.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Современные взгляды на интеллектуальные возможности младших школьников


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

В психологии и педагогике издавна сложилось мнение о том, что умственные (интеллектуальные) возможности младших школьников весьма ограничены. Считалось, что ребенок 7—9 лет по своему развитию не может выйти за пределы конкретно-наглядных представлений, что он мыслит почти исключительно образами и потому не способен к отвлеченному (абстрактному) мышлению. Эти особенности психики младшего школьника принимались за что-то неизменное, мало поддающееся влиянию, независимо от того, в каких условиях живет, развивается и учится ребенок.
В связи с этим предполагалось, что систематические курсы наук доступны учащимся только в подростковом и старшем школьном возрасте, в начальных же классах необходимо возможно больше применять наглядность. Широко практиковался так называемый пропедевтический (подготовительный) курс преподавания того или иного учебного предмета, предваряющий более глубокое его изучение. При таком построении учебной работы один и тот же материал нередко изучался в школе дважды: в младших классах — элементарно, упрощенно, в старших классах — на должной теоретической высоте. В связи с этим детям приходилось многое переучивать: формулировки, определения и т. п. Много времени тратилось непроизводительно.
Целью школьного обучения считалось приобретение знаний и навыков. Память детей загружалась большим количеством второстепенных сведений, очень много внимания уделялось тренировкам, упражнениям в ущерб самостоятельной умственной работе школьников. Все это отрицательно отражалось на общем развитии детей.
Мысль об интеллектуальной недогрузке учащихся начальных классов, о более широких возможностях обучения современного ребенка давно появилась у ученых и передовых учителей, успешно работавших над детским развитием. Но только во второй половине нашего века советские психологи (Д. Н. Богоявленский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, С. Ф. Жуйков, Л. В. Занков, Н. А. Менчинская, Д. Б. Эльконин и другие) провели ряд конкретных экспериментальных исследований, которые показали, что учащиеся начальных классов обладают большими способностями к обучению, чем это считалось до сих пор, и что развитие детей зависит не только от их возрастных особенностей, но и от содержания и методов учебно-воспитательной работы, проводимой в школе.
Психологи-исследователи в своем построении экспериментального обучения исходили из того, что в настоящее время, в условиях бурного роста науки и техники, школа может дать ученику только небольшую часть той огромной информации, которая необходима для современного культурного человека. Поэтому задача школьного обучения — не только обогатить память знанием основ наук, но и с ранних лет развивать ум детей, чтобы они могли самостоятельно в течение всей жизни добывать необходимые сведения.
Традиционное начальное обучение заключалось почти исключительно в объяснениях, беседах и рассказах учителя, причем считалось достаточным, если ученик понял преподносимый ему учебный материал, выучил его и воспроизвел при ответе. Новые методы обучения требуют от младшего школьника, чтобы он думал, сравнивал предметы и факты, стремился выяснить причины и следствия изучаемых явлений, не только отвечал на вопросы, но и сам ставил их и пытался самостоятельно найти их решение.
Оказалось, что уже в начальных классах ребенок может не только усваивать чужие мысли, но с помощью учителя приходить к соответствующим выводам и обобщениям, которые ранее давались ему в готовом виде.
Исследования психологов показали, что возрастные особенности младшего школьника далеко не всегда требуют больших упрощений учебного материала, поэтому в школах почти полностью ликвидирована пропедевтика обучения. Теперь систематические, научно обоснованные курсы учебных предметов даются начиная с младших классов.
Не отрицая большого значения наглядности и конкретности в обучении младших школьников, исследования показали, что необходимо повышать удельный вес теоретических знаний, формировать не только наглядно-чувственные представления о явлениях окружающей жизни, но и отвлеченные понятия. Все это способствует общему умственному развитию школьников. При этом должен оставаться в силе принцип советской школы — форсировать умственное развитие не только сильных, способных детей, но и слабых, отстающих, добиваясь того, чтобы все достигли необходимого интеллектуального уровня.

Вопросы для повторения

1. Что влияет на развитие психики человека? Что является ведущим в этом развитии?
2. Почему нельзя сказать, что «ребенок — это маленький взрослый»?
3. Какие возрастные этапы проходят дети в своем развитии?
4. Дайте краткую характеристику психики ребенка преддошкольного и дошкольного возрастов.
5. Каковы анатомо-физиологические особенности младшего школьного возраста?
6. Какое влияние оказывает на ребенка обучение в школе? Как развиваются его познавательные интересы?
7. Расскажите о роли учителя, детского коллектива и семьи в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста.
8. Как идет развитие младших школьников в интеллектуальном и моральном отношении?
9. В чем отличие современных взглядов на интеллектуальные возможности младших школьников от традиционных?

к следующему параграфу ...