.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Восприятия учащихся начальных классов


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Детство — возраст накопления ребенком огромного запаса впечатлений от окружающего мира. Для детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, очень многое ново и потому интересно. Но несмотря на то что дети любят все рассматривать, трогать руками, охотно слушают объяснения старших, многого они не замечают в окружающих предметах и явлениях. Причина этого — в особенностях детского восприятия.
В дошкольном возрасте наблюдения детей отличаются некоторой поверхностностью и недостатком целенаправленности. Учащимся I класса показали красочную картину с изображением белки. Затем предложили детям нарисовать белку яо памяти. И тут начались вопросы: «А какой у белки хвост?», «Есть ли у нее усики?», «Какого цвета у нее шерсть?», «Какие глаза?» и т. п. Эти вопросы показали, что дети очень многого в белке не увидели, хотя знали, что им надо будет ее рисовать.
Поверхностность восприятия приводит к тому, что младшие школьники замечают отдельные признаки предмета, не связывая их друг с другом и не замечая наиболее существенных его качеств. Все яркое, большое, подвижное привлекает их внимание. Поэтому то, что отличается наглядностью, воспринимается детьми лучше, чем отвлеченный, абстрактный материал. Но с каждым годом восприятия у младших школьников становятся более зрелыми, полными, второстепенное в воспринимаемом предмете отступает на задний план, а выделяется существенное, главное. Иллюстрацией такого развития восприятий может служить выбор двумя братьями игрушки в магазине. Первокласснику понравился деревянный автомобиль, который был изготовлен примитивно, двигался плохо, но зато был большого размера, ярко окрашен и имел громкий гудок. Его брат, третьеклассник, предпочел иметь металлический автомобиль, вдвое меньший по объему, скромной серой окраски, но с пружинным механизмом для движения и большим сходством с настоящей машиной.
В восприятии младших школьников нередко проявляется недостаток анализа и синтеза, Например, зная действие воздушного пистолета, ребенок не может рассказать о том, из каких частей состоит пистолет и по какому принципу действует, ему мало доступен анализ. Иногда, наоборот, ребенок подмечает отдельные явления, но не в состоянии объединить, синтезировать их в целое. Так, рассказывая об опыте по наблюдению упругости воздуха, ученик сказал о том, что трубка была стеклянная, тонкая, что палочка из дерева двигалась внутри трубки, пробка с шумом выскочила из нее, «стрельнула». Но о том, что именно сжатый в трубке воздух вытолкнул пробку, ученик ничего не сказал.
Восприятие в младшем школьном возрасте тесно связано с эмоциями. Ребенок воспринимает окружающий мир не безразлично, многое его радует или огорчает. Поэтому школьник обращает главное внимание на то, что возбуждает у него чувства, интерес, а не на то, что важно само по себе, хотя и не вызывает эмоций. Этим объясняется, что ребенок иногда указывает в предметах на такие детали, которые взрослыми не замечаются, так как не имеют существенного значения.
У школьников этого возраста восприятие часто бывает неточным. Сходные предметы они часто принимают за тождественные. Так, городские дети синицу могут принять за ворону. Неточность восприятия сказывается у учеников I класса при чтении, когда они вместо читаемого слова называют другое, сходное с ним. Например, вместо «перешел» читают «пришел», вместо «облако» — «яблоко». При этом они иногда совсем не думают о связи данного слова с текстом.
Недостаточно развито у младших школьников и восприятие пространства. Название основных мер длины они знают, но правильного конкретного представления расстояния, равного, например, километру, у них нет. Так, ученик II класса заявил, что от дома, где он живет, до школы 2 километра. На самом деле школа находилась на расстоянии всего двух небольших кварталов, и, очевидно, мальчик считал, что длина каждого из них равна километру.
Слабо развито у младших школьников и восприятие времени. Некоторые дети считают, что урок и час равны по времени. Одного ребенка отпустили гулять, строго наказав, чтобы он вернулся домой через час. Он пришел спустя 20 минут и был удивлен, что вернулся слишком рано. Но особенно трудно для детей воспринимать большие промежутки времени и такие отвлеченные понятия, как «эпоха», «эра». Иногда младшие школьники укорачивают периоды времени, иногда резко удлиняют их. Например, один первоклассник спросил дедушку, не охотился ли он на мамонтов, а ученик III класса поинтересовался, когда речь зашла о жизни в древней Греции до начала нашей эры, далеко ли от Афин жили тогда двуногие ящеры.
Слабые стороны восприятия детей объясняются отсутствием у них знаний и опыта, но по мере появления их ребенок начинает воспринимать мир все более и более точно и правильно. И в этом отношении большую роль играет обучение в школе.
Советская психология установила, что у детей имеются большие возможности для развития восприятий, надо только правильно использовать эти возможности.

к следующему параграфу ...