Рост социалистического строительства в СССР предъявлял к профессиональной подготовке специалистов все более высокие требования, осуществить которые на относительно узкой материально-технической базе тогдашних университетов было уже невозможно. В стране широко развернулось создание технических вузов. В мае 1930 года на базе НГУ образовалось 6 новых институтов: сельскохозяйственный, инженерно-строительный, медицинский, механико-машиностроительный, химико-технологический и педагогический. Таким образом, университет дал жизнь крупнейшим учебным заведениям города. В начале 30 х годов органы Наркомпроса вплотную занялись вопросами совершенствования системы высшего образования. Предстояло уточнить и роль университетов в подготовке кадров для социалистического строительства. Их целевое назначение было определено постановлением ЦК ВКП(б) и Советского правительства от 13 июля 1931 года где выдвигалось требование привести структуру университетов в соответствие с общей линией развития высшей школы и задачами обеспечения кадрами народного хозяйства и культуры страны. Они были призваны не только возглавлять систему высших учебных заведений страны, но и готовить научно-педагогические кадры для вузов, научно-исследовательских институтов, лабораторий и школ. На этой основе предстояло организовать и работу Нижегородского университета. Он возобновил свою деятельность в 1931 году на 3 факультетах: физико-математическом, биологическом, химическом. Учебно-научной базой стало здание бывшей духовной семинарии. С 1 сентября 1931 года ректором был назначен выпускник Института красной профессуры профессор Л. А. Маньковский. На первые курсы факультетов было принято 180 человек. С этого времени начался наиболее динамичный период истории университета, период, который характеризуется неуклонным развитием и совершенствованием всей учебной, научной и политико-воспитательной работы. Для обеспечения учебного процесса, создания кабинетов и кафедр нужны были дополнительные учебные помещения. Вскоре ему было передано здание площадью в 400 кв. м. Это дало возможность создать лаборатории для химического и физико-математического факультетов. Кроме того, университету были переданы также ботанический, зоологический, геологический кабинеты педагогического института со всеми помещениями и оборудованием. В 1932 году в состав университета вошел научно-исследовательский физико-технический институт (ГИФТИ). В нем были представлены следующие научные направления: рентгенофизика, металлография, электротехника, физическая химия, электрические колебания и теоретическая физика. Включение ГИФТИ в систему университета помогло установить более тесную связь между научно-исследовательской работой и подготовкой специалистов. В том же 1932 году университету были переданы одно из зданий Политпросветинститута и один корпус машиностроительного института. Общая полезная площадь возросла до 1800 кв. м. По личному распоряжению наркома просвещения А. С. Бубнова университет получил также здание бывшего промышленно-экономического техникума, что увеличило учебную площадь до 3200 кв. м. Жизнь университета постепенно входила в нормальное русло. Студенты получили под общежитие двухэтажный дом из 12 комнат площадью 327 кв. м, а также второй этаж здания по ул. Широкой, с полезной площадью в 200 кв. м. На Пустынских озерах университету был выделен участок для организации биологической станции. Она стала не только учебной базой студентов-биологов но и своеобразной научно-исследовательской лабораторией. Получив дополнительные площади, хотя и разбросанные в разных местах города, университет приступил к совершенствованию структуры факультетов, улучшению учебной, научной и политико-воспитательной работы. В 1934 году были созданы лаборатории органической и физической химии, реализовано предложение крайисполкома о создании вновь ботанического сада. Его директором был утвержден профессор С. С. Станков. Крайоно передал университету ценные коллекции естественноисторического музея из разделов «Геология», «Ботаника», «Зоология». На биофаке были созданы лаборатории физиологии растений, физиологии животных и др. В 1935 году университет получил здание бывшего авиационного техникума. В том же году началось строительство студенческого общежития на 250 мест (ныне общежитие № 2 по ул. Ульянова, 37). В декабре 1936 года на Чрезвычайном VIII съезде Советов была принята новая Конституция СССР, конституция победившего социализма. Она зафиксировала великие завоевания народов СССР, среди них важнейшее — право на образование. Был создан прочный фундамент для дальнейшего развития науки. В это время был разработан план строительства единого университетского комплекса по Арзамасскому шоссе (ныне проспект Гагарина). Этот план был включен в список капитального строительства. Строительство началось в 1937 году. Первые объекты были сданы в эксплуатацию в 1938 году. В 1936 году был открыт сектор заочного обучения на физико-математическом и биологическом факультетах. Специалисты-практики получили возможность завершить образование без отрыва от производства. Слушателями этого сектора были учителя горьковских школ, а также работники предприятий, партийных и советских органов и общественных организаций города и области. Продолжала расширяться и совершенствоваться структура университета. В 1938 году он имел 18 кафедр: 8 на физмате, 7 на биофаке, 3 на химфаке. Кроме того, были и общеуниверситетские кафедры: общественных наук, иностранных языков, военного дела, физической культуры и педагогики. Кафедра общественных наук в 1939 году была реорганизована в кафедру марксизма-ленинизма. С 1931 года пришлось заново создавать и фундаментальную библиотеку. На 1 сентября 1938 года в ней уже насчитывалось 34 632 тома на русском, 1311 томов на иностранных языках, а периодика составляла соответственно 6448 и 1670 единиц. К началу Великой Отечественной войны в фундаментальной библиотеке было уже 700 000 томов научно-учебной литературы. Осуществлялся широкий обмен фондами с библиотеками других университетов, ряда научных обществ в СССР и за рубежом. Расширялась база научно-исследовательской работы. Она включала кафедры, отделы ГИФТИ, ботанический сад, геологический и зоологический музеи, астрономическую обсерваторию, опытную станцию по генетике и селекции, биостанцию на берегу озера Великое в Чернухинском районе. Этой биостанции был передан большой участок земли, который являлся одновременно учебной и научной базой (для биологов не только Горьковского, но и Московского, Харьковского и других университетов). Состояние учебно-производственной базы определяло и контингент студентов. Его формирование проходило за счет школ ФЗУ, техникумов, средних школ, соблюдался классовый принцип комплектования. В 1929 году в состав Нижегородского края были включены Чувашская, Удмуртская и Марийская национальные автономии, что поставило перед краевым университетом задачу большой интернациональной значимости — помочь этим национальным районам подготовить национальные кадры. Президиум Нижегородского крайисполкома 26 июля 1933 года принял специальное постановление о подготовке специалистов для республик Поволжья. В НГУ стали получать высшее образование не только русские, но и чуваши, мордва, марийцы, татары, а также представители других братских народов СССР. Для привлечения юношей и девушек на учебу в университете проводилась большая организационная работа. Публиковались информационные сообщения в газетах о структуре университета, программе и профилях обучения. Специальные представители выезжали в различные районы Нижегородского края и крупные города Российской Федерации. В районах открывались консультационные пункты, проводились олимпиады для учащихся старших классов. Летом 1936 года был осуществлен первый после реорганизации выпуск биофака. 32 студента получили дипломы о высшем образовании. С 1937 года выпуски стали проводиться всеми факультетами. Общее количество окончивших университет составило в 1937 году 87 человек, в 1939-м — 101, в 1940-м — 114, в 1941-м — 122 человека. В сравнении с современными показателями эти цифры выглядят очень скромно. Но важно то, что школы, фабрики, заводы, сельское хозяйство, вузы, лаборатории НИИ во все возрастающих размерах стали получать кадры высшей квалификации с университетским образованием. Выпуск специалистов увеличивался из года в год. На 1 сентября 1940 года общее количество выпускников составило 384 человека. Расширились возможности для улучшения жизни и быта студентов. Партийная, комсомольская и профсоюзная организации университета уделяли этим вопросам неослабное внимание, определяли кандидатуры на получение стипендий и дополнительных пайков, помогали в работе столовой, обслуживающей студентов завтраками и обедами. Существенным подспорьем в снабжении студентов и преподавателей продуктами питания было подсобное хозяйство площадью в 10 га, с которого собиралось большое количество овощей. Улучшались жилищные условия студентов. Университет располагал уже тремя общежитиями на 250 человек, каждое с центральным отоплением, радиофикацией. При каждом из них были красный уголок и читальный зал. Своими первыми успехами в 30-е годы университет обязан неустанной заботе партийных и советских органов, а также самоотверженной работе видных ученых: профессоров А. Д. Некрасова, С. С. Станкова, И. И. Пузанова, С. С. Четверикова (биофак); С. И. Дьячковского, А. Д. Петрова, А. Ф. Капустинского (химфак); К. К. Дубровского, И. Р. Брайцева, А. А. Андронова, М. Т. Греховой (физмат) и др. Однако высококвалифицированных кадров было еще недостаточно. В 1935-36 учебном году из 22 профессоров университета только 8 имели степень доктора наук, из 30 доцентов было 6 кандидатов наук. В 1939 году из 21 профессора, работавшего в университете, было 13 докторов, а из 31 доцента — 21 кандидат наук. С января 1934 года подготовка научных и научно-педагогических работников стала осуществляться через аспирантуру при высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях, наиболее обеспеченных высококвалифицированными научными кадрами. В 1940 году на ученом совете Горьковского университета защитили первые кандидатские диссертации Н. Ф. Отроков, М. Я. Широбоков и др. Важным этапом в работе высшей школы явилось постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 23 июня 1936 года «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой». Началась коренная перестройка учебного процесса. Бригадно-лабораторный метод обучения был отменен. Основными формами учебного процесса признавались лекции, практические занятия и производственная практика. В связи с улучшением подготовки учащихся средней школы в вузах было сокращено количество обязательных занятий и увеличено время на самостоятельную работу студентов. Для всех были установлены вступительные экзамены. В 1938 году Горьковский университет впервые провел набор первокурсников по конкурсу. Начала вводиться система индивидуальной дифференцированной оценки успеваемости студентов, критерием которой были степень овладения фактическим материалом, объем, глубина и прочность знаний, уровень мировоззренческой зрелости, общее развитие студента. Все это стало сказываться на качестве знаний и на результатах экзаменационных сессий. Успеваемость в университете в конце 30-х годов поднялась до 90%. Большое влияние на качество подготовки специалистов оказало введение государственных экзаменов и публичной защиты дипломных работ. Студенты сдавали госэкзамены по всем основным предметам и по специальности, а с 1940 года был введен экзамен по марксизму-ленинизму, что в значительной степени повышало идейно-политическую подготовку молодых специалистов, поднимало их сознательность и дисциплину. Укреплению дисциплины послужило также введение единого студенческого билета, зачетной книжки и диплома. Были установлены сроки начала занятий (с 1 сентября) и их окончания (30 июня), с перерывами на каникулы: зимние — с 24 января по 6 февраля, летние — с 1 июля по 31 августа. Партийная организация и ректорат по-прежнему уделяли большое внимание политико-воспитательной работе. Партком и комитет ВЛКСМ организовали постоянно действующую сеть политпросвещения для студентов, ее руководителями, как правило, были преподаватели кафедры общественных наук. Партком не раз рассматривал вопрос о необходимости вовлечения в нее как можно большего числа студентов. Воспитание коммунистической убежденности было главным требованием к новым кадрам, и партийная организация делала все для решения этого вопроса. Политико-воспитательная работа среди студентов проводилась и партийной, и комсомольской, и профсоюзной организациями. Важным звеном этой работы общественных организаций было руководство университетом антирелигиозных знаний, чтение в неучебное время лекций по философским проблемам и вопросам науки и техники, помощь научной пропаганде. Политико-массовая работа выносилась далеко за рамки университета. Она широко проводилась в подшефных организациях: заводе «Красное Сормово», воинских частях города, колхозах, школах, в клубах и Домах культуры. Состояние шефской работы, ее программа не раз обсуждались на заседаниях парткома и общих собраниях коммунистов. Важное место в политико-воспитательной работе занимало социалистическое соревнование на лучшую студенческую группу, кафедру, факультет. Гласность, обмен опытом значительно повышали действенность соревнования. Основными критериями подведения итогов служили следующие: учебный процесс, научно-исследовательская и общественная работа, марксистско-ленинское образование. Постоянно проходил обмен делегациями по изучению опыта соревнующихся коллективов (поездки в Московский, Ленинградский и Казанский университеты). Наряду с этим в годы второй пятилетки коллектив университета активно боролся за осуществление лозунга партии «Кадры решают все». Увеличивалось число студентов, усиливалась их профессиональная подготовка, повышались требования к специальным знаниям, к углубленному овладению марксистско-ленинской теорией, расширялась подготовка кадров через заочное отделение, аспирантуру. Усиливалась борьба с отсевом студентов, за повышение дисциплины труда, воспитание у студентов и преподавателей аккуратности, точности в исполнении дел и большевистской требовательности во всей практической работе. В предвоенные годы в университете царил напряженный труд. Страна готовилась к открытию XVIII съезда партии. Партийная организация ГГУ организовала широкое изучение опубликованных документов, которые должны были обсуждаться на съезде. Состоявшийся в марте 1939 года XVIII съезд партии дал развернутый анализ завершающему этапу социалистического строительства в СССР, призвал к укреплению оборонной мощи страны, дальнейшему развитию науки, улучшению ее связей с производством, указал на необходимость повышения идеологической работы, основным направлением которой должно быть изучение марксизма-ленинизма, истории партии. В условиях сложной международной обстановки происходил неуклонный процесс укрепления единства партии и народа. Важная роль в политико-массовой работе отводилась вузам. Ученым определялось место передовых бойцов идеологического фронта. С полным основанием можно сказать, что к этому времени университет с честью выдержал экзамен на зрелость, стал известным вузом в стране, средоточием крупных научных сил, позволивших вести работу по подготовке кадров на требуемом уровне. Физико-математический факультет готовил специалистов по четырем специальностям: математика, физика, механика, астрономия. В 1940-41 учебном году на факультете работали 11 кафедр: кафедра матанализа (заведующий — доктор физико-математических наук И. Р. Брайцев); кафедра геометрии (доцент В. И. Костин); кафедра алгебры (канд. наук Л. П. Радзишевский); кафедра теоретической механики (доцент В. Ф. Котов); кафедра астрономии (доктор наук К. К. Дубровский); кафедра теории упругости (доцент А. Н. Марков); кафедра физики (проф. В. И. Туранский); кафедра общей физики (проф. Г. С. Горелик); кафедра теоретической физики и теории колебаний (проф. А. А. Андронов); кафедра радиофизики и электронных приборов (проф. М. Т. Грехова); кафедра физики металлов (проф. А. Е. Брюханов). Биологический факультет проводил специализацию по двум специальностям — по зоологии и ботанике. Его производственной базой были биологическая станция и ботанический сад университета, заповедники СССР. Подготовку специалистов осуществляли здесь восемь кафедр: кафедра морфологии и систематики растений (проф. С. С. Станков); кафедра физиологии растений (проф. Н. П. Красинский); кафедра зоологии беспозвоночных (проф. А. Д. Некрасов); кафедра зоологии позвоночных (проф. И. И. Пузанов); кафедра гистологии и эмбриологии (проф. В. В. Попов); кафедра физиологии животных (доц. А. Н. Черневский); кафедра генетики и селекции (проф. С. С. Четвериков); кафедра геологии (проф. Н. М. Романов). Химический факультет готовил специалистов по неорганической, органической, физической и коллоидной химии. Факультет в качестве производственной базы имел собственные лаборатории, лаборатории заводов и научно-исследовательских институтов города. 4 кафедры факультета возглавлялись профессорами: кафедра органической и коллоидной химии — проф. С. И. Дьячковским; кафедра аналитической химии — проф. И. М. Коренманом; кафедра органической химии — проф. А. Д. Петровым; кафедра физической химии — проф. М. Б. Нейманом.
Таким образом, к концу 30-х годов в университете работали 3 факультета, на которых были 23 кафедры (11 на физмате, 8 на биофаке, 4 на химфаке); кроме того, было 5 общеуниверситетских кафедр: общественных наук, военного дела, физической культуры, педагогики, иностранных языков. Подготовка кадров велась по дневной форме обучения (на всех трех факультетах) и заочной (на физмате и биофаке). В составе университета находились также биостанция, ботанический сад, фундаментальная
библиотека, геологический и зоологический музеи, астрономическая обсерватория, опытная станция по генетике и селекции шелкопряда. В 1941 году на 3 факультетах университета обучалось 1084 студента, из них 370 — на заочном отделении. В аспирантуре в 1941 году обучалось 30 человек. В университете работали 23 профессора (из них 14 с ученой степенью доктора наук) и 33 доцента (среди них 30 кандидатов наук). В 1941 году партийная организация насчитывала 80 членов и кандидатов партии. Накануне Великой Отечественной войны Горьковский университет стал одним из крупныу высших учебных и научных заведений города.