и распределения продуктов".
Но повышение производительности и удешевление товара достигает ся еще не только качественным улучшением самих предприятий. Необходимо создать мощные объединения предприятий, тресты и комбинаты и одновременно улучшить общие основы для развития промышленности и торговли, пути сообщения, транспортные машины (паровозы железных дорог, автомобили, торговый флот), техническое общее оборудование — дешевое топливо, свет и т. д., т. е. встает вопрос об общих мерах по укреплению технического прогресса и электрификации.