Налоги могут быть прямые и косвенные. Прямыми налогами называются такие, которые устанавливаются
путем прямого обложения собственности или дохода каждого лица (примерно подоходный налог, промысловый налог, продовольственный налог); косвенными — такие, когда к цене некоторых товаров прибавляется дополнительная сумма, идущая в пользу государства, причем без этой прибавки никто продавать товар не может (примерно: табак продается с надбавкой сверх своей цены, спички — тоже и т. д.); эта надбавка называется акцизом.
В капиталистических государствах косвенные налоги ложатся всей своей тяжестью на народные массы, так как обыкновенно они устанавливаются на предметы широкого потребления (спички, мыло, свечи и т. д.) которые имеют большой сбыт, главным образом, среди рабочих и крестьян. Введение косвенных налогов крайне поэтому нежелательно у нас. Но тем не менее советское правительство вынуждено прибегнуть к этой мере для извлечения необходимых средств. Главная причина введения косвенных налогов — невозможность наладить быстро гибкий налоговой аппарат, который дал бы возможность быстро и легко проводить учет богатства, распределение и взимание налогов. Для этого требуются многие годы, тогда как необходимость введения налогов носит срочный характер. Поэтому в нашей налоговой политике государство вынуждено, наряду с прямыми налогами, которые пока вводить необычайно трудно (так как нет и не может быть точного учета имуществ, доходов и т. д.) — вводить целую сеть косвенных налогов. Но с другой стороны, нужно учесть и то, что, „косвенные налоги" получают в новых условиях совершенно другое значение. В руках капиталистического государства, которое стремилось незаметно обворовать трудящиеся классы, они были средством для маскировки, — тем самым необходима была решительная борьба с этим методом внеэкономической эксплуатации. Государство же трудящихся не думает превращать налог в орудие эксплуатации, а косвенную систему — в средство для ее маскировки. Поэтому, поскольку система косвенных налогов имеет преимущества перед прямыми налогами с точки зрения народного хозяйства или налоговой техники, государство трудящихся не только может, но и обязано воспользоваться этой формой налога. В руках капиталистического государства косвенная система была утонченным орудием эксплуатации, и потому задачей трудящихся было выбить это орудие из рук их врагов. В государстве трудящихся эта система теряет свой социально - политический характер, и к ней необходимо подходить уже с новым критерием, расценивая ее с точки зрения народного хозяйства и налоговой техники.
Переходя к анализу с технической стороны, необходимо отметить крупные технические преимущества косвенного обложения, в особенности по отношению к неземледельческому населению, отметив два таких преимущества. В условиях городской жизни есть целые группы плательщиков, доходы которых технически трудно уловимы, и при прямом налоге они легко ускользают от оценки и обложения.
При прямом обложении, например, врачи, адвокаты, художники и вообще лица свободных профессий оказываются почти забронированы от налога невозможностью сколько - нибудь точно оценить их доходы.
Эти трудности особенно увеличиваются в переходные периоды, когда все непрерывно меняется и когда получают широкое распространение подвижные „конъюнктурные" доходы, которые громоздкий аппарат прямого обложения почти не способен уловить.
При косвенном же обложении, в особенности предметов потребления средних и богатых классов, эти трудно уловимые доходы неизбежно вносят государству свою долю.
Важное техническое преимущество косвенных налогов состоит также в том, что плательщик вносит налог мелкими долями — при каждодневных своих покупках, — тогда как при прямом обложении рассрочка и без того мелких взносов технически затруднительна, а даже при таких рассрочках плательщику пришлось бы при взносах отдавать крупную долю своего месячного дохода или же откладывать по копейкам из своих получек, чего очень трудно ожидать. Эти и другие технические преимущества косвенных налогов перед прямыми, заставляют использовать их, по крайней мере, частично, и по крайней мере, для неземледельческого населения.
В настоящее время мы имеем еще большое количество косвенных налогов: на спирт, вино, пиво, чай, сахар, кофе, табак, соль, керосин, спички, галоши и т. д. Акциз на сахар давал государству все время значительный доход. За последнее время в числе косвенных налогов играет роль налог на спирт. Эта отрасль промышленности в последний период сосредоточена в руках государства, которое выпускает очищенную от суррогатов водку с небольшим содержанием алкоголя, тем самым борясь с тайным винокурением („самогон"), которое приняло широкие размеры и является злом как с экономической точки зрения (нерациональное хищническое расходование хлеба), так и с медико - санитарной (плохая выработка, высокий процент ядовитых веществ и т. д.).