Живой и вечно живущий памятник Кулибину


Шалагин Б. А., Никитин В. М. "100 лет на вахте"
Из истории речного училища имени И. П. Кулибина.
Волго-Вятское книжное издательство, г. Горький, 1973 г.
OCR Biografia.Ru

19 марта (1 апреля по новому стилю) 1872 года в Нижнем Новгороде состоялось торжественное открытие ремесленного училища имени гениального русского механика Ивана Петровича Кулибина... Этому событию предшествовали многолетние хлопоты общественности города.
В 1868 году нижегородцы отмечали 50-летие со дня смерти И. П. Кулибина. Читавший на собрании общественности города историю жизни и деятельности великого русского механика Н. И. Храмцовский уже на протяжении многих лет добивался увековечения имени выдающегося земляка памятником, каким представлялось ему ремесленное училище, носящее имя гениального самоучки. И на этот раз Н. И. Храмцовский выступил с предложением почтить память И. П. Кулибина учреждением в Н. Новгороде Кулибинского училища.
Идея получила наконец общественную поддержку. Тогда же был избран комитет по организации этого училища. Активнейшим членом комитета, официально возглавляемого губернатором, наряду с Н. И. Храмцовским был другой известный историк и краевед А. С. Гациский. Им был разработан проект Устава нового учебного заведения, которое, по выражению Н. И. Храмцовского, должно было стать «живым и вечно живущим памятником» великому изобретателю.
Не скоро делались такие дела в канцеляриях Российской империи. Ни много ни мало, а более трех лет понадобилось для того, чтобы получить положительный ответ на ходатайство «Нижегородского всех сословий клуба памяти нижегородского механика И. П. Кулибина» об открытии этого училища. Только осенью 1871 года в Нижний Новгород поступило распоряжение Управления Казанского учебного округа «Об открытии Кулибинского ремесленного училища»:
«Попечитель Казанского учебного округа вследствие отношения г. Нижегородского губернатора и согласно определению попечительского совета, состоявшемуся 21 сентября, разрешил директору училищ Нижегородской губернии открыть Кулибинское ремесленное училище согласно уставу, составленному комитетом по устройству Кулибинского ремесленного училища».
Создание училища, готовившего специалистов для речного флота, стало значительным событием в истории волжского судоходства.
Конечно, не заботой судовладельцев и купечества о том, чтобы «дать детям бедных родителей и сиротам достаточное общее образование и научить их ремеслу», как говорилось в Уставе училища, объяснялись их хлопоты и денежные пожертвования для открытия этого училища. Судовладельцы и купечество заботились прежде всего о своих барышах.
Бурный рост капиталистической промышленности требовал всемерного развития транспорта, в первую очередь судоходства, не связанного со значительными затратами на путевое хозяйство и дешевого в эксплуатации. Всего за полвека до того вышло на Волгу первое судно, а в 60-х годах на «главной дороге России» уже плавало 220 пароходов. За 10 лет — с 1867 по 1876 год — их было спущено со стапелей 166, а спустя еще десяток лет общее число пароходов достигло тысячи единиц.
В 1871 году на Сормовском заводе был построен первый из серии комфортабельных двухпалубных судов, совершивших настоящий переворот в судостроении. Он так и был назван — «Переворот». С этого времени пассажирские перевозки приняли небывалый размах. Баснословные прибыли пароходчиков вызывали создание все новых и новых судоходных компаний, беспрестанно шло пополнение флота. В связи с этим возникает необходимость в упорядочении движения по Волге: в 1867 году вводятся «Правила для плавания судов», а в 1878 году — «Правила обстановки рек и озер предостерегательными судоходными знаками». Усложняется и управление судовыми механизмами и системами.
В этих условиях резко и непрерывно растет потребность в квалифицированных работниках флота и судоремонтниках. Удовлетворение ее все более становилось одним из важнейших условий развития судоходства. Кулибинское училище должно было хотя бы частично восполнить нехватку судоремонтников.
На первых порах в нем был всего один класс. 15 юных кулибинцев находились здесь на казенном содержании. Они обучались грамоте, овладевали столярным, слесарным, кузнечным, токарным делом. Но уже через два года число учащихся превышало пятьдесят. В 1877 году состоялся первый выпуск Нижегородского Кулибинского училища. Полный курс учебы завершили лишь пять человек. Позднее число учащихся составляло в среднем около 150 с ежегодным выпуском от 12 до 30 человек.
Учебная программа усложнялась в ходе пятилетнего обучения. От арифметики, письма и закона божия воспитанники переходили к истории, географии, геометрии, алгебре, физике, техническому черчению, технологии обработки дерева и металлов. Оснащались оборудованием, станками и машинами училищные мастерские. В них кулибинцы не только овладевали ремесленными навыками, но с течением времени стали выполнять сложные заказы по ремонту и изготовлению новых паровых двигателей, котлов, гребных колес и т. д. Доходы от выполнения работ шли на содержание училища и мастерских. С другой стороны, такие работы способствовали росту мастерства кулибинцев. Изделия учащихся удостаивались дипломов и медалей Всероссийской промышленной выставки.
Таким образом, кулибинцы приобретали за годы учебы основательную по тем временам подготовку. По свидетельству современников, первые же выпускники училища зарекомендовали себя в пароходствах квалифицированными специалистами судоремонтного делай управления машинами. Подтверждалось это и наплывом учащихся, приезжавших даже из городов, где существовали свои ремесленные училища. В училище ежегодно поступали многочисленные запросы с заводов и от пароходовладельцев на выпускников или хотя бы на учеников на время летних каникул.
Уместно вспомнить, что при образовании училища директор училищ Нижегородской губернии писал: «Кулибинское училище... едва ли не навсегда останется по отношению к министерскому (реальному. — Авт.) училищу как грамотный ремесленник к научно образованному технику или механику...» Немного времени понадобилось для того, чтобы увидеть, как глубоко ошибался чиновник. Немало кулибинцев стало высококвалифицированными специалистами на Сормовском судостроительном заводе, в русском военном флоте, на железных дорогах.
С 1894 года воспитанникам Кулибинского училища, в зависимости от успехов в науках и ремесле, стало присваиваться звание мастера или подмастерья.
А волжское судоходство продолжало быстро развиваться. Росли скорости судов, их мощность и грузоподъемность. Управление дорогостоящими пароходами с сотнями пассажиров или с караваном барж на буксире требовало не только сметки и находчивости, но и знаний, изучения лоции, гидрологии, устройства судна и машин, коммерческого дела и права.
Так само развитие пароходства привело судовладельцев и нижегородскую интеллигенцию к мысли об открытии в Нижнем Новгороде, наряду с ремесленным, речного училища для подготовки командных кадров. Наконец в 1887 году министром путей сообщения был утвержден Устав нового учебного заведения. В нем было определено:
«§ 1. Нижегородское речное училище имеет целью сообщение озерным и речным судоходам и пароходным механикам научных сведений, необходимых для улучшения их практической деятельности...»
§ 3. Училище содержится на средства, получаемые от добровольных пожертвований...
§ 9. В училище преподаются: повторительные курсы арифметики, пароходная механика, судовая практика, судовое законоположение, ведение судовых книг и общие понятия о судостроении, лоция р. Волги и ее притоков и других судоходных рек и черчение...»
18 октября того же года состоялось официальное открытие Нижегородского речного училища.
В новом учебном заведении было два отделения: шкиперское и пароходных механиков. Первоначально предусматривалось двухлетнее обучение, но спустя 7 лет продолжительность учебы была увеличена до 3 лет.
По Уставу училища в него принимались люди, окончившие трехклассные городские училища или приравненные к ним учебные заведения, проплававшие к тому же на судах хоть одну навигацию. Однако на практике в первые годы строго придерживаться этого параграфа Устава было затруднительно. Из 75 человек, принятых в первый год, 20 окончили начальную школу, а 42 имели «домашнее образование», т. е. практически многие умели лишь читать и писать. Вместе с 18-летними юношами за учебные столы сели пожилые люди, много навигаций проработавшие на Волге.
Учеба начиналась 15 октября, когда закрывалась навигация, и продолжалась до марта. К 1 апреля заканчивались выпускные экзамены, и выпускники возвращались на суда.
Тогдашний летописец училища так обрисовал пришедшего на учебу волгаря: «Вполне сформировавшийся характером на пароходе командир, в силу особенностей службы приобретший массу мелких недостатков и несколько одичавший,— каким он был на воде, таким он и явился в стены училища».
Из этого-то волгаря и предстояло речному учебному заведению сделать командира, который не только знаниями, но и культурой поведения соответствовал бы стоящим перед ним задачам. С ростом комфортабельности пассажирского флота для всей русской знати стало признаком хорошего тона совершить путешествие по Волге. На лучших волжских судах можно было встретить безродного разбогатевшего купца и члена царской фамилии, известного артиста и знатного иностранца. Постоянными пассажирами стали видные писатели, художники. Ввиду этого судовладельцы становились все более требовательными в подборе командного состава на суда, и спрос на командиров, имеющих диплом Нижегородского речного училища, год от года возрастал.
А между тем новое училище находилось в чрезвычайно затруднительном положении. Существуя на неопределенные по размерам пожертвования судовладельцев и сочувствующих судоходству, оно не имело своего помещения, было крайне ограничено в средствах на оплату преподавателей, на приобретение мебели, учебных принадлежностей.
Училище выжило благодаря тому, что в его судьбе приняли участие многие выдающиеся деятели волжского судоходства, такие, как известный русский изобретатель, механик и судостроитель В. И. Калашников, судовладелец А. А. Зевеке, который многое сделал для развития судостроения на Волге, группа энтузиастов-преподавателей. Училище первоначально разместилось в доме А. А. Зевеке. Затем, сменив еще несколько адресов, оно поселилось в собственном двухэтажном здании на Почаинке, а позднее и в так называемом Домике Петра I.
Значительно труднее было наладить учебный процесс. Энтузиасты, взявшиеся за подготовку новых командных кадров для Волги, должны были осмыслить и систематизировать те знания, что накапливались десятилетиями и передавались работниками флота из уст в уста. Поскольку все делалось впервые, не было и каких-либо программ, не существовало учебников по многим специальным предметам. Их создавали в процессе работы с учащимися преподаватели училища.
Волжское судоходство, развивавшееся в те поры усилиями сотен воспитанников Нижегородского речного училища, многим обязано таким энтузиастам, как первый начальник училища капитан запаса флота А. И. Одинцов, командиры судов Л. Н. Клюге, С. П. Неуструев, преподававшие судовую практику, лоцию, деревянное судостроение и буксировку судов, преподаватель речного законоведения И. В. Коишевский, В. Н. Гутовский и известный волжский механик В. И. Калашников, которые вели курс пароходной механики. Учитывая затруднения своего училища, большинство преподавателей работало в нем бесплатно.
Не имея учебников, преподаватели заставляли слушателей подробно записывать их лекции, таким же методом создавались и карты волжских плесов. Эти рукописные сборники лекций и карт передавались от старших учащихся к младшим. Позднее, по мере появления возможностей, они издавались литографским способом. Так были созданы первые учебники по речной лоции, судовой практике, речному законоведению, судостроению, счетоводству.
Однако на первых порах недостаток средств и отсутствие всякой государственной поддержки были причиной и многих потерь. Уже в 1890 году, подготовив всего 19 специалистов, из-за слабости материальной базы было закрыто механическое отделение. Подготовка судовых механиков снова полностью перешла к Кулибинскому ремесленному училищу. Да и обучение командиров судов не могло не понести ущерба от тех затруднений, которые терпело училище. Из учебных программ не раз исключались геометрия, физика, лоция.
Но с течением времени сама жизнь убеждала владельцев судоходных компаний в выгодах, которые дает им использование квалифицированных командиров флота. Пожертвования пароходчиков росли. В 1891 году по подписке среди судовладельцев было собрано 30 тыс. рублей. На эту сумму возвели два пассажа розничной торговли на Нижегородской ярмарке. Арендная плата с них (5—10 тыс. рублей в год) заметно улучшила финансовое положение училища. В частности, именно она дала возможность увеличить срок обучения до трех лет. Это позволило снова включить в программу не только лоцию, физику и геометрию, но и курс русской истории, историю литературы, расширяющие эрудицию командиров судов и их помощников. Развитие технического прогресса требовало освоения таких дисциплин, как «Электрические установки», «Жидкое топливо и тепловые двигатели». Так год от года обогащался и совершенствовался учебный процесс.
Нижегородское речное училище становится важным звеном в комплексе учреждений волжского судоходства, живет одними заботами с речниками. Не остались его воспитанники в стороне и от растущих в среде волгарей революционных настроений.
Известно, что в навигацию 1905 года под влиянием судоходной организации РСДРП на Волге состоялось около сорока стачек. В это же время учащиеся Кулибинского ремесленного и речного училищ выступили против режима, установленного в учебных заведениях. Они требовали увольнения наиболее жестоких надзирателей, уважения прав и человеческого достоинства учащихся. Часть кулибинцев, воспитывавшихся на розгах и зуботычинах, начала бить стекла в мастерских. Училищное начальство приняло меры: из Кулибинского исключили учащихся пятого класса, а речное училище было вовсе закрыто. Через год оно вновь открылось, а все исключенные учащиеся по их заявлениям были допущены к переводным и выпускным экзаменам, то есть получили возможность завершить учебу.
За первые 25 лет Нижегородское речное училище окончили 867 человек. К тому же с 1902 года при нем стали экзаменоваться экстерном на право командования судном и практики. Таким образом, число специалистов, получивших диплом речного училища, превысило к тому времени девятьсот.
Всего же в дореволюционный период Кулибинское и речное училища подготовили 2100 (1100 — речное, 1000 — ремесленное) специалистов. Среди них было немало истинных патриотов России, замечательных знатоков речного дела. Выпускники последующих лет, как и речники Волги, свято чтут их имена.
Из Нижегородского речного училища в разные годы вышли известные капитаны-новаторы Н. И. Чадаев, Н. М. Богатов, И. М. Елисеев, К. Д. Лапотников, И. С. Рачков, Л. С. Митяков, Л. Д. Галашин. Не зная этих имен, невозможно представить себе Волгу первых советских десятилетий.
Беззаветную преданность революционным идеям показали воспитанники Нижегородского речного училища в период установления Советской власти и социалистического переустройства хозяйства. В ноябре 1917 года большая группа воспитанников училища составила вооруженный отряд Красной гвардии, который активно участвовал в революционных событиях в Нижнем Новгороде.
Передовая часть волгарей с энтузиазмом встретила ленинский Декрет о национализации флота. Активными организаторами нового управления водным хозяйством и охраны судоходного имущества были кулибинец С. Ф. Авдеев, воспитанники Нижегородского речного училища Н. М. Богатов, Н. И. Сутырин и Е. С. Павлов, который входил в состав «Семерки» — первого временного комиссариата по управлению водным транспортом Волжской области.
Однако прежде чем приступить к строительству социалистического транспорта на Волге, волгарям предстояло еще сломить саботаж и вредительство, победить в вооруженной борьбе с белогвардейщиной.
В самые трудные дни 1918 года, когда враги Советской власти, захватив Сызрань, Самару, Симбирск и Казань, рвались к Нижнему Новгороду и Москве, в газетах появилось обращение к волгарям: «Волжская молодежь, на защиту социализма!» Автором его был первый помощник капитана парохода «Юрий Суздальский» А. С. Леонтьев. В сентябре им был организован отряд добровольцев-речников, составивших команду канонерской лодки «Волгарь-доброволец». Речники во главе с А. С. Леонтьевым с беззаветной храбростью сражались на Волге, Каме и Белой.
В боевую летопись Волжской военной флотилии яркими страницами вписаны освобождение экипажем «Волгаря-добровольца» узников «баржи смерти» под Сарапулом, десант в Котловку, операции по разминированию фарватеров, артиллерийские дуэли с колчаковскими кораблями и батареями.
Выпускники речного училища, составлявшие к тому времени основное ядро командного состава волжского флота, показали в годы гражданской войны примеры мужества, самоотверженности, верности ленинской правде.
Одним из таких командиров был и капитан лучшего волжского парохода «Спартак» Д. Маматов. Когда в августе 1918 года в Ярославле вспыхнуло белогвардейское восстание, мятежники попытались захватить «Спартак» для переброски своих частей в другие города. Однако капитан Д. Маматов отдал швартовы, несмотря на угрозы врагов. «Спартак» ушел из города, но пули мятежников оборвали жизнь одного из лучших волжских капитанов.
А когда снова наступили мирные дни на Волге, многие из бывших воспитанников училища возглавили работу в затонах и судоходных учреждениях по восстановлению и развитию национализированного водного транспорта.
«Судовладельцы, потерявшие почву под ногами, сеяли смуту в рядах малосознательных,— вспоминал позднее воспитанник училища Е. С. Павлов. — Было решено создать Временный Центральный Комиссариат по управлению флотом. В него вошли семь человек — в числе других и я... Сначала, конечно, боязно было — справлюсь ли? Дело новое, большое. Помогло, видимо, напряжение всех сил, горячий энтузиазм, владевший тогда всеми товарищами, радостно принявшими пролетарскую революцию.
Через мои руки прошли первые 6,5 миллиона рублей, присланные В. И. Лениным для сохранения волжского речного флота. На них мы ремонтировали суда, готовя их к первой советской навигации, выдавали зарплату рабочим... В те напряженные послереволюционные месяцы решалась судьба волжского флота. И он вышел в свою первую навигацию, он был сохранен для молодой Страны Советов».

продолжение книги ...