Литература. Прежде всего: Schueze-GaeYernitz, Britischer Jmperialismns.-Hprmann Levy, Die treibenden Krafte der enghschen Sehutzzollbewgung. 1911.—Meyer, llettner s. 8 l. Keport ot the Dominions Royal Commission. 1918.—Final Report of the Committee on Commercial and Industrial Policy after the War. 1913.—Kirkaldys. S. 98 —Hermann Levy, Die ncue Kontinentalsperre. 1915 Der sum dcs 1). Bootkrieges nach einem Jahr des Seesperre. 1918. Die Berichte der Tariff Commission, 1906.— Brougham Villiers s. S. JIG.— Кроме того, различные номера Labour Gazette за 1920—21 г.
Мы оставляли до сих пор без внимания одну существенную черту в общей картине новых тенденций английского экономического развития, так как она нуждается в особом рассмотрении. Мы имеем в виду возрождение протекционистского движения. Конечно, не случайно то обстоятельство, что в развитии хозяйственной политики так определенно и в столь разнообразных сферах отворачивающейся от системы свободной конкуренции и переходящей к системе организации государственного вмешательства и правительственной защиты, что в этом развитии изменяет свое направление также и торговая политика, которая снова отклоняется от принципа свободной торговли и приближается к старым меркантилистским целям и методам на новой основе. Конечно, пока еще нельзя сказать, что новые идеи играют или играли уже положительную роль в английском протекционистском движении, что уничтожение свободы торговли выставляется в качестве требования нового государственно-организованного хозяйства. Напротив! Идеологи новейшего „социального государства", напр., Ллойд-Джордж, прежде всего остались ярыми сторонниками свободной торговли, в то время, как консерваторы приблизились к протекционистским взглядам. Однако, все же мы можем утверждать, что в эпоху, когда еще не была предпринята столь радикальная ревизия манчестерских взглядов, когда преобразование свободного хозяйства в государственно-организованное не получило еще осуществления в столь разнообразных сферах хозяйственной жизни, что тогда неомеркантилистская пропаганда в пользу возрождения государственной торговой политики, которая глубоко вторгалась бы в каждую хозяйственную область, a priori не могла обещать такого большого успеха, как в эпоху обрисованной выше ревизии либерально-экономической программы во всех областях. Если, таким образом, рассматривать возрождение протекционистской мысли в Англии, начало которого можно заметить приблизительно за два десятилетия до мировой войны, с точки зрения происходящих в нашу эпоху перемен всего хозяйственного устройства, то нужно, разумеется, сопоставить это возрождение с общей картиной новой экономической политики Англии. Практические побуждения и мотивы протекционистского движения так разнообразны и так изменчивы, что здесь общая формулировка должна отступить на задний план перед анализом ее реального содержания. Дело в том, что новое протекционистское движение не имеет принципиально ничего общего с преобразованием английского хозяйственного строя; оно исходит из отдельных сфер и совершенно особых потребностей английской хозяйственной жизни. Новое протекционистское движение является либо следствием новых колониально-политических империалистских стремлений, либо агитацией в пользу специфически английских протекционистских интересов, либо движением, в основе которого лежит идея необходимости застраховать себя на случай войны. Нужно остановиться на этих трех моментах, и тогда нам будут ясны корни и сущность нового движения.