Капиталистическое хозяйство — хозяйство меновое. Это значит, что люди обменивают между собой продукты, которые они производят, что между отдельными людьми и группами людей происходит разделение труда, такое распределение работы, при котором одни производят одни товары, другие — другие, и затем эти товары обменивают между собой.
Но обмен этот не проводится организованно, в определенном порядке, а носит случайный, беспорядочный характер, и каждая фабрика, производя товары, вырабатывает их на рынок, а каждый капиталист старается произвести возможно больше товаров, чтобы выручить за них больше прибыли. В условиях капиталистического разделения труда, при существовании разнообразных товаров, установлении связи между всеми частями мира,— нельзя обменивать непосредственно один товар на другой. Раньше, когда число различных товаров было ограничено, когда потребности отдельных людей не были так разнообразны, когда обмен производился в небольшом тесном кругу связанных между собой человеческих родов,— тогда обмен мог быть натуральный, т. е. один товар можно было обменивать на другой, который нужен. Но такой обмен стал неудобен, как только изменились общие условия жизни людей, как стали,усложняться человеческие отношения. Постепенно один товар становится меркой для определения цены всех других, постепенно он занимает такое место, которое дает возможность, имея его, получить в обмен любой товар. У различных народов этот товар был различный — У одних шкуры, у других скот, у третьих янтарь и т. д. Наконец, драгоценные металлы (главным образом, золото), как наиболее удобные, вытесняют все другие деньги и становятся всеобщей меркой для обмена. В капиталистическом обществе металлические деньги, а затем бумажные, играют огромную роль: они дают возможность продавать и покупать товары, благодаря им не нужно обязательно искать человека, у которого есть нужный нам товар, а можно продать товар за деньги, а потом аа деньги купить нужный нам другой товар. Если бы все продукты производились по плану, т. е. число их соответствовало потребностям всех людей, если бы эти продукты затем правильно распределялись между всеми членами общества, тогда не нужно было бы ни рынка, ни денег. Такой порядок будет при социализме, но при капитализме без денег не может существовать обмен товаров, не может производиться их распределение. Деньги выражают в себе ценность товаров, через деньги мы устанавливаем отношение ценности одного товара к другому, определяем масштабы цен различных предметов. Но самое главное это то, что деньги связывают в одно целое весь капиталистический рынок, дают возможность перебрасывать товары из одной части света в другую, являются выразителем и носителем богатства отдельных людей и целых стран.
Каждое капиталистическое государство очень заинтересовано в том, чтобы иметь деньги, которые не изменяются в ценности и обладают устойчивостью. Такие деньги помогают вести торговлю с другими странами, не говоря уже О), том, что внутри страны они обеспечивают нормальную хозяйственную жизнь. Через деньги капиталисты богатых, развитых промышленных стран овладевают хозяйством маленьких, ссужая их деньгами или открывая там свои банки, фабрики и заводы. Через банки крупные капиталисты захватывают в свои руки не только свою отечественную промышленность, но и иностранную, используя могущество денег, без которых нельзя в условиях развитого менового хозяйства организовать ни торговли, ни промышленности. Могущество денег, власть финансового капитала за последние годы стала настолько велика, что крупные банки в действительности являлись полными владыками всего земного шара, подчиняя себе всю промышленность, торговлю и политическую жизнь.
Уничтожение финансовой мощи буржуазии
Пролетарская революция в России, передав власть в руки рабочего класса, прежде всего должна была уничтожить сопротивление буржуазии, как хозяйственно-могущественного класса. Советская власть национализировала промышленность, отдала землю крестьянам, но одновременно должна была отнять у буржуазии ее финансовое могущество, разрушить тот хозяйственный аппарат, который давал возможность буржуазии управлять страной. Частные банки необходимо было национализировать, т. е. слить с государственным, находящиеся в них драгоценности (хранившиеся в сейфах — железных несгораемых шкафах, где буржуазия берегла свои драгоценности, золото, ценные бумаги и т. д.; такие сейфы были устроены в подвалах и особых комнатах банков и сдавались за плату) конфисковать, все ценные бумаги, которые приносили доход, — аннулировать. Первыми были закрыты коммерческие частные банки, а затем уже все другие и позже всех (2 декабря 1918 года) Народный Кооперативный банк, когда закрытие его диктовалось уже не борьбой с финансовым капиталом, а необходимостью свести в одно все наши денежные и бухгалтерские счеты.
Рассматривая советскую политику в области сельского хозяйства и промышленности, мы видели, что рынок был разрушен уничтожением свободной торговли, национализацией промышленности и изъятием у крестьянства всего хлеба, сверх необходимого для личного питания. Все, что производилось на фабриках и заводах, весь хлеб, поступавший прежде в продажу, — все это принадлежало государству, которое распределяло как продукты фабричного производства, так и сельского, между трудящимися, сообразно запасам и потребностям. Товаров, идущих на рынок, не было, — были продукты, не поступающие в продажу. Конечно, у государства не было возможности действительно получать в свое распоряжение все продукты, некоторая часть их ускользала от учета и поступала на „вольный рынок", нелегально существовавший во все время революции.
Отмирание денег
Естественно, что при таком непосредственном распределении продуктов, а не через куплю - продажу на рынке,
роль денег сводилась почти только к тому, чтобы служить счетными деньгами для бухгалтерских записей. Постепенно государство совершенно уничтожает взимание денег, как за снабжение граждан продуктами питания, одеждой, обувью и т. д., так и за обслуживание почтой, транспортом, коммунальными услугами. Заработная плата натурализуется, между отдельными органами и учреждениями вводится безденежный расчет путем бухгалтерских записей. Таким образом, внутри советского хозяйства деньги совершенно потеряли ту роль, которая им принадлежит в капиталистическом хозяйстве. Однако, нельзя было бы утверждать, что деньги потеряли всякое значение для экономики Советского государства. Мы уже упомянули, что часть продуктов ускользала от учета и распределения и поступала на вольный рынок, существующий на тех же основаниях, как капиталистический. Дальше, не все продукты подлежали учету и распределению через государственные аппараты (так называемые, „ненормированные продукты"), и они, естественно, поступали на рынок. Таким образом, вне организованного государственного натурального снабжения продолжал существовать денежный обмен.
Государство вынуждено было использовать и „вольный", нелегальный, и отчасти воровской рынок путем изъятия из него товаров через выпускаемые бумажные деньги, которые печатались в большом количестве и использовывались, как насос для выкачивания товаров с рынка.
Но, сокращая границы рынка, суживая его, мы тем самым способствовали падению ценности денег, — число их все возрастало беспрерывно и обращалось среди все меньшего и меньшего количества товаров. Поскольку перед государством, борющимся за свое существование, стоял вопрос о необходимости обеспечить армию и рабочий класс необходимыми продуктами, постольку выпуск все новых и новых бумажных денег являлся одним из средств обеспечения этими продуктами. Эмиссия (выпуск бумажных денег) являлась дополнением к национализации промышленности и изъятию хлебных излишков. Вначале эмиссия была установлена в определенной сумме (по декрету от 26 октября 1918 года, эмиссия установлена в 33,5 миллиардов рублей сверх выпущенной до того суммы), но затем В ЦИК постановляет (15 мая 1919 г.) выпускать бумажные деньги „в пределах действительной потребности народного хозяйства".
Таким образом, страна наводняется все большим и большим количеством бумажных денег, катастрофически быстро падающих в цене.
В условиях старой экономической политики обилие бумажных денег и рост цен на товары не должны были казаться страшными, поскольку это не касалось организованного хозяйства, снабжающего своих членов продуктами, а не деньгами, — для рабочего, получающего натурой три фунта хлеба, совершенно безразлично сколько этот хлеб стоит на рынке, если он собирается не обменивать хлеб на другой продукт, а употребить в пищу. Но для того, чтобы иметь возможность не считаться с ростом цен на вольном рынке, необходимо не зависеть от него, натурализовав полностью заработную плату, расширяя все больше и больше границы организованного планового хозяйства и суживая рынок, а этого сделать мы не могли, так как война разрушала все больше и больше фабрики и крестьянское хозяйство.
Необходимость восстановления денежного обращения
Восстановление товарного хозяйства и переход промышленности на хозяйственный расчет сразу поставил вопрос о деньгах, как один из центральных вопросов нашей экономической политики. Если в предыдущий период деньги перестали играть роль внутри советского хозяйства, то теперь, при наличности товарного рынка, они должны занять то место, которое занимают в капиталистическом хозяйстве. Для государства, вопрос о деньгах является одним из наиболее острых, если принять во внимание, что наша денежная система расшатана, а хозяйство требует устойчивой денежной системы и твердого курса. Поэтому перед государственной властью встали три задачи в области финансовой политики:
1. Установление твердой денежной системы.
2. Организация нормального финансового аппарата, наиболее успешно работающего в условиях новой экономической политики государства.
3. Организация правильной налоговой политики.
Политическая экономия нас учит, что количество денег в любом государстве (металлические или бумажные будут деньги — в данном случае безразлично) должно находиться в полной зависимости от ценности всей суммы товаров и быстроты обращения товаров, а тем самым и денег.
Поэтому полное изживание финансового кризиса находится в самой тесной связи с вопросом о восстановлении нашей промышленности, улучшении путей сообщения, повышении производительности труда. Финансы могут быть тогда оздоровлены, когда оздоровлено все хозяйство страны; но, с другой стороны, наладить правильный обмен, укрепить и расширить производство возможно только при условии нормального денежного обращения. Поэтому должны быть приняты меры к тому, чтобы немедленно начать укреплять наше денежное обращение, поскольку это возможно, параллельно с восстановлением товарного рынка.
До самого последнего времени государство вынуждено было выпускать очень большое количество бумажных денег. С переходом к новой
экономической политике, когда государство отказалось от снабжения ой всех рабочих и служащих, выпуск денег все возрастал, так как первое время не было никакого аппарата для взимания государственных доходов, а поступление натуральных доходов (продукты сельского хозяйства и фабричное производство) было незначительно. Цена денег все падала, так как количество товаров на рынке не возрастало, а общая денежная сумма, циркулирующая на рынке, беспрерывно росла.
Сокращение эмиссии
Первой и основной мерой в борьбе с обесцениванием рубля было сокращение эмиссии, т. е. выпуска денежных знаков. Сокращения эмиссии можно достигать двумя параллельными путями: сокращением расходов и увеличением доходов. Необходимо точно установить и уравновесить приход и расход по смете всего государства. Наша государственная смета (бюджет) должна быть так составлена, чтобы мы точно знали, насколько расходы превышают наши доходы, и все время стремились к увеличению доходов и сокращению необходимого выпуска новых бумажных денег. Сокращение расходов возможно тогда, когда каждая статья расходов твердо взвешена, когда высчитана выгодность и необходимость каждого расхода. Невозможно содержать фабрику, которая производит столько товаров, что от продажи их нельзя выручить всех израсходованных на фабрику денег.
Поэтому мы сбросили с государственного содержания все те мелкие и средние предприятия, которые нам невыгодно содержать наряду с крупными. Затем расходы на все государственные учреждения, которые не могут сами себя содержать, были сокращены, так что пришлось значительно свернуть просветительную работу, оказание медицинской помощи и т. д. Конечно, многие жесткие меры по сокращению средств для просветительных учреждений встречают возражения со стороны ряда органов и лиц, но необходимость требует временно сжать весь наш аппарат, сократить работу тех органов, которые не создают сами материальных ценностей, и дать возможность хозяйственным органам окрепнуть.
С другой стороны, некоторые государственные учреждения переведены на „хозяйственный расчет", т. е. самостоятельно должны извлекать средства на свое содержание, самостоятельно сводить свои доходы и расходы без убытка и без поддержки со стороны государства или с поддержкой, подлежащей возврату, как заем или ссуда. В виду того, что армия в значительной мере сокращена по сравнению с периодом 1918—1921 г.г., расходы на нее также сократились и дали возможность значительно перераспределить расходы по смете, сократив вместе с тем их общую сумму (так, по смете 1918 г. на содержание армии было израеходовано 33,6% всех расходов, а 1922 г.—всего 2,1%). Таким образом, сокращение численности армии, перевод ряда предприятий на хозяйственный расчет, сокращение административного аппарата, временное сокращение и сужение работы тех учреждений, которые не могут производить материальные ценности,—все это в значительной мере сокращает расходную смету государства, тем самым требуя меньшего выпуска бумажных денег.