Все — за парту!


Г. И. Долбилкин, С. А. Елизаров и др. "Приокские зарницы"
Очерки истории завода 1866-1966 гг.
Волго-Вятское книжное изд-во, Горький, 1972 г.
OCR Biografia.Ru

Молодое Советское государство в первые же годы своего существования проявило заботу о том, чтобы население страны получило образование и могло принимать участие в управлении страной, в социалистическом строительстве. Задача состояла в том, чтобы ликвидировать неграмотность, ибо в неграмотной стране нельзя построить коммунистическое общество.
Очень хорошо сказал об этом В. И. Ленин на III Всероссийском съезде комсомола в 1920 году: «...на место старой учебы, старой зубрежки, старой муштры мы должны поставить уменье взять себе всю сумму человеческих знаний, и взять так, чтобы коммунизм не был бы у вас чем-то таким, что заучено, а был бы тем, что вами самими продумано, был бы теми выводами, которые являются неизбежными с точки зрения современного образования. Вот как надо поставить основные задачи, когда мы говорим о задаче: научиться коммунизму».
Весной 1920 года при заводе было создано первое ФЗУ, об этом писала нижегородская газета «Молодая рать».
Металлургическому производству в Кулебаках требовались инженеры и техники, квалифицированные рабочие, а их было мало. В 1928 году в Кулебаках был открыт техникум, где без отрыва от производства учились 122 рабочих. 10 октября начали работу двухгодичные курсы мастеров. 230 инженеров, техников, мастеров занимались в технических кружках.
В 1931 году на Кулебакском металлургическом учились почти полторы тысячи человек: в техникуме, на курсах, в школах фабрично-заводского ученичества. Создается общество «Техника — массам», и сразу же 100 бандажепрокатчиков подают в него заявления. Их примеру следуют рабочие механического цеха. В один из апрельских дней в заводском клубе проводится тематический вечер «В поход за технику», в котором принимали участие синеблузники.
Завод учился. Старые кадровые рабочие учили молодых, инженеры делились опытом с техниками. Много сделали для обучения рабочих инженеры Ф. Н. Склокин и Н. С. Желтов.
Эти усилия не пропали даром. Молодежь овладевала знаниями. Так рабочий по ремонту мартеновских печей Д. Е. Карнов без отрыва от производства учился на втором курсе техникума, а его уже выдвинули на должность инженера в отдел капитального строительства. Каталь мартеновского цеха А. Беляков успешно стал работать в отделе техники безопасности, газогенераторщик А. С. Гусев — в отделе кадров. Своей работой они доказали, что выдвижение их на руководящие должности не было преждевременным.
Показателен в этом отношении пример с бандажепрокатным цехом. За первый квартал 1932 года программу здесь выполнили только на 62 процента, убыток составил 250 тысяч рублей. Это встревожило партийную организацию и администрацию завода. Решено было обновить руководство цеха. Начальником цеха назначили молодого инженера Федора Николаевича Склокина, в партбюро и цехком влились свежие силы. И свершилось почти невероятное: майский план бандажепрокатчики выполнили на 107 процентов и дали 21 тысячу рублей экономии.
Вскоре восемь лучших инженеров и техников были направлены из отделов в цехи. Среди них — И. О. Долбилкин, назначенный заведующим механическим цехом, его сын Евгений, перешедший в мартеновский цех и ставший обермастером. Молодой инженер А. Н. Бурчанинов стал начальником ремонтного цеха, а его заместителем — техник С. А. Елизаров.
Люди росли, и руководство завода, партийная организация помогали им в этом и поддерживали творческий подъем.

продолжение книги ...