Устойчивая налоговая политика и денежная система дает возможность перейти к установлению такого государственного бюджета, который обеспечивает действительное согласование доходов страны с расходами, а тем самым и дает уверенность, в проведении в жизнь всех намеченных экономических мероприятий.
„Бюджет советского государства должен быть точным выражением, осуществлением на практике его политики. Пока в бюджете не проставлены соответствующие цифры, любые политические и хозяйственные мероприятия являются провозглашенными, но еще не претворенными в жизнь. Приобретая возможность составить твердый бюджет, советское правительство тем самым получает возможность отчетливо формулировать в. цифрах политику рабоче - крестьянской революции и внести, наибольшую планомерность, согласованность и порядок в работу всего государственного и хозяйственного механизма ". В первые годы новой хозяйственной политики мы могли составлять только ориентировочный бюджет, т. к. не имели возможности точно учесть темп развития хозяйства, его рентабельность и одновременно имели неустойчивую валюту.
Бюджет 1921-22 г., носивший название „жесткого", должен был строиться под директивой максимального сокращения расходов в интересах сокращения количества выпускаемых совзнаков. Но этот бюджет носил ориентировочный характер, равно как и бюджет следующего года» и составлялся в условных твердых единицах. С каждым годом роль эмиссии ограничивалась и удельный вес ее уменьшался.
Это показывает, что бюджет черпал свои доходы все более и более из здорового источника, а не за счет печатания новых бумажных денег. Но только с проведением денежной реформы бюджет действительно становится устойчивым полностью.
Основной причиной этого является как то обстоятельство, что упорядочение налоговой системы и установление налогов в твердой валюте дает возможность увеличить доходы, так и то, что ряд расходов отпадает (транспорт начинает работать без дефицита, почта и телеграф тоже, доходность промышленности возрастает). Но, конечно, нельзя сказать, что наш бюджет совершенен и в нем нет слабых мест — отказ от бумажной эмиссии в интересах всего народного хозяйства требует сокращения ряда расходов, использования косвенных налогов и т. д. Только в проекте бюджета на 1925 — 26 год мы увеличиваем сметные ассигнования на просвещение, медицинскую помощь и другие культурные нужды, расходы на которые были сокращены до последней возможности.
Мы видим, что оздоровление государственного бюджета является одной из важнейших задач нашей хозяйственной политики, и, с другой стороны, его состояние и устойчивость служат показателем устойчивости народного хозяйства в целом. Оздоровление налоговой политики дало первые значительные результаты в деле укрепления бюджета. Развитие кредитных операций является второй и существенной задачей политики. К этому вопросу мы сейчас и переходим.
Но предварительно дадим для иллюстрации состояния нашего хозяйства бюджет СССР на 1924 — 25 год, из которого видно фактическое состояние народного хозяйства.