Учебное пособие, написанное академиком Я. К. Гротом, «Русское правописание», изданное в 1894 г.


Книга Г. Роледера «Онанизм», вышедшая из печати в 1927 г. и рассказывающая о лечении пагубной привычки.


Развлекательная и познавательная книга Г. Вагнера и К. Фрейера «Детские игры и развлечения», изданная в 1902 г.


Книга Н. Тяпугина «Народные заблуждения и научная правда об алкоголе», вышедшая из печати в 1926 г.

Общая характеристика внимания учащихся начальных классов


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Особенности внимания детей младшего школьного возраста зависят от развития их нервной системы. Смена процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий у младших школьников протекает сравнительно быстро. Этим объясняется то, что дети очень чутки к внешним впечатлениям, легко обращают внимание на каждый раздражитель. Поэтому возникшие в коре мозга новый очаг возбуждения заставляет ребенка отвлечься от того, на чем он был сосредоточен. Получается некоторая неустойчивость внимания, непроизвольное переключение его с одного предмета на другой. Этому способствует и сильно развитый ориентировочный рефлекс.
Детская впечатлительность приводит к тому, что внимание младшего школьника вызывается прежде всего ярким, образным, наглядным учебным материалом, живостью и эмоциональностью изложения.
Одна из общих особенностей внимания младшего школьника — это способность легче сосредоточиваться на предметах внешнего мира, чем на собственных мыслях и представлениях. Так, в одной школе первоклассникам предложили сосчитать членов своей семьи и соседей по квартире. Дети сделали попытку выполнить задание в классе, а потом отказались, заявив: «Лучше мы это сделаем дома, когда все соберутся». Данный факт говорит о том, что способность сосредоточиваться на своих мыслях и представлениях (так называемое внутреннее внимание) в этом возрасте еще слабо развита.
В первые месяцы обучения в школе ребенок одинаково внимателен к разным видам работы, так как его больше интересует не содержание учебного материала, а процесс учения.
Но постепенно его внимание становится более сосредоточенным при занятиях определенным учебным предметом или видом учебной работы. Это зависит от развития дифференцированных интересов ученика.
Таким образом, хотя у детей большую роль играет непроизвольное внимание, уже в дошкольном возрасте у них начинаег развиваться произвольное внимание. Оно — результат воспитания, общения детей со взрослыми, совместной с ними деятельности.
Нередко детям бывает трудно поддерживать произвольное внимание не только потому, что они не привыкли к волевым усилиям: у них отсутствует еще умение работать терпеливо, не спеша. Это особенно чувствуется, когда дети должны вникать в условие задачи. Учебные задания как на уроке, так и дома не могут быть выполнены, если на них не сосредоточиться. Постепенно ученик привыкает работать внимательно, у него развивается и послепроизвольное внимание.

к следующему параграфу ...






Добавлена книга известного в прошлом географа Ю. Г. Саушкина «Москва», под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н. Н. Баранского, изданная в 1955 г.


Добавлена книга М. Д. Каммари, Г. Е. Глезермана и др. авторов «Роль народных масс и личности в истории», изданная Гос. изд-м политической литературы в 1957 г.


Добавлена книга «На заре книгопечатания» В. С. Люблинского, изданная "Учпедгизом" в 1959 г. и повествующая о первых книгопечатниках.


Добавлена книга «Я. М. Свердлов. Избранные статьи и речи», изданная в 1939 г. и содержащая речи и статьи известного политического и государственного деятеля.


Добавлена книга «Таежные походы. Сборник эпизодов из истории гражданской войны на Дальнем Востоке», под редакцией М. Горького и др., изданная в 1935 г.


Добавлена брошюра М. Моршанской «Иустин Жук», напечатанная издательством "Прибой" в 1927 г. и рассказывающая о деятельности революционера.


Добавлена книга М. А. Новоселова «Иван Васильевич Бабушкин» о жизни Бабушкина, напечатанная издательством "Молодая Гвардия" в 1954 г.