Учебное пособие, написанное академиком Я. К. Гротом, «Русское правописание», изданное в 1894 г.


Книга Г. Роледера «Онанизм», вышедшая из печати в 1927 г. и рассказывающая о лечении пагубной привычки.


Развлекательная и познавательная книга Г. Вагнера и К. Фрейера «Детские игры и развлечения», изданная в 1902 г.


Книга Н. Тяпугина «Народные заблуждения и научная правда об алкоголе», вышедшая из печати в 1926 г.

Эмоциональные состояния


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Эмоции нередко окрашивают поведение человека в особый чувственный тон, создавая более или менее продолжительные, весьма устойчивые переживания. Иногда чувства возникают внезапно, протекают бурно и сравнительно быстро проходят. Эти длительные или кратковременные переживания называются психическими или эмоциональными состояниями. К их числу относятся настроения, аффекты, страсти, стрессовые состояния.
Настроениями называют относительно слабые, но обычно довольно продолжительные общие эмоциональные состояния, отражающиеся на психических процессах и на всем поведении человека. Тот, кто находится в плохом настроении, испытывает грусть или раздражение по всякому поводу, причем без достаточных к тому оснований. А иногда человек бывает весел без особых причин. Ему все в это время кажется прекрасным. Он радуется тому, на что в другом настроении не обратил бы внимания. На первый взгляд кажется, что причины подобных состояний установить невозможно.
Французский писатель Мопассан говорит: «Откуда берутся те таинственные влияния, которые превращают наше благодушие в уныние, а доверчивость — в муку?.. Я просыпаюсь полный веселости, с желанием в горле петь. Отчего? Я спускаюсь вниз по реке и вдруг, после недолгой прогулки, возвращаюсь домой грустный, как будто дома меня ждет какое-нибудь горе. Отчего?»
Это — пример типичного настроения, которое кажется автору беспричинным. На самом деле все в психике человека имеет причину. Возможно, плохое настроение вызвано какой-то неприятной встречей или физиологическим состоянием организма. Если в подобном случае человек вполне здоров и, оказавшись у реки в летнее время, он освежился бы купанием, его плохое настроение, вероятно, исчезло бы. На поддержание бодрого настроения хорошо действует правильный режим дня, физические упражнения, водные процедуры и т. п.
Большое влияние на настроение человека оказывает коллектив, в котором он живет и работает. Успешное учение и любимый труд, своевременно сменяемый здоровым отдыхом, как правило, вызывают у человека бодрое и радостное настроение.
Иногда у людей возникает особый вид психических состояний, который протекает быстро, но бывает сильным и проявляется очень бурно. Это так называемые аффекты. Обычно они имеют характер вспышки или взрыва (гнева, радости и т. п.), когда человек нередко теряет власть над собой, поддаваясь охватившему его чувству. Ярким результатом сильнейшего аффективного состояния было убийство царем Иваном Грозным своего сына. Этот момент запечатлел художник И. Е. Репин в картине «Иван Грозный и сын его Иван».
Появление аффективного состояния связано с возникновением в коре мозга сильного очага возбуждения. В результате этого происходит ослабление тормозных процессов и кора больших полушарий теряет возможность контролировать, подавлять бурный поток импульсов, идущих из подкорковых центров. Таким образом, нарушается необходимое равновесие между деятельностью коры и подкорки. Но бороться с этим эмоциональным возбуждением может каждый человек. Очень важно в момент, когда чувствуешь, например, приступ гнева, постараться переключить свои мысли на какой-либо другой предмет. Это поможет пресечь аффект в самом начале, не дать первоначальному возбуждению быстро превратиться в сильное чувство, которое уже трудно подавить.
Учителю, впавшему в состояние аффекта, не следует тут же определять наказания ученикам, так как в этот момент педагог может оказаться пристрастным, несправедливым, отменять же наложенное взыскание будет трудно. В таких случаях лучше сказать школьнику: «Иди, я подумаю о том, как наказать тебя». Спустя некоторое время учитель вполне объективно оценит поступок и, может быть, даже не найдет нужным наказывать провинившегося школьника. Ожидая наказание, ученик задумается над проступком. Возможно, это приведет к осознанию вины, и тогда отпадет необходимость самого наказания.
Аффективные состояния школьников иногда наступают при получении плохой отметки. Ребенок, например, начинает горько плакать. Некоторые учителя не обращают на это внимания, полагаясь на то, что ребенок сам успокоится. Действительно, бывают случаи, когда обращение в такой момент к ученику только усиливает его аффект. Однако большей частью теплое, ласковое слово любящего учителя, обещание спросить в следующий раз, чтобы исправить отметку, действуют на ребенка успокаивающе, и аффективное состояние проходит.
Особым видом психических состояний являются страсти, т. -е. сильные и в то же время длительные, устойчивые чувства, связанные с каким-нибудь интересом, стремлением, деятельностью. Так, человек может иметь страсть к науке, к музыке, к спорту.
Бывают у людей и такие страсти, которые губительно отражаются на психическом и физическом состоянии личности. Среди них можно назвать пристрастие к алкоголю, к наркотикам, к азартным играм. Если человек не находит в себе силы воли преодолеть эти страсти, они вредят его здоровью и даже могут привести к гибели.
Некоторые страсти, отличаясь большой устойчивостью, длительностью и волнуя человека, протекают относительно спокойно. Но есть чувства, которые проявляются особенно сильно, глубоко потрясая того, у кого они возникли. Такие эмоциональные состояния в психологии принято называть стрессовыми состояниями. Они возникают при больших психических напряжениях: во время опасности, при физических и умственных перегрузках, в очень трудные и ответственные моменты деятельности.

к следующему параграфу ...






Добавлена книга известного в прошлом географа Ю. Г. Саушкина «Москва», под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н. Н. Баранского, изданная в 1955 г.


Добавлена книга М. Д. Каммари, Г. Е. Глезермана и др. авторов «Роль народных масс и личности в истории», изданная Гос. изд-м политической литературы в 1957 г.


Добавлена книга «На заре книгопечатания» В. С. Люблинского, изданная "Учпедгизом" в 1959 г. и повествующая о первых книгопечатниках.


Добавлена книга «Я. М. Свердлов. Избранные статьи и речи», изданная в 1939 г. и содержащая речи и статьи известного политического и государственного деятеля.


Добавлена книга «Таежные походы. Сборник эпизодов из истории гражданской войны на Дальнем Востоке», под редакцией М. Горького и др., изданная в 1935 г.


Добавлена брошюра М. Моршанской «Иустин Жук», напечатанная издательством "Прибой" в 1927 г. и рассказывающая о деятельности революционера.


Добавлена книга М. А. Новоселова «Иван Васильевич Бабушкин» о жизни Бабушкина, напечатанная издательством "Молодая Гвардия" в 1954 г.