Прогресс стремителен и очевиден


Авторский коллектив: В. В. Князев, Г. А. Кузьмин, В. В. Потапов, В. А. Шамшурин
"Труд и подвиг историю пишут"
Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1981 г.
OCR Biografia.Ru

Жалкий человечек лихорадочно суетится, пытаясь успеть завернуть гайку на деталях, которые подсовывает ему неумолимый конвейер. Подчинившись бешеному ритму, человечек уже ничего не видит, кроме гаек. Даже пуговицы на женском платье кажутся ему гайками, и он бросается их подкручивать.
Так изобразил работу на конвейере киноактер Чарли Чаплин. Форд низвел рабочих до уровня придатков машины, и конвейер, призванный облегчить труд и сделать его более продуктивным, стал вызывать не восторг, а ужас. «Научной» системой выжимания пота назвал В. И. Ленин эту капиталистическую организацию труда. Но тот же конвейер представляет собой прогрессивное социальное явление, если устранить вредное для нервной системы работающего напряжение, установить ритм работы с учетом физических и психологических возможностей человеческого организма. Это обязательно принимают во внимание на Горьковском автомобильном при внедрении любых новшеств в производство.
Когда речь заходит о работе в металлургических цехах, то непременно слышатся нелестные эпитеты — тяжелая, опасная, грязная, непривлекательная. Но ни копоти, ни дыма, ни физически тяжелых ручных операций не встретишь в шестом литейном цехе, где впервые в стране смонтирована комплексная автоматизированная линия точного литья по выплавляемым моделям. Просторное, светлое помещение. Горят лампы дневного света. Всюду применяются сложные приборы, чудесная автоматика. Таков шестой литейный — прообраз будущих литейных цехов. Литейщики заслужили звание коллектива коммунистического труда и не менее почетное звание цеха высокой культуры производства. Вдумайтесь: литейщик — и высокая культура производства!
Борясь за научно-технический прогресс, автозаводцы прежде всего думают о том, чтобы все новое в производстве, все облегчающее труд работников было удобным, красивым, отвечало давнему принципу автомобилестроителей «Красота — резерв производства!»
На Горьковском автозаводе внедрена комплексная механизация всех основных и вспомогательных процессов производства автомобилей. Ее основу составляют автоматические и поточно-механизированные линии. Проблема сокращения и ликвидации ручного и физически тяжелого, а также неквалифицированного труда и труда с вредными для здоровья человека условиями была поставлена на повестку дня уже в первые дни рождения автомобильного гиганта. А сегодня здесь открыта самая широкая дорога техническому прогрессу: осуществляется модернизация устаревшего оборудования, реконструируются корпуса и их подразделения, совершенствуются технологические процессы, создаются автоматизированные системы управления производством. Большое внимание уделяется мобильности оборудования — возможности его быстрой перестройки на выпуск новых изделий, близких по конфигурации, но более совершенной конструкции. Именно мобильность оборудования помогла автозаводцам без остановки производства перейти на выпуск новой модели автомобиля ГАЗ-24.
Быстрыми темпами переоснащаются литейное и кузнечное производства. В кузнице широко применяются современные методы получения горячих штамповок на кривошипных прессах с использованием электронагрева заготовок. Изобретатели и рационализаторы автозавода создали множество различных приспособлений и устройств, заменяющих ручной труд и при подаче и съеме деталей, обрабатываемых на прессах. Возьмем, к примеру, штамповку деталей на механизированной линии. Здесь работает оригинальная машина, оснащенная автоматическим штампом. Она сама метр за метром забирает стальную ленту — в ящик непрерывно сыплются готовые изделия. Рабочему остается лишь наблюдать за действиями механизма. Рядом работает агрегат другого типа, оборудованный валковой подачей: воздушные присосы захватывают из стопки металл и ритмично подают его под штамп. В литейном производстве внедрены автоматические формовочные линии, используется прогрессивная технология изготовления стержней по горячей оснастке с применением автоматов.
Уникален литейный восьмой цех. В нем два этажа: первый предназначен для вспомогательного оборудования, на втором располагается основное технологическое производство — таким образом, грохот механизмов и запах газов, выбрасываемых машинами, до рабочих не доходит. К тому же воздух в помещении очищается по нескольку раз в час. Но главное, что впечатляет здесь,— это огромный комплекс уникального, первого в стране формовочного конвейера. Сложная система различных агрегатов и механизмов без участия человека формует, заливает и производит выбивку 240 опок в час. Работой всего формовочного комплекса руководит оператор с пульта управления. Чуткие приборы фиксируют любое, даже малейшее нарушение технологии, а умные машины-автоматы сами устраняют его, не забыв «сообщить» об этом человеку.
Специфика литейного производства такова, что приходится постоянно использовать различные сыпучие материалы — песок, глину, землю... Транспортируются они, как правило, по ленточным конвейерам. А это значит, обязательно должны быть погрузка и разгрузка. По пути с одного участка на другой много материалов рассыпается, обдавая все вокруг пылью. На автозаводе внедрен в литейных цехах прогрессивный метод транспортировки сыпучих материалов по трубопроводам при помощи сжатого воздуха, что позволило ликвидировать ручной труд и улучшить условия работы.
Резко повысился в последние годы уровень механизации и автоматизации на таких операциях, как гальваническое и лакокрасочное покрытие. Автоматическая линия в цехе металлопокрытия производства легковых автомобилей без участия человека ведет процесс блестящего трехслойного покрытия (меднения, никелирования и хромирования) крупногабаритных деталей автомобиля ГАЗ-24. При изготовлении кабин грузовых автомашин применяется электрофорезная грунтовка, а их окраска производится в электростатическом поле с использованием специальных автоматов.
Словом, за последнее время автозавод, по существу, переродился. Осуществлен огромный объем работ по реконструкции, возведены новые корпуса, пущены новые производства, переоборудованы действующие цехи, расширена энергетическая база. Техника и технология сделали потрясающий рывок вперед. Научно-техническая революция, совершенствуя технику, организацию труда и производства, одновременно усложняла процесс управления предприятием. В этих условиях автозаводцам не раз приходилось всерьез задумываться над дальнейшим совершенствованием хозяйственного механизма.
Жизнь заставляет перестраиваться, менять общепринятые схемы. Новая система планирования и экономического стимулирования расширила самостоятельность предприятий. Но вместе с тем одному автозаводу стало трудно самостоятельно выявлять свои потребности, организовывать снабжение и сбыт, совершенствовать специализацию и кооперацию — мало помогали тут и вошедшие в практику управления автозаводом электронно-вычислительные машины, которые автозаводцы стали применять одними из первых в стране. Экономисты пришли к заключению: подобные функции легче решать крупному производственному объединению. В 1971 году было создано Горьковское производственное объединение ГАЗ, в которое вошли горьковские заводы: коробок скоростей, штампов и пресс-форм, велосипедный, а также Заволжский завод гусеничных тягачей, Черниговский и Арзамасский заводы запчастей.
В настоящее время в объединение входит 11 высокоспециализированных заводов. Создан директорат, представляющий собой гибкий аппарат управления. Видоизменилась схема головного завода: рабочий — мастер — руководитель отдела — начальник цеха — управляющий производством — директор по функциям — генеральный директор. Таким образом, в объединении ГАЗ появились качественно новые руководители — квалифицированные директора по функциям.
Обычно в производственных объединениях создаются советы директоров. Но автозаводцы здесь пошли своим путем — они создали совет объединения. В него входят 18 человек. Всего же руководителей, конечно, гораздо больше: одиннадцать директоров вместе с генеральным, десять управляющих производствами да плюс руководители общественных организаций. Совет объединения — это новая прогрессивная форма руководства.
Совершенствование хозяйственного механизма продолжается. Реконструкция затрагивает каждую клеточку гигантского производственного организма. Автозаводцы вписывают новые страницы в летопись развития отечественной индустрии.
В Отчетном, докладе ЦК КПСС XXVI съезду партии Л. И. Брежнев, говоря об актуальных народнохозяйственных проблемах 80-х годов и одиннадцатой пятилетки, отметил: «Интенсификация экономики, повышение ее эффективности, если переложить эту формулу на язык практических дел, состоит прежде всего в том, чтобы результаты производства росли быстрее, чем затраты на него, чтобы, вовлекая в производство сравнительно меньше ресурсов, можно было добиться большего. Решению этой задачи должны быть подчинены планирование, научно-техническая и структурная политика. На эффективность должны работать и методы хозяйствования, политика в области управления».
Новых рубежей, определенных самим ходом научно-технического прогресса, не достичь без людей, хорошо понимающих веления времени и досконально знающих свое дело. Это в полной мере сознают автозаводцы. И в их среде нашли свое призвание немало тех, кто со всей ответственностью вдохновенно и целеустремленно трудится во имя будущего, кто всегда шагает в ногу со временем.

продолжение книги ...