Летом 1858 г. Николай Меншуткин подал в университет следующее прошение: «Желая для окончательного своего образования выслушать полный курс наук в С.-Петербургском университете по физико-математическому факультету по разряду естественных наук, покорнейше прошу принять меня в число своекоштных (т. е. находящихся на собственном содержании.— Авт.) студентов по выдержании мною установленного для поступления в университет экзамена» [1, стр.5].
Экзамены по всем предметам были сданы успешно, но встретилось непредвиденное затруднение — в университет принимали с 16-летнего возраста, а Николаю до шестнадцати лет недоставало нескольких месяцев. Пришлось обратиться с ходатайством к попечителю учебного округа, который и разрешил его принять.
Наконец-то исполнилась заветная мечта Николая Меншуткина — перед ним распахнулись двери университета. Нечего и говорить, что он с рвением принялся за изучение многочисленных предметов — минералогии, ботаники, зоологии и др. Но особенно пристрастился он к химии. Лекции по неорганической и аналитической химии читал в универоитете Александр Абрамович Воскресенский *, которому юный Меншуткин был обязан своим увлечением химической наукой. Будучи студентом второго курса, Николай устроил у себя на квартире химическую лабораторию. На покупку реактивов и посуды он тратил почти все свои личные деньги.
Образный портрет А. А. Воскресенского нарисовал Д. И. Менделеев **, который сам когда-то учился у него в Главном педагогическом институте: Александр Абрамович Воскресенский «старается, может быть, даже сверх меры, удовлетворить всем требованиям, обращенным к нему как к новому русскому химику. Он читает в Университете, в Педагогическом институте, в Институте путей сообщения, в Инженерной академии... и удерживает эти места, пока не народился сонм свежих русских сил, могущих его заменить.
Плодом такой усиленной педагогической деятельности и является то множество русских химиков, которое и дало Воскресенскому прозвище «дедушки русских химиков»... Воскресенскому и Зинину, его сверстнику, принадлежит честь быть зачинателями самостоятельного русского направления в химии. Принадлежа к числу учеников Воскресенского, я живо помню ту обаятельность
---------------------------
* Александр Абрамович Воскресенский (1809—1880) — член-корреспондент Петербургской Академии наук, профессор Петербургского университета и ряда других высших учебных заведений. Видный специалист в области органической химии. Открыл новые вещества — хинон и теобромин. Изучал отечественные горючие ископаемые.
** Дмитрий Иванович Менделеев (1834—1907) — профессор химии Петербургского университета. Открыл периодический закон химических элементов, являющийся естественно-научной основой современного учения о веществе. Разработал химическую (гидратную) теорию водных растворов. Занимался исследованиями в различных областях химии и физики. Автор книги «Основы химии». Один из основателей Русского химического общества. Почетный член многих научных обществ России, Западной Европы и Америки.
---------------------------
безыскусственной простоты изложения и то постоянное наталкивание на пользу самостоятельной разработки научных данных, какими Воскресенский вербовал много свежих сил в область химии. Другие говорили часто о великих трудностях научного дела, а у Воскресенского мы в лаборатории чаще всего слышали его любимую поговорку: «не боги горшки обжигают и кирпичи делают», а потому в лабораториях, которыми заведовал Воскресенский, не боялись приложить руки к делу науки, а старались лепить и обжигать кирпичи, из которых слагается здание химических знаний... Он всегда... считал истинно начным делом... только возможно твердое следование за фактами, добывать которые и разбирать он и учил массу своих слушателей» [2].
Большое влияние на юного Меншуткина имел и другой профессор химии — Николай Николаевич Соколов *. Николай Александрович впоследствии опублико-
----------------------------
* Николай Николаевич Соколов (1826—-1877)—доктор химии, преподавал химию в Петербургском университете, заведовал кафедрой химии в Новороссийском университете и в Петербургском лесном и земледельческом институте. Разработал учение о различных функциональных особенностях водорода в органических соединениях и установил природу оксикислот. Совместно с А. Н. Энгельгардтом основал первый русский химический журнал. Они же открыли первую в России частную химическую лабораторию.
----------------------------
вал интересные воспоминания о своем учителе: «Н. Н. Соколов начал читать лекции в нашем университете в начале 1860 года, заканчивая курс органической химии, начатый Д. И. Менделеевым и не оконченный за отъездом за границу... Я прослушал его почти полный курс органической химии в 1860—61 году. Начала этих лекций мы, студенты, ожидали с нетерпением. Между студентами хорошее мнение о Соколове уже успело составиться, частью по первым лекциям, частью по блестящей защите диссертаций; некоторые из студентов старших курсов работали в его частной лаборатории. В четвертом курсе был кружок студентов — горячих почитателей Соколова. Дождались и первой лекции. Она произвела на нас сильное впечатление: двадцать лет спустя я припоминаю подробности ее. Первая половина ее была для нас особенно интересной. Соколов вернулся из-за границы последователем позитивной философии Конта *... Соколов начал лекцию с указания на классификацию наук по Конту и на те периоды, которые последний принимает в развитии каждой науки. Все это было для нас ново. Не только первая лекция, но и весь прочитанный курс был превосходный. Критике, наиболее сильной стороне своего таланта, Соколов отвел в нем обширное место» [3, стр. 13—14].
Н. Н. Соколов придавал большое значение педагогическому мастерству, педагогическому вдохновению. Он говорил, что нужно применять такой метод преподавания, который способен «даже из мертвого камня... извлечь живую струю, и даже из человека, зараженного с детства ограниченными утилитарными воззрениями, сделать... свободного ученого, неуклонно идущего к избранной цели тихим, но строгим и верным философским путем» [3, стр. 10].
Н. Н. Соколов был не только учителем студенческой молодежи, но и ее другом и наставником. Он постоянно
-----------------------------
* Огюст Конт (1798—1857) — французский философ. В философской системе Конта значительное внимание уделяется проблеме классификации наук. Он полагал, что принцип деления наук должен «вытекать из изучения самих классифицируемых предметов к определяется действительным сродством и естественными связями, которые между ними существуют». Кант доказывал, что между всеми видами знаний имеется глубокая внутренняя связь.
-----------------------------
указывал, что педагог высшей школы — это прежде всего воспитатель. От него часто приходилось слышать: «...Можно и должно требовать..., чтобы студенты за время пребывания своего в университете, или другом высшем заведении, становились лучше, чем были при поступлении» [4, стр. 16].
Н. Н. Соколов отличался редкими душевными качествами. Его самые характерные черты — благородство и бескорыстие. Коллеги Соколова подчеркивали «то благотворное и в высшей степени благородное влияние, какое он бесспорно имел на своих учеников, в особенности на тех из них, с которыми он сходился ближе. А сходиться с ним было легко: не было примера, чтобы он оттолкнул юношу, одушевленного жаждой знания... Но зато плохо от него приходилось тем, которые преследовали в своих quasi-научных занятиях какие-нибудь совершенно побочные цели. Относительно его педагогических приемов поверхностному наблюдателю могло бы показаться, что они слишком резки... В особенности сердился на всякого рода спешность и небрежность... Внешняя... резкая форма его замечаний, очевидно, была следствием усиленной чуткости его ко всему, что не удовлетворяло его высоким идеалам» [4, стр. 17]. Николай Меншуткин принадлежал к тем ученикам Соколова, которые пользовались его особой любовью и расположением.
Николай Александрович с теплотой говорит о той моральной поддержке, которую он получил от Н. Н. Соколова, когда работал над своей кандидатской диссертацией *: «Соколов был очень доступен для студентов. С величайшим удовольствием я вспоминаю время составления кандидатской диссертации, для чего Соколов предложил мне и некоторым товарищам воспользоваться его библиотекой и писать диссертации у него на квартире. Прелесть этого времени заключалась в беседах, в которые Соколов вступал охотно» [3, стр. 15].
Благодаря лекциям таких выдающихся педагогов, как А. А. Воскресенский, Н. Н. Соколов, Д. И. Менделеев, студенты вооружались солидными теоретическими познаниями и свободно ориентировались в сложных проблемах химической науки.
----------------------------
* Кандидатской диссертацией в то время называлась дипломная работа студентов.
----------------------------