Учебное пособие, написанное академиком Я. К. Гротом, «Русское правописание», изданное в 1894 г.


Книга Г. Роледера «Онанизм», вышедшая из печати в 1927 г. и рассказывающая о лечении пагубной привычки.


Развлекательная и познавательная книга Г. Вагнера и К. Фрейера «Детские игры и развлечения», изданная в 1902 г.


Книга Н. Тяпугина «Народные заблуждения и научная правда об алкоголе», вышедшая из печати в 1926 г.

Сохранение и забывание усвоенного


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Из того, что мы запомнили, только сравнительно небольшая часть сохраняется в памяти долго, иногда в течение всей жизни. Большинство же усвоенного постепенно забывается, так как отсутствуют подкрепления тех раздражений, которые ранее имели место. Поэтому, чтобы сохранить в памяти усвоенное, надо повторять его.
Материал, хорошо понятый, сохраняется в памяти значительно лучше, чем тот, который усвоен дословно, но без полного понимания.
В процессе сохранения иногда наблюдается своеобразное явление: заучиваемый материал лучше вспоминается не сразу, а спустя некоторое время (день, два или более). Усвоенный материал за это время как бы закрепился в коре мозга, и восстановить его стало легче. Это явление отчасти объясняется утомлением соответствующих корковых клеток. Лишь спустя некоторое время оно исчезает, в коре мозга вновь могут возникнуть необходимые возбуждения, появиться соответствующие нервные связи.
Если после усвоения учебного материала предложить школьникам запомнить что-то другое, но сходное с предыдущим (например, после литературы ученик будет заниматься историей), то запоминание похожего материала будет затруднено. Активная последующая деятельность, вызывающая сильное возбуждение, также может вызвать полное или частичное забывание материала. Это объясняется тем, что последующая деятельность как бы стирает те «следы» в коре, которые остались в результате запоминания.
Хорошо сохраняется в памяти тот материал, который был усвоен среди дня, а затем повторен перед сном и утром после пробуждения. Это объясняется тем, что во время сна не бывает сильных впечатлений, которые могут вытеснить, стереть в памяти усвоенное.
Мы говорим о необходимости прочно и долго сохранять в памяти усвоенное. Но это не значит, что забывание имеет только отрицательное значение в жизни человека. Если бы мы никогда ничего не забывали, то наш мозг оказался бы перегруженным ненужной информацией, которая только затрудняла бы образование новых, полезных связей.
Забывание позволяет нам хранить в памяти только то, что имеет для нас какое-то значение.

к следующему параграфу ...






Добавлена книга известного в прошлом географа Ю. Г. Саушкина «Москва», под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н. Н. Баранского, изданная в 1955 г.


Добавлена книга М. Д. Каммари, Г. Е. Глезермана и др. авторов «Роль народных масс и личности в истории», изданная Гос. изд-м политической литературы в 1957 г.


Добавлена книга «На заре книгопечатания» В. С. Люблинского, изданная "Учпедгизом" в 1959 г. и повествующая о первых книгопечатниках.


Добавлена книга «Я. М. Свердлов. Избранные статьи и речи», изданная в 1939 г. и содержащая речи и статьи известного политического и государственного деятеля.


Добавлена книга «Таежные походы. Сборник эпизодов из истории гражданской войны на Дальнем Востоке», под редакцией М. Горького и др., изданная в 1935 г.


Добавлена брошюра М. Моршанской «Иустин Жук», напечатанная издательством "Прибой" в 1927 г. и рассказывающая о деятельности революционера.


Добавлена книга М. А. Новоселова «Иван Васильевич Бабушкин» о жизни Бабушкина, напечатанная издательством "Молодая Гвардия" в 1954 г.