Это снижение стало актуальной задачей с момента возникновения так называемых „ножниц".
Вот что говорил по данному вопросу председатель СТО Л. Б. Каменев:
„ ... Враг заключается в высоких ценах. Борьба с этими высокими ценами представляет после сокращения дефицита главнейшую задачу и, собственно, определяет судьбу нашей реформы.
Если у нас останутся те высокие цены, которые существуют сейчас, если они будут продолжать расти, а не будут снижаться, если на этой почве высоких товарных цен будет расти так называемый „товарный рубль",—это обозначает несомненнейшее крушение денежной реформы. Пленум ЦК после партийной конференции избрал комиссию, которой поручил вести политику дальнейшего снижения цен, причем пленум ЦК имел в виду, главным образом, продолжение снижения цен на промышленные изделия. Теперь оказалось, что в круг тех цен, которые должны были быть снижаемы, входят не только промышленные изделия, но и чрезвычайно выросшие за последнее время хлебные цены".
Через центральные руководящие органы государство переходит к регулированию цен как на продукты промышленности, так и питания. Регулирование первых зависит от самих же государственных органов, налаживающих производство и выравнивающих деятельность синдикатов, и трестов. Организация же регулирования цен на продукты сельского хозяйства возможна только тогда, когда государство сможет выбросить на рынок достаточное количество этих товаров, продавая их по установленной твердой цене и заставляя частный капитал снижать цены. Государство выступает здесь, как крупный торговец, который в коммерческой конкуренции снижает цены и заставляет также всех прочих торговцев, под риском прекращения торговли, снижать цены. Эти цены твердые или предельные, устанавливаются только для государственной и кооперативной торговли, но частный капитал должен с ним считаться, если мы наполним рынок количеством товаров, достаточным для конкуренции. В той же речи Каменев говорит:
„Что касается цен на продовольственные продукты, то снижение их не может быть проведено каким - нибудь приказом. Оно может быть проведено только путем вмешательства государства в рыночные отношения, проще говоря, мы должны сбить цены, которые определяют жизненный уровень рабочего класса, должны сбить цены, кинувши на рынок по дешевым ценам те запасы товаров и продовольствия, которые имеются в руках государства. В первую очередь, это должно быть обращено на цены на хлеб.
„Тут перед нами и встал вопрос, имеем ли мы достаточные запасы для того, чтобы ударить по высоким ценам на базарах и на рынках. И оказалось, что мы можем это сделать только в том случае, если все наличие хлеба, которое находится в наших руках, мы бросим на внутренние рынки.
„Таким образом, экспорт хлеба за границу заменяется в данный момент экспортом хлеба в Москву, в Ленинград, в Иваново - Вознесенск, Донбасс и другие рабочие центры. Мы приняли поэтому постановление о временном прекращении экспорта пшеницы, ржи и овса. Для того, чтобы это вмешательство государства в рыночные отношения носило тот резкий, решительный характер, который нам действительно необходим, а не носило бы чисто ведомственного характера, мы должны были прибегнуть к системе, которая несколько напоминает, как говорят некоторые товарищи, эпоху военного коммунизма. Мы должны были прибегнуть к системе назначения специальных уполномоченных, передаче в их распоряжение определенных запасов хлеба и действования по методам действительно военным.
„В общем предполагается, что для прокормления городов и крестьян до нового урожая нам понадобится до 70 мил. пудов хлеба, из них сумма до 40 мил. имеется в нашем распоряжении сейчас. Так как она предназначалась не для подобной задачи, не для вмешательства на внутренних рынках, а большею частью для экспорта, то она рассредоточена, и ее сосредоточение в тех ударных пунктах, которые я наметил, требует известных технических перегруппировок и технических мер. Во всяком случае мы полагаем, что хлеба в руках государства достаточно, и мы в известной мере будем производить пополнение наших запасов настолько, чтобы стать хозяевами на хлебном рынке, а это сейчас очередная задача. Без этого ничего не может быть ведено. Прекращение экспорта и направление хлеба на внутренние рынки, снижение путем приказа цен на этот самый хлеб — это, таким эбразом, первая мера, которая была принята этой комиссией и потом одобрена всеми соответствующими хозяйственными и политическими органами. Второе, что неизбежно должно было следовать — это снижение промышленных цен, — нами принято, проведено во всех инстанциях и будет опубликовано, - это снижение цен на ряд промышленных продуктов. Понижение цен на керосин, соль и сахар стоит на очереди дня.. При этих условиях, при снижении цен на хлеб и на промышленные продукты, мы можем действительно овладеть рынком".
К регулированию цен мы должны подходить весьма осторожно и в зависимости от наличных запасов в руках государства. Мы постепенно расширяем круг товаров, по мере расширения наших запасов, причем твердые цены вводятся в различных районах применительно к местным условиям. В настоящее время мы имеем твердые цены в промышленных, районах почти на все продукты питания и на промышленные товары на всей территории СССР.
Постановление СТО от 22 февраля 1924 года устанавливало следующий порядок нормирования цен:
„1. Право Комиссии по внутренней торговле при СТО регулировать товарные цены распространяется на все товары, обращающиеся на внутреннем рынке Союза ССР, во всех стадиях их торгового обращения,, вследствие чего Комвнуторгу при СТО предоставляется устанавливать:
а) предельные цены для оптовой, оптово - розничной и розничной продажи и покупки товаров и допустимые от них отклонения, скидки и накидки;
б) списки товаров, продажа или покупка которых по ценам выше или ниже предельных не допускается.
2. Постановления Комиссии по внутренней торговле при СТО по установлению предельных цен на товары опубликовываются во всеобщее сведение в „Известиях ЦИК Союза ССР и ВЦИК" и „Экономической Жизни" и вступают в силу со дня опубликования, если в самом постановлении не предусмотрен иной момент вступления их в силу или если они не обращены к исполнению по телеграфу.
3. Постановления Комиссии по внутренней торговле при СТО по установлению предельных цен на товары обязательны к исполнению для всех тех государственных учреждений и предприятий, общественных организаций, частных объединений и лиц, к которым они относятся.
Нарушение этих постановлений карается по соответствующим статьям Уголовных Кодексов Союзных Республик.
4. Право возбуждения в СТО Союза ССР вопросов об отмене или приостановлении постановлений Комиссии по внутренней торговле при СТО по установлению предельных цен на товары принадлежит Народным Комиссариатам Союза ССР и Экосо Союзных Республик. Соответствующие представления Народных Комиссариатов Союза ССР и Экосо Союзных Республик не останавливают действия состоявшихся постановлений КВТ при СТО.
5. Все государственные, кооперативные и частные учреждения и предприятия обязаны представлять в Комиссию по внутренней торговле при СТО, по требованию последней, калькуляции, справочные цены и все материалы, необходимые для выполнения возложенных на Комвнуторг обязанностей по регулированию цен.
6. На Комиссию по внутренней торговле при СТО возлагаются общее руководство и наблюдение за исполнением ее постановлений по регулированию цен.
7. Наблюдение за исполнением на местах постановлений КВТ при СТО по регулированию цен возлагается на Комиссии по внутренней торговле Союзных Республик и местные Исполкомы.
8. Комиссии по внутренней торговле при СТО предоставляется право уполномачивать Комвнуторги Союзных Республик и местные Исполкомы на внесение, в указанных КВТ при СТО пределах, изменений в установленные ею предельные цены в зависимости от местных условий.
Проведение системы твердых цен на товары, плановой борьбы с частным капиталом, схватывание под свое влияние всего рынка — является одной из важнейших задач нашей хозяйственной политики в настоящее время и усиливает ее плановый характер.
Все эти мероприятия, о которых мы говорили, явились результатом учета нашего опыта по торговле. В значительной части необходимость их выявилась к концу 1923 г. и окончательно оформлены были после XIII съезда РКП. На этом съезде наряду с вопросами кооперации было уделено большое место и вопросам торговли. Резолюция съезда по этому вопросу поддерживает проделанный опыт и намечает практические меры к развитию государственной торговли и изживанию недочетов.
Приведенные нами законодательные акты являлись первыми шагами по пути государственного регулирования цен. В дальнейшем мы смогли придти к более планомерной работе в этом направлении, особенно с закреплением денежной реформы. Изучая рынок и имея в своем распоряжении крупные запасы товаров, — мы можем перебрасывать их в те районы, в которых растут цены из - за недостачи товаров и заставлят их падать. Уже в прошлом году было проведено такое снижение цен в Донбассе, благодаря товарной интервенции. В настоящем году были снижены цены на хлеб тем же путем. Сохраняя твердые цены на ряд товаров в рознице и заставляя тресты и синдикаты понижать оптовые отпускные цены, мы одновременно через правильное, равномерное насыщение рынка и проведение частично товарной интервенции подчиняем рынок своему влиянию и организуем его.