Школа советских специалистов


Шалагин Б. А., Никитин В. М. "100 лет на вахте"
Из истории речного училища имени И. П. Кулибина.
Волго-Вятское книжное издательство, г. Горький, 1973 г.
OCR Biografia.Ru

Завершилась гражданская война. Судоходное хозяйство «главной русской дороги» было разорено. Только на Каме белогвардейцы сожгли и повредили около 350 судов. Тысячи речников воевали на фронтах. Одним из средств ликвидировать разруху в судоходстве была подготовка новых специалистов для флота, судоремонтных предприятий.
В те труднейшие годы на должности командиров, механиков, их помощников пришло немало вчерашних матросов, штурвальных, кочегаров. Эти люди не щадили ни здоровья, ни жизни ради идеалов революции, но они понимали, что знаний им не хватает.
Молодая республика делала первые шаги в деле подготовки своих, советских специалистов промышленности и транспорта. Чтобы выполнить эту задачу, нужны были новые формы и методы обучения и воспитания. В 1918 году речное училище преобразуется в курсы плавсостава. А осенью 1919 года по постановлению Наркомпроса РСФСР в результате объединения Нижегородского речного и Кулибинского ремесленного училищ был сформирован Нижегородский техникум водного транспорта. На основе речного училища создавалось судоводительское отделение, из Кулибинского было образовано механическое, а позднее и судостроительное.
Той осенью в техникум и на подготовительное отделение хлынул поток матросов, штурвальных, помощников капитанов, машинистов. Занятия по-прежнему велись как в здании бывшего Кулибинского училища на Б. Печерке, 6 (ныне ул. Лядова, д. 6), где расположено и в настоящее время училище, так и на Почаинке, д. 2. Классы не могли вместить всех желающих учиться. Из потока производственников, стремившихся к знаниям, было принято 114 человек.
Всеобщая разруха не обошла и нового учебного заведения. В каком состоянии находились его здания, красноречиво свидетельствуют документы тех лет: «Классные помещения приведены в полную негодность, полы, стены, потолки по всем направлениям испещрены щелями, отбита штукатурка, стекла в большей части выбиты, печи не функционируют. Библиотека Кулибинского училища разворована, оставшиеся разрозненные экземпляры не представляют никакой ценности... физический кабинет отсутствует...»
В таких условиях начиналась новая жизнь училищ, объединенных в Нижегородский техникум водного транспорта.
Первыми начальниками техникума были бывший директор Кулибинского училища В. Г. Григорьев, затем инженер И. Н. Торсуев. Ими было многое сделано для подбора квалифицированных преподавателей, разработки программ, условий и порядка приема учащихся.
В 1921 году начальником техникума становится хорошо известный водницкой среде В. М. Зайцев, большевик-ленинец, участник штурма Зимнего, активный участник национализации водного транспорта, уполномоченный Главвода при штабе Волжской военной флотилии в годы гражданской войны. С его именем, с его деятельностью и связано становление политехникума, включавшего в себя также Рабочий техникум.
Революционная убежденность, широкие знания и деловитость, огромное человеческое обаяние В. М. Зайцева во многом способствовали созданию сплоченного высококвалифицированного коллектива преподавателей. Многим из них предстояло работать здесь по 25— 30 и более лет. В политехникуме первоначально было два отделения — судоводительское и механическое. Начальником судоводительского долгое время работал один из опытнейших волжских капитанов Л. П. Тюрин, остававшийся на этой должности до конца своей жизни. Механическое отделение возглавлял П. М. Пименов, а Рабочий техникум — выпускник речного училища 1907 года капитан К. Д. Лапотников.
Тысячи специалистов, обучавшихся в Нижегородском политехникуме, на всю жизнь сохранили благодарность энтузиастам, закладывавшим основы советской речной школы. В. М. Зайцев и его коллеги учили молодых речников не только специальности, они формировали мировоззрение, прививали им любовь к Советской Республике, к Волге, к своему водницкому делу. Таковы были В. В. Раевский (физика), А. В. Раевский (русский язык и литература), Ф. В. Голубев (география), А. Н. Корепанов (химия и грузоведение), профессор С. А. Карпов (судостроение), помощник начальника политехникума С. И. Чернышев, преподававший теоретическую механику.
К этому времени относится начало педагогической работы в техникуме известного волжского капитана Андрея Иосифовича Яковлева, командовавшего лучшими волжскими пароходами. Человек широкой культуры и глубочайшего знания речного и морского дела, А. И. Яковлев преподавал специальную лоцию и судовую практику. Влияние его на воспитанников было очень значительным. Память Андрея Иосифовича представляла собой энциклопедию традиций, быта, истории волжского судоходства, и он щедро делился с молодыми речниками своими знаниями, наблюдениями, его лекции и беседы оставляли неизгладимый след в умах и сердцах слушателей.
Именно по инициативе А. И. Яковлева и Л. П. Тюрина в 1922 году в техникуме создается судоводительский кабинет. Изготовленные ими наглядные пособия, макеты, ценнейшие модели парусных и паровых судов десятки лет служили средством образования и воспитания учащихся.
С осени 1922 года в техникуме открылись еще два отделения: гидротехническое (начальник А. Ф. Романов) и водного хозяйства (начальник Г. Н. Сибирин). В 1926 году было создано судостроительное отделение (начальник А. С. Бережной). В 1928 году Рабочий техникум был преобразован в отделение стажистов с четырехгодичным сроком обучения.
Выпускники Нижегородского техникума на реках страны были известны как специалисты высокой квалификации. Об этом свидетельствовал такой факт: тем из них, кто оканчивал судомеханическое отделение с пятилетним сроком учебы, было предоставлено право сдавать экзамены на звание инженера узкой специальности при Московском институте инженеров транспорта. Известно, что 45 выпускников сдавали эти экзамены и получили звание инженеров.
Укреплялась и материальная база техникума. В период 1925-26 учебного года были восстановлены учебно-производственные мастерские. Появились новые лаборатории, кабинеты. В теплосиловой лаборатории были установлены пять двигателей внутреннего сгорания разных систем с необходимыми приборами и устройствами. Пополнялись оборудованием мастерские. Все это помогало совершенствовать учебный процесс.
Одну из выставок достижений техникума в учебном процессе и в производственном обучении посетил нарком обороны СССР К. Е. Ворошилов. Он записал в книге отзывов:
«Приятно встретить старого, по боевой страде приятеля, но дважды приятнее узнать, что сей приятель ведает прекрасным делом подготовки красных техников водного транспорта. Школа, руководимая т. Зайцевым, и внешне выглядит прекрасно. Уверен, что и внутреннее содержание вполне гармонирует с внешним. От души желаю успеха делу моего старого друга т. Зайцева — техникуму водного транспорта, его молодым питомцам и всему составу этого учебного заведения».
Несколько позднее с жизнью техникума вместе с другими работниками крайкома партии ознакомились А. А. Жданов и Я. Э. Рудзутак. Они также дали высокую оценку постановке учебы в нем:
«При посещении техникума нами установлено, что благодаря неустанным трудам тов. В. М. Зайцева и преподавательского персонала сделаны большие достижения. Техникум находится на должной высоте. Выражаем уверенность, что десятилетняя годовщина Октября вдохнет новые силы в руководителей и учащихся техникума для поднятия водного хозяйства».
13 лет проработал на этом посту В. М. Зайцев. Все это время техникум продолжал расширяться. В 1929 году открылись новые специальности: судокорпусная, механизаторская, электротехническая, создавались кабинеты и лаборатории. Быстро увеличивалось число учащихся.
За это время Нижегородский техникум стал крупнейшим учебным заведением речного транспорта. В 1923 году в нем училось 335 человек, в 1925-м — 545, а в 1927-м — 658. В 1930 году выпуск специалистов достиг 159 человек, т. е. одной пятой части техников речного флота, получивших дипломы в том году.
В 1936 году для техникума было построено новое просторное помещение. В нем расположилось более пятидесяти аудиторий, хорошо оборудованные кабинеты: судоводительский, гидротехнический, химический, физический, материаловедения, механизаторский, телеграфный, социально-экономический.
Очень важно было и то, что лаборатории из хранилищ моделей и макетов превращались действительно в рабочие места. Энтузиасты — преподаватели и студенты во главе с В. М. Зайцевым по-хозяйски оснащали их приборами, оборудованием, макетами. Большим достижением, в частности, было создание пневматической станции при судомеханическом кабинете. Подача сжатого воздуха на действующие механизмы и модели позволяла учащимся не только осматривать их, но и запускать, изучать их в работе, пользоваться индикатором. Более 50 тысяч томов специальной и художественной литературы насчитывала библиотека техникума. Нижегородский, а с переименованием города — Горьковский техникум становится не только крупнейшим опорным учебным заведением водного транспорта, но и центром методической работы среди техникумов Горьковской области. Он оказывал другим учебным заведениям и материальную помощь. В речные техникумы Ростова, Казани, Астрахани, Москвы отправлялись созданные в Горьком учебные планы, программы, различное лабораторное оборудование, модели, пособия.
Значительная часть учебного оборудования, инвентаря, пособий, моделей, специальной литературы была передана техникумом организованному на его базе в 1930 году институту инженеров водного транспорта.
Первоначально в течение трех лет институт, техникум и рабфак действуют как единый учебный комбинат речного транспорта. Но в 1933 году они стали самостоятельными учебными заведениями. Директором техникума был назначен А. Д. Иноземцев. Позднее он перешел на работу в Горьковский институт инженеров водного транспорта. В годы Великой Отечественной войны военный комиссар А. Д. Иноземцев героически погиб при обороне Севастополя.
Готовясь к мирному труд на реках страны, преподаватели и учащиеся Горьковского речного техникума не забывали об угрозе войны. Сотни лучших воспитанников были активистами Осоавиахима, учились в аэроклубе, осваивали военно-морское дело. И Великая Отечественная война не застала их врасплох.
Нападение немецко-фашистских захватчиков на СССР вызвало среди учащихся и преподавателей подъем патриотических чувств и ненависть к врагу.
С первого дня войны вся жизнь коллектива была подчинена лозунгу: «Все для фронта, все для победы!» Свыше 400 воспитанников техникума с оружием в руках выступили на защиту Родины. Когда враг находился на подступах к Москве, 80 комсомольцев во главе с заместителем секретаря комитета комсомола техникума П. В. Баженовым ушли на фронт добровольцами.
Из стен Горьковского речного техникума вышло немало умелых и бесстрашных защитников Родины. Бессмертной славой покрыл себя воспитанник техникума Н. А. Вилков.
Окончив в числе лучших судоводительское отделение техникума, Николай Александрович Вилков был направлен в Сибирь. Он работал помощником капитана парохода «XX МЮД», затем первым помощником капитана парохода «Максим Горький». Призванный на Тихоокеанский флот, он заслужил звание отличника боевой и политической подготовки. Старшина первой статьи Н. А. Вилков был назначен боцманом корабля.
В боях с японскими милитаристами 18 августа 1945 года при высадке десанта на одном из Курильских островов — Шумшу он повторил героический подвиг Александра Матросова. В решающий миг, когда на пути моряков оказался вражеский дот, Николай закрыл грудью его амбразуру. Ценой своей жизни Н. А. Вилков обеспечил успех наступающему подразделению.
За этот героический подвиг старшина первой статьи Николай Вилков был удостоен звания Героя Советского Союза. Его имя носят волжский пароход и буксирное судно на Тихом океане, школа, где он учился, рабочие молодежные бригады и пионерские дружины.
Чтит память Николая Вилкова и коллектив, в котором он осваивал основы судоводительского мастерства, где формировался характер героя. На здании речного училища установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь с августа 1935 года по июль 1939 года учился Герой Советского Союза Н. А. Вилков, повторивший в боях с японскими милитаристами бессмертный подвиг А. Матросова». В день 20-летия победы возле Дома курсантов был открыт памятник Н. А. Вилкову, сооруженный на средства коллектива учащихся.
Звание Героя Советского Союза было присвоено и другому воспитаннику — летчику штурмовой авиации И. И. Петрову. Сотни речников, учившихся в техникуме, за боевые действия были награждены орденами и медалями. Пятью наградами отмечен боевой путь капитана П. В. Баженова. По нескольку правительственных наград заслужили преподаватели Н. Я. Чистовский, В. М. Тихонов и другие.
В те грозовые годы по адресу: Горький, ул. Лядова, д. 6 — часто приходили письма защитников Родины. Они были полны признательности преподавателям, техникуму за все, что дала им учеба. Эти письма рассказывали о ненависти речников к врагу и о желании приблизить час освобождения родной земли от врага.
«У всей нашей группы остались самые теплые и приятные воспоминания о тех наших днях, которые мы провели в стенах техникума,— писал гвардии капитан Костровский.— Я воевал в Калининской области, был в Сталинграде, а отсюда с боями прошел через Украину, Белоруссию до Польши. За этот боевой путь вырос от рядового красноармейца до гвардии капитана, был ранен, контужен, но вновь возвращался в строй. За это время награжден орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Сталинграда». Как видите, ваши воспитанники отдают долг Родине за ее заботы о воспитании и являются не последними солдатами в Отечественной войне».
Беззаветными защитниками Родины показали себя в годы Великой Отечественной войны и те, кто нес боевую вахту на волжских судах. 27 августа 1942 года из осажденного фашистскими полчищами, беспрерывно осыпаемого бомбами горящего Сталинграда вырвались пароходы «Михаил Калинин», «Иосиф Сталин» и теплоход «Парижская Коммуна». Экипажи во главе с капитанами — воспитанниками Горьковского речного училища Н. М. Богатовым, И. С. Рачковым, Л. Д. Галашиным сделали все для того, чтобы спасти суда и пассажиров: раненых, детей, женщин.
В районе Дубовки фашисты обнаружили караван и потребовали застопорить машины. В ответ на судах прозвучало: «Самый полный вперед!» Караван шел вперед — на прорыв!
Под градом пуль и осколков загорелся пароход «Иосиф Сталин». Не дрогнула команда, до последней минуты боролась с огнем, спасала пассажиров. До конца выполнил свой долг перед Родиной капитан-орденоносец И. С. Рачков. Он погиб, но до последнего дыхания находился на посту. Теперь один из лучших волжских теплоходов носит имя «Капитан Рачков».
В период боевых действий на Волге героически погибли капитаны — бывшие воспитанники и преподаватели училища Л. Н. Гудович, Н. С. Карачев, Г. Д. Александров и другие.
Свой посильный вклад в дело разгрома захватчиков внес каждый из сотрудников и учащихся. Они организовали отряд народного ополчения, работали на колхозных полях, на лесозаготовках, собрали большое количество теплой одежды для сражающейся армии. Более двухсот учащихся и преподавателей техникума были донорами, регулярно давали свою кровь раненым воинам, находившимся на излечении в госпиталях г. Горького.
Учащиеся и преподаватели с ранней весны и до закрытия навигации находились на флоте. Заменив на судах речников, ушедших на фронты Великой Отечественной войны, они принимали непосредственное участие в обеспечении Советской Армии и оборонной промышленности всем необходимым. Разделяя с волгарями все трудности судовой работы в военной обстановке, воспитанники техникума показали немало примеров истинно патриотического выполнения своего долга, так как плавание по минированным фарватерам, нередко под бомбежками и обстрелами требовало не только мастерства, но и мужества, самоотверженности.
Сотни учащихся работали на строительстве линии телеграфной связи пароходства, участвовали во внедрении рейдовой радиотелефонной связи в портах и в других важных работах по развитию технической базы пароходства.
За эту большую патриотическую работу и за участие в сооружении оборонительных рубежей 86 сотрудников техникума были удостоены медалей «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Директор техникума А. В. Горев, начальник училища К. Г. Субботин, заведующий учебной частью А. Д. Патаракин, начальник судоводительского отделения Д. П. Андреев, преподаватели Д. Н. Зарослов, И. С. Мореходов, И. С. Африкантов и некоторые другие были награждены также медалью «За оборону Москвы».

продолжение книги ...