Единый сельско-хозяйственный налог


В. Смушков. "Экономическая политика СССР"
Изд-во "Пролетарий", 1925 г.
OCR www.biografia.ru
Публикуется с сокращениями

Вернуться в оглавление книги

Продовольственный налог сделал свое дело — мы раскрепостили крестьянское хозяйство, дали возможность заинтересоваться крестьянину производством и, с другой стороны, мы постепенно перевели все наше хозяйство на новые рельсы, укрепили денежное обращение, сделали хозяйство товарным.
Наш налоговой аппарат стал гораздо лучше, более гибким и приспособленным к выполнению возложенной на него работы. Вот почему перед нами встал вопрос о дальнейшей реформе нашей налоговой политики в деревне, о переходе к денежной форме налога там, где это выгодно для крестьянского хозяйства и о замене различных форм налогов единой формой налога, поглощающей все другие. На XII съезде Коммунистической партии в 1923 году был поставлен вопрос о замене натурального и других налогов единым сельско - хозяйственным налогом. Резолюция по докладу тов. Каменева, Сокольникова (Наркомфина) и Калинина гласит следующее: „Ввиду начавшегося общего оздоровления хозяйственной жизни Советских Республик, которое выражается и в оживлении и в увеличении товарооборота, партия теперь может и должна сделать следующий шаг в деле расширения для крестьянства возможности свободно распоряжаться продуктами своего труда. Советская власть может и должна — в соответствии с расширением объема рынка —освободить крестьян обязанности вносить свои платежи государству в натуральном виде дать ему возможность вносить часть этих платежей в денежной форме.
Замена части натурального обложения денежным облегчает положение крестьянства и дает выгоду крестьянскому хозяйству не только сокращением издержек по взносу налога, но и тем, что предоставляет крестьянину возможность свободно приноравливаться к рынку, избрать наиболее выгодные культуры, направить свои силы в промысловые занятия и т. д. Вместе с тем эта мера улучшит и общее хозяйственное положение страны, ибо поведет к дальнейшему расширению товарного оборота, послужит путем к ликвидации финансовой разрухи, обеспечит устойчивость денежного обращения. Последнее же совершенно необходимо для развития торговли между городом и деревней, которая невозможна, пока постоянное обесценение денег срывает денежный оборот и препятствует реализации продуктов как сельского хозяйства, так и промышленности. Таким образом, непосредственно облегчая положение крестьянства, эта мера укрепляет все хозяйство страны, что, в свою очередь, поможет крестьянству быстрее выйти из разрухи и нищеты, восстановить свой инвентарь и повысить технический уровень своего хозяйства.
„Кроме перехода от натурального обложения к денежному, Коммунистическая партия, в целях облегчения положения крестьянства, должна провести объединение всех государственных прямых налогов, лежащих на крестьянстве (продналог, подворно - денежный и трудгуж-налог), а равно и всех местных, прямых налогов в единый прямой сельско - хозяйственный налог. Единый сельско - хозяйственный налог должен решительно покончить с множественностью обложения, которая вызывает справедливые жалобы крестьянства и мешает ему твердо подсчитать свои расходы и доходы и в соответствии с этим вести свое хозяйство. Коммунистическая партия должна провести такую систему налогового обложения, которая дала бы возможность крестьянину заранее и твердо знать всю сумму причитающегося с него прямого обложения и иметь дело только с одним сборщиком этого налога.
„Единый сельско - хозяйственный налог должен обеспечить соответствие тяжести обложения каждого хозяйства с размерами его доходов и достатков при помощи учета всех данных, определяющих мощность и платежеспособность хозяйства (количество едоков, количество пашни и сенокосов, количество рабочего и продуктивного скота, среднего размера урожая). Благодаря этому, прямой налог да$т возможность Советской власти наилучшим образом проводить политику ограждения интересов крестьянской бедноты и середняка. Коммунистическая партия должна разъяснить этим слоям деревни все преимущества прямого о ложения, при котором тягота налогов справедливо распределяется между различными слоями деревни сообразно степени их благосостояния и с наибольшей выгодой для бедноты".
В приведенных нами пунктах, очень выпукло подчеркнуто основное значение нового налога и его роль в государственном хозяйстве. Ло этого мало — резолюция указывает еще на то, что при исчислении размеров налога, при установлении денежной и натуральной части его необходимо тщательно оценивать „действительную платежную силу крестьянского хозяйства, как в целом, так и по отдельным районам"; необходимо учитывать, чтобы размеры налога не давили на хозяйство, не разрушали его, не ослабляли интереса к развитию и укреплению хозяйства у его владельца.
10 мая 1923 года был издан декрет о „едином сельско - хозяйственном налоге", который полностью построен на только что проведенных положениях резолюции съезда РКП.
Основные статьи декрета говорят следующее:
1. На население, занимающееся сельско-хозяйственным промыслом, а также на коллективные и советские хозяйства устанавливается на 1923 — 24 год единый сельско - хозяйственный налог взамен налогов, взимаемых в 1922 — 23 г. с населения, занимающегося сельским хозяйством, а именно: единого натурального налога, трудгужналога, подворно-денежного налога, единовременного налога на восстановление сельского-хозяйства (общегражданского налога) и местных налогов, налагаемых Совнаркомами автономных республик, облисполкомами, губисполкомами и уисполкомами на сельское хозяйство.

Примечание 1. Волостные и сельские сборы могут производиться волостными и сельскими советами только на основании особого положения, точно предусматривающего те потребности волостного и сельского бюджета,, которые могут покрываться местными волостными и сельскими сборами.

Примечание 2. Население, проживающее в городах и ведущее сельское хозяйство на пригородных землях, подлежит обложению сельско -хозяйственным налогом согласно настоящему декрету и не освобождается1 от налогов, падающих на городское население. Пригородные хозяйства, не имеющие посева, но имеющие продуктивный или рабочий скот, облагаются на основании особого положения.

Примечание 3. Промысловая и торговая деятельность сельского населения подлежит установленному на промыслы и торговлю обложению.

Примечание 4. Единый сельско - хозяйственный налог в районах кочевого скотоводства взимается согласно особого декрета.

2. Обложение сельского хозяйства какими - либо дополнительными: налогами, кроме единого сельско - хозяйственного налога волостных и сельских сборов, согласно примечания 1 к ст. 1 — воспрещается под страхом уголовной ответственности.
Налог исчисляется в пуде ржи (ржаная единица) или в пуде пшеницы (пшеничная единица) и взимается либо деньгами, либо натурой. Размер натуральной и денежной части определяется по декрету Наркомфином и Наркомпродом и утверждается Совнаркомом. Декрет точно предусматривает все условия, которые должны быть приняты во внимание при исчислении ставок налога.
При определении размеров налога учитывается: а) количество в хозяйстве пашни и сенокоса; б) количество едоков в хозяйстве; в) количество в хозяйстве взрослого рабочего и взрослого крупного рогатого скота; г) урожайность хлебов и трав на десятину.
В соответствии с этим для определения суммы налога с каждого хозяйства, в зависимости от его мощности и платежеспособности, устанавливаются: а) десять групп хозяйств по количеству пахатно - сенокосной земли на едока в хозяйстве; б) четыре группы хозяйств по количеству голов скота в хозяйстве в переводе на крупный рогатый скот и в) одиннадцать разрядов урожайности, начиная с 25 пудов и менее с десятины, согласно прилагаемой таблицы ставок налога.
К декрету прилагаются таблицы обложения одной десятины пашни и сенокоса в зависимости от урожайности, обеспеченности скотом и т. д. Одновременно декрет устанавливает р,яд льгот для маломощных хозяйств, а также и тех хозяйств, которые особенно следует поощрять в виду их полезности. Соответствующие статьи декрета гласят:
15. В целях поощрения наиболее выгодных для государства культур и улучшенных приемов ведения хозяйства, устанавливаются следующие льготы:
1. Полностью освобождаются от налога площади, занятые: а) культурой семян посевных трав, корнеплодов и улучшенных пород других растений в порядке особых инструкций, издаваемых Комиссариатом Продовольствия, Народным Комиссариатом Финансов и Народным Комиссариатом Земледелия по соглашению; б) посевами хлопка.
2. Площади, занятые посевами, имеющими опытно - показательный характер, принадлежащие опытным селекционным, животноводческим и т. п. станциям, а также опытно - показательные хозяйства сельско - хозяйственных учебных и научных заведений освобождаются от налога,, согласно особого списка, установленного Народным Комиссариатом Продовольствия, Народным Комиссариатом Финансов и Народным Комиссариатом Земледелия по соглашению.
3. Хозяйства, произведшие в 1920—22 г. г. значительные оросительные, осушительные и песчано - овражные работы, освобождаются от 10% налога, падающего на мелиорированную площадь, в порядке инструкции, издаваемой Наркомпродом, Наркомфином по соглашению с Наркомземом. Неудобные земли, не входящие в настоящее время в состав облагаемой площади, в случае их мелиорации, не включаются в обложение в течение трех лет после окончания работы.
4. Хозяйства переселенцев пользуются льготами, указанными гт. ст. 1 и 2 декрета Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 25 июля 1922 года.
Примечание. Льготы по пункту 3 декрета ВЦИК от 25 июля 1922 г. отменяются.
16. целях поднятия сельского хозяйства и поощрения улучшенных хозяйствования, доступных массам крестьянства (ранние пары, под зябь, развитие технических и трудоемких культур, рационалтзация животноводства и т. п.), предоставляется Совнаркомам автономных республик, облисполкомам и губисполкомам по ходатайствам земорганов, премировать, как отдельные коллективы, так и хозяйства волостей, районов и уездов в форме скидки определенного налога, но с таким расчетом, чтобы общая сумма скидки превышала одного процента общей суммы налога. Установление процента и порядок премирования по республикам, областям и губерниям определяются особой инструкцией, составленной Наркомфином, Наркомпродом и Наркомземом.
Также точно устанавливаются льготы для семей красноармейцев (статья 18 декрета).
Декрет предусматривает возможность злоупотреблений и неправильностей и устанавливает определенные меры борьбы (статья 28).
В общем самый декрет о едином сельско - хозяйственном налоге явился по существу важным государственным актом, который внес порядок в нашу сельскую налоговую политику, способствовал укреплению и оздоровлению крестьянского хозяйства.
В настоящее время единый сельско - хозяйственный налог взимается деньгами.
По декрету 7 мая 1925 года порядок взимания сельско - хозяйственного налога изменен, и общая ставка налога понижена до 280 мил. рублей, что дает в общем сельско - хозяственного налога на душу 2 р. 77 к. Другие изменения в порядке взимания налога сводятся к тому, чтобы облегчить тяжесть его на маломощных хозяйствах и перенести на наиболее сильные. Изменен порядок обложения налогом скота, увеличены сроки уплаты налога применительно к условиям реализации урожая в различных республиках.
Вместе с тем внесен ряд изменений в главу о подаче ходатайств и жалоб (глава 8 декрета §§ 42 — 52). Внесенные в настоящем году изменения делают самый закон о налоге более отчетливым и приближают нас к проведению подоходного налога на селе.
Настоящий порядок взимания налога установлен только на 1924 - 25 хозяйственный год и в будущем году будут внесены новые изменения, приближающие нас к наиболее правильным формам взимания налога с сельского населения.

Продолжение книги