Учебное пособие, написанное академиком Я. К. Гротом, «Русское правописание», изданное в 1894 г.


Книга Г. Роледера «Онанизм», вышедшая из печати в 1927 г. и рассказывающая о лечении пагубной привычки.


Развлекательная и познавательная книга Г. Вагнера и К. Фрейера «Детские игры и развлечения», изданная в 1902 г.


Книга Н. Тяпугина «Народные заблуждения и научная правда об алкоголе», вышедшая из печати в 1926 г.

Магазин мебели - купить раскладной диван киев - отличный выбор.

Решение мыслительных задач


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Мышление начинается с вопроса, когда человек, наблюдая конкретные факты, стремится сделать обобщение, установить причины явлений, предвидеть будущее. Познавательные процессы всегда основаны на данных ощущений и восприятий. Однако мыслящий человек не ограничивается ими, но делает выводы, которые затем проверяет в процессе практической деятельности. Очень ясно и четко охарактеризовал эти этапы мыслительных процессов В. И. Ленин: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности».
Как же протекают мыслительные процессы при решении жизненных задач?
а) Прежде всего уясняется вопрос, который надо решить. Без этого человеку не над чем думать, перед ним нет проблемы. И чем яснее для человека задача, которую он должен решить, тем скорее он найдет ее правильное решение. Дети, в частности младшие школьники, нередко не могут поставить вопрос только потому, что недостаточно разобрались в содержании заданного, не провели анализа условия задачи, не уяснили себе, что дано и что требуется найти. Они проявляют торопливость, которая мешает вдумываться в условие задачи.
б) Затем привлекаются знания (правила, факты, законы), необходимые для решения задачи. Используется прошлый опыт в аналогичных или сходных случаях.
в) Важный этап деятельности мышления состоит в том, что намечается гипотеза, т. е. делается предположение о возможном решении задачи.
г) Следующий этап— процесс проверки этой гипотезы.
д) Если гипотеза неверна, ее отбрасывают и делаются другие предположения. Нередко проверка гипотез производится в уме. Так, конструктор, решая техническую задачу, обдумывает ее про себя, мысленно рассматривает разные варианты устройства машины, а затем уже останавливается на лучшем из этих вариантов.
е) Завершается решение большинства задач проверкой полученных результатов на практике.
Затруднения при решении мыслительных задач происходят по самым разнообразным причинам. Укажем на две из них.
1) Иногда решающий не замечает некоторых данных задачи.
Приведем такую задачу: «Два товарища направились из пункта А в пункт Б, расстояние между которыми равно 30 км. Один из них шел пешком, делая по 6 км в час, а другой ехал на велосипеде, двигаясь со скоростью 13 км в час. Когда велосипедист доехал до пункта Б, он повернул навстречу пешеходу, Поравнявшись с ним, велосипедист снова повернул к пункту Б, оттуда опять поехал навстречу товарищу и так ездил до тех пор, пока пешеход не дошел до пункта Б (предполагается, что оба друга двигались непрерывно и равномерно). Сколько километров проехал велосипедист?»
Некоторых учеников затрудняет решение этой задачи, они делают попытки вычислить, сколько километров проехал велосипедист до первой встречи с пешеходом, до второй и т. д. Между тем, если бы решающие обратили внимание на то, что оба товарища находились в пути по 5 часов (30 км : 6 км/час), то ясно, что велосипедист проехал 65 км (13 км х 5= 65 км).
2) Иногда не могут решить задачи из-за того, что привносят в нее какое-то лишнее требование (условие), которого в задаче нет.
Есть такая графическая задача, в которой требуется через четыре точки провести три прямые линии, не отрывая карандаша от бумаги. Эта задача вызывает трудности потому, что решающие нередко ограничивают движение своего карандаша пределами прямоугольника, между тем такого условия в задаче не поставлено. Если же прямые продолжить, то задача решается очень легко.
Подобные затруднения встречаются и у ученых, изобретателей, конструкторов при решении серьезных проблем.
Так, например, привнесение излишнего требования в условие задачи вызвало большие затруднения у П. Н Яблочкова, изобретателя первой электрической лампочки. Он долго думал, как сделать, чтобы расстояние между углями лампы, расположенными на одной вертикальной линии, не увеличивалось при сгорании. Иначе прохождение тока через них прекращалось и электрическая лампочка гасла. Пробовали делать механизм сближающий угли, но это оказалось очень дорогим и сложным приспособлением. И вот однажды Яблочков положил случайно на столе два карандаша рядом. И тут его осенила мысль: поместить угли в лампе параллельно. Задача была решена, когда изобретатель исключил лишнее условие — вертикальное положение углей на одной прямой линии.

к следующему параграфу ...






Добавлена книга известного в прошлом географа Ю. Г. Саушкина «Москва», под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н. Н. Баранского, изданная в 1955 г.


Добавлена книга М. Д. Каммари, Г. Е. Глезермана и др. авторов «Роль народных масс и личности в истории», изданная Гос. изд-м политической литературы в 1957 г.


Добавлена книга «На заре книгопечатания» В. С. Люблинского, изданная "Учпедгизом" в 1959 г. и повествующая о первых книгопечатниках.


Добавлена книга «Я. М. Свердлов. Избранные статьи и речи», изданная в 1939 г. и содержащая речи и статьи известного политического и государственного деятеля.


Добавлена книга «Таежные походы. Сборник эпизодов из истории гражданской войны на Дальнем Востоке», под редакцией М. Горького и др., изданная в 1935 г.


Добавлена брошюра М. Моршанской «Иустин Жук», напечатанная издательством "Прибой" в 1927 г. и рассказывающая о деятельности революционера.


Добавлена книга М. А. Новоселова «Иван Васильевич Бабушкин» о жизни Бабушкина, напечатанная издательством "Молодая Гвардия" в 1954 г.