Училище нового типа


Шалагин Б. А., Никитин В. М. "100 лет на вахте"
Из истории речного училища имени И. П. Кулибина.
Волго-Вятское книжное издательство, г. Горький, 1973 г.
OCR Biografia.Ru

Еще не завершилась Великая Отечественная война, а Коммунистическая партия и Советское правительство уже намечали обширную программу восстановления и развития народного хозяйства. Для речного транспорта одной из важнейших задач было обеспечение флота, портов, контор связи и службы пути командными кадрами.
В целях улучшения подготовки квалифицированных специалистов в июле 1944 года Горьковский речной техникум был реорганизован в речное училище. Это потребовало значительных изменений во всей учебно-воспитательной работе: пересматривались учебные планы и программы, создавалась система внеклассной работы, распорядок дня курсантов.
В результате большой напряженной работы коллектива во главе с начальником училища К. Г. Субботиным был создан новый в системе Министерства речного флота тип среднего специального учебного заведения. Все курсанты находятся в нем на полном государственном обеспечении: они получают бесплатное питание, стипендию и обмундирование, живут в общежитиях-интернатах.
Училище стало крупнейшим средним учебным заведением как г. Горького, так и Министерства речного флота РСФСР. Число курсантов в нем в первые же послевоенные годы превысило 1800. Подготовка специалистов велась по следующим специальностям:
— судовождение;
— эксплуатация судовых паровых установок;
— эксплуатация судовых двигателей внутреннего сгорания;
— речное путевое хозяйство;
— строительство и ремонт речных судов;
— устройство и эксплуатация проводной связи;
— радиотехника.
Училище создавалось в годы Великой Отечественной войны, и, естественно, в первый период в обучении курсантов особенно большое значение имела военно-патриотическая подготовка курсантов. Ее вели такие опытные офицеры, как П. А. Васюнин, Б. А. Обухов, М. П. Саблин, А. К. Галушкин, Я. А. Вышкинд и другие.
В течение последних десятилетий в развитии транспортного хозяйства появлялись все новые, все более сложные задачи. В связи с этим в училище возникали одни отделения и специальности, закрывались другие. Но неизменным было то, что вышедшие из его стен техники имели на флоте, в портах, на заводах, в конторах связи и путевом хозяйстве репутацию высококвалифицированных специалистов, людей, воспитанных в духе требований времени, требований технического прогресса.
Коллектив училища непрерывно совершенствует учебно-педагогическую работу, держит повседневную связь с пароходствами и другими организациями речного транспорта, укрепляет учебно-материальную базу.
Значительный период в истории училища и многие достижения коллектива связаны с именем И. В. Любимцева, возглавлявшего его с 1949 года по 1965 год. Партийный работник, педагог, Иван Владимирович Любимцев увлекал преподавателей и воспитателей своей энергией, коммунистической убежденностью, стремлением к совершенствованию системы обучения и воспитания.
Партийная организация и руководство начали широкое материально-техническое перевооружение училища, оснащение его современными средствами, которые используются на водном транспорте. Неоценимую помощь в этом оказывают училищу Волжское объединенное пароходство, Бассейновое управление пути. Именно в этих организациях трудится основная часть воспитанников училища, и пароходство, Бассейновое управление пути заботятся о высоком качестве подготовки специалистов. Они щедро оснащают лаборатории новейшим оборудованием, приборами, многим из того, что необходимо для дальнейшего улучшения бытовых условий курсантов.
Радостным событием в жизни училища стало завершение в 1957 году строительства Дома курсантов на Сенной площади. На его сооружение государство затратило более 12 млн. рублей, многие работы выполнялись курсантами безвозмездно.
Новое здание стало одним из лучших в городе. О его масштабах дает представление общая площадь помещений — 15,5 тыс. кв. метров. В нем живут все курсанты училища. Здесь же имеется столовая на 800 мест с механизированной кухней, оборудованной по последнему слову техники. В распоряжении курсантов — аудитории для подготовки к занятиям, один из лучших в городе Горьком спортивный зал площадью 640 кв. метров, библиотека с читальным залом на 70 мест. Есть в Доме курсантов и свой радиоузел. Здесь же разместилась медсанчасть, которая является крупным медицинским учреждением.
Из года в год расширялась и крепла материальная база училища. До 200—300 тыс. рублей расходовалось ежегодно на приобретение учебного оборудования. Вновь был создан механизаторский кабинет с действующими устройствами. Пополнялся двигателями и системами судомеханический кабинет. Среди них был и новый дизель ЗД6, получивший широкое применение на флоте. Быстрыми темпами оснащался кабинет судовождения. Его оборудование, учебные стенды, макеты все полнее отражали историю развития судоходства и судостроения на Волге, современные приборы и устройства давали учащимся полное представление об управлении флотом.
Давно уже только документальные свидетельства да рассказы ветеранов Нижегородского училища напоминали о том, как «речнушка» располагалась в тесном Домике Петра I, о том, как в первые годы Советской власти полуголодные учащиеся и энтузиасты-преподаватели занимались в неотапливаемых зданиях в пальто и перчатках, когда почти единственным средством обучения были мел да классная доска.
Все меньше оставалось в коллективе тех, кто вместе с В. М. Зайцевым закладывал основы новой, советской речной школы. Еще в октябре 1948 года умер работавший в училище почти 30 лет известный волжский капитан Андрей Иосифович Яковлев. Его богатейший жизненный и более чем 60-летний судоводительский опыт способствовали воспитанию не одного поколения волгарей настоящими командирами речного флота, патриотами Родины, Волги.
В мае 1957 года коллектив училища торжественно проводил на заслуженный отдых старейших преподавателей Г. Д. Миронова, В. И. Докучаева, А. Н. Коре-панова, В. А. Загрядского, А. С. Павельеву. Несколько позднее ушли на пенсию преподаватели судовождения и спецлоции И. С. Мореходов и Н. Я. Чистовский. Это были люди того поколения волгарей, которое, прежде чем создавать социалистический речной транспорт, должно было защитить завоевания Октября с оружием в руках. В годы гражданской войны И. С. Мореходов командовал отрядом речных канонерок. В составе Волжской военной флотилии находился и пароход «Мельников-Печерский», которым командовал Н. Я. Чистовский. А пришла на Волгу страда Великой Отечественной войны, и капитан-лейтенант Н. Я. Чистовский снова в боевом строю — он назначается командиром канонерской лодки «Руднев».
Многие годы после этого еще служили делу воспитания квалифицированных специалистов речного флота учебники, пособия, написанные педагогами-ветеранами. Во всех учебных заведениях Министерства речного флота РСФСР использовался учебник судовой практики, созданный при участии А. И. Яковлева, И. С. Мореходова. Широкую известность у речников приобрели книги В. А. Матусевича «Выправление рек и регулирование стока» (переиздавалась за рубежом), А. А. Воскресенского «Машины непрерывного транспорта», Н. П. Архангельского «Сборник задач по электротехнике» и другие.
Следуя одной из старейших традиций педагогического коллектива училища, много сил отдают составлению учебников и пособий, изготовлению макетов, моделей преподаватели, заменившие ветеранов. А. М. Шапиро и С. Л. Мадорский написали книгу «Электрооборудование шлюзов», Н. Ф. Вакулов—«Теплосиловое оборудование подъемно-транспортных машин». Издательство «Транспорт» выпустило пособие А. П. Жарова «Устройство и эксплуатация подвесных лодочных моторов». Преподаватель Н. К. Медведев совместно с К. С. Ляховым написал учебник «Экономика, планирование и организация работы флота», отмеченный медалью ВДНХ.
Учитывая, что Горьковское речное училище является преемником Кулибинского, живет и развивается на базе этого училища, на традициях, связанных с памятью великого русского механика-изобретателя, Совет Министров РСФСР в год 140-летия со дня смерти И. П. Кулибина 12 августа 1958 года присвоил училищу его имя.
С первых лет своего существования училище учило воспитанников творческому овладению речным делом. В прошлом веке об этом убедительно свидетельствовали Дипломы Всероссийской промышленной выставки, присужденные Нижегородскому Кулибинскому училищу за мастерство и творчество воспитанников. Ныне это подтверждают дипломы и свидетельства, завоеванные изделиями современных кулибинцев на конкурсах и выставках.
Силами курсантов и преподавателей в училище создан кабинет технического творчества. В первый же год в нем было изготовлено до 20 моделей погрузочно-разгрузочных агрегатов, военных и речных грузовых судов, двигателей. Здесь же сконструирован и собран радиоприемник с маркой «ГРУ-I». А модель фотоэлектросчетчика штучных грузов, представленная на выставке технического творчества, была рекомендована Министерством речного флота РСФСР для использования в портах.
Результаты творчества и трудолюбия курсантов можно видеть на каждом отделении. В кабинете судоремонта под руководством преподавателя Д. Д. Шитова был смонтирован мостовой кран с электротельфером для разборки и сборки двигателей, изготовлено устройство для запрессовки поршневых пальцев. Здесь же действует радиоуправляемая модель буксира-толкача, созданная курсантами. Во многом благодаря усилиям опытного преподавателя-гидротехника Г. П. Грибунина был создан кабинет дноуглубительной техники.
В лабораториях и кабинетах используются изготовленные под руководством преподавателей А. И. Раева, Л. С. Гольцмана, В. М. Староверова, Д. С. Шейченко оригинальные сложные наглядные пособия и макеты.
Большую работу выполнили воспитанники при оборудовании лабораторий радиоизмерительных и радиоприемных устройств и лаборатории радиопередатчиков. В них было создано 20 учебных установок. В электролаборатории смонтированы две обучающие машины и экзаменатор, а также новый главный распределительный щит для всех установок.
Изделия курсантов в 1964 году были представлены на Выставке достижений народного хозяйства СССР. Училище было награждено Дипломом II степени. Группа курсантов, преподаватели Д. В. Пестова, Г. А. Котельников удостоены бронзовых медалей ВДНХ.
Так кулибинцы приучаются к творчеству, приобретают склонность к изобретательству, к самостоятельности взглядов, умение взять от техники все, что она может дать.
Здесь, в училище, складывались творческие взгляды сотен и тысяч специалистов, работающих во всех звеньях транспортного конвейера как Волжского бассейна, так и других рек. Многие из них составляют ныне авангард борцов за технический прогресс на речном флоте. Среди них заслуженный рационализатор РСФСР инженер-электрик Горьковского порта Е. С. Па-насевич, главный конструктор завода «Двигатель революции» В. А. Осадин, заведующий кафедрой политехнического института А. М. Ваганов, кандидаты технических наук Г. Г. Каракулин, С. Б. Олыпамовский, Г. С. Мадорский, Л. К. Шептунов, кандидат исторических наук В. Д. Федоров и другие.
Речникам всей страны известны имена многих волгарей-новаторов — капитанов, механиков, командиров земснарядов, воспитанных Горьковским училищем.
Еще в 30-е годы экипаж нефтевоза «Степан Разин» во главе с Н. И. Чадаевым поставил мировой рекорд производительности труда на речных перевозках. Он положил начало широкому развитию стахановского движения на Волге и других реках. Эстафету чадаев-цев приняли такие новаторы-судоводители, как А. И. Торсуков и П. А. Палкин, избиравшиеся депутатами Верховного Совета СССР, С. А. Напитухин, А. И. Белодворцев.
Шли годы, на смену ветеранам приходили молодые новаторы. Удивляли на первых порах речников смелые попытки молодого капитана Л. В. Пушкарева водить баржи, толкая их впереди парохода. Новшество не только заслужило право на существование, но и совершило настоящую техническую революцию на водном транспорте. Не только на Волге, но и на других реках толкание стало основным методом вождения барж, что не только преобразило флот, но и дает многомиллионный экономический выигрыш. Л. В. Пушкареву принадлежит и честь освоения новых большегрузных судов типа «Волго-Дон».
Ныне Герой Социалистического Труда Леонид Васильевич Пушкарев — капитан-наставник Волжского ордена Ленина объединенного речного пароходства. Его опыту многим обязаны десятки передовых судоводителей. Замечательными мастерами своего дела, умелыми воспитателями речников стали окончившие речное училище капитан «Волго-Дона-15» А. П. Смирнов, механик теплохода «XXIII съезд КПСС» В. Н. Ларин, капитан-механик теплохода «Умань» И. А. Дружаев, командиры пассажирских лайнеров А. В. Демидов, В. М. Мошкин, В. В. Сычев, крановщики лауреаты Государственной премии И. Д. Сычев, З. М. Петошина. В 1972 году Государственной премии были удостоены выпускники училища начальник цеха «Красного Сормова» Б. П. Шайдаков и капитан теплохода пароходства «Волготанкер» А. П. Ильин.
Ленинской премией увенчан труд первооткрывателя волжских скоростных трасс Виктора Григорьевича Полуэктова. Именно он испытывал теплоходы на подводных крыльях «Ракета», «Метеор», «Спутник», газотурбоход «Буревестник». Его мастерством и заботой выращены десятки судоводителей-скоростников, в числе которых тоже много выпускников Горьковского речного училища: Е. К. Сидоров, В. И. Созонтов, В. И. Шлеев. Среди путейцев хорошо известны имена командира самого крупного земснаряда «Волга» В. Е. Серова, командира «Волжского-1004» С. Л. Фролова, начальника Верхнего бьефа Городецкого гидроузла Н. Н. Везломцева, начальника Казанского технического участка пути Б. А. Самогина, главных инженеров Горьковского и Саратовского технических участков Г. Д. Сельчукова, Ю. И. Краснова, производителей работ Н. Ф. Деревянкина, С. А. Овощникова и других.
В стенах Нижегородского-Горьковского училища осваивало речное дело немало людей, ставших крупными организаторами производства, руководителями предприятий, партийными и советскими работниками, журналистами, писателями.
Так, много лет был начальником пароходства и заместителем министра речного флота РСФСР А. Н. Вахтуров. Сейчас работает заместителем министра Б. В. Егоров. Заместителем министра социального обеспечечения РСФСР стал В. А. Бабкин. Начальником Главного управления перевозок и эксплуатации является И. А. Щепетов. Волгари помнят, что капитан И. А. Щепетов первым проложил путь крупным судам через Волго-Донской канал.
В Горьковеком речном училище получили в свое время путевку в трудовую жизнь начальник Вятского пароходства Е. Н. Зарубин, начальник Амурского пароходства А. М. Быков, заместитель начальника ВОРПа Н. И. Артемьев, начальник судоходной инспекции Волжского бассейна Б. Н. Золотов. Партийной и советской работе посвятили свою жизнь В. А. Сергеев, С. И. Гришин, Б. В. Якимов, В. М. Мошкин.
Различны судьбы тысяч и тысяч бывших курсантов Горьковского речного училища. Но как бы они ни складывались, диплом училища всегда был верной путевкой в жизнь, ибо свидетельствовал о глубоких знаниях и о твердых идейно-политических убеждениях молодых специалистов.

продолжение книги ...