Экзаменует время


Авторский коллектив: В. В. Князев, Г. А. Кузьмин, В. В. Потапов, В. А. Шамшурин
"Труд и подвиг историю пишут"
Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1981 г.
OCR Biografia.Ru

1 января 1932 года Нижегородский автозавод-гигант вступил в строй действующих. 29 января 1932 года в 19 часов 15 минут заводской гудок возвестил о рождении первого грузового автомобиля ГАЗ-АА. В декабре 1932 года началась сборка первых легковых автомобилей ГАЗ-А.
Однажды на автозаводе побывал великий пролетарский писатель А. М. Горький. Он объехал на новом автомобиле цехи, корпуса и написал в книге отзывов: «Какую махину построили! Какая громадина! Такое возможно только у нас! М. Горький».
Завод действовал. Выпускал машины. А злобствующая буржуазная печать вопреки очевидным фактам утверждала, что автозавода не существует, что все это, дескать, одна лишь большевистская пропаганда. Летом 1934 года молодую республику Советов посетила известная датская писательница Карин Михаэлис. В беседе с журналистами она заявила: «Мы едем... через несколько дней в Нижний Новгород — проверить, есть ли там в самом деле автомобильный завод. А то меня на Западе убеждали, что такого не существует. А если и существует, то никаких автомобилей он не выпускает». Приехала. И лично убедилась, что завод не только существует, но и выпускает добротные автомобили — грузовые, легковые, автобусы.
Страна получила надежные, прочные, долговечные отечественные автомашины. В 1938 году на Всемирной парижской выставке горьковский автомобиль М-1, знаменитая «эмка», произвел впечатление «своей простой и надежной конструкцией», как писали об этом французские газеты.
Массовое производство автомобилей сыграло огромную роль в развитии социалистической промышленности и сельского хозяйства молодой республики. За первые пять лет объем валовой продукции завода возрос более чем в 10 раз. На базе машин ГАЗ-А и ГАЗ-АА был создан ряд производных моделей, в том числе полугрузовик типа «Пикап» (на шасси ГАЗ-А) и 16-местный автобус (на шасси ГАЗ-АА). Легковой автомобиль ГАЗА с тесным открытым кузовом очень скоро перестал удовлетворять возросшим требованиям, и завод приступил к созданию более комфортабельного и совершенного легкового автомобиля М-1 с закрытым кузовом. Выпуск этой модели начался в 1936 году.
Грузовой автомобиль ГАЗ-АА в 1937—1938 годах был существенно модернизирован. Мощность двигателей повысилась с 40 до 50 лошадиных сил. Эта модель получила название ГАЗ-ММ. За первые десять лет коллектив завода освоил производство 17 типов грузовых и легковых автомобилей.
Бомбовые разрывы грозного 1941 года перечеркнули мирную жизнь автомобилестроителей. Завод полностью перешел на выпуск оборонной продукции — грузовиков, бронемашин, самоходных установок и танков.
Еще не отгремели залпы войны, а завод уже приступил к работе над созданием новых моделей автомобилей, предназначенных для мирного времени. Были сконструированы автомобили ГАЗ-67, ГАЗ-51, ГАЗ-63 и легковая пятиместная машина «Победа» (М-20).
Автомобиль ГАЗ-51 грузоподъемностью 2,5 тонны успешно прошел испытание временем. Ему суждена была долгая жизнь. Он находился в массовом производстве с 1946-го до 1975 года, то есть около 30 лет, и сыграл большую роль в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства страны. Особенно велика была его помощь селу, где он практически заменил гужевой транспорт и стал основным транспортным средством.
31 марта 1975 года заводское радио сообщило: «Сегодня смена старшего мастера Игоря Николаевича Питенина собрала последний автомобиль марки ГАЗ-51. Право вести его с конвейера предоставляется ветерану завода, участнику Великой Отечественной войны Ивану Ивановичу Ханову». Под аплодисменты присутствующих и прощальные гудки автомобилей грузовик отправился в заводской музей.
Грузовой автомобиль высокой проходимости ГАЗ-63 имеет привод на обе оси. Его грузоподъемность — 2 тонны. Все агрегаты этого автомобиля, обладая необходимой прочностью и надежностью, позволяли эксплуатировать его в самых тяжелых дорожных условиях. На легковом автомобиле ГАЗ-20 «Победа» была применена несущая конструкция кузова бескрылой формы. Для этой модели был сконструирован новый 4-цилиндровый двигатель мощностью 50 лошадиных сил. До 1949 года автомобиль «Победа» выпускался только с закрытым кузовом. Затем на заводе была создана конструкция открытого кузова типа «Кабриолет» с мягким откидывающимся верхом.
Одновременно велись разработка и создание конструкций новых автомобилей. Был создан и поставлен на производство семиместный, с трехрядным расположением сидений легковой автомобиль повышенной комфортабельности ГАЗ-12. Этот автомобиль имел много оригинальных и прогрессивных по тому времени конструктивных решений.
Большим событием в жизни завода явилось создание легкового автомобиля ГАЗ-21 «Волга», который пришел на смену «Победе». Его массовый выпуск был начат в 1957 году. Эта машина приумножила традиционные достоинства легковых автомобилей ГАЗ, и прежде всего продемонстрировала их высокую надежность.
В последующий период было создано новое семейство грузовых автомобилей: ГАЗ-53А грузоподъемностью 4 тонны и ГАЗ-66 высокой проходимости, грузоподъемностью 2 тонны. Для этих автомобилей моторостроители разработали новые четырех- и восьмицилиндровые двигатели.
Производство автомобиля ГАЗ-66 началось в 1964 году. Он отличается хорошей устойчивостью на дороге, высокой проходимостью и заслуженно получил широкое признание. В 1969 году впервые в автомобильной промышленности СССР этот вездеход был аттестован на высшую категорию качества.
К изготовлению грузового автомобиля ГАЗ-53А завод приступил в 1965 году. Машина занимает первое место среди отечественных грузовых автомобилей по низкой удельной металлоемкости. Благодаря относительно небольшим весу и размерам, удовлетворительной проходимости, долговечности и надежности автомобиль ГАЗ-53А, как в свое время и автомобиль ГАЗ-51, нашел самое широкое применение в сельском хозяйстве.
Большие изменения произошли и в конструкции легковых автомобилей. 15 июля 1970 года с конвейера цеха сборки легковых автомобилей сошла последняя «Волга» ГАЗ-21. Начался массовый выпуск нового комфортабельного автомобиля «Волга» ГАЗ-24. К производству новой автомашины приступила смена Бориса Николаевича Дроздова. В честь этого знаменательного события в цехе состоялся торжественный митинг. Завод без остановки производства перешел на выпуск новой модели ГАЗ-24. На Лейпцигской ярмарке 1970 года машина была отмечена золотой медалью. Это автомобиль пятого поколения легковых автомобилей. ГАЗ, родоначальниками которого-были ГАЗ-А и М-1. Они, как известно, отличались высокой надежностью и долговечностью, хорошей проходимостью, экономичностью и неприхотливостью в обслуживании. Все эти качества получили дальнейшее развитие в новом автомобиле ГАЗ-24. Его ресурс доведен до 300 тысяч километров.
Наряду с грузовыми машинами и легковыми автомобилями среднего класса «Волга» различных модификаций Горьковский автозавод выпускает легковые машины высокого класса «Чайка». Автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» производился с 1959 года, а в 1977 году завод приступил к выпуску новой, более совершенной модели ГАЗ-14 «Чайка». Это высококомфортабельный семиместный лимузин. По сравнению со своим предшественником ГАЗ-13 он имеет более высокие технико-экономические показатели. Автомобиль оснащен 8-цилиндровым V-образным двигателем мощностью 220 лошадиных сил. Его максимальная скорость — 175 км в час. Внешние формы лимузина ГАЗ-14 и оформление интерьера кузова отвечают самым повышенным требованиям. В конструкции узлов применены прогрессивные технические решения: автоматическая коробка передач, гидроусилитель руля, усилители тормозов, дисковые тормоза передних колес, бесшкворневая передняя подвеска и другие.
Повышение общей комфортабельности достигается за счет более удобной посадки пассажиров и водителя, снижения уровня шума, повышения плавности хода, обеспечения более легкого управления, улучшения вентиляции и отопления, введения установки кондиционирования воздуха. Автомобиль оборудован стереофоническим радиоприемником высшего класса с магнитофонной приставкой и дополнительным пультом управления в заднем пассажирском помещении.
По своим технико-экономическим показателям новый автомобиль соответствует уровню лучших зарубежных образцов и является перспективным для производства в течение продолжительного времени.
В настоящее время Горьковское объединение по производству автомобилей имеет большое число подразделений — производственных, конструкторских, технологических, лабораторно-исследовательских. Состоит оно из десяти высокоспециализированных заводов, отличающихся высоким уровнем механизации и автоматизации производственных процессов. В объединении имеются свои конструкторская и экспериментальная базы, где проектируются новые модели автомобилей, изготовляются и тщательно испытываются опытные образцы. Испытаниям автомобилей, контролю за качеством продукции здесь уделяют самое пристальное внимание. Головное предприятие располагает своим испытательным полигоном. Лаборатории оснащены уникальными «усталостными» стендами. Климатический комплекс автозавода — лучший среди аналогичных на других заводах Советского Союза. В камерах тепла и холода при температурах от +60°С до —60° автомобили «едут» по дорогам с любыми доступными им скоростями. Программные устройства задают профиль трассы с крутыми и затяжными подъемами и спусками, а специальный имитатор обеспечивает двигателю условия работы, эквивалентные высокогорным.
В 1977 году коллектив отметил тридцатилетие выхода заводской продукции на внешний рынок. Почин сделала легендарная «Победа», первая партия которой вскоре после войны была поставлена в Венгерскую Народную Республику. Потом за рубеж пошли грузовики ГАЗ-51 и ГАЗ-63, легковой автомобиль «Волга» ГАЗ-21. География экспортных поставок расширялась по мере увеличения надежности горьковских машин. Сегодня продукция Горьковского автозавода известна на всех континентах земного шара. Постоянно ведется работа над созданием новых, еще более совершенных моделей.
Интересна новая модель «Волги» — автомобиль ГАЗ-3102. Он имеет двигатель мощностью 105 л. с. Внешние формы и интерьер переработаны в соответствии с современными тенденциями в эстетике автомобилей. Долговечность повышена благодаря усилению отдельных деталей шасси и увеличению коррозийной стойкости кузовов. В августе 1980 года был подписан договор смежников «О содружестве по выпуску первой промышленной партии автомобиля ГАЗ-3102 к XXVI съезду КПСС». Партийные комитеты заводов, профсоюзные и комсомольские организации, хозяйственные руководители взяли под строжайший контроль ход подготовки производства нового легкового автомобиля. Па автозаводе было организовано соревнование на лучший цех по изготовлению-заказов для «Волги» ГАЗ-3102. На десятках рабочих мест алели флажки с надписью «За досрочное выполнение заказов на новую машину». По инициативе парткома на автозаводе широко развернулось движение под девизом «Изделиям нового автомобиля — высокое качество, надежность, ритмичность производства!» Благодаря напряженной работе машиностроителей, металлургов, химиков, строителей были созданы все необходимые условия для сборки первой промышленной партии «Волги» ГАЗ-3102.
В декабре 1980 года профгрупорг Юрий Сидельников подал на сборку первый кузов. Ветеран труда Анатолий Михайлович Антипов начал сборку. И вот 22 декабря в 10 часов утра первая белая автомашина новой марки сошла с конвейера. А уже 13 января 1981 года десять автомобилей ГАЗ-3102 — белых, вишневых, серых, синих и коричневых — выехали из ворот цеха. 16 января их осматривали делегаты XXV областной партийной конференции. Следующий десяток автомобилей ГАЗ-3102 с новым форкамерно-факельным двигателем открыл счет машин, указанных в рапорте горьковчан XXVI съезду.
В перспективе производственного объединения — организация производства новых моделей грузовых автомобилей с дизельным и газотурбинным двигателями.
Человеческая мысль неистощима. Но все новое, более-совершенное не дается без трудностей. Однако на стороне автомобилестроителей — научные и технические достижения, большой опыт и оптимизм. Неустанный творческий поиск — это одна из самых характерных черт современных конструкторов, инженеров и рабочих, вдохновленных историческими решениями XXVI съезда родной Коммунистической партии.

продолжение книги ...