Введение


Р. И. Орлова, В. М. Марченко и др.
Университет, рожденный Октябрем
Волго-Вятское книжное издательство, г. Горький, 1978 г.
OCR Biografia.Ru

Рожденное Великим Октябрем социалистическое государство набирало силы. Революционные преобразования в России создали условия для всестороннего экономического, социального и политического развития страны, приобщения трудящихся масс к науке, к ценностям русской и мировой культуры.
Рабочий класс, взявший власть в свои руки, и его политическая партия не могли успешно управлять страной без широкого использования достижений науки, без наличия высококвалифицированных специалистов. Для освобождения рабочего класса, писал Ф. Энгельс, необходимы врачи, инженеры, химики, агрономы и другие специалисты, ибо для управления политической машиной и всем общественным производством нужны солидные знания.
Развивая марксистские идеи о преобразовании общества, В. И. Ленин указывал: «...нам нужны в большем и большем, против прежнего, числе инженеры, агрономы, техники, научно-образованные специалисты всякого рода...».
В конкретных исторических условиях задача сводилась к тому, чтобы в наиболее короткий срок подготовить кадры для всех отраслей народного хозяйства из среды рабочих и крестьян. Успех социалистического строительства был неразрывно связан с решением этой проблемы. Советское государство поставило задачу превратить высшую школу, перестроенную на революционных началах, в орудие построения коммунистического общества. Рядом законодательных актов были широко открыты двери вузов для детей рабочих и крестьян. Декретом Совнаркома от 2 августа 1918 года «О правилах приема в высшие учебные заведения» предоставлялись неограниченные возможности трудящимся и их детям, и в первую очередь рабочим и крестьянской бедноте, для поступления в вузы с обеспечением их стипендией и общежитием.
Перестраивались учебные планы с учетом требований времени. Вводилось коллегиальное управление высшей школой, менялось и положение профессорской корпорации, кастовый характер которой отрицательно влиял на общее состояние высшего образования. Декреты Советского правительства об изменениях в составе и устройстве государственных высших учебных заведений страны положили начало комплектованию кадров высшей школы в порядке периодических конкурсов, гласно и при участии представителей общественности. Это открывало возможность пополнения преподавательского состава молодыми научными силами, способными успешно решать задачи социалистического строительства.
Мероприятия Советского правительства имели принципиальное значение. Они создавали основы советской системы высшего образования, открывали благоприятные перспективы для развития высших учебных заведений в новом обществе.
Политика партии и правительства была направлена на пролетаризацию студенческого состава, обеспечение революционного направления всей учебной, научной и воспитательной работы.
Одновременно с проведением реформы старых вузов в духе задач диктатуры пролетариата в стране началась энергичная работа по созданию новых высших учебных заведений. Примечательно, что они открывались там, где потребность в кадрах специалистов ощущалась наиболее остро. К числу таких районов относились Поволжье, Урал, Сибирь и Средняя Азия. Характерной особенностью новых вузов было то, что они приближали науку к жизни, практике социалистического строительства, в них органически сочетались общенаучные и прикладные дисциплины.
Коммунистическая партия и Советское правительство первостепенное внимание уделяли университетам как крупным научным, учебным и культурно-просветительным центрам, смотрели на них как на ведущее звено в системе высшей школы, способное успешно решать проблему подготовки кадров. И, как показало время, они полностью оправдали возложенные на них задачи: за годы Советской власти подготовили десятки тысяч специалистов для народного хозяйства и культуры страны.
В настоящее время в 860 высших учебных заведениях страны обучается около пяти миллионов студентов. Только в 1975 году народное хозяйство страны получило 1866 тысяч специалистов. «С чувством законного удовлетворения можем мы сказать теперь,— отмечал Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев в речи на Всесоюзном слете студентов,— что созданная за годы Советской власти система подготовки кадров в основном удовлетворяет потребности страны, позволяет обеспечивать квалифицированными специалистами все отрасли материального производства и духовной жизни». XXV съезд КПСС поставил задачу дальнейшего повышения уровня подготовки и идейно-политического воспитания кадров, и высшая школа успешно решает ее.
Среди вузов страны видное место занимает Горьковский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени Н. И. Лобачевского. За годы своего существования он внес достойный вклад в развитие науки и подготовку кадров советской интеллигенции, превратился в крупнейшее учебно-научное заведение.
В 1978 году университет отметил свое шестидесятилетие. К славному юбилею большим авторским коллективом написана история этого крупнейшего горьковского вуза. Руководитель авторского коллектива — В. И. Ефимов.
Материалы для монографии подготовлены по главам:
I — Р. И. Орловой, В. М. Марченко, А. В. Седовым, Н. Н. Толстовой,
II — М. Н. Вдовиным, Т. И. Ковалевой,
III — А. П. Лиленковой, Н. И. Фещенко, Б. Д. Дуровым, В. М. Кутузовым, деканами факультетов,
IV — Н. С. Баскаковым, С. Н. Зубковым, Т. И. Ковалевой, Ю. Г. Ладиловым, В. И. Тарасовым, М. В. Ушаковой, К. Ф. Шляковым.

продолжение книги ...