И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах
.
Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей
Воспитание воли младших школьников
Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г. OCR Biografia.Ru Приведено с небольшими сокращениями
Вся жизнь школы с ее строгим распорядком работы и повседневным контролем за учебой и поведением детей уже способствует волевой подготовке их к труду. Но каждому учителю следует проявлять особую заботу о воспитании воли учащихся и знать условия, необходимые для ее формирования. Прежде всего необходимо умение преодолевать трудности. Ребенку надо приобрести такое умение. Для этого учебный процесс должен строиться так, чтобы выполнение задания требовало некоторых усилий, без которых не может быть укреплена воля. Важно, чтобы учебная работа вызывала интерес у детей. Но если все учение будет построено на одной занимательности и при первом же затруднении учитель будет спешить на помощь школьнику, то воля ребенка не будет воспитываться.
В. А. Сухомлинский, который считал, что учение обязательно должно доставлять детям много радости, не мыслил себе радости без труда, без преодоления трудностей. Он писал, что ни в коем случае нельзя допускать, чтобы все давалось учащимся легко, чтобы ребенок не знал, что такое трудно. Наряду с процессом овладения знаниями, воспитывается культура и самодисциплина умственного труда. Воспитание воли начинается с мысленной постановки цели перед самим собой, сосредоточения умственных сил, осмысливания и самоконтроля.
Непосильные трудности тоже не помогут волевому воспитанию. Убедившись в невозможности выполнить задание, ученик оставит работу, у него появится чувство неуверенности в своих силах и начнет развиваться привычка не доводить дела до конца. Это ведет к слабоволию. Таким образом, первое важное условие воспитания воли — это трудные, но посильные задания.
Чтобы у школьника развивать усилия к преодолению трудностей, учитель должен создавать побуждения к учению, так как без сильного желания невозможно добиться поставленной цели. Если намеченная задача очень сложна, надо, не отказываясь сразу от ее выполнения, разбить ее на отдельные задания, выполнить ее по частям. Дети должны видеть и чувствовать, что они добиваются успеха, хотя и не сразу, а постепенно.
Стимулом для преодоления учащимися трудностей должна быть разумная требовательность учителя. Но только на ней одной нельзя строить учебно-воспитательную работу. Важно, чтобы дети испытывали чувство удовлетворения от выполнения заданий. Это чувство появится только в том случае, если их усилия будут завершаться успехом. В случае неудачи учителю надо ободрить ученика, внушить ему, что неуспех имеет временный характер и что при настойчивом труде ребенок добьется нужных результатов.
С первых дней учения в школе детей следует приучать к самостоятельной работе, необходимой для воспитания воли. Но делать это надо постепенно. Если неуверенного, робкого ребенка сразу предоставить самому себе, то его растерянность и страх перед неудачей еще более возрастут. Для укрепления воли робких или недостаточно сообразительных, но старательных детей необходимы одобрение и похвала учителя. У самоуверенных, смелых и малодисциплинированных учащихся надо воспитывать чувство особой ответственности за все, что они делают.
Важно приучать ребенка строго выполнять принятое решение, данное обещание, всегда доводить дело до конца.
Большую помощь в воспитании воли детей может оказать хороший, дружный детский коллектив. Обещание, данное не только себе и учителю, но и всем товарищам, выполнить бывает легче, так как не сдержать слова перед коллективом особенно стыдно.
Хорошо поставленная работа с октябрятами и в пионерском отряде способствует воспитанию у детей волевых качеств. У каждого октябренка и пионера должна быть определенная обязанность. Общественные поручения воспитывают у детей чувство ответственности перед коллективом, приучают не только подчиняться его требованиям, но и выступать от имени коллектива, организовывать работу других его членов, оказывать на них необходимое влияние. Все это воспитывает определенные волевые качества школьника.
Полезны также и беседы с детьми. Опыт лучших учителей говорит о том, что и в 8—9 лет ребята могут заниматься некоторой работой над собой. На ярких примерах из жизни замечательных людей важно показать, как они еще в детстве относились к своим обязанностям, к своему ученическому долгу. Очень хорошим примером могут служить детские годы В. И. Ленина. Н.К.Крупская пишет, что «Владимир Ильич поступил в гимназию 9 1/2 лет, все время учился отлично, кончил с золотой медалью. Это не так легко ему давалось, как многие думают. Ильич был очень живым. Любил ходить, далеко гулять, любил Волгу, Свиягу, любил купаться, плавать, любил кататься на коньках... Он страшно любил читать, книги захватывали его, увлекали, говорили о жизни, о людях, ширили горизонт, а учеба в гимназии была скучная, мертвая, приходилось брать себя в руки, чтобы заучивать всякий ненужный хлам, но у него был заведен такой порядок: сначала уроки выучит, потом за чтение возьмется. Держал себя в руках...
Сильную волю он в себе выработал. Что скажет — сделает. На его слово можно было положиться».
Не только на подростков и юношей, но и на детей младшего школьного возраста большое влияние оказывает личный пример учителя: его четкость в работе, организованность, умение все делать вовремя, никогда не опаздывать, заранее подготовить и строго продумать элементы урока. Весь стиль работы педагога, обладающего сильной волей, действует на учащихся, которые любят подражать учителю. Его дисциплинированность и волевой тонус передаются и школьникам.
Добиться воспитания у детей волевых качеств только в стенах школы нелегко. Это слишком длительный процесс, а ученики сравнительно немного времени проводят под руководством учителя. Поэтому необходима совместная работа педагога с родителями. Родителям надо давать рекомендации о том, как воспитывать у ребенка волевые качества, говорить о разумной требовательности к детям, напоминать о режиме дня, об укреплении здоровья школьника, о приучении его к посильному участию в работе по дому. Очень важно, чтобы у детей складывались правильные понятия о волевых качествах.
Вопросы для повторения
1. Дайте краткую характеристику чувств детей младшего школьного возраста.
2. Какое влияние оказывают чувства на учебную работу учащихся начальных классов?
3. Дайте краткую характеристику волевых качеств младшего школьника.
4. Что способствует воспитанию воли у детей младшего школьного возраста?
Задания
1. Понаблюдайте за двумя-тремя учащимися начальных классов на уроке, на перемене, во время спортивных игр и опишите, как протекают чувства у каждого из детей в разных видах деятельности.
2. Составьте характеристику волевых качеств одного-двух младших школьников.
3. Наметьте рекомендации для воспитания их воли, обсудите ваши предложения с товарищами по педучилищу и с учителем, хорошо знающим этих детей.