Поиски внутренних резервов


Авторский коллектив: Е. Н. Агриков, З. Н. Безрукова и др.
100 лет Горьковской городской телефонной сети: 1885-1985
Волго-Вятское кн. изд-во, г. Горький, 1985 г.
OCR Biografia.Ru

КОГДА окончилась война, встала неимоверной трудности задача восстановления народного хозяйства страны. Средства в первую очередь направлялись в разрушенные районы. Материальные ресурсы связи также в основном шли на запад, а внутренние районы снабжались этим оборудованием не в полной мере.
Между тем крупному промышленному центру—городу Горькому требовалось дальнейшее расширение телефонной связи. Перед коллективом Горьковской ГТС встал вопрос: каким путем собственными силами изыскать возможность увеличения емкостей в первую очередь станционных сооружений. Дальнейшее развитие сети в последующие 15 лет шло в основном за счет внутренних резервов.
Из Свердловска и Уфы в Горький было привезено значительное количество оборудования, демонтированного и вывезенного из западных районов страны в начале войны. Доставленные приборы и платы были необходимы, чтобы смонтировать 500 номеров на Канавинской (Сталинской) АТС. Рассчитывали использовать часть приборов на запасные части.
В 1946 году на Сталинской АТС силами штата станции смонтировали седьмую «пятисотку» на 60 механизмов, кроме того, было увеличено количество приборов до 60 механизмов на пятой и шестой «пятисотках». Монтаж производился на существующих металлоконструкциях, установленных еще в 1935 году.
Затем на Сормовской АТС сделали раздельное поле на стативах ИВ—ЛС, что позволило увеличить емкость станции на 200 номеров.
В 1950 году на станции Игумново была демонтирована АТС машинной системы на 1000 номеров (две «пятисотки» на 70 механизмов) и перевезена в Горький на Свердловскую АТС, где в 1951 году подключили эти 1000 номеров.
Из Казани в 1953 году привезли имевшиеся там свободные приборы машинной системы. Они были использованы на увеличение числа механизмов на ряде «пятисоток» с изменением монтажа, а также на запчасти.
В 1953 году за счет этих приборов, а затем за счет приборов, которые были взяты со станции Автозавода, пострадавшей во время воздушных налетов, была увеличена емкость Соцгородской АТС.
Параллельно с увеличением станционных емкостей обновлялись и линейные сооружения. Воздушные кабельные линии заменялись подземными, частично прокладывался трубопровод и устанавливались колодцы. Была упорядочена трасса соединительных кабелей к Соцгородской АТС, уложенная как времянка в период Великой Отечественной войны. Упразднен воздушный кабель и заменен на подземный с устройством канализации в сторону Мызы.
Для увеличения соединительных линий и улучшения их работы через Оку было проложено два соединительных кабеля, причем второй кабель 500X2X0,5 проложили взамен двух часто повреждающихся соединительных кабелей каждый емкостью 200X2X0,64, проложенных через реку при реконструкции городской телефонной сети еще в 1908—1909 годах по проекту профессора Войнаровского. Этот кабель дал возможность улучшить телефонные соединения между Домом связи и Канавинской АТС и дальнейшим выходом к Сормовской и Соцгородской АТС.
Кроме того, часть магистральных и распределительных кабелей была проложена различными организациями, что позволило использовать вновь смонтированные станционные емкости на станционных сооружениях.
Наряду с необходимостью проведения крупных работ на станционных и линейных сооружениях, в Горьковской городской телефонной сети остро встал и кадровый вопрос. В 1941 году, когда началась война, был закрыт Горьковский техникум связи. Существовавшее перед войной ФЗУ связи, затем преобразованное в ГПТУ связи, также закрылось. Таким образом, учебных заведений, готовивших кадры для ГТС, в городе не стало.
Администрация и общественные организации сети видели единственно правильный путь подготовки кадров в усилении технической учебы, вовлечении работников в заочную учебу в высших и средних учебных заведениях.
За период 1946—1960 годов в заочных учебных заведениях обучалось свыше двухсот человек. Начали поступать в Горький специалисты, окончившие вузы и техникумы, по распределению Министерства связи. За тот же период повысили свою квалификацию через краткосрочные курсы, семинары, по техучебе большое количество работников массовых профессий с повышением соответствующих разрядов.
В 1957 году начальником Горьковской городской телефонной сети был назначен Н. А. Гришанин, работающий здесь после окончания техникума с июля 1939 года. За это время он прошел хорошую производственную школу. Начав работу линейным техником, Николай Алексеевич уже с 1946 года трудился в должности линейного инженера. Впоследствии являлся начальником линейной службы Нагорной части городской телефонной сети и одновременно учился заочно в юридическом институте, который окончил в 1956 году.
Главным инженером Горьковской городской телефонной сети в 1957 году был назначен Н. М. Февралев, который трудился в сети с 1935 года после окончания техникума вначале в должности электромеханика, в дальнейшем инженером смены станционных сооружений Свердловской АТС, начальником линейной службы Сталинской АТС, а в 1956 году окончил Московский электротехнический институт связи.
Обновление руководства сети, а также проведенная реорганизация старшего и среднего руководящего звена — инженерно-технического персонала — позволили коллективу ГГТС с 1957 года более энергично ставить перед областным управлением связи и Министерством связи РСФСР вопросы расширения Горьковской городской телефонной сети.
На первых порах главк выделил городу оборудование машинной системы на 1000 номеров, которые необходимо было вывезти из Биробиджана Хабаровского края, куда и был командирован в апреле 1958 года главный инженер Н. М. Февралев.
Полученное оборудование в 1959 году было смонтировано на Свердловской и Канавинской АТС (по 500 номеров на каждой станции). После этого подсоединения смонтированные емкости телефонной сети в Горьком силами службы эксплуатации были расширены к 1960 году с 11 000 номеров до 15140, то есть произошло увеличение на 40 процентов. Но и этого не хватало быстро развивающемуся промышленному городу.

продолжение книги ...