Г. И. Долбилкин, С. А. Елизаров и др. "Приокские зарницы"
Очерки истории завода 1866-1966 гг.
Волго-Вятское книжное изд-во, Горький, 1972 г. OCR Biografia.Ru
Это было за четыре дня до нового 1951 года. В просторном кабинете директора завода собралось около пятидесяти человек. Кто-то пошутил: — Вроде бы как комиссия по празднованию Нового года собралась. — Ну, Новый-то год мы будем встречать за три тысячи километров отсюда, — Василий Михайлович Гоняев с сожалением взмахнул рукой. — Ничего, товарищи, и в Челябинске неплохо отметите праздник. Жаль, конечно, что не вместе с семьями, но сами понимаете, что для нас сейчас каждый день важен. Директор завода вышел из-за стола. — Собрали мы вас сюда не совещаться, задача каждому и так ясна, а просто пожелать доброго пути. Помните, что вы, сорок кулебакчан, после ознакомления с опытом челябинцев будете задавать тон в новом для нас производстве. Токарь Мария Ивановна Трегубова заверила: — Не беспокойтесь, все секреты выведаем. Главный инженер завода улыбнулся: — Ну, я думаю, что челябинцы и не будут таить своих секретов, ведь дело общее, народное. Вечером сорок представителей Кулебакского металлургического завода выехали на Челябинский тракторный. А перед поездкой этой было немало споров, собраний и заседаний, так как определялись дальнейшие пути завода. В 1950 году партия призвала рабочих промышленных предприятий помочь сельскому хозяйству производством запасных частей. У руководства Кулебакского металлургического завода возникла мысль — наладить выпуск запасных частей к тракторам. Идея казалась заманчивой: новое производство обещало быть рентабельным, так как металл ведь свой, непривозной. К тому же организация его разрешила бы вопрос трудоустройства многих кулебакчан. С другой стороны, нужно было тщательно взвесить все трудности, связанные с налаживанием совершенно не соответствующего профилю завода нового дела. До этого ремонтные цехи и службы делали запасные части к металлургическому оборудованию. Но ведь изготовлять вкладыши коленчатого вала и шестерни к трактору С-80 совсем другое. И помещения для нового цеха не было. И все же партийная организация, руководство завода решились на известный риск. И вот, пока в одном из пролетов ремонтно-механического цеха устанавливалось цовое оборудование, группа наладчиков, заливщиков, шлифовщиков, контролеров выехала в Челябинск, чтобы перенять опыт прославленных тракторостроителей.
Не зря провели время на Челябинском тракторном наладчик А. И. Жигулев, токарь М. И. Трегубова, заливщик Н. И. Ефимов и другие. Вернувшись из командировки, они сразу начали передавать приобретенный опыт. С ними вместе, не жалея времени и сил, полгода трудился в Кулебаках и приехавший из Челябинска наладчик В. Л. Анищук. Богатый опыт и все свои знания отдавали освоению нового дела первый начальник цеха тракторных деталей № 1 коммунист В. А. Сокольский, главный технолог завода М. Г. Сумкина, заместитель начальника центральной заводской лаборатории А. Р. Казаринов, главный механик А. И. Шевцов и многие, многие специалисты. Можно смело сказать, что первенцу машиностроения помогал весь завод. Накануне 1 Мая цех сдал специальной комиссии три первых опытных комплекта вкладышей. Комиссию возглавил начальник ОТК Г. И. Долбилкин. И трудно было понять, кто больше волновался: то ли начальник цеха, то ли мастер участка линии вкладыша В. М. Гоняев, то ли главный инженер завода, то ли сам председатель комиссии, то ли рабочие, золотые руки которых сделали эти на вид не очень сложные детали, на самом деле требующие большой точности обработки. Ведь, по сути дела, сейчас решался вопрос, сдал коллектив молодого цеха экзамен или же нет. И когда Г. И. Долбилкин объявил, что все комплекты изготовлены с высоким классом точности, люди облегченно вздохнули. Новый цех можно было поздравить с днем рождения. Уже в июле по сравнению с первым месяцем работы, июнем, цех удвоил выпуск продукции, а в декабре — увеличил в 7 раз. На следующий год в цехе установили дополнительно еще 19 единиц оборудования, механизировали подачу заготовок на станки. Это позволило коллективу уже в октябре выполнить годовой план и продолжать работать в счет третьего года пятилетки. Начали строительство второго цеха запасных тракторных деталей ЦТД-2. В сентябре 1953 года новый цех вступил в строй. Борис Михайлович Михеев, первый начальник ЦТД-2, с гордостью вспоминает сейчас о том времени, когда коллектив осваивал производство новой продукции: пальцев и втулок звена гусеницы, полуосей. Мостовых кранов тогда еще не было, и приходилось мудрить с устройством стоек и лебедок.
Октябрь выдался холодным. А кладка торцевой стены еще не была закончена. Тогда решили обогреваться при помощи горнов. Руководство цека — Б. М. Михеев и А. И. Чумаков — и секретарь партбюро цеха И. И. Заботкин, казалось, дневали и ночевали на работе. Эти годы для коллективов ЦТД-1 и ЦТД-2 были годами и неутомимых творческих поисков, и годами большого энтузиазма. Заместитель начальника ЦТД-1 А. И. Чумаков не успокоился до тех пор, пока не было внедрено черновое фрезерование шестерни инструментом из твердых сплавов. Начальник инструментального участка М. И. Кращенко первым освоил агрегатный станок на линии шатуна, а потом научил на нем работать нескольких станочников. Виртуозами наладки и ремонта станков стали члены бригады слесарей, руководимой Виктором Черкасовым. Не было ни одного станка, к которому бы не нашел подхода Черкасов и его товарищи. Всегда бывало так: устанавливают в цехе новое оборудование — Виктор сразу берется за инструкции. Потом пробует станок в работе, отметит характерные особенности. Проходит несколько дней, и В. Черкасов уже хорошо знает достоинства станка и его недостатки. Это благодаря Виктору Черкасову в цехе вдвое увеличились сроки службы цанг для токарных автоматов, намного улучшилась конструкция шлифовальных оправок, был изготовлен специальный шаблон для разметки пальцев. Под стать бригадиру были и его ученики. Борис Мамонтов пришел в цех слесарем четвертого разряда. Виктор Черкасов несколько дней присматривался к новичку, давая ему пока что несложные задания. Как-то вечером сказал своему другу Василию Брусову: — Голова у парня хорошая, да и руки золотые. Вот только опыта не хватает. Значит, нужно побольше давать самостоятельных работ. Пусть учится. На следующий день Борис получил задание — отладить сложный протяжной станок. Бригадир уже знал, в чем загвоздка, но решил пока ничего не говорить Мамонтову. «Пусть сам попробует найти причину, ну а коли будет медлить — помогу». Станок работал с точностью до одной сотой миллиметра и обращаться с ним нужно было на «вы». Виктор ушел в другой конец цеха, а когда через час вернулся, станок работал. Мамонтов, не скрывая торжестующей улыбки, вытирая тряпкой замасленные руки, спросил: — Ну как, порядок? Порядок, бригадир. Быстро все же удалось сделать.
— Быстро, говоришь? Зря так уверен, ведь время наладки можно было сократить наполовину. Борис уже знал: раз Черкасов говорит, значит, готов подтвердить свои слова делом. — Больше читай специальной литературы, тогда не будешь доходить своим умом до открытия Америки, которая уже открыта,— Черкасов назвал несколько книг, которые нужно было прочитать молодому слесарю в первую очередь. Постепенно росли опыт, знания. Борис Мамонтов окончил курсы повышения квалификации и получил 7-й разряд. Теперь уже молодые рабочие стали обращаться за советом к нему, и он, помня свои первые шаги, никогда не считаясь со временем, помогал товарищу советом. Новые цехи требовали множество самого разнообразного инструмента. Тогда на базе инстументального участка был создан инструментальный цех, который возглавил М. И. Кращенко. Пережив первые трудности роста, инструментальщики стали полностью обеспечивать оба цеха инструментом.
Заводу как-то потребовались сверла диаметром 8,3 и длиной 500 мм. Решили обратиться на московский завод «Фрезер». Там только руками развели: не производили таких, осваивать — дело долгое и сложное. Тогда образовалось, как его в шутку называли на заводе, «боевое содружество». В него вошли начальник технического бюро Ю. Г. Клешков, мастер Г. М. Агафонов, токарь Н. И. Молин и другие. Вместе думали, экспериментировали, отрабатывали технологию. Вместе радовались самым маленьким удачам и огорчались при срывах. И успех, как венец напряженного труда, пришел. На завод приезжал начальник инструментального цеха московского завода «Фрезер». Он познакомился с технологией нового производства и поздравил виновников торжества. Для успешной работы цеха очень много делали ремонтники. Среди них выросло немало замечательных умельцев, мастеров на все руки. Однажды ночью на линии шестерни остановился станок: провернуло шкив насоса охлаждения. Слесарь Виктор Маслов, внимательно осмотрев деталь, нахмурился: — Нужно варить, неси сварщику, — сказал он своему напарнику Владимиру Рощину. Через несколько минут Владимир Рощин вернулся и растерянно развел руками. — Сегодня дежурит всего один сварщик, да и его на помощь в другой цех вызвали. Придется до утра «загорать». — До утра, говоришь? — Виктор Маслов еще раз оглядел деталь, потом решительно рубанул рукой: — Ну, до утра «загорать» негоже, ведь смена только началась. Что-нибудь придумаем. Он направился к сварочному аппарату. Владимир, недоверчиво улыбаясь, пошел за ним. А Виктор отрегулировал силу тока, сел за ограждение и начал сварку. У Владимира Рощина не выходила из головы мысль: «Запорем шкив, ох и влетит же нам». Но Маслов действовал уверенно и, заварив трещину, передал шкив токарю. А минут через 10 он уже начал прорубать шпоночный паз. Вскоре собранный насос был поставлен на место. Станок заработал. — Ну и молодец же ты, Виктор! — восхищенно сказал Владимир Рощин. — С сегодняшнего дня и я стану учиться сварке, пригодится. Забота об оснащении цехов новейшим оборудованием, творческий энтузиазм людей позволили коллективам в короткий срок добиться отличных результатов; в 1956 году ЦТД-1 изготовил уже 75 тысяч вкладышей и более 1,6 тысяч шестерен, выдав продукции на 25 миллионов рублей. Не намного отстал и «младший брат» — ЦТД-2; выпустил более миллиона деталей пятнадцати наименований на сумму 18 миллионов рублей. Теперь все убедились в правоте тех, кто стоял за развитие на заводе машиностроения. Было решено строить новое здание еще одного цеха по производству тракторных запчастей.