Учебное пособие, написанное академиком Я. К. Гротом, «Русское правописание», изданное в 1894 г.


Книга Г. Роледера «Онанизм», вышедшая из печати в 1927 г. и рассказывающая о лечении пагубной привычки.


Развлекательная и познавательная книга Г. Вагнера и К. Фрейера «Детские игры и развлечения», изданная в 1902 г.


Книга Н. Тяпугина «Народные заблуждения и научная правда об алкоголе», вышедшая из печати в 1926 г.

Виды внимания


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Непроизвольное внимание. Если объяснение учителя интересно по содержанию, включает элементы наглядности, ученики без всяких усилий, внимательно слушают рассказ педагога и сосредоточенно наблюдают то, что он показывает. Это — проявление так называемого непроизвольного внимания. Оно нередко появляется у человека не только без всяких волевых усилий, но и без намерения что-либо видеть, слышать и т. п. Поэтому данный вид внимания называют также непреднамеренным.
Физиологической основой непроизвольного (непреднамеренного) внимания является ориентировочный рефлекс, побуждающий человека реагировать на то, что происходит в окружающей среде.
Чем же конкретно вызывается непроизвольное внимание? Прежде всего всякими сильными раздражителями. Так, оглушительные раскаты грома в небе или ружейный выстрел поблизости заставляют каждого обратить внимание на эти звуки. Большое значение имеет относительная сила раздражителя. Среди тишины ночи и слабый шорох будет заметен.
Для привлечения внимания имеет значение неожиданность раздражителя, даже если он и не очень сильный. Движущиеся предметы, а также новизна, изменения в привычном не остаются незамеченными. Так, применение на уроке нового наглядного пособия повышает внимание учащихся. Так же действуют контрастные предметы или явления. Например, на высокого человека скорее обратят внимание, если рядом с ним находятся низкорослые люди.
Большое значение для появления непроизвольного внимания имеет внутреннее состояние человека. Проголодавшийся человек почувствует запах пищи, доносящийся из кухни, в то время как сытый не обратит на это внимания. Все, что вызывает у нас интерес, отвечает наклонности и вкусам, действует на чувства, невольно привлекает наше внимание. Большое значение для привлечения и, главное, для сохранения внимания имеет прошлый опыт человека.
Произвольное внимание. Иной характер имеет так называемое произвольное внимание. Оно возникает потому, что у человека появляется цель, намерение что-то воспринимать или делать. Этот вид внимания называют также преднамеренным. Ученик решает задачу, ему трудно сосредоточиться, но он заставляет себя это сделать, вникает в условие, думает. Нередко внешние раздражители отвлекают внимание ученика, но он усилием воли принуждает себя к сосредоточенной работе.
Произвольное внимание появилось у человека в результате трудовых усилий, поэтому оно имеет волевой характер. «Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд,— писал Маркс,— в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании...»
Послепроизвольное внимание. Ряд психологов выделяют еще третий вид внимания, которое возникает после определенных волевых усилий, но когда человек как бы «входит» в работу, начинает легко сосредоточиваться на ней. Такое внимание советский психолог Н. Ф. Добрынин назвал послепроизвольным (или вторичным), так как оно приходит на смену обычному, произвольному вниманию. Этот вид внимания отличается от непроизвольного внимания: у человека есть сознательная цель, ради которой он сосредоточивается. Но послепроизвольное внимание не сводится и к произвольному: оно не требует особых волевых усилий. Послепроизвольное внимание имеет большое значение в учебной работе, в начале которой у школьника нередко бывает произвольное внимание. Затем работа увлекает его, и он перестает отвлекаться, начинает заниматься сосредоточенно.
Если условием появления непроизвольного внимания являются, как было сказано, качества внешних раздражителей и особенности внутреннего состояния человека (его потребности, интересы и т. п.), то для появления и поддержания произвольного внимания необходимо сознательное отношение к деятельности. Однако нередко бывает так, что это сознательное отношение имеется, цель ясна и достижение ее признается совершенно необходимым, тем не менее человек не может работать сосредоточенно. Так бывает у людей со слабо развитой волей, которые не привыкли проявлять определенное усилие, чтобы быть внимательными.
Указанные условия относятся и к появлению послепроизвольного внимания. Правда, его привлечение осуществляется с меньшей трудностью. Здесь часто помогает привычка, благодаря которой человек довольно быстро входит в работу, сосредоточивается на ней.

к следующему параграфу ...






Добавлена книга известного в прошлом географа Ю. Г. Саушкина «Москва», под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н. Н. Баранского, изданная в 1955 г.


Добавлена книга М. Д. Каммари, Г. Е. Глезермана и др. авторов «Роль народных масс и личности в истории», изданная Гос. изд-м политической литературы в 1957 г.


Добавлена книга «На заре книгопечатания» В. С. Люблинского, изданная "Учпедгизом" в 1959 г. и повествующая о первых книгопечатниках.


Добавлена книга «Я. М. Свердлов. Избранные статьи и речи», изданная в 1939 г. и содержащая речи и статьи известного политического и государственного деятеля.


Добавлена книга «Таежные походы. Сборник эпизодов из истории гражданской войны на Дальнем Востоке», под редакцией М. Горького и др., изданная в 1935 г.


Добавлена брошюра М. Моршанской «Иустин Жук», напечатанная издательством "Прибой" в 1927 г. и рассказывающая о деятельности революционера.


Добавлена книга М. А. Новоселова «Иван Васильевич Бабушкин» о жизни Бабушкина, напечатанная издательством "Молодая Гвардия" в 1954 г.