Декретом от 12 ноября 1923 года взамен всех существующих до сих пор установленных центральной властью прямых налогов, введен один „подоходно-поимущественный налог".
Статьи 1 и 2 раздела Б устанавливают круг лиц, которые подлежат уплате налога:
1. Государственному подоходно - поимущественному налогу подлежат, за изъятиями, указанными в ст. 2, все лица, имеющие самостоятельные доходы и проживающие на территории Союза Советских Социалистических Республик акционерные общества (паевые товарищества) и кредитные учреждения, правления которых находятся на территории Союза Советских Социалистических Республик, равно допущенные к операциям на территории Союза Советских Социалистических Республик представительства иностранных фирм.
2. Налогу не подлежат: а) лица, получающие доход от занятий сельско - хозяйственным промыслом, облагаемые единым сельско - хозяйственным налогом („Собран. Узак. РСФСР", 1923 г. № 42, ст. ст. 451 и 452); б) рабочие и служащие в учреждениях, предприятиях и хозяйствах, получающие заработную плату в размере менее 75 рублей в червонном исчислении в месяц и не имеющие других источников дохода; в) военнослужащие и милиционеры; г) учащиеся государственных учебных заведений; д) инвалиды, не способные к труду и находящиеся на иждивении органов социального обеспечения и органов социального страхования или частных лиц и организаций; е) женщины, имеющие на своем попечении детей моложе 14 лет или других нетрудоспособных членов семьи, если они самостоятельно, без чужой помощи, содержат себя и семью; ж) зарегистрированные на бирже труда безработные, пользующиеся правом на пособие и не имеющие других источников дохода; з) не получающие самостоятельного дохода жены и члены семейств плательщиков налога и лиц, освобожденных от него, и вообще лица, проживающие на постороннем иждивении и не имеющие своих средств к существованию; и) представители иностранных государств на началах взаимности; к) государственные и кооперативные предприятия и смешанные общества, обла-.гаемые подоходным налогом на основании положения от 20 июня 1923 г.
Все плательщики налога разделяются на четыре категории:
А — служащие по найму;
Б — не служащие по найму, но зарабатывающие средства личным трудом;
В — лица, получающие доходы с капитала;
— юридические лица (акционерные компании, кредитные учреждения и т. д.).
Все служащие, получающие до 75 руб. в месяц, вовсе освобождаются от уплаты налога, а свыше 75 рублей уплачивают в зависимости от зарплаты (статьи 4 и 5).
Лица категории Б и В уплачивают налог в зависимости от величины их предприятия и рода занятия (для категории Б установлено семь разрядов, а для категории В — 10 рязрядов), а также от местности (установлено четыре пояса и Москва и Ленинград, как пятый пояс). Ставки прогрессивно повышаются соответственно категории плательщика.
Помимо основных платежей, закон устанавливает уплату налога по совокупности доходов, превышающих установленные нормы (в Москве 500 рублей).
Соответствующая статья гласит:
13. Обложению по совокупности доходов подлежат те плательщики, которые в полугодии, предшествующем окладному, получали доход, свыше размера, указанного в ст. 15, из одного или нескольких перечисленных ниже источников, а именно: а) от участия в торговых или промышленных предприятиях в качестве собственников (владельцев, совладельцев), арендаторов или пайщиков или вообще от всяких занятий торговлей, подрядами, поставками, комиссионными, маклерскими, экспедиторскими, биржевыми и другими операциями; б) от владения зданиями в городах и сдаваемых в наем строений вне городов и от арендования зданий и имуществ в целях коммерческой эксплоатации; в) от денежных капиталов, процентных и дивидендных бумаг; г) от занятий свободными профессиями (п. VI, ст. 6); д) от личных промысловых занятий; е) от заработной платы и вознаграждения за работу или службу в учреждениях, предприятих и хозяйствах, если эта плата или вознаграждение превышает 900 р. в червонном исчислении за полугодие; ж) от всяких других источников дохода, кроме занятий сельско - хозяйственными промыслами, облагаемыми единым сельско - хозяйственным налогом.
Важно отметить еще статью декрета 17, которая подчеркивает классовый характер нашей налоговой политики:
17. Лица, уплачивающе налог по ст. 13, кроме рабочих и служащих (ст. 5), сверх того облагаются дополнительными окладами в порядке, указанном в ст. 18, если они обладают не составляющим предмета их промысла имуществом, как-то: экипажи, лошади, предметы роскоши, драгоценности и пр., кроме предметов обычной домашней обстановки и домашнего обихода.
Подоходно - поимущественный налог предусматривает все виды доходов и устанавливает определенную систему взимания налогов. Подобно тому, как единый сельско - хозяйственный налог устанавливает полную ясность и определенность в налоговой политике в деревне, и подоходно-поимущественный налог вносит полную четкость в налоговую политику в промышленности и торговли.
Промысловый налог и уравнительный сбор
Единый сельско - хозяйственный и подоходно - поимущественный налоги охватывают все население в тех рамках, какие мы указали. Но наряду с этим существуют и специальные налоги, которые ложатся на промышленность и торговлю. Это — промысловый налог и уравнительный сбор. Промысловый налог был установлен в 1921 г. и затем несколько раз изменялся. В настоящее время (с 1923 г.) он установлен, как сбор с торговых и промышленных предприятий, а также единоличных промысловых занятий. Налог разделяется на две части — патентный и уравнительный сбор. Все промышленные и торговые предприятия разделены на разряды в зависимости от географических поясов (на 6 разрядов) и в промышленности от числа занятых рабочих (12 разрядов), а в торговле от характера торговли и оборотов (5 разрядов). Высший оазряд в промышленности установлен для предприятий, имеющих свыше 1000 рабочих, в торговле — оптовые предприятия, торгующие партиями по цене выше 1000 рублей каждая, полуоптовые с количеством рабочих свыше 7 человек, рестораны с числом прислуги свыше 10 человек, часть больших кинематографов, банков (с капиталом свыше 50 т. руб.) и т. д. Производство и торговля предметами роскоши облагаются еще специальным налогом, равным 50% основного сбора.
Вторая часть налога — уравнительный сбор — исчисляется в виде определенного процента (от 0,24% до 3% в промышленных и 0,5% и до 3,5% в торговых предприятиях) с оборота. Для установления этого налога учреждены специальные налоговые комиссии, которые рассматривают индивидуально каждое предприятие и устанавливают налог в зависимости не только от цифровых данных, но и роли данного предприятия в хозяйстве.
Наконец, важно отметить еще и то, что закон предусматривает и рентное обложение, которого у нас в первые годы не существовало.
Рентное обложение
Закон о взимании ренты с городских земель и земель, предоставленных транспорту, входит, как составная часть, в закон о подоходно - поимущественном налоге. Это обложение должно дать значительный доход государству. По статье 1 и 2 положения, со всех земель городских и занятых под транспорт взимается основная и дополнительная рента:
1. Установить на основаниях, указанных в следующих статьях, взимание ренты с земель: а) находящихся в черте городских поселений и б) на территории, предоставленной транспорту, как в черте городских поселений, так и вне таковой.
Примечание. В отношении земель, состоящих в ведении водного транспорта, настоящий декрет вступает в силу одновременно с особым положением о землях, отведенных водному транспорту, подлежащим утверждению в законодательном порядке.
2. Со всех земель, означенных в п. „а" ст. 1, как застроенных, так и не застроенных и не изъятых от обложения, согласно ст. 3 или в порядке ст. 9 настоящего декрета, взимается в одинаковом (с изъятием, указанным в ст. 8) для всех земельных участков каждого города размере основная рента, которая поступает в общегосударственный доход. Сверх того, в мере различия доходности участков, в зависимости от местоположения и других условий, взимается дополнительная рента, которая обращается в местные бюджетные рессурсы данного города.
От взноса ренты освобождаются участки общественного пользования (улицы, бульвары), военные участки, дипломатические здания и т. д. сведение рентной платы не должно вредно отразиться на работе нашей промышленности, так как рента нормально включается в калькуляцию стоимости; а вместе с тем рентное обложение дает значительные средства в распоряжение, как местных властей, так и центрального управления.
В настоящее время произведена реформа в порядке взимания подоходно - поимущественного налога. Прежде подоходно - поимущественный налог, как мы видели, состоял из двух частей: подоходного (с совокупности доходов) и поимущественного (со стоимости имущества). Налог взимался в городах по заявлениям, которые подавали плательщики (по декларациям). Практика показала, что подобная система имеет ряд неудобств, т. к. декларации часто не освещают правильно имущественное положение плательщиков, большая масса плательщиков обладает низкой доходностью и т. д.
При новом положении о подоходно - поимущественном налоге эти недостатки избегнуты. В основных принципах подоходно - поимущественный налог сводится теперь к обложению граждан, с одной стороны, по внешним признакам, с другой — по совокупности доходов, получаемых от различных источников. В первом случае внешними признаками служат: личный труд по найму, личный труд не по найму, владение промышленными и торговыми предприятиями строениями, капиталами, арендование имуществ и другие нетрудовые источники доходов: во втором—совокупность доходов от торговли, промысла, службы и т. д. Обложение по внешним признакам будет производиться по твердым ставкам, а по совокупности доходов — по ставкам прогрессивной шкалы. В этом заключается коренная разница принципов обложения подоходным налогом в 1922 — 23 бюджетном году от обложения тем же налогом в минувшем году.
Кроме того, подоходно - поимущественный налог теперь охватывает не только все слои городского населения, но и лиц, имеющих промышленные и торговые предприятия в сельских местностях и не платящих единого сельско-хозяйственного налога.
Вместе с тем новое положение вводит ряд льгот для трудящихся (рассрочка платежа и др.).