Мы знаем, что на покрытие расходов по государственному бюджету Наркомфин вынужден был выпускать
бумажные деньги, которые являются особой формой налога на население, но без выпуска которых мы обойтись не могли.
Этот выпуск бумажных денег мы относительно уменьшали по мере того, как упорядочивалась наша налоговая работа, как росли доходы государства. С другой стороны, мы видим, что рост выпуска банкнот вытесняет денежные знаки, которые составляют только 10—15% всей денежной суммы, вместе с банкнотами, находящейся в обращении. Существование банкнот не дает ведь государству средств на покрытие дефицита, а только укрепляет денежное обращение, делает его более устойчивым, твердым. Поэтому мы не могли механически уничтожить эмиссию денежных знаков и механически же заменить денежные знаки банкнотами. Пока мы имели дефицит в государственном бюджете, который не могли покрыть каким - либо другим способом — мы должны были выпускать бумажные деньги, непрерывно стремясь к прекращению этого выпуска. И параллельно мы расширяли выпуск банкнот, обеспеченных необходимыми ценностями, но учитывая их отношение к денежным знакам и считаясь с потребностями государственного хозяйства в целом. Путь изживания наших советских денежных знаков — медленный и основанный на действительном укреплении всего нашего хозяйства.
Фактический рост выпуска банкнот постепено вытеснил из обращения казначейские советские знаки и поставил вопрос о замене их устойчивыми разменными деньгами. Единственным основанием для дальнейшего выпуска советских денежных знаков было то, что эмиссия покрывала дефицит в государственном бюджете. Но фактически быстрое обесценение советских знаков давало государству незначительный доход при выпуске их, внося огромные осложнения в финансовую политику и общехозяйственную жизнь. Гораздо удобнее было изыскать другие способы для покрытия дефицита, чем выпускать денежные знаки, расшатывающие хозяйство. И совершенно правильно II съезд Советов СССР в резолюции по докладу Наркомфина, давая ряд директив по упорядочению всей налоговой политики и кредита, говорит о денежной реформе:
„11. Важнейшей очередной хозяйственной задачей съезд Советов считает упорядочение денежного обращения, для чего необходимо в кратчайший срок закончить денежную реформу, правильно начатую введением червонца взамен падающего денежного знака, и ввести в обращение устойчивые казначейские билеты.
„Съезд предлагает Центральному Исполнительному Комитету Союза ССР принять все необходимые меры к возможно более безболезненному проведению важнейшего для Союза дела денежной реформы и обязывает все государственные учреждения и предприятия оказывать Нарком-фину максимальное содействие в этом деле".
Мы не можем сейчас перейти к золотой валюте, но при огромном значении в хозяйстве червонца и ничтожной роли советских знаков — мы можем заменить последние новыми бумажными деньгами — казначейскими билетами в твеолом исчислении пои условии выпуска их в ограниченном количестве соответственно потребности рынка в этих разменных деньгах. Декрет ЦИК СССР по данному вопросу говорит:
„Исходя из несомненного роста народного хозяйства, рабоче-крестьянское правительство считает необходимым теперь же приступить к ряду мер, направленных к созданию устойчивых денег, достоинством менее одного червонца, сообразуя размеры выпуска их с потребностями торгового оборота.
Осуществляя первый шаг на этом пути, Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:
1. Выпустить в обращение государственные казначейские билеты достоинством в 1 (один) рубль, 3 (три) рубля и 5 (пять) рублей золотом.
2. Установить обязательность к приему государственных казначейских билетов на всей территории Союза Советских Социалистических Республик всеми кассами Народного Комиссариата Финансов Союза ССР в уплату всех государственных и местных налогов и сборов, а также всеми учреждениями, предприятиями и лицами во все платежи по их золотой, нарицательной стоимости в тех случаях, когда платеж исчислен в золоте, или по официальному курсу золотого рубля в тех случаях, когда платеж исчислен в советских денежных знаках.
3. Предел эмиссионного права Народного Комиссариата Финансов Союза ССР в отношении общей суммы выпуска государственных казначейских билетов установить на первое число каждого месяца в размере не свыше половины общей суммы выпущенных в обращение червонцев, согласно баланса эмиссионного отдела Государственного банка на то же число, за вычетом суммы долговых обязательств Народного Комиссариата Финансов Союза ССР по отношению к Государственному банку.
4. Размеры каждого отдельного выпуска государственных казначейских билетов в пределах, указанных в ст. 3, устанавливать особыми постановлениями Совета Труда и Обороны Союза ССР.
Обязать Народный Комиссариат Финансов Союза ССР публиковать ежемесячно сведения о сумме выпуска государственных казначейских билетов на первое число каждого месяца".
Таким образом, выпускаются казначейские билеты, общая сумма которых устанавливается в 150.000.000 р., приблизительно около половины суммы, на которую выпущены червонцы. Казначейские билеты выпускаются Наркомфином, а не банком, и вовсе не являются мелкими купюрами банкнот. Они не обеспечены ни банкнотами, ни золотом, но выпуск их основан на потребности рынка в разменных деньгах, а государственная власть гарантирует их прием в твердом исчислении во всех государственных платежах. Одновременно прекращается эмиссия советских денежных знаков. Декрет по данному вопросу гласит:
„Ввиду выпуска в обращение государственных казначейских билетов достоинством в 5, 3 и 1 рубль золотом и предстоящего выпуска серебряной монеты, Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постанавляет:
1. Прекратить с 15 февраля 1924 года печатание советских денежных знаков, стоимость которых не обозначена в твердой валюте.
2. Прекратить с 15 февраля 1924 года дальнейший выпуск указанных в ст. 1 денежных знаков из валютного управления Народного-Комиссариата Финансов Союза ССР, равно как из особых запасных фондов Народного Комиссариата Финансов на местах.
3. Уничтожить в установленном порядке запасы указанных в ст. 1 денежных знаков, оставшиеся в управлении фабриками заготовления государственных знаков, в валютном управлении и в особых запасных фондах Народного Комиссариата Финансов на местах.
4. Указанные в ст. 1 денежные знаки, выпущенные в обращение до 15 февраля 1924 г. и находящиеся в кассах Народного Комиссариата Финансов СССР, государственных и общественных учреждений и предприятий и у частных лиц, сохраняют законную платежную силу до сроков, подлежащих определению особым постановлением Совета Народных Комиссаров СССР о порядке выкупа упомянутых денежных знаков".
Таким образом, советские падающие денежные знаки совершенно вытесняются новыми казначейскими билетами и затем будут выкуплены государством.
Но наряду с разменными деньгами в 1, 3 и 5 рублей нужна и мелкая разменная единица. Отчасти роль ее до выкупа будут исполнять старые советские деньги, но необходимо при общей денежной реформе выпустить и твердую мелкую разменную монету. По декрету от 22 февраля 1924 г. такая разменная серебряная и медная монета выпускается немедленно.
1. Народному Комиссариату Финансов Союза ССР поручается приступить к выпуску в обращение серебряной монеты советского образца достоинством в десять (10), пятнадцать (15) и двадцать (20) копеек, полтинник (50 к.) и один (1) рубль и медной монеты советского образца достоинством в одну (1), две (2), три (3) и пять (5) копеек.
2. Серебряная и медная монета, советского образца обязательна к приему во все платежи на всей территории Союза ССР из расчета: один рубль серебряной или медной монеты равен одному рублю золотом государственными казначейскими билетами.
3. Серебряная и медная монета советского образца обязательна к приему во все платежи во всех кредитных учреждениях и при расчетах между государственными учреждениями, предприятиями и частными лицами: серебрянная монета достоинством в 1 рубль и полтинник (50 к.) — на сумму до 25 рублей в один платеж, прочая же серебряная монета, равно как и медная монета — на сумму до 3 рублей в один платеж. Кассами Народного Комиссариата Финансов серебряная и медная монета советского образца принимается без ограничения суммы.
Примечание. Условия приема серебряной и медной монеты в уплату таможенных сборов устанавливаются особыми правилами.
4. Выпуск серебряной и медной монеты в обращение засчитывается в счет норм выпуска казначейских билетов, установленных декретом Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 5 февраля 1924 года („Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР" 1924 года № 1), и сообразуется с потребностью оборота в деньгах соответствующих достоинств.
В дальнейших статьях декрета устанавливается весовое отношение" монет (раздел 2 статьи 8 — 15), их размер (ст. 16), внешний вид (ст. 20).
Таким образом, мы имеем сейчас стройную систему денежного обращения: устойчивый, обеспеченный сверх необходимого обеспечения, червонец, который должен укрепляться развитием кредитных операций и активным балансом при внешней торговле, и разменными деньгами — бумажными казначейскими билетами в 1, 3, и 5 рублей и разменной звонкой монетой.
Развертывание нашего хозяйства за последний год показало, что денежная реформа сыграла огромную роль в деле расширения промышленности, сельского хозяйства и торговли. Сейчас можно констатировать, что реформа закончена вполне успешно, и нам удалось полностью отказаться от бумажной эмиссии. Необходимо в дальнейшем выпускать металлические деньги по мере потребности в разменной монете со стороны обращения. В бюджете на 1924 —1925 г. предусмотрен выпуск только металлических денег и совершенно уже нет казначейской эмиссии.
Перейдем теперь к следующему очень важному вопросу. Кредит, который может оказать Государственный банк промышленности и торговле, вместе со всеми другими банками, невелик и не может сыграть лока особенно большой роли в деле восстановления хозяйства. Для восстановления промышленности и сельского хозяйства необходим значительный кредит, который один может остановить выпуск бумажных денег и увеличить одновременно количество товаров на рынке, восстановив промышленность. Этот кредит может производиться в виде проведения краткосрочных и долгосрочных внутренних и внешних займов.