Первая мировая


Г. И. Долбилкин, С. А. Елизаров и др. "Приокские зарницы"
Очерки истории завода 1866-1966 гг.
Волго-Вятское книжное изд-во, Горький, 1972 г.
OCR Biografia.Ru

В 1910—1912 годах Кулебакский горный завод почти заново перестроил свои прокатные цехи. Реконструкция была вызвана надвигавшейся войной. В 1914 году был получен большой заказ на сортовой, прокат повышенного качества для нужд Морского министерства.
Плачем жен и матерей, невест и сестер встретили известие о войне кулебакчане, семьи которых сиротливо и тревожно ждали: вот придет похоронная и узнают они, что погиб муж, сын, отец. А за что?
Непопулярна была эта война в народе, несмотря на пышные и многолюдные молебны, на которых молились за победу русского оружия.
В 1914 году рабочие сортопрокатного цеха, узнав, что швеллер № 30 они готовят для Бреста, бойкотировали заказ. Для такого шага требовалось не только мужество. Нужно было преодолеть веками складывавшееся представление о необходимости не пожалеть животов своих «за веру, царя и отечество». Того царя и то отечество, которые строили свое существование на поте и крови трудового люда.
Царская армия после некоторых успешных военных операций, доставшихся нелегкой ценой, терпела одно поражение за другим, что еще более подогревало ненависть к самодержавию среди различных слоев российского общества. К этому, конечно, примешивались и горькие личные утраты, понесенные людьми в этой бестолковой и трагической войне.
В 1915 году в стране поднялась новая волна стачек, забастовок, политических демонстраций. Не остались в стороне от этого и кулебакские пролетарии. Когда началась подписка на военный заем, вспоминает старый большевик Василий Михайлович Горячев, социал-демократическая организация провела в Кулебаках большую разъяснительную работу, призывая народ бойкотировать его. И рабочие откликнулись на призыв революционеров.
Характер политических событий следующего года хорошо показывают официальные документы. В обобщающей справке Министерства торговли и промышленности о забастовочном движении на промышленных предприятиях империи за март 1916 года говорится: «В Нижегородском горном округе на судостроительной верфи Мордовщики — Навашино Кулебакского горного завода общества Коломенского машиностроительного завода недовольство рабочих (подручных и мальчиков) заработной платой вызвало забастовку 179 рабочих, продолжавшуюся 6 дней».
21 мая окружной инженер телеграфировал в Горный департамент: «18 мая в 6 часов вечера рабочие мартеновского, прокатных и бандажепрокатного цехов Кулебакского завода обратились к администрации с просьбой об увеличении расценок на 50 процентов и прекратили работу».
В этой забастовке, длившейся три дня, участвовало 1500 человек. А в забастовке, начавшейся 20 мая на судостроительной верфи, приняло участие 1200 человек.
Активизация забастовочного движения в известной мере объясняется ухудшением материального положения рабочих. Но наряду с этим все более весомо действовал и другой фактор — рост политического самосознания людей труда. Рабочие осознавали свою причастность к великим целям, которые стояли перед российским пролетариатом и за которые он боролся.

продолжение книги ...