Учебное пособие, написанное академиком Я. К. Гротом, «Русское правописание», изданное в 1894 г.


Книга Г. Роледера «Онанизм», вышедшая из печати в 1927 г. и рассказывающая о лечении пагубной привычки.


Развлекательная и познавательная книга Г. Вагнера и К. Фрейера «Детские игры и развлечения», изданная в 1902 г.


Книга Н. Тяпугина «Народные заблуждения и научная правда об алкоголе», вышедшая из печати в 1926 г.

Воспроизведение и узнавание


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Многое из того, что мы воспринимали или делали, вспоминается (воспроизводится) без всяких усилий с нашей стороны, непроизвольно. Так, занимаясь историей, ученик может вспомнить исторический роман, который он читал. Это — непроизвольное (или непреднамеренное) воспроизведение.
Но очень часто мы вспоминаем что-либо с некоторыми усилиями. Так, например, ученик не сразу может припомнить теорему Пифагора. Он старается восстановить в памяти чертеж, который дан в учебнике, припоминает, что речь идет о прямоугольном треугольнике, о квадратах, построенных на его сторонах, и т. п. Наконец, ему удается вспомнить содержание теоремы.
Это — пример произвольного (или преднамеренного) воспроизведения. Прибегать к нему приходится очень часто, особенно в учебной работе.
Воспроизведение, связанное со значительными волевыми усилиями, требующее от человека определенного напряжения, называют припоминанием. Оно включает активную работу мысли и протекает легче, если воспроизводить те факты и обстоятельства, при которых мы воспринимали припоминаемый предмет или явление.
Узнавание тоже бывает непроизвольным и произвольным. Процесс узнавания происходит обычно легче, чем воспроизведение, так как оно опирается на повторное восприятие. Поэтому, даже припоминая, мы иногда применяем узнавание.
Так, забыв, как зовут нашего знакомого, мы начинаем перебирать в уме имена: Петя, Ваня, Сережа. Сказав про себя: «Коля», мы узнаем в этом слове имя знакомого.
Но узнавание не может быть критерием (мерилом) прочности и полноты запоминания. Иногда ученикам при повторном чтении учебного материала кажется, что они его усвоили. В действительности они его только узнали. Когда же школьники пытаются воспроизвести материал, не заглядывая в книгу, им становится ясно, что до запоминания еще далеко. Поэтому о качестве запоминания можно судить только по воспроизведению.

к следующему параграфу ...






Добавлена книга известного в прошлом географа Ю. Г. Саушкина «Москва», под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н. Н. Баранского, изданная в 1955 г.


Добавлена книга М. Д. Каммари, Г. Е. Глезермана и др. авторов «Роль народных масс и личности в истории», изданная Гос. изд-м политической литературы в 1957 г.


Добавлена книга «На заре книгопечатания» В. С. Люблинского, изданная "Учпедгизом" в 1959 г. и повествующая о первых книгопечатниках.


Добавлена книга «Я. М. Свердлов. Избранные статьи и речи», изданная в 1939 г. и содержащая речи и статьи известного политического и государственного деятеля.


Добавлена книга «Таежные походы. Сборник эпизодов из истории гражданской войны на Дальнем Востоке», под редакцией М. Горького и др., изданная в 1935 г.


Добавлена брошюра М. Моршанской «Иустин Жук», напечатанная издательством "Прибой" в 1927 г. и рассказывающая о деятельности революционера.


Добавлена книга М. А. Новоселова «Иван Васильевич Бабушкин» о жизни Бабушкина, напечатанная издательством "Молодая Гвардия" в 1954 г.