.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Интересы как свойства личности


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Интересы как свойства личности у людей бывают разные и оказывают различное влияние на жизнь и деятельность человека. Особенности интересов характеризуют и особенности личности.
Содержание интересов говорит о направленности человека, о тех целях, которые ставит он в жизни.
Глубина интересов тесно связана с общим развитием, умом человека. Встречаются люди, у которых интересы очень поверхностны, мелки, примитивны. Иногда они сводятся только к удовлетворению органических потребностей.
Н. В. Гоголь в поэме «Мертвые души» описывает помещика П. П. Петуха, который очень огорчается тем, что его гость Чичиков не будет у него обедать, так как уже обедал и вообще отличается плохим аппетитом. «Что мне в вас после обеда?» — восклицает Петух, считая, что весь смысл жизни заключается в том, чтобы самому вкусно поесть и поразить кулинарным искусством гостя. Когда разговор заходит о скуке, Петух удивляется, как можно скучать, если и утром, и днем, и вечером приходится заниматься таким интересным делом, как заказывание пищи повару. Конечно, и у нас еще встречаются люди, все интересы которых сводятся к внешнему лоску, к мелкому приобретательству, к удовлетворению мещанских вкусов. Но эти люди — исключение, и с каждым годом в нашей стране их становится меньше.
Немалую роль в жизни человека играет широта интересов. Она говорит о богатстве духовной жизни личности, о разносторонности ее интеллектуальных запросов.
Известный ученый-естествоиспытатель К. А. Тимирязев говорил: «Надо знать обо всем понемногу и все о немногом». Это значит, что человек должен всем интересоваться, но главный, центральный интерес у него должен быть направлен на что-то одно, чем он серьезно занимается, чему посвящает свою жизнь.
Широкий круг интересов особенно необходим людям некоторых профессий. Так, А. М. Горький считал, что литературные работники должны всем интересоваться, во все вникать.
Широта культурных запросов должна отличать и учителя. Если интеллектуальные интересы побуждают его приобретать знания из разных областей, это очень повышает авторитет педагога в глазах учащихся. Когда опытную учительницу спросили молодые педагоги, что надо делать, чтобы стать хорошим учителем, она ответила: «Мне кажется, что для этого надо прежде всего жить настоящей, полной и разумной жизнью, т. е. изучать и наблюдать природу, читать книги, слушать музыку, ходить в театры, путешествовать. Душа педагога должна впитывать в себя очень многое, чтобы потом иметь возможность давать побольше другим. И я непрерывно учусь у книг, у людей, у природы, учусь постоянно, настойчиво».
Некоторые люди интересуются очень многим, но их интересы быстро сменяют друг друга, не отличаются устойчивостью, они поверхностны и неглубоки, имеют характер минутных увлечений. Если такими же скоропреходящими будут и основные интересы человека, то ничего значительного в жизни он не совершит.
Очень важно также, чтобы интересы человека отличались действенностью. Человек, имеющий пассивный интерес, ничего не предпринимает для серьезного удовлетворения этого интереса. Такой человек мало читает соответствующей литературы, не учится. Примером действенного интереса к науке может служить жизнь М. В. Ломоносова. Этот интерес побудил его оставить родные места и, преодолевая невероятные трудности, пробивать себе дорогу в науку.
Интересы могут расти, развиваться. Если у человека недостаточны интересы к чему-либо полезному, например к чтению художественной литературы, к искусству, их можно воспитывать, сначала принуждая себя к соответствующим занятиям, затем, по мере расширения кругозора, интерес будет постепенно расти и углубляться.
Но интересы могут постепенно ослабевать и, наконец, совсем исчезнуть, если человек не заботится об их поддержании, периодически не удовлетворяет их. Подобная атрофия интересов бывает даже у человека большого ума.
Ученый Чарлз Дарвин писал в автобиографии: «До тридцатилетнего возраста и даже позднее мне доставляла большое удовольствие всякого рода поэзия... В былое время я находил большое наслаждение в живописи и еще больше — в музыке. Но вот уже много лет, когда я не могу заставить себя прочитать ни одной стихотворной строки. Я почти потерял также вкус к живописи и музыке.
Если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки по крайней мере раз в неделю; быть может, путем такого (постоянного) упражнения мне удалось бы сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и, может быть, вредно отражается на умственных способностях, а еще вероятнее — на нравственных качествах, так как ослабляет эмоциональную сторону нашей природы».
Отец космонавта Германа Титова считал, что инженер, конструктор, любой человек, не понимающий прелести поэзии, не чувствующий музыки,— просто обокравший себя человек. Своему сыну он советовал жить богатой духовной жизнью, уметь видеть прекрасное и любоваться им. И сын Герман следовал советам отца: его интересовали и литература, и музыка, и спорт, и математика, и физика, но больше всего его увлекала техника и мечты о том, что он станет летчиком.

к следующему параграфу ...