.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Развитие ребенка в процессе обучения


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Начало учения — крупный шаг в психическом, прежде всего в умственном, развитии ребенка. С поступлением в школу у него усиленно развиваются внимание, восприятие, память, мышление, речь, воображение. Все это способствует общему развитию, которое характеризуется значительно более высоким уровнем познавательной деятельности личности. Быстрый интеллектуальный рост ребенка обусловлен увеличением знаний, умений и навыков, которые он приобретает, расширением его кругозора, развитием любознательности, привычкой к умственному труду, к самостоятельной учебной работе.
При правильных методах обучения ученик младших классов не только ждет (как ждал дошкольник) готовых ответов на свои вопросы, но и старается кое-что сделать самостоятельно, конечно, под руководством учителя.
У ребенка, пришедшего в школу, немало сведений о том, что его окружает. В школе он получает не только много нового, но и в уже известном узнает другие стороны, находит причинное объяснение явлений и т. д.
У тех школьников, у которых с I класса воспитывают познавательные интересы и любовь к умственному труду, которым дают необходимую интеллектуальную нагрузку, не ослабевает желание учиться и вырабатывается привычка к умственной работе и к добросовестному выполнению своих обязанностей.
При умелом ведении урока учитель не злоупотребляет интеллектуальными усилиями и терпением детей, дает им необходимый отдых, меняя виды учебных занятий, и ученики скоро убеждаются, что требования, которые к ним предъявляются, доступны. Успех и связанная с ним похвала, хорошие отметки являются большими стимулами в работе. Постепенно умственный труд делается для детей привычным, а следовательно в какой-то мере становится их потребностью.
Расширившийся объем знаний меняет во многом и отношение ребенка к действительности. Он учится любить природу, начинает понимать, что ее надо беречь и изменять на пользу человека.
Интеллектуальный рост детей отражается и на их моральном развитии. В этом возрасте в ребенке еще много непосредственности. Со свойственной детству прямотой он делит людей на хороших и плохих. Соединение в одном человеке положительных и отрицательных качеств для младшего школьника мало понятно. Этим объясняется, что любимый учитель или другой близкий человек в глазах ребенка полон всяких совершенств.
Более высокий уровень общего умственного развития (по сравнению с младшими детьми) помогает школьникам начальных классов понимать и состояние другого человека. Например, они видят чужую неудачу, горе, радость, успех и т. п. У них углубляются симпатии к людям, появляется сочувствие, сострадание и т. п.
В книге «Духовный мир школьника» В. А. Сухомлинский рассказывает о том, как восьмилетние дети пошли на реку посмотреть ледоход. Один мальчик уронил в воду портфель с книгами и тетрадями. Ребенок горько плакал, так как боялся наказания суровой мачехи. Товарищи очень жалели его, но не знали, чем ему помочь.
Когда учитель намекнул им, что они могли бы отказаться от похода в кино, а на эти деньги купить мальчику портфель и книги, все дети обрадовались такой возможности и отказались от удовольствия, чтобы выручить из беды своего друга.
Примеров готовности поступиться своими интересами ради другого можно привести из жизни младших школьников значительно больше, чем из жизни детей дошкольного возраста.
Все это говорит о том, что психическая жизнь младшего школьника с каждым годом становится богаче, полнее, понимание людей шире, глубже, сознательнее. Если в I классе ребенок нередко поступает правильно потому, что это поведение получает одобрение со стороны учителя, то уже во II и III классах выполнение нравственных норм само по себе вызывает у ребенка положительные эмоции, появляются мотивы: «я должен», «это надо сделать», которые действуют как внутренняя потребность и как привычка.
От учителя и из книг ребенок постепенно узнает, что не всегда и не везде люди жили и живут такой счастливой жизнью, какая есть в нашей Советской стране. Он проникается любовью к угнетенным людям в мире капитала и учится ненавидеть их угнетателей. Именно в начальных классах закладываются основы социалистической морали и вырабатываются навыки нравственного поведения.
Ребенок убеждается, что в учебной работе не все приятно и интересно, а есть и скучные, трудные занятия. Это действует воспитывающим образом, укрепляет волю младшего школьника, у него постепенно вырабатываются сравнительно устойчивые формы поведения, растет общественная направленность ученика и его умение руководствоваться сознательно поставленными целями.

к следующему параграфу ...