Начало формирования мировоззрения Тимирязева относится к одному из интереснейших периодов в истории яашей Родины — к 60-м годам XIX в. Характеризуя этот период, В. И. Ленин писал: «Оживление демократического движения в Европе, польское брожение, недовольство в Финляндии, требование политических реформ всей печатью и всем дворянством, распространение по всей России „Колокола", могучая проповедь Чернышевского, умевшего и подцензурными статьями воспитывать настоящих революционеров, появление прокламаций, возбуждение крестьян, которых „очень часто" приходилось с помощью военной силы и с пролитием крови заставлять принять „Положение", обдирающее их, как липку, коллективные отказы дворян — мировых посредников применять такое „Положение", студенческие беспорядки — при таких условиях самый осторожный и трезвый политик должен был бы признать революционный взрыв вполне возможным и крестьянское восстание — опасностью весьма серьезной».
Эта революционная ситуация была неизбежным следствием развития капиталистического уклада в недрах феодально-крепостнического строя. К 1860 г. в России насчитывалось уже 15 388 фабрик. Число рабочих поднялось до 565 тыс., тогда как в 1825 г. их было 210 тыс., а в 1804 г. всего лишь 95 тыс. Однако крепостной строй тормозил развитие промышленности. Подневольный труд крепостных в сельском хозяйстве и промышленности был чрезвычайно мало производительным. Господство натурального хозяйства и крайне низкий технический уровень сельского хозяйства сильно стесняли дальнейшее расширение внутреннего рынка. Личная зависимость крестьян от помещика и прикрепление их к земле мешали освобождению необходимого количества рабочих рук для промышленности. К этому присоединялось сознательное стремление части помещиков задержать рост промышленности. Но ни объективные, ни субъективные факторы, тормозившие этот рост, не могли остановить процесс капиталистического развития России.
Назревание кризиса крепостного строя было ускорено военным поражением России в Крымской войне. «Стомиллионная нация, играющая важную роль в мировой истории, — писал Энгельс, — не могла бы при современных экономических и промышленных условиях продолжать оставаться в том состоянии, в каком Россия находилась вплоть до Крымской войны».
Обострение внутренних противоречий между растущим капиталистическим укладом и отживавшим свой век крепостничеством проявлялось прежде всего в росте противоречий между двумя основными классами дореформенной России — крестьянами и помещиками. Вторжение товарных отношений в систему натурального хозяйства побуждало помещиков-крепостников расширять производство хлеба на продажу. Это вызвало усиление эксплуатации крестьян. Положение крестьянства стало совершенно невыносимым. Голод, нужда, полное политическое бесправие все сильнее и сильнее толкали крестьянство на борьбу за свое освобождение. Если ранее протест крестьян против зверского надругательства и жесточайшей эксплуатации выражался в бегстве на свободные земли, отдельных убийствах и поджогах имений наиболее деспотичных помещиков, то в описываемый период он все чаще выливался в форму массовых выступлений.
Выступления крестьян приобрели ярко выраженный антикрепостнический характер, проявляясь в отказе выходить на барщину, платить подати и оброки. Все чаще и чаще крестьяне громили и сжигали помещичьи имения, убивали их владельцев. Восстания крестьян отдельных селений распространялись на соседние, охватывая иногда целые волости и даже, уезды. Царское правительство жестоко подавляло эти восстания, учиняя на месте военно-полевые суды. Десятки восставших тут же на глазах односельчан расстреливались, сотни — отправлялись на каторгу. Но никакие репрессии уже не могли задушить стихийное революционное движение крестьян. С каждым годом число крестьянских волнений неуклонно возрастало:
в 1826—1834 гг. их было 145 » 1835—1844 гг. » » 216
в 1845—1854 гг. их было 348 » 1855—1860 гг. » » 474
Маркс, внимательно следивший за русским крестьянским движением, писал Энгельсу в 1858 г., что, по его мнению, в России «началась революция». Сложности создавшейся обстановки не могло не понять и царское правительство. «Крестьянские „бунты", — писал В. И. Ленин, — возрастая с каждым десятилетием перед освобождением, заставили первого помещика, Александра II, признать, что лучше освободить сверху, чем ждать, пока свергнут снизу».
Крепостное право составляло главное препятствие в бурном развитии капитализма в России. От того, каким путем будет устранено это препятствие, зависел весь ход дальнейшего исторического развития страны.
Вполне понятно поэтому, что и размежевание классовых сил в России в этот период происходило главным образом по вопросу об отношении к крепостному праву. «... Все общественные вопросы, — писал В. И. Ленин о 40—60-х годах,— сводились к борьбе с крепостным правом и его остатками». Совершенно неправильным является взгляд, ведущий свое начало от либеральных и либерально-народнических историков, будто решающее значение в тот период имела борьба между крепостниками и либералами. В действительности эта «борьба» была «борьбой» внутри господствующих классов. «Либералы так же, как и крепостники, стояли на почве признания собственности и власти помещиков, осуждая с негодованием всякие революционные мысли об уничтожении этой собственности, о полном свержении этой власти».
Либералы, хотя и сознавали необходимость отмены крепостного права, все же, как и помещики-крепостники, больше всего боялись отмены его снизу, путем крестьянской революции. Поэтому либералы стояли за отмену крепостного права путем реформы, проведенной самим царским правительством. «Либералы, — писал Ленин, — были и остаются идеологами буржуазии, которая не может мириться с крепостничеством, но которая боится революции, боится движения масс, способного свергнуть монархию и уничтожить власть помещиков. Либералы ограничиваются поэтому "борьбой за реформы", „борьбой за права", т. е. дележом уласти между крепостниками и буржуазией».
Подлинная борьба в тот период шла между либерально-монархическим лагерем помещиков и капиталистов и революционно-демократическим лагерем крестьянства и революционной разночинной интеллигенции. Революционно-демократический лагерь вел борьбу за полное уничтожение крепостного права не реформистским, не соглашательским путем, а путем крестьянской революции. Вождь революционной демократии Н. Г. Чернышевский, несмотря на все цензурные рогатки, последовательно проводил в своих сочинениях идею крестьянской революции, идею свержения царско-крепостнического строя. Вместе с Н. Г. Чернышевским шли лучшие представители русской интеллигенции — Н. А. Добролюбов, Н. А. Серно-Соловьевич, Н. В. Шелгунов, М. И. Михайлов и др. В 60-х годах и А. И. Герцен окончательно изжил свои прежние либеральные колебания и твердо стал на позиции революционной демократии.
В 1861 г. победу одержал либерально-монархический лагерь. Крепостное право было отменено сверху — путем реформы. В результате крестьяне после «освобождения» стали терпеть еще больше бедствий, чем раньше. «Ни в одной стране в мире, — писал В. И. Ленин, — крестьянство не переживало и после „освобождения" такого разорения, такой нищеты, таких унижений и такого надругательства, как в России». Лишенное каких-либо гражданских прав крестьянство попрежнему находилось полностью в руках помещиков и поставленных ими начальников. Несмотря на отмену крепостного права, крестьян за малейшую провинность пороли розгами. Находясь в полной политической и экономической зависимости от помещиков, крестьяне отличались от крепостных только тем, что их нельзя было теперь купить или продать как вещь.
Вот почему на реформу, которую Чернышевский назвал «мерзостью», а Герцен определил как «новое крепостное право», крестьяне ответили новым усилением революционной борьбы. «...Паление крепостного права встряхнуло весь народ, разбудило его от векового сна, научило его самого искать выхода, самого вести борьбу за полную свободу». Только за один 1861 г. в России имело место 1200 крестьянских выступлений, в которых участвовало 2000 сел. Крестьянское движение охватило 90% всех губерний. Чернышевский и его соратники не ограничивались в то время легальными методами борьбы. В изданной нелегально прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон» Чернышевский, показав грабительский характер реформы, призывал крестьянство готовиться к вооруженному восстанию. Аналогичные листовки были выпущены последователями Чернышевского — Михайловым, Шелгуновым и другими авторами. Прокламации эти расклеивались на улицах, передавались из рук в руки, производя огромное впечатление на народные массы, вызывая страх и бешенство в правительственных кругах.
Большую роль в развитии революционного сознания передовой русской интеллигенции сыграл в то время «Колокол» Герцена. Широкое распространение получили студенческие волнения, носившие ярко выраженный политический характер. Казанские студенты в апреле 1861 г. выразили бурный протест против жестокой расправы царских властей с восставшими крестьянами в селе Бездна. Их поддержали студенты Петербурга, Москвы, Харькова и других городов.