.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Воображение как свойство личности


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Воображение тесно связано с другими психическими процессами и свойствами личности. Оно обычно окрашено переживаниями. Яркие картины, которые рисует воображение, нередко возникают вследствие повышенной чувствительности. Чувство страха заставляет человека представлять воображаемые опасности, и, напротив, воображение этих опасностей может во много раз усилить чувство страха. Это же относится и к эмоциям радости или печали. Воображение усиливает их, а сами эти переживания побуждают усиленно работать воображение.
Большая зависимость существует между умом и воображением человека.
Высокий умственный уровень личности часто сочетается с богато развитым, воображением. К. Д. Ушинский писал, что «сильное, деятельное воображение есть необходимая принадлежность великого ума; но, конечно, только такое воображение, материалы которого сильно переработаны здравым рассудком, поэтическим чувством, нравственными стремлениями и т. д. и которыми, кроме того, управляет сам человек... Если воображение наполнено рядами глупых ассоциаций, пустых, бесполезных или безнравственных, то его яркость и сила, особенно при слабости воли, могут совершенно извратить рассудочный процесс».
Воображение может быть тесно связано с волевыми качествами личности, и польза или вред от него во многом зависит от того, в какой мере процессы воображения контролируются сознанием человека.
Особенно большое значение для психологической характеристики личности имеет творческое воображение. Такие психические состояния, как вдохновение, дающие большой подъем сил и чувств, необходимых в творчестве, обычно тесно связаны с работой воображения.
Особенности воображения в известной степени позволяют судить и о моральном облике личности. Склонность к неточности, к преувеличению или преуменьшению фактов, явлений и т.д. часто бывает из-за отсутствия контроля над воображением. Этим качеством отличаются некоторые дети, которые, говоря неправду, иногда смешивают реальное и воображаемое. Но с годами при правильном воспитании этот недостаток у них исчезает.
Значительно хуже, если такое качество развивается у взрослого. При оценке самого себя он может вообразить, что у него есть достоинства, которые на самом деле отсутствуют. Такой человек не замечает своих недостатков и может стать хвастуном, вызывающим антипатию у окружающих. Напротив, воображение, контролируемое сознанием, способствует критической самооценке, так как человек ясно представляет, каким бы он хотел быть. Это делает его более скромным и побуждает работать над собой.
Тот, кто хорошо представляет себе состояние другого человека, оказывается способным к сопереживанию, к сочувствию. Это делает его чутким, отзывчивым, тактичным, добрым. Но тот, кто обладает слабым воображением и потому не способен ставить себя на место других людей, привык думать только о себе и легко может стать при соответствующих условиях самовлюбленным эгоистом.
Стремление некоторых детей обижать слабых товарищей, издеваться над ними, а также мучить животных иногда объясняется не тем, что эти дети жестоки, а тем, что они не могут представить себе психическое и физическое состояние другого существа, поставить себя на его место.
Соответствующие беседы и нравственные упражнения помогут ликвидировать эту склонность детей делать неприятное людям и животным.

Вопросы для повторения

1. Чем отличаются представления (образы) воображения от представлений памяти?
2. Каковы физиологические основы воображения?
3. Какое значение имеет воображение в жизни человека?
4. В чем разница между воссоздающим (репродуктивным) и творческим воображением?
5. Назовите некоторые приемы создания образов воображения.
6. Чем отличается мечта от других видов воображения?
7. Какие особенности воображения характеризуют личность?

Задания

1. Приведите пример творческого воображения в науке.
2. Расскажите о мечте полезной и бесполезном фантазировании, используя жизненные наблюдения или художественную литературу.

к следующему параграфу ...