Одновременно с подъемом сельского хозяйства приходилось решать не менее сложные задачи и в области промышленности.
Коллектив Борского стеклозавода им. М. Горького еще в годы четвертой пятилетки внес свой существенный вклад в развитие автомобильной промышленности. В 1947 году на Горьковском автозаводе началось массовое производство легкового автомобиля М-20 («Победа»). Стеклозаводцы освоили производство гнутых (до этого выпускались только плоские) закаленных стекол для заднего окна этой машины. В октябре 1950 года в Горьком была выпущена первая партия комфортабельных лимузинов ГАЗ-12. Борские стеклоделы обеспечили ее высококачественным полированным стеклом триплекс. В 1955 году автомобилестроители поставили перед инженерами стеклозавода очень сложную задачу: получить гнутое панорамное стекло для нового автомобиля «Волга». Советская промышленность того времени не выпускала подобного рода изделий. Для того чтобы дать стекло новинке автомобилестроения, требовалось создать новое оборудование и разработать технологию изготовления гнутых стекол с небывалой стрелой прогиба — 150 миллиметров. В результате восьмимесячных поисков, потребовавших много сил, настойчивости, смекалки, тонкого «чутья» в обращении с таким капризным и необычным материалом, каким является стекло, оборудование и технологическая схема производства гнутых полированных стекол были получены. Вместе с инженерами А. П. Александровым, О. И. Кучеровой, Т. Н. Ратниковой, М. И. Поповым, О. И. Назаровым в ее разработке участвовали слесари Е. Ушенин и Ф. Золотов. Быстро овладели новой технологией опытные работники Татьяна Белохлебова и Лидия Унжина. В апреле 1957 года на Горьковский автозавод была поставлена первая партия стекла для автомашины «Волга». Одновременно с этим велись большие работы по улучшению стекла триплекс. Начиная с 1954 года сперва частично, а затем полностью его производство было переведено с целлулоидной основы на бутафольную пленку. Это значительно улучшило светопрозрачность и влагостойкость трехслойного безосколочного стекла. Вплотную занимались вопросами новой техники и внедрения передовой технологии и на заводе «Теплоход». В кузнечно-прессовом цехе были введены в действие новые прессы, что позволило увеличить объем штамповки и сократить механическую обработку деталей. Установка двух формовочных машин в чугунолитейном цехе дала возможность перевести с ручной на машинную формовку до 75 процентов деталей машины МП-10. Расширение номенклатуры чугунных деталей, отливаемых в кокиль, механизация переработки наполнительной земли и подачи ее в раздаточные бункера снизили трудоемкость работ на 30—35 процентов и значительно повысили производительность труда. По инициативе коммунистов сталелитейного цеха за короткий срок (один месяц) был построен конвейер центробежного литья. В результате трудоемкость и себестоимость литья снизились в несколько раз, уменьшился расход металла, в несколько раз увеличился съем литья с единицы производственной площади, заметно повысилось качество отливок. Коммунисты предприятия — котельщик А. П. Полетаев, слесарь Федотов, токари И. Н. Сазанов и М. А. Ларин, мастер А. С. Столяров показывали пример в усовершенствовании технологии производства. Молодой член КПСС В. Черняев, изменив технологию обработки венцов, сократил время этой операции с 40—45 до 25—30 часов. 90
Продолжал наращивать производственные мощности судостроительный и судоремонтный завод. В конце пятилетки здесь вступил в строй действующих слип — мощное инженерное сооружение для подъема судов на берег. Время подъема судов сократилось с 2—3 суток до 1 —1,5 часов, а количество рабочих, занятых на этой операции,— с 1000 до 5 — 8 человек. В 1955 году здесь сдали в эксплуатацию новый механический цех с 10-тонным мостовым краном. Модернизация вагранки дала увеличение выпуска чугуна до 20 процентов. В годы пятой пятилетки получил всесоюзную известность почин молодого коммуниста этого завода Андрея Жижикина. Он руководил тогда комсомольско-молодежной бригадой столяров. Когда на завод пришли на переоборудование для строившегося Волго-Донского канала пять судов, Андрей Иванович предложил вести их ремонт комплексным методом. Применив его на пассажирском пароходе «800 лет Москвы», бригада Жижикина досрочно выполнила отделочные работы. Инициативу бригады подхватили более 40 комсомольско-молодежных бригад завода. Почин А. Жижикина обсуждался на заседании коллегии Министерства речного флота. Министр Шашков вручил бригадиру значок «Отличник соцсоревнования». Центральный Комитет ВЛКСМ наградил А. И. Жижикина Почетной грамотой, обсудив инициативу этой комсомольско-молодежной бригады, поручил сектору комсомольской работы политуправления Министерства речного флота и Горьковскому обкому ВЛКСМ широко распространить среди молодежи инициативу и опыт работы этой бригады. Хорошо поработали коллективы всех борских предприятий в пятой пятилетке. Пятилетний план районом был выполнен досрочно. Выпуск продукции за 1951—1955 годы по государственной промышленности района увеличился на 60 процентов, по местной и кооперативной — на 209,5 процента. Более чем в 1,5 раза выросла производительность труда. Наилучших показателей по объему выпускаемой продукции и росту производительности труда добились коллективы заводов стекольного им. М. Горького, «Теплоход», торфопредприятий Чистоборского, Керженецкого, Ситниковского, артелей «Победа», «Мебельщик», Зименкинской, Заскочихинской и других. В 1958 году молодежь Борского района включилась в соревнование за право называться ударниками и коллективами коммунистического труда. На стеклозаводе им. М. Горького первыми удостоились этого высокого звания полировщицы цеха «Автостекло» С. Курыленко и Г. Тужилова, а среди бригад — бригада З. Наследковой из линзового цеха и Л. Унжиной — «Автостекло». На заводе «Теплоход» в числе первых получили звание ударников коммунистического труда бригады котельщиков, возглавляемые А. П. Полетаевым и В. Н. Сальниковым; на судостроительном и судоремонтном заводе им. 40-й годовщины Октября (такое наименование было присвоено быв. Собчинскому затону в 1958 году в честь 100-летия со дня основания) — бригада стерженщиц Л. В. Орловой. Экипаж теплохода «Михаил Кутузов» (капитан-наставник И. А. Шепетов, капитан Н. Н. Комаров) удостоен звания коллектива коммунистического труда. Первому среди цехов промышленных предприятий города это высокое звание было присвоено в 1961 году цеху контрольно-измерительных приборов стеклозавода им. М. Горького (начальник И. М. Коган, секретарь парторганизации Г. И. Шелеметьев, профорг В. А. Баранова). К 1965 году в городе и районе в социалистическом соревновании за коммунистическое отношение к труду участвовало около 5200 человек, 200 имели звание ударников коммунистического труда, 23 бригады и экипажи 9 судов — звания коллективов коммунистического труда.
В годы шестой пятилетки промышленность города и района продолжала набирать темпы. На стеклозаводе им. М. Горького освоили выпуск гнутых стекол из сталинита для грузового автомобиля ГАЗ-53 и цветного триплекса для автобуса ГАЗ-652, на заводе «Теплоход» — производство ледорезных машин, на заводе им. 40-й годовщины Октября — теплоходов катамаранного типа, в рельсосварочном поезде № 17 — сварку длинномерных (800-метровых) рельсов. В производстве было внедрено много прогрессивных технологических процессов: на стеклозаводе им. М. Горького — автоматическая резка стекла, на заводе «Теплоход» — поточно-позиционный метод постройки плавучих кранов, на заводе им. 40-й годовщины Октября — механическая окраска и гидроочистка корпусов судов. В конце пятилетки вступили в строй новые мощности: брикетный завод на 25 тыс. тонн брикетов в год, моторный цех на ремонтно-механическом заводе, трубосварочный цех на металлопрокатном заводе.
Проводились также мероприятия по организационному укреплению предприятий: объединены лесхоз с леспромхозом, химлесхоз — с зональной станцией, фабрики «Борский мебельщик» и зеркальная, артели «Победа» и им. 1 Мая — в строче-вышивальную фабрику. Все промартели района были реорганизованы и перешли в систему местной промышленности. С 27 января по 5 февраля 1959 года проходил XXI съезд КПСС. В его работе в числе делегатов XXI съезда КПСС от Горьковской областной партийной организации принимала участие стерженщица завода им. 40-й годовщины Октября Любовь Васильевна Орлова. На завод, где работали ее отец и мать, она пришла после окончания семилетки за год до начала Великой Отечественной войны. Во время войны Люба возглавила одну из комсомольско-молодежных фронтовых бригад в литейном цехе. Она участвовала в совещании руководителей фронтовых бригад, которое проводил ЦК ВЛКСМ в Москве. Всю войну Любовь Орлова самоотверженно трудилась, выполняя заказы фронта. Она награждена орденом Ленина, медалью «За трудовое отличие», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.». В 1945 году Л. В. Орлова стала кандидатом в члены партии, а через год ей вручили партийный билет. Начиная с Л. В. Орловой, представители Борского района стали постоянно избираться делегатами Горьковской партийной организации на все высшие форумы КПСС. В работе XXII съезда партии принимал участие бригадир слесарей цеха «Автостекло» Николай Иванович Андреичев. Победитель предсъездовского социалистического соревнования, Николай Иванович активно участвовал в рационализаторской работе, был председателем цехового совета ВОИР. Товарищи по партии избирали его парторгом, дважды — членом Борского горкома КПСС. XXII съезд КПСС проходил в октябре 1961 года. Съезд принял новую, третью программу партии.
Решения съезда вызвали новый подъем трудовой активности у всех советских людей. На всех промышленных предприятиях Бора продолжалось совершенствование производственных и технологических процессов. На стеклозаводе им. М. Горького освоили 18 видов новой продукции. В 1964 году здесь впервые в стране получили профильное стекло швеллерного сечения, а затем — впервые в мире — коробчатого сечения. В 1970 году начальник цеха В. С. Щукин, который к тому времени вырос до директора завода, машинисты проката Н. М. Быстров и Г. А. Бабинов, начальник главка МПСМ РСФСР Н. П. Кабанов и другие были удостоены Государственной премии СССР. На заводе «Теплоход» был освоен выпуск 5-тонных плавучих кранов с вылетом стрелы 30 метров, 100-тонных береговых кранов, деталей к двигателям внутреннего сгорания и т. д. На заводе им. 40-й годовщины Октября новинкой стали суда катамаранного типа для перевозки живой рыбы, сухогрузные баржи, гидроперегружатели. На фабрике ПОШ (первичной обработки шерсти) создан и внедрен в производство конвейерный способ сортировки шерсти, впервые освоен 500-тонный пресс отечественного производства. На 6-й войлочной фабрике внедрили две полуавтоматические линии по выработке войлока, а также вакуумную очистку чесальных машин. Трудящиеся Борского района досрочно выполнили социалистические обязательства, принятые на седьмую пятилетку, и 1 октября 1965 года рапортовали о выполнении плана по валовой продукции. Прирост промышленной продукции по отношению к шестой пятилетке составил 54 процента, производительность труда выросла на 33 процента. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 декабря 1965 года Горьковская область награждена орденом Ленина. В трудовых успехах горьковчан есть определенный вклад и тружеников Борского района.