Уничтожение внутренней торговли при старой экономической политике


В. Смушков. "Экономическая политика СССР"
Изд-во "Пролетарий", 1925 г.
OCR www.biografia.ru
Публикуется с сокращениями

Вернуться в оглавление книги

Советское государство, взяв на себе регулирование производства и распределения, должно было уничтожить свободную торговлю в стране, так как при условии национализации всей промышленности и всех излишков сельских продуктов — рынок мог питаться только за счет украденных из складов или утаенных при сдаче товаров.
Торговля не могла быть допущена, поскольку ни один гражданин не имел права на владение товарами. Учет и национализация всех запасов товаров на государственных и частных складах, принудительная сдача сельских продуктов — пресекала возможность торговать, обменивать за деньги и товары; анархическое распределение товаров через рынок заменялось плановым распределением через государственные органы. Это плановое распределение сосредоточено было в Народном Комиссариате Продовольствия, откуда продукты (и питания, и одежда, и, так называемые, предметы широкого потребления) поступали в потребительские общества, объединявшие всех граждан данного района. Распределение всех товаров и продуктов питания производилось по принципу классового распределения, т. е., в первую очередь удовлетворялась потребность рабочих, а затем остальных граждан. Снабжение крестьян фабричными товарами также производилось по плану, сначала путем обмена, затем, по мере возможности, и в виде премии за сдачу продовольствия. Вся система исключала потребность В обмене через рынок, в основу всего снабжения было положено не обладание деньгами или другими материальными благами, а потребность и возможность ее удовлетворения в порядке планового снабжения.
Фактически учет и распределение не были так налажены, чтобы в работе их не было недочетов, — наоборот, недостаток сил и невозможность наладить как налоговой аппарат, так и охрану государственных складов, —все это давало возможность утаивать и разворовывать товары, продавая их на вольном рынке. Если бы товаров было достаточно, если бы все трудящиеся могли по плановому снабжению получать все необходимые им товары, и крестьяне получали бы за хлеб в обмен все необходимое, то и утечка товаров была бы незначительна, т. к. потребность в них удовлетворялась бы легальным способом; но недостаток товаров и регулирование цен на них взвинчивали цены на вольном рынке и способствовали развитию товарной спекуляции. Государство, не имея возможности обеспечить полностью всех рабочих и служащих всем необходимым, вынуждено было использовать и этот нелегальный рынок, уплачивая часть заработной платы деньгами (тогда как за коммунальные услуги, за пользование средствами сообщения, за продовольственное снабжение и т. д. плата не бралась, а включалась в заработную плату), на которые рабочий или служащий мог приобрести часть необходимых ему продуктов на рынке, выкачивая, таким образом, с рынка товары, дополняя ими плановое снабжение.

Возрождение торговли в новых условиях

Новая экономическая политика прежде всего должна была изменить торговую политику. Если в условиях старой политики задача сводилась к постепенной ликвидации рынка и полному уничтожению торговли и замене ее плановым распределением, то в новых условиях организация промышленности, и сельского хозяйства предусматривала торговлю, как значительный фактор, как непременное условие всей хозяйственной жизни. И Ленин еще в 1921 г. в самом начале нашей новой экономической политики в статье о значении золота пишет, говоря о торговле:
„В данный момент в той области деятельности, о которой идет речь, таким звеном является оживление внутренней торговли при ее правильном государственном регулировании (направлении). Торовля — вот то „звено" в исторической цепи событий, в переходных формах нашего социалистического строительства 1921 —1922 годов, за которое надо всеми силами ухватиться нам, пролетарски - государственной власти, нам, руководящей коммунистической партии. Если мы теперь за это звено достаточно крепко ухватимся, мы всей цепью в ближайшем будущем овладеем наверняка. А иначе нам всей цепью не овладеть, фундамента социалистических общественно - экономических отношений не создать".
Декрет о продналоге предоставляет право крестьянам продавать излишки своего производства точно так же, как выделение крупной промышленности, сдача в аренду средней и денационализация мелкой— обусловлены разрешением торговли. Государство, оставив на плановом снабжении армию и часть рабочих и служащих, предоставляет право остальным гражданам покупать и продавать все продукты сельского и фабричного труда. Никакие ограничения в продаже не устанавливаются ни для сельского хозяйства, ни для мелкой промышленности. Но государственная крупная промышленность, поскольку она является основной базой хозяйства, не имеет права самостоятельно выбрасывать все товары на рынок, подчиняясь регулированию со стороны высших хозяйственных органов, которые могут определять процент товаров, подлежащих сдаче в экспортный фонд (т. е. в запас тех товаров, которые должны вывозиться за границу) на склады государственных учреждений, для планового снабжения и т. д. Та же часть, которая не подлежит плановому использованию по заданиям Совета Труда и Обороны, поступает на рынок и может быть продана и частным торговцам. Фактически, с самого начала плановое использование не существовало, и предприятия стали выпускать свои товары непосредственно на рынок. С самого начала мы не сумели овладеть рынком, и частный капитал стал играть значительную роль в нашей торговле. К этому вопросу мы еще вернемся в конце главы, а теперь рассмотрим общее развитие законодательства по внутренней торговле. Это законодательство имеет большое значение, ибо, как мы уже отметили, первоначально намечалось твердое регулирование всей торговой жизни.
„Возрождаясь в условиях своеобразного экономичестого уклада РСФСР, торговля, естественно, с самого начала должна была ставить себе совершенно иные задачи и преследовать совершенно иные цели, чем те, которые стоят перед нею в условиях чисто-капиталистического хозяйства. Государство, частично отказываясь от строгого проведения системы планового снабжения, рассматривает свою торговлю преимущественно, как государственную функцию по снабжению промышленности, хотя и построенному на коммерческих началах. Целью торговли становится воспроизводство и доснабжение государственной промышленности, задачей же распыления продукции промышленности среди массового потребителя возлагаются на кооперацию. Роль частной торговли ограничивается ролью подсобного аппарата. Вследствие этого создается известная градация среди легальных участников торгового оборота, причем главенствующее значение получает государственная торговля, за нею следует кооперация и, наконец, частно-торговый аппарат.
„Внедрение в область возродившейся торговли публично - правового момента имело непосредственным результатом то, что государственное воздействие на торговый оборот должно было идти значительно дальше, чем это было возможно и нужно раньше. Поэтому уже с первых моментов возникновения торгового оборота начинается и постепенно развивается деятельность государства, направленная к регулированию торговой жизни, к установлению контрольных функций государства, к созданию торговых институтов (биржи, ярмарки, торговые палаты и т. п.) и к регламентированию правовых отношений, возникающих в области товарооборота".

Комиссия по внутренней торговле при СТО

Общую руководящую роль в регулировании внутренней торговли играла Комиссия по внутренней торговле при Совете Труда и Обороны (Комвнуторг). Комвнуторг был организован 9 мая 1922 года, а затем в положение был внесен ряд изменений, которые точно установили компетенцию Комвнуторга и взаимоотношение его с экономическими наркоматами. Комвнуторг должен был по соглашению с заинтересованными органами устанавливать цены на отпускаемые государственными учреждениями товары, руководить операциями синдикатов и трестов, фактически быть Комиссариатом Торговли. Комвнуторгу подчинены были товарные биржи и все органы, связанные с торговыми операциями. Еще недавно Комвнуторг не мог полностью справиться с возложенными на него обязанностями и был поставлен вопрос об организации специального Народного Комиссариата Внутренней Торговли, который явился бы действительным руководителем всей нашей торговой политики.

Наркомвнуторг

В результате того, что вопросы внутренней торговли заняли исключительно важное место в нашем хозяйстве, и для регулирования всей внутренней торговлей нужен был мощный аппарат — в мае 1924 г. был создан Народный Комиссариат по внутренней торговле, в который, согласно постановлению, влился весь аппарат Комиссии по внутренней торговле. По положению о Наркомвнуторге в его компетенцию входят :
1. Выработка и осуществление начал внутренней торговой политика;
2. Составление общего перспективного плана развертывания внутреннего торгового оборота.
3. Регулирование всего внутреннего оборота.
4. Контроль над деятельностью кооперации и государственных общесоюзных торговых учреждений.
5. Непосредственное управление предприятиями, переданными в распоряжение НКВТ.
6. Разработка всех мероприятий и планов по вопросам заготовки товаров и сырья.
7. Руководство биржами, торговыми палатами, ярмарками и т. п.
8. Регулирование и установление предельных цей на товары и т. д.
Помимо НКВТ мы должны создать и сеть таких учредждений, которые способствуют развитию торговли и укрепляют ее — биржи, синдикаты, ярмарки и т. д.

Продолжение книги