Ответное слово


Академик Дмитрий Николаевич Прянишников
Сборник под ред. В. С. Немчинова.
Издание ТСХА, М., 1948 г.
Библиотека естествознания
Приведено с некоторыми сокращениями.
OCR Biografia.Ru


Товарищи, к сожалению, по состоянию здоровья я не могу ответить так, как хотелось бы, в соответствии с тем, как говорили здесь многие.
Позвольте сердечно поблагодарить Вас, здесь присутствующих, и всех других лиц, почтивших меня своим вниманием в день моего 80-летия, за те добрые пожелания, за теплые слова привета, за высокую оценку моей работы, которая была дана выступавшими здесь. Позвольте выразить также мою глубокую благодарность нашему Правительству за столь высокую оценку моих трудов.
В своей работе больше всего внимания я уделял исследованиям в области агрономической химии и физиологии растений. Почему именно эта область знания привлекла меня? По окончании естественного отделения физико-математического факультета Московского университета я, под влиянием общественных настроений того времени, считал необходимым специализироваться в области, в которой моя работа была бы наиболее полезна для народа. Я решил избрать агрономию и поступил на 3-й курс Петровской академии. Здесь под влиянием Тимирязева, которого я знал еще по Университету, я начал специализироваться и работать в области агрономической химии и физиологии растений. Агрономическая химия привлекала мое внимание своей связью с практическими задачами повышения урожаев.
Думаю, что моя многолетняя работа показала правильность избранного мною пути, и что исследования, проведенные мною и моими сотрудниками, имеют существенное значение для земледелия СССР. Большое удовлетворение дает сознание, что результаты этих работ, найдя свое приложение после Октябрьской революции, пошли на пользу не только нашему земледелию, но и способствовали развитию химической промышленности и тем самым укреплению обороноспособности Советского Союза.. Настоящий год является годом победы советского оружия, и мне приятно сознавать, что в этой победе есть капля и моего труда.
Сейчас я могу поставить себе в упрек, что занимался слишком разнообразными делами, слишком разбрасывался. Много лет я читал курс «Частного земледелия», много внимания было уделено вопросам организации и структуры высших с.-х. учебных заведений, вопросам женского высшего с.-х. образования. Немало сил в свое время отняла борьба за создание опытных станций, за самое право сельскохозяйственной высшей школы заниматься наукой. Много времени отняло у меня исполнение обязанностей декана, помощника директора по учебной части, директора Голицинских женских с.-х. курсов и Московского с.-х. института. Все это отвлекало меня от основного направления — от научной работы в области агрономической химии и физиологии растений.
Важным делом моей жизни, потребовавшим: большого внимания, была подготовка научных и педагогических кадров. Через мою лабораторию прошли, кроме тысяч студентов, многие десятки, если не сотни научных сотрудников, именно из них составился основной контингент руководящих научных работников-агрохимиков в таких исследовательских институтах, как НИУИФ, ВИУАА, ЦИНС.
Мои ученики работают на большинстве кафедр агрохимии в с.-х. вузах нашей страны.
Я считаю своей большой удачей, что мне удалось сочетать теоретические исследования с их практическим приложением. Как известно, «нет ничего более важного для практики, как хорошая теория». Мне кажется, мои исследования по азотистому обмену в растениях могут служить хорошей иллюстрацией к этому положению.
К сожалению, как это можно видеть на многих примерах и прошлого и современности, правильная пропорция между исследованиями теоретического характера и работами прикладного значения не выдерживается. В частности, я считаю неправильным часто выдвигающееся требование, чтобы научная тематика; вытекала только из требований современного производства. Полностью обслуживая существующие производства и изучая неясные стороны используемых в них процессов, наука должна разрабатывать также основные вопросы, которые ставит не современное производство, а логика развития той или иной из основных наук, и на разрешении которых могут быть созданы новые виды производства. Я однажды сравнил науку с перископом подводной лодки, который позволяет ей видеть не только непосредственную цель, но и более далекую перспективу.
Наши работы по физиологии корневого питания, когда их начали, были такой проблемой дальнего прицела, и тогда казалось, что они имели мало отношения к жизни. Работая с азотнокислым аммонием, я 45 лет тому назад назвал аммиачную селитру удобрением будущего. Это предсказание было сделано на основании физиологических опытов. Тогда у меня еще не было производственных данных, а теперь действительно оказалось, что аммиачная селитра стала главным продуктом азотной промышленности.
Мне приятно констатировать, что многие вопросы, решенные нами правильно в самом начале, теперь не новы, они вошли в учебники. Таково решение вопроса о взаимодействии между формами фосфатов, уевояющей способностью растений и почвой.
Принимая сегодня Ваши приветствия и поздравления, я хочу их отнести не столько к себе лично, сколько к тому делу, которому я посвятил свою жизнь.
Я всегда опирался на дружный коллектив своих учеников, помощников, сотрудников по кафедре и ряд других агрохимиков, вышедших с моей кафедры и ставших самостоятельными работниками.
Теперь, когда наша страна, благодаря руководству товарища Сталина, победоносно завершила величайшую из войн, и мы вступили в пору мирного развития, мы будем иметь еще более широкие перспективы и возможности для химизации земледелия, для развития агрономической химии и других наук.
Позвольте выразить уверенность в том, что то, что было сделано мною и моими учениками, поможет нашей Родине быстрее залечить тяжелые раны, нанесенные войной, и двинуть ее по пути к процветанию.
Если первые пятилетки подготовили победу, то предстоящие пятилетки приведут к материальному благополучию нашей Родины, и все мы будем прилагать усилия, чтобы содействовать этой цели.

Академик Д. Н. Прянишников

продолжение книги ...