Это было 2 мая 1930 года. На пустынном левом берегу Оки рядом с деревней Монастыркой состоялся многолюдный митинг, посвященный началу строительства крупнейшего в стране автозавода. Под камень, заложенный в фундамент кузнечного корпуса, забетонировали акт, в котором говорилось: «Во исполнение решения Правительства СССР... в присутствии рабочих — строителей завода, рабочих делегаций Канавина, Сормова, Москвы, Дзержинска, Балахны и представителей партийных, профессиональных и общественных организаций Нижегородского края и строительства — заложен первый камень будущего автогиганта, о чем и составлен настоящий акт». И закипела работа на 20-километровой площадке Автостроя. Каждый день стал ударным, каждый день стал решающим. Особенно напряженным выдался 1931 год. Рабочих рук не хватало. Темпы снижались. Обрадованно заулюлюкали зарубежные оракулы, о чем сообщала «Нижегородская коммуна». «Автозавод — это несбыточная фантазия Советов! — утверждали они.— 100 тысяч автомашин в год — это шутка кремлевских фанатиков!» Но завод строился, несмотря ни на какие трудности. Коммунисты Автостроя выдвинули лозунг: «Построить завод за 17 месяцев!» Его тут же подхватили комсомольцы и включили в свой молодежный марш строителей:
Пусть погода бесится Как волжский ледоход, Дадим в семнадцать месяцев Республике завод!..
Ударники строительства призвали принимать встречные планы и организовывать ударные бригады имени третьего, решающего года пятилетки. Вскоре таких бригад появилось более трех сотен. 7 сентября на площадку Автостроя прямо с вокзала прибыл на «фордике» член Политбюро ЦК партии, председатель ВСНХ СССР Григорий Константинович Орджоникидзе. Его зеленая фуражка полувоенного образца мелькала то в одном, то в другом конце гигантской стройки. Густоволосый и громогласный, с неизменной белозубой улыбкой под пышными усами, он легко располагал к себе людей. Со многими он успел поговорить в тот день, многое узнать. А вечером, суммировав все впечатления, выступил с зажигательной речью на собрании партийного и комсомольского актива, на котором от имени ЦК партии выдвинул задачу: построить завод к 1 ноября 1931 года. Задача была очень трудной. Не хватало не только рабочих. Не доставало техники. Почти все земляные работы выполнялись вручную. Сомневались маловеры: откуда возьмутся новые тысячи землекопов, грабарей с тачками, грузчиков, плотников, каменщиков? И все-таки нижегородцы заверили Орджоникидзе: завод к 1 ноября построим! Чудес не было и не ожидалось. На помощь пришли комсомольцы и молодежь. Секретарь Нижегородского крайкома ВКП(б) Андрей Александрович Жданов по-фронтовому отдал команду секретарю крайкома ВЛКСМ Михаилу Попову: «Предстоит штурм — поднять на штурм всю организацию!» 9 сентября состоялось бюро крайкома ВЛКСМ. А 10 сентября в газете «Ленинская смена» уже публикуется «Приказ № 1» Нижегородского Крайкома ВЛКСМ о мобилизации комсомольцев на Автострой: «Считать всю краевую комсомольскую организацию с 10 сентября мобилизованной для решающих боев за своевременный пуск автомобильного гиганта. Из числа мобилизованных комсомольцев создать ударную дивизию с соответствующими подразделениями на полки, батальоны, роты, взводы и отделения и направить ее непосредственно для работы на площадке Автостроя сроком до 1 ноября». Каждая комсомольская ячейка стала подразделением Нижегородской комсомольской дивизии. Телефонограммы составлялись тоже по-военному: «Командиру... Предлагаю вывести вверенное вам подразделение... Иметь при себе ложку, кружку...» И военная точность в указании времени — 6.00. В городе вывесили огромный фанерный щит с изображением панорамы будущего автозавода. А вверху было написано: «Есть ли здесь твой кирпич?» И со всех концов края полетели телеграфные донесения: «Наруксовский райкомол послал на автозавод 26 комсомольцев и 13 беспартийных ребят. Кукушкин». «Шатки. Мобилизовано на автозавод 100 человек молодежи и 20 комсомольцев. Касаткин». «Котельнич, 12-го, формируем роту 100 человек!..» Всего за пять дней была сформирована трехтысячная ударная трудовая дивизия. Командиры Нижегородской пехотной школы организовали специальный штаб дивизии. Дивизию разбили на полки. В помощь комсомольским «полководцам» начальник школы выделил четверых кадровых командиров. Общее руководство дивизией осуществлял член бюро райкома партии, секретарь парткома промышленного района Владимир Степанович Куканов. Трудовая дивизия, солдаты которой не хотели знаться с усталостью, повела решительный штурм: первый день — задание выполнено на 124 процента; второй день — на 174 процента. С 5 октября непрерывно проводятся штурмовые ночи. Комсомольские сводные батальоны шли на работу только строем и только с песнями. К этому времени на Автострое трудилось уже 10 тысяч комсомольцев. На Водоканалстрое приходилось работать в траншеях 9-метровой глубины, по колено в плывунах и ледяной воде. Но это не устрашало строителей, остававшихся на объектах по две-три смены. И энтузиасты добились победы. Вместе с автозаводом росла и его партийная организация, которая 25 декабря 1979 года отметила свое пятидесятилетие. В одном из бараков, на месте которого расположен ныне уникальный цех обработки и комплектации запчастей, состоялось 25 декабря 1929 года первое партийное собрание коммунистов Автостроя — будущего автомобильного гиганта. Было избрано партбюро. Его секретарем стал М. С. Плаксин. Сорок четыре коммуниста присутствовали на том собрании. Сегодня заводская партийная организация насчитывает свыше 12 тысяч коммунистов и кандидатов в члены КПСС. Строительство завода, а затем и само производство стали для автостроителей великой школой коммунистического воспитания, в которой шла бурная переплавка характеров, привычек и сознания людей. Трудное это было время. И все же кругом царил удивительный подъем. Все жили одним лозунгом: «В пятнадцать месяцев построить автозавод!» Началось настоящее сражение за автозавод. И этому всемерно способствовала вся полит-массовая работа, проводимая коммунистами. Производственные задания, календарные графики и их выполнение были доведены до каждой бригады, до каждого рабочего. Вся партийная организация автостроителей стала единой ударной бригадой. Коммунисты широко развернули социалистическое соревнование, повели борьбу за ликвидацию неграмотности, повышение общеобразовательного уровня. После изнурительной работы люди учились в вечерних школах и на курсах ликбеза. Перевыполняющих нормы становилось большинство. Лозунг «Даешь автогигант!» был на устах и в сердце каждого. Партия и правительство уделяли самое пристальное внимание становлению и развитию Горьковского автозавода. В годы строительства здесь не раз бывали члены Политбюро ЦК ВКП(б), Председатели ВСНХ В. В. Куйбышев, Г. К. Орджоникидзе. В самый разгар строительства, 16 апреля 1931 года Центральный Комитет партии принял постановление «О партийной и профессиональной работе и подготовке кадров для Нижегородского Автостроя». Благодаря постоянной заботе партии и правительства, руководству и помощи крайкома — обкома ВКП(б), настойчивой повседневной работе коммунистов автозавод стал одним из ведущих предприятий советского автомобилестроения. Эхом прошлых героических дней звучит сегодня девиз автозаводцев «Ни одного отстающего рядом!». Трудовой энтузиазм рабочих Г. А. Переходникова и В. П. Сорокина, первых начальников управления С. С. Дыбеца и М. М. Царевского и сейчас вдохновляет на славные дела их последователей И. И. Лобанова, А. И. Карягина, С. В. Бостанжиева, В. И. Сычева и многих других строителей. Это их руками возводятся ныне новые корпуса автогиганта. Традиции, заложенные первыми строителями автозавода, пионерами социалистической индустрии, свято хранятся и сейчас.